Строительство Кузнецкого металлургического комбината

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 14:49, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение вопроса о строительстве Кузнецкого металлургического комбината – первенца Сибирской индустрии.
Задачи этого реферата заключаются в следующем: проанализировать дореволюционный подготовительный этап строительства; охарактеризовать этапы строительства, важнейшее значение для промышленности Западной Сибири, России в целом.

Содержание

Введение 3
1.История развития Кузнецкой земли
2.Дореволюционный подготовительный период в строительстве КМК
3.Вклад в проектирование комбината М.А. Павлова, Н.В. Гутовского, и особенно, М.К. Курако
4.Этапы строительства КМК, руководители его строительства
5.Подготовка кадров для работы на стройке
6.Условия жизни и быта строителей КМК, их трудности и проблемы
7.Использование ссыльных и заключенных на стройке
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Первенец сибирской индустрии.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

Однако к концу 1929 г. в снабжении и общественном питании  наметилось резкое ухудшение. Сказывалось  неумение Сибкрайсоюза и Тельбесского Центрального рабочего кооператива (ЦРК), который обосновался в Кузнецке, перестроить свою работу. Эти организации привыкли иметь дело с населением маленького уездного городка, где почти каждая семья имела подсобное хозяйство. На площадке Кузнецкстроя в декабре 1929 г. собралось почти 15 тысяч «едоков». Продукты поступали из края беспланово, а резервы отсутствовали. Кроме того, у ЦРК не было средств, управление Кузнецкстроя тоже не могло финансировать кооперацию из своей скудной сметы. Строительство магазинов, ларьков, столовых, хлебопекарен, как и строительство жилищ, все время отставало от роста населения.

Картина трудностей, с  которыми столкнулись зачинатели великой  стройки, будет неполной, если не напомнить  об оторванности площадки от очагов промышленности и культуры. Ни кино, ни радио, один маленький  клуб в бараке Верхней колонии. Весной, во время разлива рек, связь площадки с миром почти прерывалась.

Недостаток жилья заставил форсировать жилищно-бытовое строительство.

Первые капитальные  здания культурно-бытового назначения были построены в 1933г. В стороне  от городской застройки вырос большой корпус Сибирского института черных металлов, которому присвоили имя Серго Орджоникидзе. На Верхней колонии было закончено строительство пятиэтажной гостиницы, школы на 800 мест, поликлиники, автоматической телефонной станции.

Но самые ценные подарки кузнечане получили к празднику Великого Октября. В течение 200 дней на болоте против заводоуправления выросло здание городского театра. Всего за шесть с половиной месяцев до того момента, когда распахнулись дубровые двери в залитый ослепительным светом театральный зал, на этом самом месте шуршала высокая болотная трава, а ноги прохожего вязли в топком болоте.

Город рос быстро, острой стала проблема городского транспорта. Восемь автобусов явно не справлялись с перевозкой пассажиров. Летом 1933 г. было получено разрешение Наркомтяжпрома на строительство трамвая. 20 июля была утверждена трасса трамвайного пути, в августе начались земляные работы. Как о строительстве домен и мартенов, центральные газеты сообщали: «В Сталинске начато строительство трамвая».

Планировка города началась также в 1933г. Прокладывались шоссейные  дороги, тротуары, проводилось уличное  освещение, дома объединились в улицы. Площадка стала приобретать облик  города

Летом за городом, на реке Кондоме, открылся парк культуры и отдыха металлургов. Началось расширение водно - спортивной станции.

Осенью 1933 г. около строившегося городского театра было посажено первое дерево. Началось озеленение города. Оно  проводилось субботниками. Первый массовый субботник был организован 18 октября.

 

7. Использование ссыльных и заключенных на строительстве КМК

В октябре 1928 года наша страна вступила в период первой пятилетки. К 1928 году дефицит металла, особенно чугуна, стал серьезным тормозом в  развитии народного хозяйства. В  течение пятилетки намечалось построить 15 предприятий черной металлургии, включая завод ферросплавов. Самые крупные из них – Магнитогорский, Кузнецкий и Криворожский заводы – должны были наиболее быстро развить производство металла.

Одна из труднейших проблем, которую предстояло решить в процесс строительства – кадровая. Во всем на родном хозяйстве было занято 10,8 миллиона рабочих, в том числе в промышленности – 3,8 миллиона, в строительстве всего 723 тысячи человек. Инженеров и техников со специальным образованием в промышленности было 24,2 тысячи. Можно понять, что строить заводы, так же как и работать на них, было практически некому.

Что представлял собой  Кузбасс первой пятилетке? Самым  большим по площади с наименьшим населением был Кузнецкий район, где проживало всего 19 тысяч человек. Кузбасс не мог обеспечить строительство завода даже неквалифицированной рабочей силой. Ее пришлось завозить со всей Сибири, со всех концов страны. Кто же стал рабсилой Кузнецкстроя?

Из протокола совещания  при начальнике Кузнецкстроя от 26.10.1929 года:

«… Одним из дополнительных мероприятий по привлечению на строительство  рабочей силы считать установление связи с земорганами на предмет  выяснения возможности получения  рабочих из переселенцев на строительный сезон 1929-30 годов».

В 1929 году в район строительства начинают прибывать крестьяне. Первые строительные специальности Кузнецкстроя – коновозчики, грабари, землекопы. Причем это были не только мужчины, но и женщины.

На 1931 год 71 процент всех рабочих имели возраст до 30 лет. Социальный состав массы строителей: колхозники, крестьяне, высококвалифицированные рабочие, «отбросный элемент», «ссыльно-переселенцы», «сибулоновцы» – люди, которые содержались в сибирских лагерях особого назначения. Большой процент «сибулоновцев» работал на кирпичном заводе, относившемся к Кузнецкстрою.

Индустриализация породила не только трудовой героизм. Шла постоянная борьба с «классовым врагом». «В течение 1931 года изъято с площадки кулаков, чуждого элемента и других 2,5 тысячи человек…»

Судя по личным делам, хранящимся в отделе кадров, на Кузнецкстрое в основном работали спецпереселенцы из Московской области. Предполагалось, что «эти кулаки будут как вольные, но находиться за проволочным ограждениями», с оплатой без коэффициента бытовых условий, т.е. ниже на 30 процентов, чем вольным, столовая отдельно.

Чтобы иметь представление  о том, какое количество рабочих  участвовало в строительстве, обратимся  к цифрам. На 1 мая 1932 года на площадке и в районе было 95 084 рабочих. Из них  постоянных рабочих-строителей 7 100 человек, рабочих-металлургов и химиков – 13 тысяч, сезонников (крестьян) – 61 тысяча. Всего населения, считая рабочих, служащих, специалистов и иждивенцев, – 185 288 человек. Число судимых на площадке, по сообщению прокурора, около 5 тысяч человек.

«…Мы находимся в  Сибири, вдали от культурных центров, у нас имеется около 4 тысяч классовых врагов, которых мы используем, заставляем работать на дело социалистического строительства, именно поэтому бдительность в отношении классового врага должна быть удвоена, утроена…» (из стенограммы бюро райкома партии 3 мая 1931 года). Под классовым врагом подразумевали любого, кто не молчал, требовал человеческих условий, одежды, посильной работы. Вот характерные примеры.

«На коксовом цехе имел место  такой факт: один из кулаков разговаривал с работницей о том, что она выполняет непосильную тяжелую мужскую работу, это ловкий пример против нас.»

«Кулаки Хомутов, Калинин, Нагайцев разлагали артели коновозчиков. Убеждали рабочих, что расценки очень  низкие, надо добиваться повышения, агитировали против работы в праздничные дни…»

«…Рабочий сейчас работает не 10-9 часов, а значительно меньше. Мы не сумели до сих пор заставить  кулаков работать полный рабочий  день. Кулаки, или вернее «сибулоновцы», преступники, которые не лучше кулаков, должны работать по 11 часов в день…».

О том, как жили строители  Кузнецкстроя, написано много. Хотелось бы привести цифры, которые скажут сами за себя. В апреле 1932 года землянок насчитывалось  до 6 тысяч, в них проживали 34 460 рабочих  Кузнецкстроя. В бараках прожинали 26 400 человек, на Верхней колонии 3 483 рабочих и служащих, в Соцгороде до 5 000 человек.

Часто говорят, что завод  строился руками политзаключенных. С  этим нельзя согласиться, как и с  тем, что комбинат возводили только комсомольцы, коммунисты, герои-ударники. В 1932 году на строительстве было около 12 тысяч комсомольцев, 6 тысяч членов партии и кандидатов в члены партии.

 

 

 

 

Заключение

Красавец-город с широкими проспектами, высотными зданиями, великолепными  дворцами вырос за 40 лет. А начиналось все с Кузнецкстроя. В названиях проспектов и улиц запечатлена история города, имена ее творцов. Проспект Курако- патриота сибирской металлургии.  Проспект Орджоникидзе – одного из крупнейших деятелей нашей партии, наркома тяжелой промышленности в период первых пятилеток. Проспект Энтузиастов – тех, чьими руками строились первые домны и первые дома. Проспект Металлургов – тех, чьими именами прославился первенец сибирской металлургии, чьими делами крепилась мощь страны. Проспект Бардина – человека, чьи заслуги никогда не забудут кузнечане. Улица Хитарова – талантливого партийного руководителя времени становления завода и города. Одна из красивейших площадей города названа именем Маяковского – великого пролетарского поэта, создавшего «Рассказ о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка»; здесь стоит памятник поэту.

Изменения, вызванные  созданием и деятельностью Кузнецкого комбината, выходят далеко за рамки  города. Урало-Кузнецкая проблема занимала особое место в ленинском плане  социалистической индустриализации СССР; ее решение разбудило дремавшие до тех пор гигантские производительные силы восточных районов страны. Кузбасс вырос в мощный индустриальный край, заслуги его трудящихся высоко оценены партией и правительством. В 1967 г. Кемеровская область была награждена орденом Ленина, в 1970 г. – вторым орденом Ленина.

С Кузнцкстроя начиналось создание индустриальной Сибири; комбинат стал базой для превращения ее в край современной промышленности. Из кузнецкого металла построены  те сибирские заводы, электростанции, железные дороги, которые являются гордостью страны, символом ее могущества. Но не только Сибирь – Дальний Восток, Казахстан, Средняя Азия создавали свою индустрию на базе кузнецкой стали. По кузнецким рельсам пошли поезда московского метро.

В годы Великой Отечественной  войны Кузнецкий комбинат наряду с Магнитогорским стал основным поставщиком металла для производства танков, авиации, вооружения и боеприпасов. Кузнецкая броня доказала свое превосходство над крупповской. Заводы Урало-Кузнецкого комплекса обеспечили и количественное превосходство советской  военной техники.

В традициях кузнецкой  школы – не только стремление к  постоянному совершенствованию  техники и технологии, к использованию  всех резервов производства, но и вера в свои силы, умение решать сложные  технические вопросы самостоятельно, не боясь посягнуть на господствующие в науке и практике представления.

Эти традиции могут существовать и развиваться лишь в условиях высокой технической культуры, характерных  для коллектива кузнецких металлургов. Многие технические и технологические решения, получившие широкое признание на металлургических предприятиях страны, были найдены впервые на Кузнецком комбинате. Свое слово сказали кузнечане и в организации производства. Здесь зародились многие передовые методы организации производственных процессов, в дальнейшем ставшие общепринятыми.

Указом Президиума верховного Совета СССР за большие успехи, достигнутые  в выполнении заданий пятилетнего  плана по увеличению выпуска металла  на действующих мощностях и в  повышении эффективности производства Кузнецкий металлургический комбинат награжден орденом Октябрьской Революции.

Уже к концу восьмой  пятилетки 75% основной продукции комбината  составляли низколегированные и  легированные качественные стали. В  связи с дальнейшим промышленным освоением северных районов страны возросла потребность в сталях, способных служить в условиях пониженных температур (при 40-65 градусах мороза). Коллегия Министерства черной металлургии СССР определила заводы, которые должны освоить производство такой стали; в их число вошел и Кузнецкий комбинат.

Предприятие, ведущая  роль которого в социалистической индустриализации страны общепризнанна, первоклассные  кадры которого известны на всех металлургических заводах страны, вносит достойный  вклад в создание хорошего будущего нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1) Аганбенян А. Г.  Сибирь не понаслышке/ А. Г.  Аганбенян. – М.: Политиздат, 1980.- 533 с.

  2)Мустафин Ю. Ф.Новокузнецкий  район[Текст]:Очерки истории/Ю. Ф.  Мустафин.-2004.- 175 с.

  3)Жеребин Б. Н.  история кузнецкого металлургического комбината имени В. И. Ленина/ Б. Н. Жеребин.-М.: Металлургия, 1973, - 464 с. 104ил.

4) Первенец сибирской  металлургии.- Кемеровское книжное  изд-во, 1957, 292 с./ 25 лет Кузнецкому  металлургическому комбинату им. Сталина.

5) Степанова Н. // Кузнецкий  рабочий.- 1997.- 1 марта.- С.3




Информация о работе Строительство Кузнецкого металлургического комбината