Строительство Кузнецкого металлургического комбината

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 14:49, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение вопроса о строительстве Кузнецкого металлургического комбината – первенца Сибирской индустрии.
Задачи этого реферата заключаются в следующем: проанализировать дореволюционный подготовительный этап строительства; охарактеризовать этапы строительства, важнейшее значение для промышленности Западной Сибири, России в целом.

Содержание

Введение 3
1.История развития Кузнецкой земли
2.Дореволюционный подготовительный период в строительстве КМК
3.Вклад в проектирование комбината М.А. Павлова, Н.В. Гутовского, и особенно, М.К. Курако
4.Этапы строительства КМК, руководители его строительства
5.Подготовка кадров для работы на стройке
6.Условия жизни и быта строителей КМК, их трудности и проблемы
7.Использование ссыльных и заключенных на стройке
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Первенец сибирской индустрии.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

Урало-Кузнецкий проект предусматривал сооружение на Востоке  четырёх металлургических заводов, каждый производительностью 50 млн. пудов  чугуна в год. Три завода предполагалось построить на Урале, непосредственно у железорудных месторождений, на кузнецком минеральном топливе, четвёртый завод – в Кузнецком бассейне, на местах тельбесских рудах, на той самой Горбуновской площадке, где мечтал видеть завод ещё М. К. Курако. Проектируемые металлургические заводы были достижением для своего времени: в дореволюционной России не было заводов такой мощности, с таким механизированным производственным процессом. В этот комплекс входило развитие каменноугольной и коксохимической промышленности в Кузбассе, сооружение железных рудников на Урале и в Тельбесе,  постройка новых железнодорожных линий, создание металлообрабатывающей промышленности. Урало-Кузнецкий проект предусматривал развитие в Кузбассе не только угольной, но и металлургической, а также некоторых других отраслей тяжелой промышленности как базы индустриализации Сибири и соседних с ней районов. 16 марта 1921 г. по  инициативе Сиббюро ВСНХ в Томске состоялось техническое совещание, на котором постройка металлургического завода в Кузбассе была определена как одна из важнейших задач. Совещание приняло решение о постройке завода на Горбуновской площадке (вблизи Кузнецка) и дооборудовании Гурьевского завода.

В 1925 г. началась подготовка к осуществлению и второй, важнейшей  части Урало-Кузнецкого проекта  – постройки новых заводов чёрной металлургии. На протяжении 1925г. была разработана постепенно расширявшаяся программа строительства металлургического завода - комбината на базе тельбесской железной руды и каменноугольных месторождений Южного Кузбасса. Тельбесский завод (это название, зародившееся в Сибири, закрепилось за ним на весь период подготовительных работ) должен быть заложить основы индустриализации ранее отсталой окраины и вместе с тем расширить металлургическую базу Советского Союза. 2 марта 1926 г. Сибкрайисполком постановил организовать бюро для проектирования Тельбесского комбината (Тельбесбюро), которому было поручено проведение подготовительных и исследовательских работ.

Приглашения принять  участие в строительстве завода в Кузбассе были посланы И. П. Бардину и Г. Е. Казарновскому – ученикам М. К. Курако. И. П. Бардин с 1925 г. работал главным инженером завода им. Дзержинского на Украине. Его, безусловно, интересовали проблемы сибирской металлургии, но тем не менее на приглашение Тельбесбюро Бардин ответил отказом, так как был увлечен начавшейся реконструкцией завода. Кроме того, у него не было уверенности в том, что дело с заводом в Кузнецке стало на твердые рельсы. По тем же соображениям отказался и Г. Е. Казарновский.

В июле 1926 г. Правительственная комиссия под председательством заведующего металлургическим отделом Гипромеза установила место постройки металлургического завода. Выбор пал на давно намеченную Горбуновскую площадку около города Кузнецка, которая оказалась наиболее удобной из-за наличия здесь железной дороги, большой реки Томи и близости двух каменноугольных месторождений. На заводской площадке начались топографическая съёмка, изучение грунта, гидрогеологические исследования.

В конце июля, т.е. буквально  через несколько дней после выбора площадки, стала ясна ошибочность подсчётов запасов железной руды, которые произвели в своё время геологи Копикуза: в принятых к подсчёту горизонтах содержалось руды не 29,5 млн. т, а не более 10 млн. т.  Проверочные исследования показали, что рудные тела в Тельбесе и Темир-Тау занимают небольшие горизонтальные площади, что особых тел – «подрудков» - в этих месторождениях нет. Для выявления запасов руды, необходимых заводу, требовалось провести глубокое алмазное бурение, которое в то время в Советском Союзе почти не практиковалось. Сибирские краевые организации смогли достать лишь один буровой станок. Был приглашён опытный буровой мастер, большой специалист по разведочному бурению И. В. Бондарев. Бурение началось в декабре 1926 г. Снижение разведанных запасов железной руды затормозило начавшуюся подготовку к строительству завода.

Кузнецкий завод (как  и Магнитогорский) являлся предприятием, на котором решалась проблема внедрения  в нашу металлургию самой передовой  техники. В процессе разработки технических  оснований проекта и последующего проектирования шли горячие споры о типах агрегатов и мощности всего завода.

15 января 1929 г. … Эта  дата стала вехой в историческом  календаре Кузнецкого комбината,  в летописи второй угольно  – металлургической базы страны. В этот день Совет Народных Комиссаров и Совет Труда и Обороны, заслушав доклад ВСНХ о капитальном строительстве в чёрной металлургии, приняли окончательное решение о постройке Кузнецкого (После того как было решено, что проектируемый металлургический завод будет работать на привозной магнитогорской руде, название "Тельбесский” потеряло свой прежний смысл и завод всё чаще стали называть именем, которое с древности присвоили народы этому краю по основному занятию его жителей – Кузнецким) и Магнитогорского заводов.

Для технического руководства  строительством крупнейшего металлургического  завода нужен был инженер-металлург  с большим опытом и знаниями. К  числу таких людей принадлежал  главный инженер завода им. Дзержинского Иван Павлович Бардин. Он участвовал в  рассмотрении проектов Магнитогорского и Кузнецкого заводов, давал по ним заключения. 28 февраля 1929 г. в «Торгово-промышленной газете» появилась статья «Постройка Тельбесского металлургического завода». В ней сообщалось о состоянии проектирования, о плане работ на ближайший период, наконец, о том, что главным инженером Тельбесстроя назначен И. П. Бардин. В общем, мнение людей, стоявших близко к металлургии, главный инженер Кузнецкого строительства являлся крупным специалистом, инженером большого размаха, способным не только управлять действующим заводом, но и руководить стройкой большого металлургического завода.

На всю жизнь запомнил И. П. Бардин поздний вечер 25 марта 1929 г., когда  он впервые ступил на кузнецкую землю. Прежде всего И. П. Бардин тщательно  ознакомился со строительной площадкой. Главный инженер остался доволен результатами осмотра. Песок, галька, камень, кирпич, уголь – всё это было под руками. Река Томь с притоками соединила площадку с лесистой Горной Шорией, обеспечивая стройке сплав лесоматериалов. Гурьевский завод будет снабжать строительство железом, огнеупорами.  Землеустроительные работы по отводу участка для будущего завода и подсобных предприятий к этому времени были закончены. Под строительство отводилась площадь в 6000 гектаров. В конце апреля управление по строительству завода официально переименовывается в Кузнецкстрой.

Партия и правительство сделали  чрезвычайно удачный выбор, поставив у руководства Кузнецкстроем  таких выдающихся людей, как С. М. Франкфурт и И. П. Бардин, по своим  личным качествам и жизненному опыту удивительно дополнявших один другого: С. М. Франкфурт с его кипучей энергией, живой, торопливый и И. П. Бардин – спокойный, немногословный, твёрдый, прямой. Характерной чертой С. М. Франкфурта было его умение, даже талант – подбирать людей и заражать их своей энергией. Франкфурт приехал из Москвы с директивой, как он выразился, «самого решительного порядка – сделать что угодно и какими угодно средствами, но создать действительный перелом». Через несколько дней после приезда С. М. Франкфурт выступил на собрании партактива. Задачи партийной организации Кузнецкстроя он сравнивал с фронтовыми зданиями. С. М. Франкфурт полностью одобрил то, что на площадке начали рыть котлованы и закладывать фундаменты основных цехов, не дожидаясь директив из Новостали.

Одной из важнейших задач в период подготовки строительства было проведение работы по уточнению генерального плана, изготовлению рабочих чертежей и  заказу оборудования. Она была выполнена  успешно благодаря тому,  что  на Кузнецкстрое с самого начала сформировался хорошо подобранный коллектив специалистов, основные силы которого были направлены на проектирование как решающий участок. И. П. Бардину и Г. Е. Казарновскому представилась возможность воплотить в жизнь куракинскую идею о наиболее рациональной планировке завода, хотя сравнительно небольшие размеры и чрезвычайно пересеченный рельеф заводской площадки создавали при этом значительные трудности.

Рабочее проектирование Кузнецкого завода было выполнено всецело в Советском  Союзе при консультации фирмы «Фрейн».  Это позволило сберечь валюту, а главное, как вспомнил руководитель объединения «Новосталь» И. В. Косиор, «лучше обеспечило строительство проектным материалом, чем создало основание более успешного хода строительства по сравнению с Магниткой».

20 июня 1929 г. начались земляные  работы по устройству заводской  площадки, были подняты первые  пласты целины. 27 июня началось  сооружение подъездного пути  от станции Кузнецк к будущему  складу технических изделий на  заводской площадке. Почти одновременно строители приступили к рытью котлована под здание заводоуправления и к прокладке шоссейной дороги к нему от станции.

Строительство Кузнецкого металлургического  комбината велось в чрезвычайно  сложной обстановке. Несмотря на всю  важность Кузнецкстроя, страна не могла обеспечить его многими строительными материалами. Только с помощью В. В. Куйбышева, в то время председателя ВСНХ СССР, были приняты заявки Кузнецкстроя на строительные материалы. Чтобы получить грузовые автомашины, пришлось обратиться к Наркому обороны К. Е. Ворошилову, который и помог Кузнецкстрою приобрести первые грузовики. Были трудности и другого порядка. Штаб руководства стройкой находился на расстоянии около 500 км от строительной площадки.

Таким образом, к началу 1930 г. строителям удалось решить задачу первого строительного сезона; они преодолели все препятствия и овладели «плацдармом», иначе говоря, освоили строительную площадку, закрепились на ней и теперь могли двигаться дальше.

Ввиду исключительной сложности строительства  новых металлургических заводов правительство сочло необходимым создать специальное объединение «Новосталь», которому в начале 1930 г. были переданы крупнейшие стройки черной металлургии.

С 15 апреля открываются работы по постройке  доменного цеха, составляющие 15-й строительный участок, - говорилось в историческом приказе №33 за подписью И. П. Бардина. Котлован под первую доменную печь начали копать 11 апреля. Строители загорелись желанием, во что бы то ни стало, заложить фундамент первой домны в день Международного праздника трудящихся 1 Мая. Взятое строителями ответственное и почётное обязательство – закончить рытьё котлована к 1 Мая – было выполнено. 1 Мая 1930 г. на Кузнецкстрое был двойной праздник.

11 июня 1930 г. была пущена первая  временная электростанция. 16 июня началась планировка площадки коксового цеха. Работы велись на всех участках строительства первой очереди металлургического цикла, кроме прокатного цеха. 17 июня строители домны объявили себя мобилизованными и обязались к 25 июня закончить сооружение фундамента доменной печи. Рапорт строителей Кузнецкого завода XVI партийному съезду заканчивался словами: «Убежденные в реальности сроков, беззаветно преданные Коммунистической партии и интересам рабочего класса нашей страны и всего международного пролетариата, мы, строители Кузнецкого металлургического завода, на боевой приказ партии отвечаем: под её руководством, углубляя социалистическое соревнование и ударничество, наш завод построим в срок, хорошо и дешево.

Союзу нужен металл, - он нами будет  дан». Июнь 1930 г., когда о славных делах кузнецкстроевцев узнала вся страна, отмечен в летописи Кузнецкстроя и таким памятным событием, как закладка первых каменных домов социалистического города. Почти одновременно с закладкой завода был заложен новый город, будущий крупнейший индустриальный центр Кузбасса – Новокузнецк.

Январь 1931 г. Скованный 50-градусными морозами, завьюженный Кузнецкстрой вступал  в третий, решающий год пятилетки. Слово «Кузнецкстрой» в этот год  становится синонимом трудового  героизма.  В январе 1931 г.  развернулось строительство литейного цеха.  [2] Он был нужен Кузнецкстрою как воздух. Самые простые отливки приходилось возить с Урала, из Москвы, Ленинграда, Донбасса. Строители выдвинули встречный план пустить цех на два

Строителями литейного цеха были 19-20 летние парни, пришедшие в основном из сибирской деревни. На постройку литейного цеха райком ВЛКСМ перебросил известных всей площадке ударников-комсомольцев С. М. Дзендзеля и В. З. Истратова. Первый был назначен помощником начальника цеха по труду, второй – механиком. Во главе строительства комсомольского цеха был поставлен коммунист инженер-литейщик Павел Николаевич Бидуля, мобилизованный  Центральным Комитетом ВКП (б).

Сооружение других вспомогательных  цехов проходило с большими осложнениями. Котельный цех был окончательно сдан в эксплуатацию в I квартале 1931 г., механический – 1 апреля, кузнечный – в конце III квартала.

Из всех вспомогательных  цехов с наибольшими трудностями  строился и осваивался шамото –  динасовый, значение, которого было особенно велико. Для кладки коксовых, доменных, мартеновских печей, нагревательных устройств прокатных цехов требовалось огромное количество огнеупорного кирпича. Огнеупоры поступали из-за границы. Любые перебои в доставке кирпича какой-либо марки тотчас отражались на темпах строительства. Поэтому и было так важно организовать в кратчайший срок производство огнеупоров на месте. Шамото-динасовый цех запроектировали как большой по тому времени завод производительностью свыше 30 тыс. т шамота и 15 тыс. т динаса в год. Первую очередь цеха было решено ввести в эксплуатацию 1 апреля 1931 г.[3] Кладку печей выполняла подрядная организация Теплострой при участии кузнецкстроевских каменщиков. Техническое руководство осуществлял персонал фирмы «Фрейн». Одновременно со строительными работами производился монтаж оборудования.

Летом 1931 г., с постройкой второй временной электростанции, был  ликвидирован хронический недостаток электроэнергии. Вторая ВЭС способствовала успешному пуску основных цехов и их работе в первый период, когда она подменяла центральную электростанцию. В том же 1931 г. был создан электроцех, объединивший обе временные электростанции, телефонную станцию, электроремонтную мастерскую и бригады электромонтеров по сетям и подстанциям.

Информация о работе Строительство Кузнецкого металлургического комбината