Традиции Средневековой Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 00:45, реферат

Краткое описание

Цель работы - провести сравнительный анализ тенденций развития городов в истории стран Западной Европы в ХVI-ХХ вв.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Рассмотреть возникновение и развитие средневековых городов Западной Европы к началу ХVI века.
2. Охарактеризовать особенности социально-экономического, политического и культурного развития западноевропейских городов к концу последней трети ХIХ века.
3. Проанализировать особенности влияния процессов урбанизации на развитие городских территорий в ХХ веке.

Вложенные файлы: 1 файл

парламентаризм.docx

— 116.64 Кб (Скачать файл)

При всем различии места, времени  и конкретных условий возникновения  того или иного города оно всегда являлось результатом общего для  всей средневековой Европы экономического процесса - общественного разделения труда между ремеслом и земледелием и развития на этой основе товарного производства и обмена. Процесс этот имел длительный характер и не был завершен в рамках феодальной общественной формации. Однако в Х – ХIII веках он протекал особенно интенсивно и привел к важному качественному сдвигу в развитии феодального общества.

Население средневекового города было чрезвычайно разнородным по своему составу. Здесь жили ремесленники самых разнообразных специальностей, которые в ранний период развития средневекового города сами продавали свои изделия, соединяя в одном лице ремесленника и торговца.

В городах было много людей, не занятых в сфере производства, - трактирщики, содержатели постоялых  дворов, возчики, матросы торговых судов. В ХIII – ХIV веках в больших городах значительную часть населения составляли поденщики, чернорабочие, люди, жившие случайными заработками, нищие. Наиболее представительной частью горожан были профессиональные торговцы из местных жителей и их верхушка - купцы. Они занимались и внешней, и внутренней торговлей и составляли особый слой, заметный по численности и влиянию. Выделение купеческой деятельности было важным шагом в общественном разделении труда.

В крупных городах, особенно политико-административных центрах, обычно жили феодалы со своим окружением (прислуга, военные отряды), представители  королевской и сеньориальной  администрации - служилая бюрократия, а также нотариусы, врачи, преподаватели  школ и университетов и другие представители нарождающейся интеллигенции. Во многих городах заметную часть  населения составляло черное и белое  духовенство. Горожане, предки которых  обычно были выходцы из деревни, еще  долго сохраняли свои поля, пастбища, огороды как вне, так и внутри города, держали скот. Отчасти это  объяснялось недостаточной товарностью  тогдашнего сельского хозяйства. Города служили местом концентрации рентных  поступлений, их перераспределения  и сбыта.

По численности населения средневековые города Западной Европы были невелики. В ХIV – ХV века города с населением в 20 тыс. человек считались крупными. Средние города насчитывали 4-6 тыс., но были и небольшие местечки, с населением в 1-2 тыс. человек. Очень немногие города имели население, превышающее 80 тыс. человек (Париж, Милан, Венеция, Флоренция)37.

По внешнему виду средневековые  города весьма сильно отличались от современных. Город был окружен высокими стенами (каменными или деревянными) с башнями и глубокими рвами, наполненными водой для защиты от нападений; городские ворота запирались на ночь. Стены, окружавшие город, ограничивали его территорию; по мере притока населения из деревень территорию приходилось расширять, сооружая вокруг первоначальной основной территории (бург, ситэ) новые стены и укрепления; возникали предместья, в которых селились преимущественно ремесленники. Возникало второе кольцо городских стен и укреплений. Ремесленники вместе с купцами несли сторожевую службу и составляли городское военное ополчение; они должны были знать военное дело и иметь в своем доме необходимое оружие. Из-за ограниченности городской территории улицы были очень узкими (по закону - «не шире длины копья»38. Дома строились в несколько этажей, причем часто верхний этаж нависал над нижним, так что на улице всегда был полумрак, даже в солнечные дни.

Большинство горожан первоначально составляли несвободные министериалы (служилые люди сеньора), крестьяне, издавна, жившие на этом месте, иногда бежавшие от своих прежних господ либо отпущенные ими на оброк. При этом они нередко оказывались в личной зависимости от сеньора города, в руках которого сосредотачивалась вся городская власть. Стремление феодалов извлечь из города как можно больше доходов неизбежно привело к коммунальному движению (борьба между городами и сеньорами в Западной Европе в Х – ХIII веках)39. Сначала горожане боролись за освобождение от наиболее тяжелых форм феодального гнета, за сокращение поборов, за торговые привилегии. Затем встали и политические задачи: обретение городского самоуправления и прав. От исхода этой борьбы зависели степень независимости города по отношению к сеньору, его экономическое процветание и политический строй. Борьба же велась против конкретных сеньоров. Иногда городам удавалось за деньги получить от феодала отдельные вольности и привилегии, зафиксированные в городских хартиях (грамотах); в других случаях эти привилегии достигались в результате длительной, иногда вооруженной, борьбы. В нее обычно вмешивались короли, императоры, крупные феодалы. Коммунальная борьба была важной составной частью политической жизни средневековой Европы.

Методы борьбы были разными  в различных странах. Города, подвластные  светским и чаще церковным сеньорам, добывали привилегии, особенно самоуправление, путем острой борьбы, подчас длительных гражданских войн40. В Южной Франции горожане добились, в основном без кровопролития, независимости уже в IХ – ХII веках графы Тулузы, марселя, Монпелье были заинтересованы в процветании местных городов, раздавали им муниципальные вольности, не препятствовали относительной самостоятельности. Но они не желали, чтобы коммуны становились слишком мощными, получали полную независимость. Многие города Северной и Средней Италии - Венеция, Генуя, Флоренция и др. - в те же IХ – ХII веках. Стали городами-государствами. Одной из ярких и типичных страниц коммунальной борьбы в Италии была история Милана, где власть графа в ХI веке сменилась властью архиепископа. В течение всего ХI века горожане вели борьбу с сеньорами. Она сплотила все городские слои: популяров («люди из народа»), купцов и мелких феодалов, были втянуты и государи, движение превратилось в настоящую гражданскую войну. Наконец, в конце ХI веке город получил статус коммуны. Во главе встал совет консулов из привилегированных граждан. Но борьба продолжалась.

В Германии аналогичное коммунам положение заняли имперские города. Формально они подчинялись императору, но на деле были независимыми городскими республиками. Многие города-коммуны Северной Франции выбирали из своей среды совет, его главу - мэра, имели собственный суд и военное ополчение, финансы41. Они освобождались от выполнения жителями барщины, несения оброка, но ежегодно уплачивали сеньору определенную денежную ренту, а в случае войны выставляли в помощь ему военный отряд. Города-коммуны нередко сами выступали как коллективный сеньор по отношению к крестьянам. Но так было не всегда. Более 200 лет длилась борьба за независимость северофранцузского города Лапа, где был установлен сеньориальный режим, вплоть до убийства горожан. долгие годы шла затем борьба за коммунальную хартию с переменным успехом: то в пользу города, то в пользу короля. Лишь в 1331году король с помощью феодалов одержал победу, городом стали управлять его судьи и чиновники.

Но были и города, которые  не могли добиться полного самоуправления. Это было почти общим правилом для городов на королевской земле. Они пользовались привилегиями и вольностями, правом избирать органы самоуправления. Но эти учреждения действовали под контролем чиновника короля или сеньора. Города, не обладавшие силами и денежными средствами, оставались целиком под властью сеньориальной администрации (города духовных сеньоров).

Права и вольности во многом были сходны с иммунитетными привилегиями, носили феодальный характер. Одним из важнейших результатов борьбы в Западной Европе было то, что подавляющее большинство горожан добилось освобождения от личной зависимости. Установилось правило, что убежавший в город крестьянин становится свободным, прожив там год и день (иногда и 6 недель). «Городской воздух делает свободным» - гласит средневековая пословица. Но и этот обычай не был всеобщим42.

В процессе борьбы горожан  с сеньорами и внутренних социальных конфликтов в городской среде  в феодальной Европе складывалось особое средневековое сословие горожан. Оно  было связано с торгово-ремесленной  деятельностью. Они пользовались привилегиями, составляющими статус полноправного  горожанина. Обычно городское сословие отождествлялось с понятием «бюргерство». Словом «бюргер» в ряде стран Европы первоначально обозначали всех городских  жителей (от герм. бюрг - город). Городское сословие по социальному положению не было единым. Внутри него существовали патрициат, слой состоятельных торговцев, ремесленников и домовладельцев, рядовые труженики и городское плебейство. Постепенно термин «бюргер» менял свое значение. Уже в ХII – ХIII века он стал применяться только для обозначения полноправных горожан, в число которых не могли попасть представители низов, отстраненные от городского самоуправления. В ХVI – ХV века этим термином обозначались богатые и зажиточные слои горожан, из которых вырастали первые элементы буржуазии.

Население городов занимало особое место в социально- политической жизни феодального общества. Жители средневековых городов конституировались как особое сословие. Их разобщенность усиливалась господством корпоративного строя внутри городов.

Борьба городов с сеньорами  в подавляющем большинстве случаев  привела к переходу городского управления в руки горожан. Но уже существовало социальное расслоение и в их среде. Верхний, привилегированный слой представлял  собой узкую группу - наследственную городскую аристократию (патрициат). Городской совет, мэр (бургомистр), судебная коллегия города выбирались только из числа патрициев и их ставленников. Городская администрация, суд и финансы, строительство - все находилось в руках городской верхушки, использовалась в ее интересах и за счет интересов широкого торгово-ремесленного населения города. По мере того, как развивалось ремесло и крепло значение цехов, ремесленники, мелкие торговцы вступали в борьбу с патрициатом за власть. К ним присоединялись и наемные работники, бедный люд. В ХIII-ХV веках эта борьба, так называемые цеховые революции, развернулись почти во всех странах средневековой Европы и принимала острый, даже вооруженный характер.

В одних городах, где существовало высокоразвитое ремесленное производство, патрициат был вынужден делить свою власть с цеховой верхушкой, в  других патрициат сохранил власть в  своих руках (ганзейские города Германии, купеческие республики Италии)43. Но даже там, где побеждали цехи, зажиточная цеховая верхушка объединялась с частью патрициата. Новое управление действовало в интересах богатых горожан. Однако борьба городского бюргерства с патрициатом носила для того времени прогрессивный характер, поскольку она создавала более благоприятные условия для развития ремесла и торговли. По мере обострения социальных противоречий слои городского населения начали, открыто выступать против стоявшей у власти городской верхушки, в которую входила с патрициатом и цеховая верхушка, а также и городское плебейство - самый низший и бесправный слой населения. В ХIV-ХVвека низшие слои городского населения поднимают восстание против олигархии и цеховой верхушки в ряде городов Западной Европы: во Флоренции, Сиене и др. В социальной борьбе можно различить 3 этапа. Сначала вся масса горожан боролась против феодальных сеньоров за освобождение городов от их власти. Затем цехи повели борьбу с городским патрициатом. Позднее же развернулась борьба городских низов против богатых городских мастеров и купцов, городской олигархии.

Таким образом средневековые  города как один из главных жизненных  «нервов» феодализационных процессов Западной Европы к ХVI веку становятся центрами ремесла, торговли, развития товарного производства и появления элементов капитализации. К ХVI веку идет складывание капитализма - кризис вотчинной, классической феодальной системы. Об этом свидетельствуют перемены, происходившие не только в городах, но и в сфере сельского хозяйства - втягивание феодального и крестьянского хозяйства в торгово-денежные отношения. Город начинает оказывать все более существенное влияние на все сферы развития феодального государства. Он прочно становится не только центром производства, но и центром культуры Средневековья. Именно в нем, наряду с мощным производственным потенциалом и материальными богатствами, накапливается и культурный потенциал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Города Западной Европы в период капиталистической модернизации.

2.1 Особенности социально-экономической и политического развития Западноевропейских городов в последней трети ХIХ века.

Новое время - эпоха становления  и развития буржуазного общества, зарождения и формирования индустриальной цивилизации. В этот насыщенный событиями  исторический период утверждались капиталистические  порядки, значительно ускорялась динамика общественных процессов, создавались  колониальные империи, и формировалась  единая система мирового капиталистического хозяйства. Капитализм, ориентированный  на постоянные новации и прогресс служил мощным стимулом для развития общества и по своей сути противоречил духу традиционализма. В этой связи к XVI веку обозначилась глубокая трансформация западноевропейского общества, получившая название модернизация.

Под модернизацией принято  понимать процесс постепенного перехода от традиционного к современному индустриальному обществу и поступательной эволюции самого индустриального общества. Этот процесс имеет всеобъемлющий  характер и охватывает все сферы  жизнедеятельности общества. Модернизация включает в себя важнейшие явления - аграрную революцию (утверждение рыночных отношений в деревне, переход от экстенсивных к интенсивным методам ведения сельского хозяйства); индустриализацию (механизация всего хозяйственного комплекса, создание системы машин и крупной промышленности); урбанизацию (бурный рост городов, экономическое преобладание города и широкое распространение городского образа жизни); трансформацию социальной структуры общества (утверждение экономического типа и классового характера социальной стратификации); демократизацию политической системы (становление правового государства и гражданского общества); секуляризацию (обмирщение сознания и утверждение научного мировоззрения, освобождение общества от влияния церкви). Выделяются 2 основных типа модернизации: органическая (первичная) и неорганическая (вторичная). Отмеченным вариантам модернизационных процессов соответствует понятие «эшелонов капитализма»44.

Результатом модернизационного процесса стало формирование нового типа общественной модели - индустриальной цивилизации45. Ее отличают такие важнейшие социально-экономические черты как машинизация и автоматизация производства и управления, приоритет науки и высоких технологий, массовое производство товаров на широкий рынок, развитая система разделения труда с высоким уровнем специализации, разветвленные системы транспорта и коммуникаций, высокая степень социальной мобильности и урбанизации, постоянный рост жизненного уровня населения и значительное повышение его социокультуры. С социально-политической стороны индустриальное общество характеризуется эволюцией политической системы в направлении демократизации, утверждения правового порядка и, вместе с тем, усилением государственного начала, а также наличием множества противоречий, проявляющихся, в частности, в обострении социальной напряженности, возрастании экологических проблем, кризисе духовной сферы. Индустриальная цивилизация - первая в истории человечества техногенная по своему характеру общественная система. В основе развития данного общества лежат факторы, связанные с производством, технико-технологическими процессами, экономической занятостью.

Формирование индустриального  общества привело к заметным переменам  в социальной жизни западного  общества. Рост социальной мобильности  повлек за собой сдвиги в социальной структуре общества, которая стала  формироваться на основе классового фактора. Это было связано с тем, что наиболее значимыми социальными  характеристиками теперь становятся отношение  к собственности и место, занимаемое в системе общественного производства. Индустриальное общество представляло собой биполярное пространство, в нем противостояли два ведущих класса - наемные работники, живущие продажей своего труда, и капиталисты, собственники средств производства. В индустриальном обществе заметно повысился уровень жизни населения, его постоянный рост отмечается уже с середины XIX века.

Информация о работе Традиции Средневековой Европы