Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 18:52, курсовая работа
целью нашего исследования является рассмотрение процессов возникновения и эволюции Товарищества передвижных художественных выставок как явления демократической культуры второй половины XIX в.
Для достижения заявленной цели оказалось необходимым последовательное решение следующих исследовательских задач:
Изучить каким образом элементы демократической культуры нашли отражение в организационных формах деятельности Товарищества
Рассмотреть элементы демократизации, нашедшие отражение в выборе тематики работ передвижников
Показать общественный резонанс, вызванный деятельностью Товарищества передвижников
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Отражение веяний демократической культуры в организационной форме и деятельности Товарищества передвижных выставок
Устав Товарищества передвижных выставок как отражение элементов демократизации изобразительной культуры……………………………….8
Проблема отражения в творчестве передвижников демократизации культуры в 70 – 90-х гг. XIX в……………………………………………..16
Глава 2. Общественный резонанс, связанный с деятельностью Товарищества передвижных художественных выставок
2.1 Проблема соотношения Товарищества передвижников и Академии художеств. Влияние передвижников на изменение социально-психологического типа художников в 70-90 гг. XIX в……………………….24
2.2 Влияние творчества передвижников на передовые прослойки искусствоведческой элиты (на примере взаимоотношения с Александром III) …………………………………………………………………………………….29
2.3 Влияние деятельности Товарищества передвижников на культурную жизнь в провинции (на примере Воронежа)…………………………………..34
Заключение………………….………………………………………………….38
Список использованных источников и литературы……………….……..40
Дальнейшее развитие получило
в эти годы и художественное мастерство
русских реалистов, достигшее своего
высшего выражения в живописи
Репина и Сурикова. Передвижники понимали,
что как бы содержательно ни было
произведение по своей теме, — если
оно будет слабым по исполнению,
то не возбудит сочувствия к прекрасной
и глубокой идее, в него вложенной.
Поэтому они всегда упорно стремились
к тому, чтобы воплотить свой замысел
в ясной, жизненно убедительной полнокровной
художественной форме. Не случайно полотна
передвижников остаются актуальными
и по сей день. «Только сочетание идеи
и формы переживает свое время», — справедливо
утверждал Крамской. При всем своеобразии
творческого лица каждого из мастеров,
во всех их полотнах, больших и малых, проявлялось
громадное умение строить сюжетную композиционную
картину, выразительно передавать все
цветовое и световое богатство мира, всю
его материальную красоту. На смену несколько
суховатой, сдержанной манере Перова и
шестидесятников, к восьмидесятым годам
передвижники выработали богатый и гибкий
художественный язык, характерный органическим
единством рисунка и живописи; это позволило
им создавать художественные образы огромной
впечатляющей силы и убедительности.
Образ русского народа, его жизнь и быт,
его историческое прошлое, окружающая
его природа правдиво и полно отражены
в произведениях передвижников.
Значительное место в их живописи занимала бытовая тематика. В частных, казалось бы, эпизодах, в отдельных бытовых сценах художники умели раскрывать самое характерное, типическое; изображение повседневной жизни простых людей часто достигало у них высот большого социального обобщения.
Одну из главных тем передвижников составляла крестьянская проблема, стоявшая тогда в центре общественного внимания. Мало кто из передвижников прошел мимо этой темы, не откликнулся на нее одною, а то н несколькими картинами. Но среди них были и мастера, сосредоточившие на многообразной жизни русской деревни все свои творческие интересы.
В частности, пореформенному
крестьянству посвящен и ряд полотен Г.
Г. Мясоедова. Картина «Земство обедает»
(1872) разоблачала противоречивость либеральных
реформ 60-х, которые будто бы предоставили
«мужикам» равноправие с «господами»
в сельском самоуправлении, однако на
самом деле сохранили в полной неприкосновенности
значительное социальное неравенство
и былое бесправие крестьян. Но не одну
только разоблачительную идею преследовал
художник: в своих героях-крестьянах он
раскрыл черты подлинного душевного благородства
и высокого человеческого достоинства.
Содержание другой картины Мясоедова—«Засуха»
(1877) заключается в выражении темноты и
невежества деревни, так отчетливо сказывавшихся
в пору тяжкого стихийного бедствия; но
и тут художник постарался подчеркнуть
в образах тружеников-крестьян удивительную
крепость духа и непреклонное мужество,
сохраняемое ими даже в крайней беде. Поэтическим
отношением к труду, столь свойственным
русскому человеку, пронизана картина
Мясоедова «Косцы» (1887). Другая сторона
народной жизни затронута В. М. Максимовым
в картине «Приход колдуна на крестьянскую
свадьбу» (1875); мягкой человечностью образов,
поэзией крестьянского быта и народных
обычаев овеяно это прекрасное полотно.
И. М. Прянишников в своих картинах восьмидесятых
годов («Спасов день на Севере», 1887; «Возвращение
с ярмарки», 1883) запечатлел сцены многолюдных
народных праздников.
Не очень многочисленны,
но полны глубокой значительности произведения
передвижников, где нашли отражение
образы представителей русского рабочего
класса. Первым художником, посвятившим
картину изображению труда
Изображения рабочих в искусстве передвижников были закономерным следствием их творческого принципа — идти в ногу с жизнью, откликаться на все новые, прогрессивные и демократические чаяния. Эти произведения 70 – 80-х гг. подготовили выступление в конце века Н. А. Касаткина, художника, посвятившего все свое творчество русскому пролетариату и его борьбе.
В искусстве передовых художников-демократов нашло прямое отражение и современное им революционное движение. Во многих картинах И. Е. Репина, Н. А. Ярошенко, В. Е. Маковского увековечены те, кто бесстрашно вставал на путь борьбы с монархическим режимом, переданы решимость и высокий дух революционеров семидесятых-восьмидесятых годов. Известно, что революционных народников этого времени, несмотря на совершенно разные программы и тактики, высоко ценил В. И. Ленин; он называл их «горстью героев», вступивших в «отчаянную схватку с правительством». Во многом схожий с этим образ заключен и в картинах передвижников.
И. Е. Репин, известный своими негативными оценками в адрес самодержавного режима, посвятил революционному движению большой цикл картин. Он работал над ними в течение долгого времени, хотя, разумеется, в условиях царской цензуры не было никакой надежды показать большинство из них широкой публике. Репин изображает ссыльного, увозимого жандармами («Под конвоем. По грязной дороге», 1876); набрасывает в горячем, тревожном колорите подпольное собрание группы революционеров («Сходка», 1883); воссоздает прекрасный образ героя-революционера, с гордым презрением отвергающего перед казнью лицемерное утешение тюремного священника («Отказ от исповеди», 1879—1885). Кроме того, художник пишет в двух вариантах картину о пропагандисте, схваченном полицией в деревне с революционными прокламациями («Арест пропагандиста», 1878 и 1880 - 1892). И, наконец, завершается цикл одним из лучших полотен «Не ждали» (1884) – значительной по глубине, прочувствованной, практически из самой жизни выхваченной картиной, повествующей о неожиданном возвращении домой ссыльного революционера.
Но не только представители
революционной интеллигенции
В контексте отражения
в тематике картин последних явлений
общественной жизни, необходимо затронуть
вопрос о религиозном аспекте
работ передвижников. В данном случае
интересен спор между Крамским и
Репиным, который возник в связи
с намерением Крамского написать
картину, героем которой должен был
стать Христос. Крамской сообщил
Репину, что понимает Христа как
человека, а не как Бога и в
своей новой картине хочет
сообщить Христу черты атеиста. Несмотря
на то, что Репин крайне негативно
отнесся к этой идее, важно заметить,
что даже в самом обсуждении религиозной
тематики проявились безусловные демократические
элементы творчества передвижников. Если
ранее трактовка вопросов религии и веры
оставалась практически единообразной,
что во многом связано с преобладанием
консервативного, «академического» взгляда
на проблему, то теперь появилась возможность
использования в том числе и собственной
трактовки важнейших религиозных вопросов.
Кроме того, передвижники в своем творчестве
достаточно много внимания уделили проблеме
соотношения искусства и идеологии, в
том числе и идеологии определенных социальных
групп.
Глава 2. Общественный резонанс, связанный с деятельностью Товарищества передвижных художественных выставок
2.1 Проблема соотношения Товарищества передвижников и Академии художеств. Влияние передвижников на изменение социально-психологического типа художников в 70-90 гг. XIX в.
Организация Товарищества передвижных
художественных выставок привела к
уничтожению академической
Необходимо заметить, что в отечественном искусствознании в течение определенного времени существовало полное отождествление, а подчас и подмена понятий: реалисты и передвижники, между которыми ставили знак равенства. Между тем, как не равны между собой академизм и академическое искусство, так реализм, как направление, не сводится к искусству передвижников. На разных этапах своей деятельности Товарищество передвижников объединяло художников не только разного уровня мастерства, но и разных, взглядов и убеждений в искусстве.
В основе объединения лежало стремление художников самостоятельно получать доход от продажи своих произведений, открыть новые пути для их сбыта, расширить круг любителей искусства.
В январе 1874 года президент Академии
художеств пригласил к себе представителей
Товарищества для того, чтобы «согласить
интересы общества (материальные) с
интересами Академии (художественными).
Имея в виду, что в выставках
своих Академия поставляет для себя
главною целью не увеличение ее доходов,
а сплочение на них всех художественных
сил империи, дабы эти выставки были
действительно отчетом
Слияния, однако, не произошло. Это говорит о том, что материальная причина была далеко не единственной в существующих разногласиях между Товариществом и Академией, и, тем не менее, стремление строить взаимоотношения с публикой по-новому, выходить на личный контакт с потребителем, было не чуждо передвижникам. Значит, они не могли избежать искушения работать на зрителя, а, следовательно, зависеть от его вкуса.
О коммерческих целях Товарищества заявляет и один из его членов-учредителей В. Г. Перов. В 1877 г. он выходит из рядов Товарищества, полагая, что общество изменило своей главной задаче - улучшать материальное положение художника в России. В письме И.Н.Крамскому он пишет: «Теперь общество преследует уже другую цель: оно положило себе задачею заботиться не столько о пользе своих членов, сколько старается о развитии или привитии потребности к искусству в русском обществе. Я не спорю, это цель высокая и прекрасная и была бы совершенно уместна, если бы все члены общества были одинаково обеспечены в материальном отношении, но, к сожалению, этого далеко нет. Да и не все способны на бескорыстные жертвы, по крайней мере, я первый отказываюсь работать во имя этой идеи».29
Со временем, когда ситуация все больше менялась так, что художникам пришлось бороться не за убеждения, а за публику, различие между академистами и передвижниками теряло остроту и уже современниками перестало восприниматься как принципиальное. Спустя почти двадцать лет после организации Товарищества, некоторые критики и вовсе стали отказывать передвижникам в принадлежности им целей и задач, отличных от целей и задач Академии. В 1889 году В.Чуйко писал: «Существуют как бы два учреждения, или две торговые фирмы, ничем друг от друга не отличающиеся по содержанию, но соперничающие между собой на практической почве и, ради каких-то выгод, друг друга дискредитирующие. Не говоря уже о том, до какой степени недостойно такое явление в мире искусства, оно, несомненно, вредно отзывается на самом искусстве».30
Действительно, антагонизм между Академией и передвижниками, безусловно, существовавший на раннем этапе деятельности Товарищества, к 1890-м годам был значительно сглажен. Декларируя иные, чем Академия, эстетические взгляды, отдавая предпочтение другим сюжетам, передвижники, тем не менее, были продуктом своего времени. В.М.Васнецов писал в 1889 году: «От нас ждут теперь выставочных фуроров, мы должны хлестко развлекать скучающую толпу. От нас требуют только развлечения, чтобы занять страшную пустоту души. Что теперь в святая святых художника? Он прежде всего сын века и толпы, что ему дал и отнял век, что дала ему и отняла толпа, то от него и получит в итоге. Век дал ему идеал, а какой идеал века сего? Толпа дала ему свои инстинкты, привычки, воспитание, склад жизни, а все это вместе взятое помогает, облегчает человеку сохранить цельность своей натуры, проявить в полноте свой духовный облик? Такие цельные натуры, как Суриков, крайне редки и даже для нас удивительны. но и эта гениальная натура отдала дань веку сему и дань немалую».31
К 1880-м годам академическое
Нужно отметить изменение самого типа художника, наиболее ярким примером которому служили как раз передвижники. Этот процесс начался уже в 1870-е годы. Живописец все больше становится светским человеком, и он вынужден был жить жизнью того класса, на который работает. «Художники сделались шикарями, с тщательно повязанными франтовскими галстуками; одетые самым безукоризненным манером, они стали соперничать с самыми ловкими банкирскими комми, с атташе посольств, с офицерами генерального штаба. Некоторые из них ухитрились даже придать своей внешности сановитость заправских дипломатов, либо нотариусов.