Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 18:52, курсовая работа
целью нашего исследования является рассмотрение процессов возникновения и эволюции Товарищества передвижных художественных выставок как явления демократической культуры второй половины XIX в.
Для достижения заявленной цели оказалось необходимым последовательное решение следующих исследовательских задач:
Изучить каким образом элементы демократической культуры нашли отражение в организационных формах деятельности Товарищества
Рассмотреть элементы демократизации, нашедшие отражение в выборе тематики работ передвижников
Показать общественный резонанс, вызванный деятельностью Товарищества передвижников
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Отражение веяний демократической культуры в организационной форме и деятельности Товарищества передвижных выставок
Устав Товарищества передвижных выставок как отражение элементов демократизации изобразительной культуры……………………………….8
Проблема отражения в творчестве передвижников демократизации культуры в 70 – 90-х гг. XIX в……………………………………………..16
Глава 2. Общественный резонанс, связанный с деятельностью Товарищества передвижных художественных выставок
2.1 Проблема соотношения Товарищества передвижников и Академии художеств. Влияние передвижников на изменение социально-психологического типа художников в 70-90 гг. XIX в……………………….24
2.2 Влияние творчества передвижников на передовые прослойки искусствоведческой элиты (на примере взаимоотношения с Александром III) …………………………………………………………………………………….29
2.3 Влияние деятельности Товарищества передвижников на культурную жизнь в провинции (на примере Воронежа)…………………………………..34
Заключение………………….………………………………………………….38
Список использованных источников и литературы……………….……..40
Помимо академической к этому моменту в России начинает формироваться и новая школа реалистического искусства. Многие художники начинают затрагивать в своих работах более выразительно и широко жизнь простого человека. Именно в это время складывается национальная школа реалистической живописи со своими особенностями во многом обусловленными противоречиями общественного развития и напряженными духовными исканиями русской интеллигенции.5
Характерной, ставшей даже национальной особенностью русского критического реализма явилась ее ярко выраженная социальная окрашенность и направленность. Зарождение подобных противоречий между новой волной в искусстве, навеянной изменениями в политической и духовной сфере и старым установившимся миром уходящего классицизма, стало определенным базовым толчком, который вывел живопись на новую спираль развития.
Непосредственное зарождение
структуры организации
Безусловно, зная о существовании Артели художников, которая в то время составляли некую альтернативу Академии художеств, а также побывав на одном из «четверговых собраний» Артели, Г.Г. Мясоедов осознал, что она на тот момент уже обозначила свои притязания на чрезвычайно и важную роль, «первой независимой художественной организации, существовавшей без помощи Академии».7
Примерно в это же время, рассуждая об организационной модели строения Артели, Г.Г. Мясоедов пришел к выводу об объективной узости организационных форм структуры Артели, поскольку она включала в свой состав лишь небольшую группу петербургских художников.
По приезду в Москву Г.Г. Мясоедов знакомится с достаточно известными к тому времени художниками: Перовым, Прянишниковым, пейзажистами Саврасовым и Каменевым. Именно в беседах с ними, а не в кабинетах ответственных лиц рождается идея создания Товарищества передвижных художественных выставок России. Вскоре после этого начинается упорная и кропотливая работа по осуществлению этого замысла.
Нельзя обойти вниманием тот факт, что дальнейшая судьба русской демократической живописи находилась в неразрывной связи с деятельностью Товарищества передвижных художественных выставок.
Возвратившись зимой 1868-1869 года из Италии, Г.Г. Мясоедов «бросил в Артель мысль об устройстве выставок каким-либо кружком художников».8 Артель с большим интересом и сочувствием приняла эту новую мысль, поскольку она заключала в себе не просто выход из непростого, сложившегося в художественно-изобразительной сфере положения, но и в целом – ощутимый шаг вперед на пути демократизации изобразительного искусства.
В 1869 году Санкт-Петербургская Артель и группа московских художников: Перов, Прянишников, Маковский, Саврасов и другие, решили создать объединение. Иван Николаевич Крамской позже в воспоминаниях отметит: «я призвал товарищей расстаться с душной курной избой и построить новый лом, светлый и просторный. Все росли, всем становилось уже тесно».9
Однако благородный и прогрессивный порыв нужно было еще осуществить. Для этого необходим был устав, который регламентировал бы деятельность этой организации, и придавший бы ей официальный статус. После длительной и кропотливой работы Мясоедов вынес на обсуждение в среде московских художников первый проект устава Товарищества передвижных художественных выставок. Один экземпляр был направлен в Италию Крамскому и Ге, а второй в Санкт-Петербург в Артель. Крамской и Ге, вернувшись из Италии начали активно пропагандировать идею Мясоедова в среде артельщиков.
Устав необходимо было утвердить законным путем. «Это испугало некоторых артельщиков, которые забыли о своем бунтарском прошлом, боялись осложнить отношения с Академией и официальными кругами».10 Принципиальная новизна идеи данной организации заключалась в том, чтобы, говоря словами Н.А. Ярошенко «вывести искусство из тех замкнутых теремов, в которых оно было достоянием немногих и сделать достоянием всех».11
Желание приблизить народ к искусству для художников 60-70-х годов было теснейшим способом связано с идейно воспитательными задачами. Деятельность художника рассматривалась как некое общественное служение, призвание. Сюжеты и изобразительный язык живописцы старались сделать доходчивыми и понятными для каждого.12
В этот период в среде художников происходило обсуждение не только проекта будущего устава Товарищества, но и самой формы организации. Какой она будет? Учредители Товарища в конечном итоге останавились на передвижной форме выставочной деятельности, поскольку именно она отвечала наиболее актуальным, демократическим веяниям того времени. Хотя уже сразу стало ясно, что данная форма организации будет гораздо обременительнее и труднее в своем осуществлении.
Делу организации передвижных выставок весьма способствовало осознание того, что повсеместно появился демократически настроенный зритель, заинтересованный в развитии именно реалистического направления в искусстве. В этом контексте появление передвижных выставок совпало с изменениями в том числе и в общественном сознании, с актуализацией искусства как некоего отражения социально-политической жизни в стране.
Задача данной организации была сформулирована вполне конкретно: «создание такого рода объединения, которым управляли бы сами художники, сплоченные общностью идейных и творческих устремлений и которое взялось бы решить их материальные проблемы, способствуя реализации произведений».13
23 ноября 1869 года инициативное
ядро московской группы
В основу первого проекта устава был положен первоначальный вариант его, написанный Г.Г. Мясоедовым. Претерпевший в процессе редактирования некоторые изменения он имел следующие разделы.
Раздел I. Цель устава, который содержал в себе следующее «Основание Товарищества подвижной художественной выставки имеет целью: доставление обитателям провинции возможности следить за успехами
русского искусства. Этим путем Товарищество старается расширить круг любителей искусства, откроет новые пути для сбыта художественных произведений».15 Из данного раздела становится ясна форма выставочной деятельности и материальный фактор заинтересованности художника.
Второй раздел оглашал права новой организации: «Товарищество имеет право устраивать выставки художественных произведений во всех городах Российской империи».16 В дальнейшем станет понятно, что выставки производились не только в Росси, но и за ее пределами.
Третий раздел содержал информацию о составе и членстве в данной организации: «Членами Товарищества могут быть художники, не оставившие занятий, все члены Товарищества должны быть действительными членами». Эта формулировка определяет творческий характер данного художественного союза, поскольку продолжение гласит: «Картины, долженствующие составить выставку, должны быть написаны для нее (т.е. неизвестные публике)».17
Следующий раздел Устава именовался "О вступлении". В данную организацию могли вступить как достаточно известные художники, так и никому не знакомые живописцы. Согласно уставному документу, неизвестные Товариществу должны были представить свои работы на годичное общее собрание и по принятии их картин на выставку записывались членами Товарищества».18 Примечательно, что принцип вступления в товарищество являлся крайне демократичны для того времени, поскольку оставлял шансы для принятия только начинающих художников, которые в прежнее время могли оказаться на задворках искусствоведческой элиты.
Тем не менее, существовал барьер в виде собрания художников, которое являлось, по сути, своеобразным экзаменом, способствовавшим выявлению действительно талантливых художников и исключению возможных случайностей.
Об обязанностях членов Товарищества можно узнать из следующего пункта, кроме того, здесь же оговариваются обязанности экспонентов, по организационным и творческим моментам деятельности. При анализе пятого раздела необходимо отметить, что приоритетным в данном пункте являлся вопрос о месте проведения общих собраний, а также их полномочиях «рассматривает действия управления... делает проверку приходно-расходных книг, избирает новых членов правления, принимает в члены правления товарищества …, назначает срок будущей выставки и производит раздел сумм, подлежащих разделу». 19 Анализируя данный пункт можно прийти к выводу, что деятельность Товарищества и его организация, были достаточно демократичны.
Остановимся подробнее на положении «о изменении устава». По своей форме этот раздел похож, скорее на письмо, которое написано в форме обращения к будущим участникам этой организации «тех, кто пожелал бы присоединиться к нашей идее».20 Помимо этого в данном пункте содержится планирование первой выставки сначала в Петербурге, затем в Москве, «а из Москвы в провинции».21 При этом самым главным условием существования товарищества провозглашалась «совершенная независимость от всех других поощряющих искусство обществ».22
Четыре этих организационных момента во многом и выразили суть идеи создания, выставочной деятельности и независимости Товарищества. Характеризуя данный проект устава, надо сказать, что это был первый официальный документ в истории Товарищества. Вот как описывал его Г. Мясоедов в своем письме к И.Н. Крамскому: «Хорошее дело, основанное на началах справедливости не должно компрометироваться, приноравливаться ко вкусам отдельных личностей. Успех выставки, несомненно будет находиться в зависимости от первого ее дебюта».23 В своем ответе Крамской советовал Мясоедову непременно подать проект устава на утверждение министру внутренних дел А.Е. Тимашеву: «Когда будете подавать устав, хорошо бы Вы известили за дня 4 или за 5. Потому что есть возможность достать письмо к Тимашеву».24
Остается только добавить, что данный вариант Устава был утвержден после того как по совету Г.Г. Мясоедова в сентябре 1870 г. 15 художников подписали прошение: «Его превосходительству, господину министру внутренних дел, генерал-лейтенанту, генерал-адъютанту Александру Егоровичу Тимашеву».
1.2 Проблема отражения
в творчестве передвижников
С деятельностью Товарищества передвижных художественных выставок неразрывно связана целая полоса в истории русского искусства, особенно семидесятые и восьмидесятые годы — период наивысшего расцвета и подлинного торжества передовых идей в нашем искусстве, время создания замечательных шедевров национальной живописи. Товарищество передвижных художественных выставок возникло в 1870 году как новая форма объединения передовых, демократически настроенных художников. По словам одного из его организаторов, художника Г. Г. Мясоедова, Товарищество взяло на себя обязательство «знакомить Россию с русским искусством».25 Художники-передвижники считали своей обязанностью широкую просветительскую деятельность; они всячески стремились приблизить к народу свое искусство, насыщенное ярким социальным содержанием. Ежегодные выставки Товарищества перевозились из города в город, привлекая повсюду множество зрителей. Таким образом, с помощью подобной формы деятельности новое идейно-реалистическое искусство становилось доступным не только сравнительно узкому кругу столичной публики, но и широким слоям населения страны.
Первая передвижная выставка состоялась в 1871 г. Передовая общественность достаточно бурно отреагировала на ее открытие, критики того времени В. В. Стасов и М. Е. Салтыков-Щедрин весьма позитивно характеризовали ее в своих статьях. В.В. Стасов по праву занял центральное место в критике этого времени. Он был не только соратником передвижников и участником «Могучей кучки», которой как музыкальный критик посвятил ряд работ, но и другом, дающим советы многим художникам. Достоинство статей Стасова заключается в рассмотрении произведений передвижников исходя из их идейного содержания и сопоставлении их с отражаемой действительностью.26 В силу этого в анализе и оценке картин Перова, Неврева, Верещагина, Репина Стасов умел выявить их общественное значение.
Именно с момента открытия первой выставки и в течение фактически полувека Товарищество передвижников с честью выполняло свою благородную задачу. Именно творчество художников-передвижников определяет лицо русского искусства трех последних десятилетий XIX века. На протяжении всего этого времени Товарищество объединяло в своих рядах лучшие силы русского искусства. Почти все крупнейшие наши художники входили в Товарищество: И. Е. Репин и В. И. Суриков, В. Г. Перов и И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов и И. И. Шишкин, К. А. Савицкий и В. Е. Маковский, В. М. Васнецов и В. Д. Поленов, Н. А. Ярошенко и Н. А. Касаткин, В. А. Серов и И. И. Левитан и многие, многие другие. Хотя некоторые выдающиеся художники — баталист В. В. Верещагин, скульптор М. М. Антокольский, автор превосходных иллюстраций к «Мертвым душам» П. П. Соколов и ряд других — не принадлежали формально к числу передвижников, но и они в той или иной мере разделяли их взгляды, их идейно-творческие принципы.
Передвижники фактически продолжали и развивали дело, начатое художниками-демократами шестидесятых годов. Они сумели еще шире отобразить окружающую жизнь, увидеть в ней много принципиально нового в плане тематики картин, а многое и качественно переосмыслить. Критический реализм получил в искусстве передвижников свое дальнейшее развитие. Обличая социальные противоречия, столь явно обозначившиеся как в капиталистическом городе, так и в пореформенной деревне, передвижники создали ряд произведений огромной обобщающей силы. Но они значительно расширили и положительное содержание искусства критического реализма. Они стремились не только обличать несправедливое общественное устройство, но и найти, увидеть, показать людям светлые стороны народной жизни, которую они так глубоко знали и так горячо любили. При этом передвижники не были склонны к идеализации народа, не закрывали глаза на те или иные отрицательные черты, которые являлись неизбежным следствием его подневольного существования. Отражение бытовой жизни и социальных отношений на полотнах передвижников по сложности и противоречивости близки к тому, каковы они были в действительности.