Сравнительный анализ форм государственного устройства унитаризам,федерация и конфедерация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 17:02, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является сравнительный анализ форм государственного устройства унитаризм, федерация и конфедерация.

Содержание

Введение 3
1 Понятие форм государственного устройства 4
2 Унитаризм, федерация и конфедерация как формы государственного устройства 5
3 Сравнительный анализ форм государственного устройства унитаризм, федерация и конфедерация 12
Заключение 17
Список литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

27_Сравнительный анализ форм государственного устройства унитаризам,федерация и конфедерация.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

Сторонники точки зрения о несамодостаточности конфедеративного устройства апеллируют к тому, что традиционно создание конфедерации исторически предшествовало ее перерастанию в федерацию или ее распаду на отдельные самостоятельные государства. Правовой основой для конфедерации обычно служит союзный договор. Конфедерацией было образование, сложившееся в 1776 г. в Северной Америке на месте бывших английских колоний. В конфедеративных отношениях находились кантоны Швейцарии до 1848 г. Принятие в 1787 г. конституции США и в 1848 г. Конституции Швейцарии фактически означало преобразование этих конфедераций в федерации. Новая Конституция Швейцарии, вступившая в силу 1 января 2000 г., сохранила термин «конфедерация», хотя в российской и зарубежной юридической литературе Швейцария определяется как типично децентрализованное федеративное государство.

В отличие от государственной  федерации, конфедерация государств - более слабое, менее тесное объединение. Она - не одно новое суверенное государство, а более или менее устойчивая совокупность государств, объединенных соглашением по согласованию и совместному осуществлению определенных ограниченных целей, функций и задач, чаще всего военных, внешнеполитических, внешнеэкономических, таможенных и др.

Конфедерация обычно не имеет своего особого, единого  гражданства, единой правовой и налоговой  системы. Каждый субъект конфедерации имеет собственные суверенные государственные  органы, а органы конфедерации, как  правило, состоят из представителей ее субъектов.

 

3 Сравнительный анализ  форм государственного устройства  унитаризм, федерация и конфедерация

 

Среди основных форм государственного устройства наиболее простой и в  то же время наиболее распространенной формой является унитарное государство.

В отечественной и зарубежной юридической литературе ее изучению уделяется огромное внимание. Среди авторов, специализирующихся на исследовании форм государственного устройства, нет принципиальных расхождений по поводу того, что представляет собой унитарное государство и каковы его основные признаки и черты.4

Все исследователи исходят  из того, что унитарное государство  – это всегда единое государственное  образование. Государство при этом делится лишь на административно-территориальные  части. Для унитарного государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой правовой и судебной системы, единой конституции, общей финансовой и налоговой системы, единой централизованной системы национальной безопасности, единого гражданства и др. Унитарными государствами в настоящее время являются Великобритания, Нидерланды, Дания, Венгрия, Китай, Монголия, Япония и др.

Более сложной и в  то же время менее распространенной формой государственного устройства в  современном мире является федерация. Она является «менее распространенной» лишь по отношению к унитарному государству, в относительном плане, но не по отношению к другим формам государственного устройства, в абсолютном плане.

Конфедерация нередко  рассматривается как промежуточное звено на пути движения государств к образованию федерации. В настоящее время конфедерацией в формально-юридическом плане считается Швейцария, хотя фактически она является федерацией. Признаки конфедерации имеются и в Содружестве Независимых Государств (СНГ). В качестве конфедерации нередко рассматривается и Европейский союз.

В отечественной и  зарубежной юридической литературе конфедерация как форма государственного устройства не всегда воспринимается однозначно. Традиционные споры время  от времени возникают не только и даже не столько по поводу ее отличительных признаков и черт, сколько по поводу ее формально-юридической природы и характера. Дело в том, что если одними авторами конфедерация воспринимается исключительно как форма государственного устройства, то другими – как международно-правовое объединение, как субъект международного права. Сравнивая конфедерацию с федерацией, еще в начале XX в. Ф. Кистяковский задавался вопросом: чем же отличается союзное государство (федерация) от союза государств (конфедерации)?

При ответе на него автор  исходил из следующих посылок. Во-первых, из того, что конфедерация основана «на международных взаимных обязательствах соединенных государств, вытекающих из договора», а федерация – на «объективном праве, установленном путем всеобщего соглашения, и закона или обычая».

Во-вторых, что государства, входящие в состав конфедерации, сохраняют  суверенитет, в то время как члены  федерации теряют суверенитет и  подчиняются суверенной власти «сложного  целого, которое они образуют».

В-третьих, что федерация  есть государство, «юридическое лицо публичного права», тогда как конфедерация является субъектом права «лишь в международной  жизни, но не обладает публичными правами  власти».

И в-четвертых, что за членами конфедерации признается право выхода из союза, тогда как у субъектов федерации такого права нет. Члены федерации, пояснял автор, «не могут актом своей односторонней воли прекратить свою связь с целым. Отделение их рассматривается юридически как акт бунта или мятежа против федеральной власти, и может повлечь за собой для них репрессии, помимо тех, которыми сопровождается война».

Подобного взгляда на конфедерацию как на исключительно  международно-правовое объединение  придерживались, помимо Ф. Кистяковского, и некоторые другие авторы. И в этом, несомненно, был и остается свой резон. А именно, наличие у конфедерации как признаков союзного государства, так и черт союза государств. Это необходимо учитывать и с этим нельзя не считаться.

Ведь не только раньше, но и сейчас конфедерация определяется не иначе как «объединение независимых суверенных государств, образованное на основе договора или пакта для достижения вполне определенных, специфических целей».

Особо при этом подчеркивается «независимость», «суверенность» государств – составных частей, членов конфедерации. Правда, при этом тут же оговаривается, что в условиях федерации ее составные части, субъекты федерации, тоже нельзя рассматривать в качестве обычных административно-территориальных единиц. В отношениях между собой и с федеральным центром каждый из них на соответствующей территории и в соответствующей сфере жизнедеятельности также неизменно выступает в качестве суверенного государственного образования.

Таким образом, в условиях конфедерации ее субъекты сохраняют  за собой полный суверенитет, а точнее, почти полный, передав часть своих полномочий в сфере предмета договора новому союзному образованию. В то же время у субъектов федерации сохраняется ограниченный или весьма ограниченный суверенитет.5

В этом проявляется одно из сходств и различий федерации и конфедерации. Сходство заключается в принципиальном наличии у их субъектов суверенитета. Различие – в степени или уровне наличествующего суверенитета.

Первое сближает федерацию  как форму государственного устройства с конфедерацией. Второе отделяет их друг от друга, вынуждает рассматривать конфедерацию не как прототип союзного государства, а как некий перманентный союз государств.

Сходство федерации  как формы государственного устройства с конфедерацией проявляется  и в других отношениях.

В зарубежных источниках вполне оправданно указывается, например, на то, что в основе образования  и функционирования федерации и  конфедерации лежат некоторые общие  принципы. В частности, принцип совмещения воли (Superimposition) субъектов федерации  и конфедерации с волей образуемого ими целого, с одной стороны, и принцип автономии субъектов федерации и конфедерации – с другой.

Поскольку конфедерация во многих случаях рассматривается  как «отражение (выражение) федерализма», отмечается в связи с этим западными экспертами в области государственного устройства, и поскольку конфедерализм отражает общность некоторых принципов федерализма, таких, например, как принцип совмещения воль и автономии, то можно говорить не только и даже не столько о различии федерации и конфедерации, сколько об их общности и сходстве. С той, однако, разницей, что в условиях федерации основной акцент делается на принципе согласования воль, тогда как в условиях конфедерации – на принципе автономии. Последнее вполне объяснимо, поскольку конфедерация всегда предполагает гораздо большую самостоятельность своих составных частей – субъектов, их более широкую автономию, чем федерация.

На общность принципов  построения и функционирования федерации  и конфедерации как факторов, объединяющих их, указывается также во многих других источниках.

В них же нередко в  утвердительной, констатирующей форме, а еще чаще в дискуссионном  плане обращается внимание на то, что  в условиях существования как  федерации, так и конфедерации центральная  власть может иметь прямую связь с населением.

Сторонники точки зрения существования прямой связи центральной  власти с населением в условиях конфедерации рассматривают ее как фактор, сближающий конфедерацию с федерацией, считают  конфедерацию как форму объединения, стоящую ближе к национальной, нежели к международной, организации. Противники данной точки зрения считают, что все обстоит как раз наоборот.

В качестве объединяющего, а точнее, сближающего конфедерацию с федерацией фактора рядом исследователей рассматривается то обстоятельство, что конфедерация, даже в том случае, когда она представляется как «чисто» международная организация, нередко с течением времени перерастает в федерацию, являющуюся по своей природе «чисто» национальной организацией.

Примерами могут служить: конфедерация, существовавшая до перерастания ее в федерацию на территории США (1776–1789), конфедерация земель Германии (1815–1867), а также конфедерация, состоявшая из кантонов Швейцарии (1815–1848). Все эти государственные объединения, первоначально зародившись в форме конфедераций, в силу экономических, политических и иных многочисленных причин постепенно трансформировались в классические федерации.

Имея в виду данное обстоятельство, многие западные исследователи  отнюдь не случайно именуют конфедерацию «сверхнациональной» (supranational) организацией, «имеющей федеральный конец», или же рассматривают ее в качестве такого союза или ассоциации, который «не вписывается» в сложившиеся представления ни о национальной, ни о международной организации.

С учетом всего сказанного конфедерацию можно весьма условно, с учетом принципов ее организации и перспектив ее развития, относить к формам государственного устройства, впрочем, как и к «чисто» классическим международным организациям.

 

Заключение

 

Подводя итог можно сделать следующие выводы:

В современной политологии  для общего обозначения структурных  и властных признаков государства  используется понятие «форма государства». Это понятие включает три элемента: форму государственного устройства, форму правления и политический режим.

Форма государственного устройства определяет принципы национально-территориальной  организации государства и взаимоотношений  центральных органов власти с  региональными. Различают три основные формы государственного устройства — унитарное государство, федерацию и конфедерацию.

Унитарное государство, наиболее распространенное в современном  мире, характеризуется единством  конституции и единством системы  высших органов государственной  власти, высокой степенью централизации  управления всех административно-территориальных единиц (департаментов, областей, районов и т. п.) при отсутствии у них политической самостоятельности. В качестве примеров унитарных государств можно назвать Финляндию, Францию, Японию. Такой была и Российская империя до 1918 года. В настоящее время в нескольких унитарных государствах — Великобритании, Испании, Италии, Дании, Финляндии — существует административная автономия для отдельных территорий. Так, в составе Великобритании ограниченной автономией располагают Шотландия и Северная Ирландия.

Федерация предполагает иной тип внутренних связей, объединяя  несколько государств или территорий (субъектов) в единое союзное государство  при сохранении у каждого из них  юридической и некоторой политической самостоятельности. Показателем известной суверенности каждого члена федерации является наличие у них собственной конституции, законодательства, органов представительной и исполнительной власти, а в некоторых случаях и гражданства, флага, герба, гимна. Прямое представительство субъектов федерации в парламенте страны обеспечивает существование второй палаты (в России, например, им является Совет Федерации, в США — Сенат, в ФРГ — Бундесрат). Вместе с тем основополагающий принцип федеративного государства — главенство общефедеральной конституции и законодательства. Важными объединяющими факторами в нем выступают единое социально-экономическое пространство, общность денежной системы и гражданства. В настоящее время федеративную форму государственного устройства избрали около 20 стран.

Конфедерация представляет собой постоянный союз суверенных государств, образованный с определенной целью, чаще всего внешнеполитической. Субъекты конфедерации обладают высокой степенью суверенитета при ограниченных правах конфедеративного центра, в ведении которого находятся, как правило, только главные вопросы внешней, оборонной, а в некоторых случаях и финансово-экономической политики. При необходимости создания центральных органов, единых вооруженных сил и общей банковской системы их образуют на паритетной основе и только при условии ратификации в законодательных органах субъектов конфедерации.

 

Список литературы

 

Кабишева, Л.Я. Сравнительная  политология: Формы государственного правления и устройства в различных  странах. Сравнительный анализ: учебн. пособие/ Л.Я. Кабишева.- Красноярск: СибГТУ, 2009.-87с.

Информация о работе Сравнительный анализ форм государственного устройства унитаризам,федерация и конфедерация