Судебная система в XIX в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2013 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является анализ судебной системы во второй половине XIX в., её преобразования, изменения. Задачи:
1. Рассмотреть особенности изменений в судебной системе России 1864г.;
2. Показать развитие судебной системы во второй половине XIXв. с 1864 года и после реформ Александра III;

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 75.88 Кб (Скачать файл)

   Статья 33 Учреждении судебных установлении определял сферу юрисдикции мировых судей. Это были подсудные дела «о менее важных преступлениях и проступках», за которые предусматривались такие санкции, как объявление выговора, замечание и внушение, кратковременный арест (до трех месяцев), заключение в тюрьму на срок до года, денежные взыскания на сумму не выше 300 рублей.19

       Проверку законности и обоснованности  приговоров и решений мировых  судей должны были осуществлять  съезды мировых судей. В состав  этих съездов намечалось включать  всех мировых судей, участковых, добавочных и почетных, работавших  на территории конкретного уезда.  Им предписывалось, что время  от времени они должны собраться  и рассматривать жалобы на  решения мировых судей. Законность  решений съездов мировых судей  при определенных в законе  условиях могла быть проведена  окружным судом.

   Новые учреждения вместо  мировых судов 1889г.

   В 1889г. мировой суд на большей территории страны был упразднен. Александр III утвердил два нормативных акта: Закон о земских начальниках 12 июля 1889 года и Правила о производстве судебных дел, подведомственных земским начальникам и городским судьям, 29 декабря 1889 года. Вместо мировой юстиции учреждается совершенно новая судебная система: участковые земские начальники, в отношении крестьян пользовавшиеся как административной, так и судебной властью, городские судьи и члены окружного суда. Почетные мировые судьи не упразднялись. 

   Важно отметить, что внедрение института мировых судей вызвало благоприятное отношение в социальной среде.

   Система мировых судов была реорганизована в ходе контрреформ Александра III.

   После 1889 года выборные  мировые судьи уцелели в Санкт-Петербурге  с его уездом, в Москве, Казани, Кишиневе, Нижнем Новгороде, Одессе, Саратове и Харькове, а также  в Области Войска Донского. Более  посчастливилось учреждению мировых  судей по назначению от правительства.  Они не только остались там,  где введены были раньше (кроме  названных выше местностей –  еще в среднеазиатской области  и в Измайловском уезде Бессарабской  губернии), но, в самый год упразднения  мировых судей для внутренней  России, введены в губерниях Прибалтийских  и Архангельской, сохраняются  и в новой Черноморской губернии, а с 1896 года вводятся в Сибири (по образцу Закавказья в отношении  компетенции и инстанций, но  с неограниченным правом министра  юстиции увольнять и перемещать  судей). 20

   Земские начальники назначались  министром внутренних дел по  представлению губернаторов.

   Другим органом, к которому  переходили функции упраздненного  мирового суда, был городской  судья. Городские судьи учреждались  в уездных и губернских городах,  за исключением тех, в которых  была сохранена мировая юстиция.  Они назначались министром юстиции  из числа лиц, отвечающих требованиям  ст. 200 и ст. 201 Учреждения судебных  установлений, а также постановлениям  о судебных следователях, изложенным  в ст. 202 и ст. 205 этого Учреждения.21 Таким образом, требовалось наличие российского подданства, высшего образования или же «способность доказать на службе свои познания по судебной части». 

   Земские начальники и  городские судьи рассматривали  гражданские дела по спорам  и искам не свыше 500 рублей, дела о восстановлении нарушенного  владения, если со времени нарушения  прошло не более 6 месяцев, дела  о потравах и других повреждениях  полей и угодий, когда сумма  ущерба не превышала 500 рублей  и все прочие иски на сумму  не свыше 500 рублей. Им были  подсудны уголовные дела, предусмотренные  Уставом о наказаниях, налагаемых  мировыми судьями, за исключением  ст. 170, устанавливавшей ответственность  за кражу посредством взлома  из запертых хранилищ с использованием  отмычек, а также дела о беспатентной  продаже спиртных напитков и  табачных изделий. 22

   Наконец, третьим судебным  органом, созданным вместо ликвидированных  мировых судов, были так называемые  члены окружного суда, назначаемые  министром юстиции по одному  в каждом уезде. Им передавались  все уголовные и гражданские  дела, отнесенные ранее к ведению  мирового суда и неподсудные  земским начальникам и городским  судьям. Уездные члены окружного  суда участвовали в заседаниях  этого суда, могли привлекаться  к работе последнего при недостатке  его членов. Апелляционной инстанцией  для члена окружного суда был  окружной суд, а кассационной  – соответствующий (уголовный  или гражданский) департамент  сената. 23

 

Окружной суд.

   Основной инстанцией  здесь являлся окружной суд.  Он учреждался, как правило, один  на губернию или объединял  несколько уездов в крупных  губерниях. Из Учреждение судебных  установлений: Ст. 77. Окружной суд учреждается на несколько уездов и состоит из председателя и членов. 24

   Всего было создано  104 судебных округа. Окружной суд  состоял из двух отделений:  гражданских и уголовных дел.  В каждом отделении дела рассматривались  коллегиально в составе не  менее 3 судей. Такой состав  получил название коронного суда. При этом практиковался переход  членов суда из одного отделения  в другое.

   Уголовное отделение кроме  коронного суда имело в своем  составе суд с участием присяжных  заседателей. В его ведение  передавались особо тяжкие дела, дела по преступлениям, которые  влекли за собой наказание  в виде лишения всех прав  состояния. Все остальные дела  судил коронный суд.

   Гарантией независимости  судов стал принцип несменяемости  судей, закрепленный ст. 243 учреждения  судебных установлений. Согласно  этой статье, председатели и члены  окружных судов и судебных  палат не могли быть уволены  или переведены с одной должности  на другую без их согласия, кроме как по приговору суда. Все постоянные, профессиональные  члены окружного суда и судебной  палаты, так называемые коронные  судьи, назначались императором  по представлению министра юстиции. 

   Для назначения на должность  члена окружного суда необходимо  было иметь высшее юридическое  образование и стаж работы  в суде или прокуратуре не  менее трех лет, а в звании  присяжного поверенного - 10 лет.  Для более высоких должностей  стаж увеличивался. Это имело  большое значение для развития  царской империи как правового  государства. 25

   Судьи были не зависимыми, а процессы открытыми для общественности.          Русская юстиция могла тягаться  в сравнении с интернациональными  масштабами. Большинство судей оказались  действительно не зависимыми.

   Учреждением судебных установлений  в ст.237 и 239 предусматривалось,  что основой внутренней самостоятельности  судей служат прочность судейских  должностей и равенство судей:  у них не может быть начальников;  члены всех судебных инстанций  как судьи равны между собой,  а сами судьи различаются только  по степени власти - суды первой  и высших инстанций.26

   Прогрессивными были и  такие важные принципы, закрепленные  в Судебных уставах, как коллегиальность  суда, несменяемость судей и дисциплинарная  ответственность их только перед  судом, несовместимость судебной  службы с другими профессиями.  Губернатор уже не мог, как  раньше, арестовать судью за несоответствующий  его представлению о законе  приговор, а подсудимые и потерпевшие,  истцы и ответчики были избавлены  от необходимости задабривать  судебных чиновников.

   В составе окружных судов  образовывались, в зависимости от  количества судей, присутствия,  в некоторых крупных судах  таких присутствий было несколько,  кое-где шесть и более. Им  было подсудно большинство дел,  отнесенных к компетенции общих  судебных установлений - дела о  преступлениях, которое не могли  рассматриваться местными судебными  установлениями. К основному их  полномочию относилось рассмотрение  уголовных и гражданских дел  по первой инстанции.27

   Иногда окружные судам  приходилось выступать в роли  второй инстанции по отношению  к съездам мировых судей и  проверять законность выносившихся  ими судебных решений. 

   В зависимости от особенностей  конкретного дела, опасности и  сложности преступления закон  предусматривал возможность образования  коллегий в разных составах. В  одних установленных законом  случаях дела рассматривались  в окружных судах коллегиями  в составе трех профессиональных  судей, в других - профессиональными  судьями с участием сословных  представителей, а в третьих- профессиональными  судьями с участием присяжных  заседателей.

При окружных судах учреждался институт следователей, осуществивших под надзором прокуратуры  предварительное расследование  преступлений на закрепленных за ними участках. До реформы предварительное  следствие осуществляли земский  суд и управа благочиния (надзор за ними был со стороны прокурора, стряпчих, губернского правления). Обвинительное  заключение составлялось в канцелярии суда, т.е. следствие от суда не отделялось. Реформа отделила предварительное  следствие от судебного расследования. Расследование делилось на генеральное (предварительное, без предъявления обвинения) и специальное (формальное, с предъявлением обвинения).

 

Судебные палаты.

  Второй инстанцией в системе общих судов являлись судебные палаты. Их было создано 11, затем их число увеличилось до 14.

   В Учреждение судебных установлений есть глава III О судебных палатах. По ст 110. судебная палата учреждается в каждом округе, состоящем из нескольких губерний или областей, по особому расписанию.  
ст 111. говорит о том, что судебная палата разделяется на департаменты. Каждый департамент судебной палаты состоит из председателя и определенного штатами числа членов по ст. 112. 

По ст. 129 прокуроры окружных судов подчинены прокурорам судебных палат.28

В судебных палатах в апелляционном порядке рассматривались дела по жалобам на приговоры и решения окружных судов, вынесенные без присяжных заседателей. Дела об особо опасных преступлениях — государственных и должностных — рассматривались коронным судом с участием сословных представителей, по одному для каждого сословия. В отличие от суда присяжных особое присутствие судебной палаты представляло собой единую коллегию коронных судей и народных представителей, причем права всех членов присутствия были равны и в процессе судебного следствия, и при вынесении приговора.

   В 1889–1891 гг. число обвинительных приговоров судебных палат составляло 68% против 65% в судах присяжных.29 В XIX веке суды присяжных в России выносили до 40% оправдательных приговоров. Это ставило под сомнение эффективность работы следственных органов и государственного обвинения. В 1894–1899 гг. работала компания под председательством министра юстиции Н.В. Муравьева, имевшая задачей пересмотр судебных уставов, в частности ликвидацию или коренное реформирование суда присяжных. Выдающиеся юристы того времени — И.Я. Фойницкий, А.Ф. Кони и др., признавая отдельные дефекты общей конструкции суда присяжных, привели убедительные аргументы в защиту этого вида судопроизводства.

  Суд присяжных в России устоял, однако число оправдательных приговоров, выносимых им, к началу ХХ века удалось снизить до 25%.30

   Судебная палата делилась на департаменты, председатели и члены которых назначались императором по представлению министра юстиции. Рассмотрение дел по государственным преступлениям находилось в юрисдикции судебных палат с сословными представителями, в качестве которых выступали губернский предводитель дворянства и один из уездных предводителей дворянства местного судебного округа. Сословные представители участвовали в определении вины или невиновности подсудимого и в постановлении приговора наравне с членами палаты. В качестве первой инстанции, кроме дел по государственным преступлениям, рассматривали дела по должностным преступлениям. В качестве второй инстанции судебные палаты рассматривали дела без участия присяжных заседателей.

   Судебная палата была окончательною апелляционной инстанцией; а в делах уголовных, кроме того, от неё будет зависеть, по преступлениям более важным, разрешение вопроса о предании подозреваемых суду или об оставлении их без расследования.

 

   Адвокатура и прокуратура.

   В ходе судебной реформы была создана адвокатура и реорганизована прокуратура.

   Авторы реформы стремились значительно расширить права прокуратуры. Если до судебной реформы прокурор должен был выступать в суде «как взыскатель наказания и вместе с тем защитник невинности», то теперь главной его задачей становится надзор за дознанием и следствием и поддержание государственного обвинения в суде.

   По судебным уставам в основе организации адвокатуры лежал принцип: адвокат – правозаступник, оратор, поверенный своего клиента. Адвокаты разделялись на 2 категории: присяжные поверенные и частные поверенные.

   Прокуратура должна была  осуществлять надзор за единообразным и точным соблюдением законов органами суда и следствия и исполнением приговора, то есть за всеми стадиями судебного процесса. Прокурор возбуждал уголовное преследование,  формировал обвинительный акт и поддерживал его перед судом.

   Прокурор также должен был участвовать и в некоторых категориях гражданских дел, например делах казны, делах с участием лиц, состоящих под опекой, безвестно отсутствующих, нуждающихся, по мнению законодателя, в особой защите со стороны закона. Прокуратура стала своеобразным противовесом новому институту адвокатуры, а также органом, охраняющим интересы государства в новой судебной системе.

   Адвокатура представляла собой институт судебной защиты.

Информация о работе Судебная система в XIX в.