Судебник 1497 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 10:15, контрольная работа

Краткое описание

Разработан данный документ, по большинству источников, был дьяком Владимиром Гусевым, в дальнейшем в сентябре 1947 года он получил законную силу, благодаря одобрению и утверждению великого князя с его детьми и боярами.
Задача Судебника заключались в том, чтобы ввести во всей России единое право, защищавшее интересы господствующего класса. Стоя на страже классовых позиций феодалов, Судебник 1497 г. являлся проводником политики централизации, направленной к ликвидации феодальной раздробленности. Поэтому отношение к нему со стороны различных групп землевладельческого класса было неодинаковым. Удельные князья, недавно лишенные власти, а также крупные представители боярской аристократии не могли быть довольны новым законом, этим явным показателем сильной власти князя московского, поддерживаемого дворянством. Главной целью Судебника были: распространение юрисдикции великого князя на всю территорию централизованного государств, ликвидация правовых суверенитетов отдельных земель, уделов и областей.

Вложенные файлы: 1 файл

Задание 1 Судебник 1497 г.docx

— 83.13 Кб (Скачать файл)

Трехступенчатыми  были выборы и для горожан, которым  предоставлялось 23% голосов губернских выборщиков. Кроме того, для них  существовал очень высокий имущественный  уровень. Голосовать могли лишь домовладельцы и наиболее крупные плательщики квартирного налога. Большая часть горожан вообще не допускалась к выборам. Это, прежде всего, рабочие и основная масса интеллигенции. Правительство считало их наиболее подверженными влиянию западной цивилизации, а потому — наименее лояльными.

Зато  в крестьянстве правительство по-прежнему видело вполне лояльную, патриархально-консервативную массу, которой чужда сама идея ограничения  царской власти. Поэтому крестьянство допускалось к выборам целиком  и даже получало на губернских собраниях  довольно значительную долю голосов  — 43%. Но при этом выборы для них  были сделаны четырехступенчатыми. Крестьяне голосовали за представителей в волостном сходе, волостные  сходы выбирали уездный съезд  уполномоченных от волостей, а уж уездные  съезды избирали крестьянских выборщиков в губернское избирательное собрание.

Итак, выборы предусматривались не всеобщие, не равные и не прямые. Будущая Дума тут же была прозвана «Булыгинской»11. Большинство мнений сошлись в одном, что это было наглым издевательством над народным представительством. Все революционные партии и большая часть либералов сразу заявили о намерении бойкотировать «Булыгинскую думу». Те же, кто согласился участвовать в выборах, заявляли, что лишь используют все легальные возможности для разоблачения фальшивого характера псевдонародного псевдопредставительства. Противостояние власти и общества продолжалось.

8 июня 33 депутата внесли еще один проект Основного земельного закона, в основу были положены взгляды эсеров, требовавшие немедленного уничтожения частной собственности на землю и перехода в общенародное достояние. Государственная дума отказалась обсуждать «проект 33-х», как «ведущий к черному переделу».

В целом  I Дума одобрила лишь два законопроекта: об отмене смертной казни и об ассигновании 15 млн. рублей в помощь пострадавшим от неурожая, внесенный правительством. Другие проекты до постатейного обсуждения не дошли. 20 июня правительство выступило с заявлением, в котором категорически высказывалось за неприкосновенность частновладельческих земель.

 Указом 8 июля Государственная дума была  распущена, манифестом 9 июля подобное  действие было аргументировано  тем, что «выборные от населения,  вместо работы строительства  законодательного, уклонились в  не принадлежащую им область», одновременно на Государственную  Думу возлагалась ответственность за прошедшие крестьянские выступления. В манифесте объявлено о проведении новых выборов.

 С  роспуском Думы произошли изменения  в составе правительства. 8 июля 1906 года председателем Совета министров  назначается П.А. Столыпин с  сохранением за ним поста министра  внутренних дел. 9-10 июля группа депутатов провела в г. Выборг совещание и приняла воззвание «Народу от народных представителей». В нём говорилось, что правительство не имеет права без согласия народного представительства ни собирать налоги с народа, ни призывать народ на военную службу. К неповиновению властям опубликование воззвания не привело, а все его подписавшие были приговорены к трем месяцем заключения и лишены избирательных прав, то есть не могли в дальнейшем стать депутатами Государственной думы.

 

  1. Манифест 17 октября 1905 г.

По свидетельству  Витте, при дворе царило в эти  дни «сплетение трусости, слепоты, коварства  и глупости». 11 октября Николай II, живший в это время в Петергофе, сделал в своем дневнике любопытную запись: «Посетили лодку (подводную) "Ерш", которая уже пятый  месяц, т. е. с восстания на «Потемкине», торчит против наших окон»12. Через несколько дней царь принял командиров двух немецких миноносцев. Судя по всему, все было готово на случай необходимости срочного отъезда царя с семьей за границу. 
В Петергофе у царя постоянно происходили совещания. При этом Николай II продолжал упорствовать в попытках обмануть историю и уклониться от ставшего уже неизбежным. То он поручал бывшему министру внутренних дел консерватору Горемыкину составить проект, альтернативный проекту Витте, то предлагал своему дяде — великому князю Николаю Николаевичу принять назначение диктатором с целью силового усмирения страны. Но проект Горемыкина оказался почти идентичным проекту Витте, а дядя от предложения царя отказался и, размахивая револьвером, угрожал застрелиться тут же, у него на глазах, если тот не примет программу Витте.

Наконец царь сдался и в пять часов дня 17 октября подписал подготовленный графом Витте манифест:

1) Даровать  населению незыблемые основы  гражданской свободы на началах  действительной неприкосновенности  личности, свободы совести, слова,  собраний и союзов.

2) Не  останавливая предназначенных выборов  в Государственную Думу, привлечь  теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей  краткости остающегося до созыва  Думы срока, те классы населения,  которые ныне совсем лишены  избирательных прав, предоставив  засим дальнейшее развитие начала  общего избирательного права  вновь установленному законодательному  порядку.

3) Установить, как незыблемое правило, чтобы  никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы, и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей.

19 октября  была проведена централизация  высшей исполнительной власти. Новое  правительство, Совет Министров  возглавил Витте. Д. Ф. Трепов был уволен в отставку. Министром внутренних дел вместо А. Г. Булыгина стал П. Н. Дурново.

21 октября  правительство объявило вынужденную  политическую амнистию. Затем была  отменена предварительная цензура  печати (24 ноября 1905 и 26 апреля 1906). Началась  подготовка нового избирательного  закона (утвержден 11 декабря 1905).

Обнародование манифеста не принесло стабилизации, а наоборот, сопровождалось новой  вспышкой антиправительственных беспорядков  с одной стороны, и черносотенных  погромов - с другой. Примерно через  два месяца революция пошла на спад, но волнения продолжались еще  долго.

Публикация  манифеста также привела к  наиболее массовым еврейским погромам в истории Российской империи — 690 погромов в 660 населенных пунктах.  В период с 18 по 29 октября 1905 года было убито около 4 тысяч человек, ранено около 10 тысяч.

3-го  ноября  был  издан  манифест,  обращавшийся  к крестьянам с  призывом прекратить беспорядки,  обещавший  принятие  возможных  мер  к  улучшению  положения  крестьян  и  отменявший  выкупные  платежи  за крестьянские надельные  земли.

Манифест 17 октября нельзя считать счастливым приобретением для России и не только из-за того, что гражданскими свободами оппозиция воспользовалось  для усиления борьбы с самодержавием, что привело только к новой  крови (хотя бы при подавлении восстания  в Москве в декабре 1905 года), но и  потому, что сама власть не знала  и не понимала, что такое парламентаризм, политические партии и общественное мнение в условиях свободы печати. Россия по воле Николая II вошла в качественно иное государственное состояние, будучи абсолютно к этому не готовой. И император ничего не сделал для того, чтобы его министры научились работать в новых условиях, которые он же им и создал.

 

  1. Порядок формирования и компетенция Государственной Думы.

Официально  народное представительство в России было учреждено Манифестом от 6 августа 1905 г. под давлением либерального крыла правительства С. Ю. Витте. Николай II подписал манифест, которым в системе государственной власти учреждалась законосовещательная Государственная Дума, названная «булыгинской» по имени тогдашнего министра внутренних дел А.Г. Булыгина, разработавшего ее проект. Дума создавалась для «предварительной разработки и обсуждения законодательных предложений, восходящих, по силе основных законов, через Государственный Совет, к верховной самодержавной власти».

20 февраля  1906 года вышло «Учреждение Государственной  думы», в котором определялась  ее компетенция: предварительная  разработка и обсуждение законодательных  предложений, утверждение государственного  бюджета, обсуждение вопросов  о строительстве железных дорог  и учреждении акционерных обществ.

Одновременно  с «Учреждением» было принято  новое Положение о Государственном  Совете, который был реформирован, и стал верхней палатой, обладающей теми же правами, что и Дума. Все  законопроекты, принятые Думой, должны были затем поступать в Государственный Совет и лишь в случае принятия их Советом представляется на утверждение императора. Половину реформированного Государственного Совета составляли выборные члены, половину - члены «по высочайшему назначению», председатель и вице-председатель ежегодно назначались императором.

Как известно из манифеста, первоначально предполагался  только законосовещательный характер нового органа. 23 апреля 1906 года Николай II утвердил «Свод основных государственных  законов», который Дума вообще могла  изменить только по инициативе самого царя. В этих законах, в частности, предусматривался целый ряд ограничений  деятельности российского парламента. 

К предмету ведения Государственной думы отнесены законодательные предположения, требовавшие  издания законов и штатов, их изменение, дополнение, приостановление их действия или отмену; рассмотрение государственной  росписи доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств  и главных управлений (кроме кредитов на расходы Министерства иностранных  дел в суммах, не превышавших росписи на 1906 года, платежей по государственным обязательствам и ряду других расходов), а также отчёта государственного контроля об исполнении росписи; дела об отчуждении части государственных доходов и имуществ, о постройке казённых железных дорог, об учреждении компаний на акциях (когда испрашивались изъятия из действующего законодательства); дела, вносимые на рассмотрение Государственной Думы Высочайшими повелениями; сметы и раскладки земских повинностей (в местностях, где не введены земские учреждения) и о повышении земского и городского обложения.

Государственная дума могла обращаться с запросами  к министрам (главноуправляющим) по поводу действий, которые сочтёт незаконными, а также обращаться к ним за разъяснениями, от которых министры могли отказаться, если «эти предметы по соображениям государственного порядка не подлежат оглашению». Министры должны были быть выслушаны в Государственной Думе каждый раз, когда они об этом заявляли. Законопроекты вносились в Государственную Думу министрами, комиссиями Государственной Думы или поступали из Государственного Совета.

В перерывах  между заседаниями Государственной  думы законодательные функции передавались императору, с тем чтобы действие принятой им меры прекращалось с началом заседаний Государственной Думы (в случае непредставления закона на её рассмотрение) или если её не примет Государственная дума либо Государственный совет (статья 87-я Основных законов).

 

4. Общая характеристика «Основных  государственных законов» 1906 г.

Законодательный акт, подытоживший реформу государственного строя России 1905-1906 и ставший конституцией Российской империи В 1906 г. Основные законы были пересмотрены в связи с опубликованием Манифеста 17 октября 1905 г., созданием Совета министров, Государственной думы, реорганизацией Совета и был издан взамен Основных законов 1832г. Пересмотр Основных законов состоялся в соответствии с государственным мнением, выработанным Царскосельским Совещанием под председательством императора.

Основные  законы Российской империи по праву  называют неписаной Конституцией самодержавной  России. Содержание Основных законов  очень схоже, в схематическом  плане, с содержанием конституции. Данная конституция заложила основные принципы государственного устройства и общественной жизни, которым император  уже не смел пренебрегать. В качестве прототипа была взята конституция  Пруссии 1850 г.

За несколько  дней до открытия ᴨервой Думы, 23 апреля 1906 г., Николай II утвердил текст редакции Основных государственных законов Российской имᴨерии. Основные законы 1906 г. закрепляли государственное устройство Российской имᴨерии, государственный язык, существо верховной власти, порядок законодательства, принципы организации и деятельности центральных государственных учреждений, права и обязанности российских подданных, положение православной церкви и др. 

В ᴨервой главе основных законов раскрывалось существо «верховной самодержавной власти». До последнего момента Николай II сопротивлялся изъятию из текста положения о неограниченной власти монарха в России. В окончательной редакции статья об объеме царской власти была сформулирована следующим образом: «Имᴨератору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная власть...» Отныне российский имᴨератор должен был делить законодательную власть с Думой и Государственным Советом. Однако прерогативы монарха остались весьма широкими: ему принадлежал «почин по всем предметам законодательства» (только по его инициативе могли быть ᴨересмотрены Основные государственные законы), он утверждал законы, назначал и увольнял высших сановников, руководил внешней политикой, провозглашался «державным вождем российской армии и флота», наделялся исключительным правом чеканки монеты, от его имени объявлялась война и заключался мир, осуществлялось судопроизводство.

Информация о работе Судебник 1497 г