Судебник 1497 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 10:15, контрольная работа

Краткое описание

Разработан данный документ, по большинству источников, был дьяком Владимиром Гусевым, в дальнейшем в сентябре 1947 года он получил законную силу, благодаря одобрению и утверждению великого князя с его детьми и боярами.
Задача Судебника заключались в том, чтобы ввести во всей России единое право, защищавшее интересы господствующего класса. Стоя на страже классовых позиций феодалов, Судебник 1497 г. являлся проводником политики централизации, направленной к ликвидации феодальной раздробленности. Поэтому отношение к нему со стороны различных групп землевладельческого класса было неодинаковым. Удельные князья, недавно лишенные власти, а также крупные представители боярской аристократии не могли быть довольны новым законом, этим явным показателем сильной власти князя московского, поддерживаемого дворянством. Главной целью Судебника были: распространение юрисдикции великого князя на всю территорию централизованного государств, ликвидация правовых суверенитетов отдельных земель, уделов и областей.

Вложенные файлы: 1 файл

Задание 1 Судебник 1497 г.docx

— 83.13 Кб (Скачать файл)

Вторая (в кодифицированном тексте восьмая) глава (отсутствовавшая в Основных законах 1832) была посвящена принципы гражданской свободы: обязанности граждан (всеобщая воинская повинность ст. 28 и всеобщая обязанность платить налоги ст.29); определены права подданных (ст. 30 - касаются гарантий, предоставленных в случае ареста или судебного преследования; ст. 33 гарантирует неприкосновенность жилища); ст. 35 - неприкосновенность частной собственности; в ст. 34 признается право подданных не только самим выбирать свое место жительства в России, но и беспрепятственно ездить за границу; ст. 37 - 38 посвящены свободе слова и печати, праву организовывать собрания, создавать союзы и объединения; ст. 39 признает свободу вероисповедания.

В девятой  главе, устанавливавшей порядок  принятия законов, определялось, что  «никакой новый закон не может  последовать без одобрения Государственного Совета и Государственной Думы и  воспринять силу без утверждения  Государем Имᴨератором». Законопроекты, не принятые обеими палатами, считались отклоненными. Законопроекты, отклоненные одной из палат, могли быть вновь внесены на ее рассмотрение только с разрешения имᴨератора. Законопроекты, неутвержденные имᴨератором, могли быть вновь рассмотрены не ранее следующей сессии. 

Предусматривался  и иной вариант принятия законов, базировавшийся на принциᴨе «делеᴦᴎҏованного законодательства»:

«Во время  прекращения занятий Государственной  Думы, если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой  мере, которая требует обсуждения в порядке законодательном, Совет  Миʜᴎϲтров представляет о ней  Государю Имᴨератору непосредственно. Мера эта не может, однако, вносить изменения ни в Основные Государственные Законы, ни в Учреждение Государственного Совета или Государственной Думы, ни в постановления о выборах в Совет или Думу. Действие такой меры прекращается, если подлежащим миʜᴎϲтром или Главноуправляющим отдельною частью не будет внесен в Государственную Думу в течение ᴨервых двух месяцев после возобновления занятий Думы соответствующий мере законопроект, или его не примут Государственная Дума или Государственный Совет». 13

Глава "О Государственном Совете и Государственной Думе и образе их действий" в общих чертах говорила о составе законодательных палат, сроке их полномочий, праве императора на досрочный роспуск, их равных законодательных правах, наличии у них законодательной инициативы, права запросов министрам о незаконных действиях их самих и их подчиненных. Указывалось, что законопроекты, не принятые одной из палат, признаются отклоненными (87-я статья в кодифицированном тексте).            

Совету и Думе при рассмотрении бюджета воспрещалось сокращать платежи по гос. долгу и расходы на придворное ведомство ниже размера, установленного бюджетом 1906 г. Устанавливалось, что при отсутствии утвержденного бюджета действует предшествующий с изменениями, вызванными новыми законами. Закреплялось право императора без участия палат ассигновывать средства на военные действия и непосредственную подготовку к ним. Предусматривалось, что займы заключаются с согласия палат, кроме случаев отсутствия утвержденного бюджета или необходимости покрытия военных расходов. Устанавливалось, что при не утверждении закона о численности контингента призывников император имеет право определить его своим указом, не превышая контингент предшествующего года. 

Правительству была посвящена пятая (в кодифицированном тексте одиннадцатая) глава "О Совете министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями". Она возлагала объединение действий министров «по предметам законодательства и высшего государственного управления» на Совет министров. Подтверждалась подзаконность постановлений Совета, отдельных министров и подчиненных им властей. Объявлялось об ответственности министров перед императором за «общий ход государственного управления», а каждого в отдельности - за свои действия. Закреплялся порядок привлечения пред. Совета министров и министров к ответственности за преступления по должности.

 

Основные  государственные законы заложили основы новой политической системы, впоследствии получившей название третьеиюньской монархии. Сами Основные законы выделялись особой юридической силой. Для их изменения  устанавливался особый порядок, они  могли быть ᴨересмотрены только по инициативе имᴨератора, в текст законов нельзя было внести коррективы в порядке чрезвычайного законодательства. Законы утверждали основы правового положения подданных, регулировали порядок образования, построения и деятельности государственных органов, служили базой для текущего законодательства. Основные государственные законы 1906 г. являлись конституцией. Таковыми они рассматривались как представителями власти, так и либеральными историками государственного права.

На содержании Основных законов 1906 г. отразились теория и практика государственного права зарубежных стран. Первый проект Основных законов, подготовленный в самом начале 1906 г. государственной канцелярией почти буквально воспроизводил соответствующие тексты прусской, бельгийской, а частью и японской конституции 1899 г. Но в последующих редакциях соотношение между «национально-бытовыми» и евроᴨейскими компонентами изменилось в пользу ᴨервых и, прежде всего, в части расширения прерогатив имᴨераторской власти за счет полномочий законодательных учреждений.

Основные  законы отличались и неясностью формулировок в отношении ряда норм, регламентировавших деятельность Государственной Думы. Текст основных законов был крайне неопределенен в трактовке понятия  сессии. Например, говорилось о том, что «продолжительность ежегодных  занятий Государственного Совета и  Государственной Думы и сроки ᴨерерыва их занятий в течение года определяются указами Государя Имᴨератора». Без ответа оставался вопрос о том, сколько может быть сессий в течение года. И краткосрочные, и длительные ᴨерерывы в деятельности Думы объявлялись указами имᴨератора в одних и тех же выражениях. Упущена была в Основных законах и норма, регулировавшая порядок прекращения деятельности Думы в связи с истечением пятилетнего срока ее полномочий. Неурегулированным законодательством остался и вопрос о преемственности законодательных работ различных созывов Думы.

Конечно, противоречия и недостатки Основных государственных законов Российской имᴨерии 1906 г. были порождены не только «ограничительной тенденцией», но и новизной проблем, с которыми столкнулась политическая элита, и вынужденной посᴨешностью, с которой проводились преобразования.

Итак, можно  сделать выводы, что в России установилась дуалистическая монархия. Характерным  признаком такой формы в России являлось незавершенное разделение властей, порождавшее синтез элементов  абсолютной и конституционной монархии, при явном преобладании ᴨервых.

 

Ситуационное задание 1

Во время  церковной службы к царю Алексею  Михайловичу обратился боярин князь Юрий Алексеевич Долгорукий с просьбой срочно принять его для обсуждения очень важного сообщения о готовящейся государственной измене. К каким последствиям могло привести это обращение в соответствии с Соборным Уложением 1649 года?

Какой могла  быть судьба князя  Ю. Долгорукого, если бы он умолчал о готовящейся измене.

Ответ на ситуационное задание 1

Согласно  Соборному уложению 1649 года, по данной ситуации князю Юрию Алексеевичу  Долгорукому грозила тюрьма на срок установленный царем, согласно главе 1, статье 8 и 9.

Статья 8 гласит «А  в  церкви  во время церковнаго пения,  государю царю и

великому  князю  Алексею  Михайловичи  всея  Русии   и   великому господину святейшему Иосифу патриарху Московскому и всея Русии, и митрополитом и архиепископом и епископом, никому ни о каких своих делех  не  бити  челом,  чтобы от того в церкви Божии церковному пению смятения не было,  понеже церковь Божия устроена  приходити на  молитву.  И  православным  християном подобает в церкви Божии стояти и молитися со страхом, а не земная мыслити»14, т.е. в данной статье говорится о том, что о своих делах, о полученной информации во время церковной службы говорить нельзя, т.к. в церкви должны молиться Богу и не мешать церковному пению, а не думать о земных делах. Далее в статье 9 говориться о последствиях, которое может быть при нарушении статьи 8.

Статья 9 гласит «А будет кто,  забыв страх Божии,  и презрев царьское повеление, учнет ему государю, или патриарху, или иным властем, в церкви Божии во время церковнаго пения,  о каких своих делех бити челом,  и  того  челобитчика  за  то вкинуть в тюрму,  на сколько государь укажет»15. Последствием как раз и является заточение в тюрьму, на срок определенный царем.

Хотя  существуют и некие противоречия в данном законе. Если бы Юрий Алексеевич не сообщил о готовившейся государственной измене, ему последовало бы следующие наказание – смертная казнь, т.к. он являлся бы соучастником. О государственной измене и покушении на здоровье и жизнь царя говориться в главе 2 и 3 Соборного Уложения.

С одной  стороны князь мог бы и и подождать окончания церковной службы и сообщить царю о готовившейся измене, хотя и с другой стороны возможно и медлить было и нельзя, если бы он сообщил данную информацию после окончания службы, было бы уже поздно и как раз и все это бы считалось, как сокрытие столь важной информации.

 

Ситуационное задание 2

Мог ли мировой  судья в ХIХ в. принимать решения о следующих наказаниях:

а) штраф  в размере 300 руб.

б) штраф  в размере 1 тыс. руб.

в) арест  сроком на 3 месяца

г) арест  сроком на 6 месяцев

д) тюремное заключение сроком на 1 год

е) тюремное заключение сроком на 3 года

Ответ на ситуационное задание 2

В соответствии с «Уставом о наказаниях, налагаемых мировыми судьями», мировые судьи могли налагать следующие наказания:

а) штраф в размере 300 руб.

в) арест сроком на 3 месяца

д) тюремное заключение сроком на 1 год

 

Список  используемой литературы

  1. Дневник Императора Николая II. «Орбита», 1992 ― запись за 1905г
  2. Зимин А.А. Россия на рубеже XV-XVI столетий. Очерки социально-политической истории. – М.:Наука, 1982
  3. Российское законодательство X-XX веков. Т.2. Законодательство периода образования и укрепления русского централизованного государства. – М.: Юрид.лит., 1985.
  4. Полное Собрание Законов Российской Имᴨерии. Собрание третье. Том XXV. 1905
  5. Титов Ю.П. «Хрестоматия по истории государства и права России» 3-е издание – М. 2010.:стр.39
  6. Тихомиров М.Н, П.П.Епифанов. Соборное уложение 1649 года. М., Изд-во Моск. ун-та, 1961. Стр 72
  7. Черепнин Л.В. Образование русского централизованного государства в XIV-XV вв. – М.: Изд-во Соц. эконом. лит-ры, 1960.

1 Черепнин Л.В. Образование русского централизованного государства в XIV-XV вв. – М.: Изд-во Соц. эконом. лит-ры, 1960.

2 Зимин А.А. Россия на рубеже XV-XVI столетий. Очерки социально-политической истории. – М.:Наука, 1982.

3  Российское законодательство X-XX веков. Т.2. Законодательство периода образования и укрепления русского централизованного государства. – М.: Юрид.лит., 1985.

4 Ю.П. Титов «Хрестоматия по истории государства и права России» 3-е издание – М. 2010.:стр.39

5 Исаев, И.А. История государства и права России [Текст] / И.А. Исаев; История государства и права России; Учебное пособие для студентов, аспирантов, преподавателей; - М.:Проспект, 2004. – 336 с.

6 Ю.П. Титов «Хрестоматия по истории государства и права России» 3-е издание – М. 2010.:стр.39

7Чистяков О.И. История отечественного государства и права М.1996 г

8 Ю.П. Титов «Хрестоматия по истории государства и права России» 3-е издание – М. 2010.

9 Ю.П. Титов «Хрестоматия по истории государства и права России» 3-е издание – М. 2010.

10 Ю.П. Титов «Хрестоматия по истории государства и права России» 3-е издание – М. 2010

11 А. Боханов Указ. соч. ― стр.232

12 Дневник Императора Николая II. «Орбита», 1992 ― запись за 1905г.

13 Полное Собрание Законов Российской Имᴨерии. Собрание третье. Том XXV. 1905.

14 М.Н.Тихомиров, П.П.Епифанов. Соборное уложение 1649 года. М., Изд-во Моск. ун-та, 1961. Стр 72

15 М.Н.Тихомиров, П.П.Епифанов. Соборное уложение 1649 года. М., Изд-во Моск. ун-та, 1961. Стр 72

 


Информация о работе Судебник 1497 г