Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 18:52, курсовая работа
целью нашего исследования является рассмотрение процессов возникновения и эволюции Товарищества передвижных художественных выставок как явления демократической культуры второй половины XIX в.
Для достижения заявленной цели оказалось необходимым последовательное решение следующих исследовательских задач:
Изучить каким образом элементы демократической культуры нашли отражение в организационных формах деятельности Товарищества
Рассмотреть элементы демократизации, нашедшие отражение в выборе тематики работ передвижников
Показать общественный резонанс, вызванный деятельностью Товарищества передвижников
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Отражение веяний демократической культуры в организационной форме и деятельности Товарищества передвижных выставок
Устав Товарищества передвижных выставок как отражение элементов демократизации изобразительной культуры……………………………….8
Проблема отражения в творчестве передвижников демократизации культуры в 70 – 90-х гг. XIX в……………………………………………..16
Глава 2. Общественный резонанс, связанный с деятельностью Товарищества передвижных художественных выставок
2.1 Проблема соотношения Товарищества передвижников и Академии художеств. Влияние передвижников на изменение социально-психологического типа художников в 70-90 гг. XIX в……………………….24
2.2 Влияние творчества передвижников на передовые прослойки искусствоведческой элиты (на примере взаимоотношения с Александром III) …………………………………………………………………………………….29
2.3 Влияние деятельности Товарищества передвижников на культурную жизнь в провинции (на примере Воронежа)…………………………………..34
Заключение………………….………………………………………………….38
Список использованных источников и литературы……………….……..40
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФБГОУ ВПО «Алтайский государственный университет»
Исторический факультет
Кафедра отечественной истории
Товарищество
передвижников как явление
(курсовая работа)
Выполнила студентка
курса 171 группы
Жихарева К.Ю.
__________________
(подпись)
Научный руководитель:
к. и. н., доцент
Паршукова Н.П.
__________________
(подпись)
Работа защищена
«__» _______ 2011 г.
Оценка ______________
Барнаул 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Отражение веяний демократической культуры в организационной форме и деятельности Товарищества передвижных выставок
Глава 2. Общественный резонанс, связанный с деятельностью Товарищества передвижных художественных выставок
2.1 Проблема соотношения Товарищества передвижников и Академии художеств. Влияние передвижников на изменение социально-психологического типа художников в 70-90 гг. XIX в……………………….24
2.2 Влияние творчества передвижников
на передовые прослойки искусствоведческой
элиты (на примере взаимоотношения с Александром
III) ………………………………………………………………………………
2.3 Влияние деятельности Товарищества передвижников на культурную жизнь в провинции (на примере Воронежа)…………………………………..34
Заключение………………….………………………………
Список использованных источников и литературы……………….……..40
Введение
Актуальность темы данного исследования определяется необходимостью более детального изучения истории передвижничества, как совершенно нового художественного явления второй половины XIX века, а также той роли и значимости, которые были приобретены движением в процессе его эволюции и развития. В то же время анализ данных проблем позволит рассмотреть историю Товарищества передвижников именно как явления демократической культуры. На современном этапе развития исторической науки, данная область исследования, хотя и имеет достаточную и весьма солидную источниковую базу в совокупности со значительным объемом научных изысканий, все-таки изучена не до конца и требует дополнительного рассмотрения.
Объектом исследования является русская художественная культура второй половины XIX века. Предметом исследования стала деятельность Товарищества передвижных художественных выставок.
При исследовании указанной проблемы автор опирался на работы отечественной историографии, посвященные событиям второй половины XIX века в культурной жизни России. Всю имеющуюся по теме передвижничества литературу, а это издания по истории этого объединения, художественные обзоры, воспоминания передвижников, их современников, мемуары и т.д., можно хронологически разделить на следующие периоды:
- Дореволюционный.
Так или иначе, тема
Например, А.Н. Бенуа и И.Э. Грабарь, будучи профессиональными художниками, в своих сочинениях уделили значительное внимание проблеме влияния передвижников на русское искусство второй половины XIX в. А.Н. Бенуа предложил во многом скептические оценки проблеме эволюции русского реализма, представленного в творчестве передвижников. Будучи представителем группы «Мир искусства», он, тем не менее, в своей работе «История русской живописи в XIX в.» дал достаточно подробную характеристику произведений наиболее видных представителей передвижников, сопроводив их элементами искусствоведческого анализа. Несколько иной точки зрения придерживался И.Э. Грабарь, который считал, что «направленство» действовало несколько негативно на живописный талант многих художников-передвижников, загоняя их в определенные рамки. Вместе с тем, Грабарь по достоинству оценил искусствоведческие достижения Репина, Ге, Сурикова.
Одним из наиболее целостных
дореволюционных произведений, посвященных
передвижникам, был труд А. Новицкого
«Передвижники и их влияние на
русское искусство», в котором
автор предложил основательную
характеристику творческого наследия
художников, а также практически
впервые предпринял попытку проанализировать
мировоззренческие установки
- Литература
советского периода
40-50-е годы представлены работами И.Е. Репина "Письма к художникам и художественным деятелям", В.В. Стасова "Избранные сочинения" и Я.Д. Минченкова "Воспоминания о передвижниках" 1954. Эти издания содержат художественно- критические статьи, переписку, воспоминания о передвижниках.
Следующая группа исследуемой литературы относится к 60-70-м годам. Значительную информацию по истории передвижничества преподносит работа Э.П. Гомберг-Вержбицкой "Передвижники. Книга о мастерах русской реалистической живописи от Перова до Левитана". М. "Искусство", 1961. В 1964 году была издана книга Е.В. Сахаровой "В.Д. Поленов, Е.Д. Поленова.
Хроника семьи художников", в которой широко представлена переписка семьи Поленовых, которая в определенной мере помогла в разработке данной темы. В ходе исследования использована также переписка И.Н. Крамского из его книги "Письма, статьи".
Широкий обзор всех направлений искусства, в том числе и живописи второй половины XIX века, ее особенностей дается в работе Л.С. Алешиной "Русское искусство XIX – начала XX века". Однако, учитывая время издания надо отметить некоторый своеобразный уклон, характерный для исследования советского периода историографии. История создания Товарищества передвижных художественных выставок, а также этапы его деятельности довольно подробно представлены в книге Ф.С. Рогинской «Товарищество передвижных художественных выставок».
Современная искусствоведческая литература представлена рядом работ профессиональных искусствоведов. В трудах выдающегося историка искусства Дмитрия Владимировича Сарабьянова вопросы внутренней традиции, вопросы влияния на художественное творчество христианского мироотношения являются приоритетными. Широта научных интересов, глубина и тонкость анализа, неординарность и убедительность выдвигаемых концепций придают особую значимость каждой из его работ, посвященных передвижникам. Как наиболее близкую к обозначенной нами проблематике назовем книгу «Русская живопись. Пробуждение памяти», где Сарабьянов приводит убедительные примеры дополнительных возможностей анализа, которые дает раскрытие религиозного смысла художественного образа при обращении к уже неоднократно исследованным явлениям русского искусства
Не менее глубоко вскрываются общие закономерности развития изобразительного творчества в исследованиях Глеба Геннадьевича Поспелова. Процесс сложения национальной картины мира и ее отражение в художественном образе, проблемы художественного самосознания разными гранями высвечиваются в его обобщающих публикациях последних лет: «Русское искусство XIX века: Вопросы понимания времени» и «Русское искусство начала XX века' Судьба и облик России». Предпринятое им выявление сквозных связей в основных духовных потенциях XIX и начала XX века дают импульсы к самым серьезным размышлениям, выходящим далеко за переделы изложенного текста.
Изучение художественной жизни России XIX века не может быть полным без работ Григория Юльевича Стернина. В общем пространстве российского искусствознания они занимают особое место и самобытностью исследовательского метода, и широтой фактического материала. Ученый моделирует различные явления истории художественной жизни, и приводит целостные характеристики той или иной художественной эпохи. Под редакцией Стернина вышли сборники «Русская художественная культура второй половины XIX века», где в комплексном изучении изобразительного искусства, театра, музыки, архитектуры раскрываются проблемы художественного самосознания, определяются подлинно национальцые черты культуры.
Научным изысканиям Д.В.Сарабьянова,
Г.Г.Поспелова, Г Ю.Стернина присущи
фундаментальность, подлинный профессионализм,
разносторонность и глубина, а также
пристальное внимание к нравственной
проблематике искусства, к изучению
корней национального своеобразия.
Но, безусловно, нельзя не обозначить еще
целый ряд имен, без которых
уточнение и развитие теоретических
положений данной работы было бы невозможно.
Русское искусство второй половины
XIX века своей онтологической глубиной
неизменно привлекало и привлекает
к себе многих исследователей. Как
в советский период, так и в
последние десятилетия оно не
было обделено вниманием, и по сумме
публикаций и объему накопленных
фактов является, возможно, наиболее полно
исследованным периодом. В контексте
же предмета наших интересов назовем,
прежде всего, М Алленова, С.Даниэля,
А.Верещагину, В.Леняшина, В. Петрова, Т.Карпову,
Г.Ельшевскую, Т. Юденкову, Г. Чурак, С.Попова.
Каждый из них внес свой существенный
вклад либо в создание общих работ
по истории данного этапа, либо в
постановку и разработку кардинальных
проблем искусства
В связи с этим, целью нашего исследования является рассмотрение процессов возникновения и эволюции Товарищества передвижных художественных выставок как явления демократической культуры второй половины XIX в.
Для достижения заявленной цели оказалось необходимым последовательное решение следующих исследовательских задач:
Методы исследования. Методологической основой работы являются принципы историзма и научной объективности, предполагающие рассмотрение любого исторического явления, в том числе и историю создания и деятельности Товарищества передвижных художественных выставок в развитии, в контексте конкретной исторической эпохи.
При комплексном изучении предмета работы автором был использован ряд методов исторического исследования:
Глава 1. Отражение
веяний демократической культуры в
организационной форме и
1.1 Устав Товарищества передвижных выставок как отражение элементов демократизации
Появление Товарищества передвижных художественных выставок, как совершенно новой формы организации художественных выставок обусловлено целым рядом факторов и непосредственных причин, часть из которых нуждается в более подробном освещении.
«Подъем общественного сознания в конце 1850-х – начале 1860-х годов привел к реформам и отмене крепостного права, что дало импульс для освобождения человеческого духа, раскрепощения личности».1
В период смены общественно-
В XIX веке петербургская Академия художеств оставалась центром творческой жизни страны.3 Это было достаточно консервативное учреждение «с царившими здесь педагогической системой преподавания, устаревшими нормами эстетики, потерявшими связь с передовой русской художественной культурой, развивавшихся в русле просветительских идей».4