Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2013 в 19:28, курсовая работа
Целью данного исследования является анализ судебной системы во второй половине XIX в., её преобразования, изменения. Задачи:
1. Рассмотреть особенности изменений в судебной системе России 1864г.;
2. Показать развитие судебной системы во второй половине XIXв. с 1864 года и после реформ Александра III;
Статья 33 Учреждении судебных установлении определял сферу юрисдикции мировых судей. Это были подсудные дела «о менее важных преступлениях и проступках», за которые предусматривались такие санкции, как объявление выговора, замечание и внушение, кратковременный арест (до трех месяцев), заключение в тюрьму на срок до года, денежные взыскания на сумму не выше 300 рублей.19
Новые учреждения вместо мировых судов 1889г.
В 1889г. мировой суд на большей территории страны был упразднен. Александр III утвердил два нормативных акта: Закон о земских начальниках 12 июля 1889 года и Правила о производстве судебных дел, подведомственных земским начальникам и городским судьям, 29 декабря 1889 года. Вместо мировой юстиции учреждается совершенно новая судебная система: участковые земские начальники, в отношении крестьян пользовавшиеся как административной, так и судебной властью, городские судьи и члены окружного суда. Почетные мировые судьи не упразднялись.
Важно отметить, что внедрение института мировых судей вызвало благоприятное отношение в социальной среде.
Система мировых судов была реорганизована в ходе контрреформ Александра III.
После 1889 года выборные
мировые судьи уцелели в Санкт-
Земские начальники
Другим органом, к которому
переходили функции
Земские начальники и
городские судьи рассматривали
гражданские дела по спорам
и искам не свыше 500 рублей,
дела о восстановлении
Наконец, третьим судебным
органом, созданным вместо
Окружной суд.
Уголовное отделение кроме
коронного суда имело в своем
составе суд с участием
Гарантией независимости
судов стал принцип
Для назначения на должность
члена окружного суда
Судьи были не зависимыми,
а процессы открытыми для
Учреждением судебных
Прогрессивными были и
такие важные принципы, закрепленные
в Судебных уставах, как
В составе окружных судов
образовывались, в зависимости от
количества судей, присутствия,
Иногда окружные судам
приходилось выступать в роли
второй инстанции по отношению
к съездам мировых судей и
проверять законность
В зависимости от особенностей
конкретного дела, опасности и
сложности преступления закон
предусматривал возможность
Судебные палаты.
Второй инстанцией в системе общих судов являлись судебные палаты. Их было создано 11, затем их число увеличилось до 14.
В Учреждение судебных установлений
есть глава III О судебных палатах. По ст 110.
судебная палата учреждается в каждом
округе, состоящем из нескольких губерний
или областей, по особому расписанию.
ст 111. говорит о том, что судебная палата
разделяется на департаменты. Каждый
департамент судебной палаты состоит
из председателя и определенного штатами
числа членов по ст. 112.
По ст. 129 прокуроры окружных судов подчинены прокурорам судебных палат.28
В судебных палатах в апелляционном порядке рассматривались дела по жалобам на приговоры и решения окружных судов, вынесенные без присяжных заседателей. Дела об особо опасных преступлениях — государственных и должностных — рассматривались коронным судом с участием сословных представителей, по одному для каждого сословия. В отличие от суда присяжных особое присутствие судебной палаты представляло собой единую коллегию коронных судей и народных представителей, причем права всех членов присутствия были равны и в процессе судебного следствия, и при вынесении приговора.
В 1889–1891 гг. число обвинительных приговоров судебных палат составляло 68% против 65% в судах присяжных.29 В XIX веке суды присяжных в России выносили до 40% оправдательных приговоров. Это ставило под сомнение эффективность работы следственных органов и государственного обвинения. В 1894–1899 гг. работала компания под председательством министра юстиции Н.В. Муравьева, имевшая задачей пересмотр судебных уставов, в частности ликвидацию или коренное реформирование суда присяжных. Выдающиеся юристы того времени — И.Я. Фойницкий, А.Ф. Кони и др., признавая отдельные дефекты общей конструкции суда присяжных, привели убедительные аргументы в защиту этого вида судопроизводства.
Суд присяжных в России устоял, однако число оправдательных приговоров, выносимых им, к началу ХХ века удалось снизить до 25%.30
Судебная палата делилась на департаменты, председатели и члены которых назначались императором по представлению министра юстиции. Рассмотрение дел по государственным преступлениям находилось в юрисдикции судебных палат с сословными представителями, в качестве которых выступали губернский предводитель дворянства и один из уездных предводителей дворянства местного судебного округа. Сословные представители участвовали в определении вины или невиновности подсудимого и в постановлении приговора наравне с членами палаты. В качестве первой инстанции, кроме дел по государственным преступлениям, рассматривали дела по должностным преступлениям. В качестве второй инстанции судебные палаты рассматривали дела без участия присяжных заседателей.
Адвокатура и прокуратура.
В ходе судебной реформы была создана адвокатура и реорганизована прокуратура.
Авторы реформы стремились значительно расширить права прокуратуры. Если до судебной реформы прокурор должен был выступать в суде «как взыскатель наказания и вместе с тем защитник невинности», то теперь главной его задачей становится надзор за дознанием и следствием и поддержание государственного обвинения в суде.
По судебным уставам в основе организации адвокатуры лежал принцип: адвокат – правозаступник, оратор, поверенный своего клиента. Адвокаты разделялись на 2 категории: присяжные поверенные и частные поверенные.
Прокуратура должна была осуществлять надзор за единообразным и точным соблюдением законов органами суда и следствия и исполнением приговора, то есть за всеми стадиями судебного процесса. Прокурор возбуждал уголовное преследование, формировал обвинительный акт и поддерживал его перед судом.
Прокурор также должен был участвовать и в некоторых категориях гражданских дел, например делах казны, делах с участием лиц, состоящих под опекой, безвестно отсутствующих, нуждающихся, по мнению законодателя, в особой защите со стороны закона. Прокуратура стала своеобразным противовесом новому институту адвокатуры, а также органом, охраняющим интересы государства в новой судебной системе.
Адвокатура представляла собой институт судебной защиты.