Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 15:18, творческая работа
Необходимость в принятии таких декретов была обусловлена позицией большевиков, в частности, В. И. Ленина, направленной на решительный слом судебных учреждений, существовавших до Октябрьской революции.
Финансовый университет при правительстве рф
Кафедра «Теория и история государства и права»
Выполнили студенты:
Александр Ткаченко, Амырга Тавакай
Группа Ю1-4
Судебная система 1918 по декретам «о суде»
Декреты о суде — нормативные акты органов Советской власти (ВЦИК и СНК РСФСР), принятые в 1917—1918 гг. и регламентировавшие деятельность судебных органов в первые годы после Октябрьской революции.
Причины создания декретов о суде
Необходимость в принятии таких декретов была обусловлена позицией большевиков, в частности, В. И. Ленина, направленной на решительный слом судебных учреждений, существовавших до Октябрьской революции.
Другой причиной послужило то, что «на местах» сразу после революции началось стихийное формирование новых судов, деятельность которых основывалась на местных обычаях или же на «революционном правосознании». Подобные суды были созданы в Петрограде, Москве, Кронштадте, Новгороде, Череповце, Саратове, Смоленске, в Томской, Пензенской, Ярославской губерниях.
При этом продолжали действовать судебные органы, оставшиеся со времён Российской империи и Временного Правительства, — судебная система во главе с Правительствующим Сенатом.
Советская власть не хотела мириться с подобным «дуализмом»
Судебная система Советского Государства 1917-1918 представлена декретами о судах.
Декрет о суде
№ 1
основные положения:
Декрет о суде№
1
основные положения:
Декрет № 1
основные принципы работы революционных
трибуналов и народных судов:
Избираемость
судей и членов следственных комиссий
Советами, широкое участие в работе судов
и следственных комиссий народных представителей;
• гласность и публичность судопроизводства;
публичность распространялась и на деятельность
следственных комиссий, важнейшие решения
которых принимались в открытых заседаниях;
• полное равноправие сторон в судебном
процессе, достигавшееся отменой особых
прав, которые имела раньше обвинение
(прокуратура) в процессе дознания, следствия
и суда; общественным обвинителем и общественным
защитником мог быть каждый из присутствующих
на суде неопороченных граждан;
• допущение защиты со стадии предварительного
следствия;
• коллегиальность в решении вопросов
предварительного следствия и судебного
процесса;
• в виде наказаний суды могли применять:
денежный штраф, общественное порицание,
лишение общественного доверия, принудительные
общественные работы, лишение свободы,
высылка за границу и т. п.
Декрет о суде
№ 1
принципы судопроизводства:
Декрет о суде
№ 1
система судов:
Декрет о суде
№ 1
система судов:
Декреты о суде
№ 1
Состав местных судов:
Декрет о суде № 2
Декрет о суде № 2
При Советах учреждались «коллегии правозаступников», избираемые этими Советами с правом последующего отзыва. На членов коллегий правозаступников возлагались функции как общественного обвинения, так и общественной защиты. Только членам коллегий правозаступников предоставлялось право «выступать в судах за плату». Помимо членов коллегии, в судебном заседании на стороне обвинения или защиты могли выступить по одному человеку из присутствующих в заседании. Таким образом, с принципом Декрета № 1 о неограниченном участии любых лиц в обвинении или защите было покончено.
Декрет о суде
№ 2
Окружные суды
Окружные суды рассматривали гражданские и уголовные дела, находящиеся вне пределов компетенции местного суда. В них гражданское судопроизводство осуществлялось в составе 3 профессиональных судей и 4 народных заседателей, а уголовное – в составе 1 профессионального и 12 народных заседателей (2 запасных заседателя). Вынесение приговора по уголовным делам осуществлялось совместно народными заседателями и председательствующим судьей. В окружных судах формировались коллегии правозащитников.
Декрет о суде
№ 2
Областные суды
Областные суды должны были рассматривать гражданские и уголовные дела в кассационной инстанции.
Кассационный пересмотр осуществлялся теперь не только по формальным основаниям (недостатки решения или приговора суда), но и по фактическим (необоснованность решения или приговора суда).
Декрет о суде № 3
Значительно расширил подсудность дел местным народным судам, передав на их рассмотрение все дела, кроме дел о контрреволюционных преступлениях, убийствах, разбое, изнасиловании, спекуляции, взяточничестве и подделке денежных знаков. Эти преступления были подсудны революционным трибуналам.
Декрет о суде № 3
Согласно декрету
вместо областных судов и Верховного Судебного
Контроля в Москве создавался единый кассационный
суд.
Окончательное же претворение в жизнь
идея единого народного суда как основного
звена судебной системы Советского государства
получила в Положении о народном суде
от 30 ноября 1918 г. В соответствии с Положением
народные суды создавались на территории
каждого района (уездного или городского0
и рассматривали все гражданские и общеуголовные
дела, действуя в составе:
народного судьи (дела о расторжении браков
и т. п.);
народного судьи и двух народных заседателей;
народного судьи и шести народных заседателей
(в этом составе рассматривались дела
об особо опасных преступлениях).
О значении Декрета о суде № 1 Ленин высказался в январе 1918 г. на III Всероссийском съезде Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов: «Пусть кричат, что мы, не реформируя старый суд, сразу отдали его на слом. Мы расчистили этим дорогу для настоящего народного суда и не столько силой репрессии, сколько примером масс, авторитетом трудящихся, без формальностей, из суда, как орудия эксплуатации, сделали орудие воспитания на прочных основах социалистического общества».
Список источников
Информация о работе Судебная система Советского государства 1917-1918