Традиции Средневековой Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 00:45, реферат

Краткое описание

Цель работы - провести сравнительный анализ тенденций развития городов в истории стран Западной Европы в ХVI-ХХ вв.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Рассмотреть возникновение и развитие средневековых городов Западной Европы к началу ХVI века.
2. Охарактеризовать особенности социально-экономического, политического и культурного развития западноевропейских городов к концу последней трети ХIХ века.
3. Проанализировать особенности влияния процессов урбанизации на развитие городских территорий в ХХ веке.

Вложенные файлы: 1 файл

парламентаризм.docx

— 116.64 Кб (Скачать файл)

Особенно быстро росло  население крупнейших городов. Этот рост, связанный в первую очередь  с дальнейшим процессом концентрации промышленного производства, является характерным явлением мирового градостроительства, продолжавшегося и поныне. Ф. Энгельс  рассматривал высокую концентрацию населения в Лондоне и других промышленных городах Англии как фактор, способствующий развитию производительных сил. Он писал о Лондоне: «...такой город представляет из себя нечто совсем особенное. Эта колоссальная централизация, это скопление двух с половиной миллионов людей в одном месте умножило силы этих двух с половиной миллионов людей в сотню раз; они превратили Лондон в торговую столицу мира...»60. Численность населения Глазго к 1900 году составила 762 тыс. человек. К концу века урбанизация в стране достигла 77%, превратив уровень урбанизации в любой другой стране Европы.

Процессы урбанизации  в Германии резко усилились особенно в конце ХIХ века. Так, например население Берлина в 1850-1900 годы увеличилось в 5 раз, превысив 2,7 млн. человек61. Численность населения Гамбурга составила к 1900 году 706 тыс. человек. Для быстро разраставшегося Берлина, как и для других капиталистических столиц к ХIХ-ХХ векам было характерно резкое размежевание на «город богатых» и «город бедных», большая острота классовой борьбы, особенно сильная эксплуатация рабочего класса. Одной из отличительных особенностей Франции в этот период был крайне низкий прирост населения. За 1879-1900 годы оно увеличилось всего на 2 млн. человек, в то время как в Германии прирост составил за тот же период свыше 15 млн. человек62.

Социальная структура  стран имела, безусловно, свою национальную специфику, но в то же время и немало общих черт, прежде всего все увеличивающегося долю горожан в общей совокупности населения. А среди городского населения  основная доля принадлежала лицам наемного труда, в первую очередь рабочим. Положение этой населения во всех отношениях было достаточно тяжелым. Хотя наблюдалась тенденция к некоторому повышению уровня зарплаты и ограничению  продолжительности рабочего дня 10 часами, добиваться этого приходилось, как  правило, в ходе жестоких столкновений с предпринимателями, что, естественно, вело к напряженности в обществе. Государство лишь к концу века стало отходить от концепции «ночного сторожа», согласно которой оно не должно было вмешиваться в отношения между рабочими и предпринимателями. Нежелание государства разрабатывать позитивную рабочую политику вело к тому, что в сфере трудовых отношений накапливался конфликтный потенциал, угрожавший взорвать базовые устои буржуазной цивилизации.

Если трудовые отношения  превращались в источник постоянных и весьма опасных конфликтов, то увеличение доли среднего класса в  социальной структуре, несомненно, стабилизировало  общество. Важно иметь в виду, что средний класс включает не только предпринимателей, но и интеллигенции. Имея определенную собственность, этот слой не был заинтересован в радикальном сломе существовавшего правопорядка, ибо в нем у него была своя сравнительно устойчивая ниша. С др. стороны, стремление защищать эту нишу от превратностей судьбы, по возможности укрепить и улучшить свой статус, побуждало идеологов среднего класса добиваться реформирования общества с целью устранения наиболее одиозных социальных язв63. Именно в этой среде постепенно выкристаллизовывалась мысль о том, что если государство не станет активно влиять на социальный климат, то ожидать стабильности не придется, а без этого рассчитывать на устойчивый прогресс невозможно. Можно сказать, что такое своеобразное сочетание статичности и динамики в менталитете среднего класса делало его главным заинтересованным лицом в упрочении гражданского общества.

Итак, к концу ХIХ века во многих городах Западной Европы произошли структурные перемены в экономике и обществе. Происходит значительное увеличение численности промышленного пролетариата, в то время как количество промышленных предприятий сократилось относительно незначительно. На протяжении последней трети ХIХ века в западноевропейских городах окончательно складывается тип буржуазного государства. Основным его признаком было наличие парламентской системы политических партий, сильного аппарата государственной власти. Значительно выросло вмешательство государства в различные сферы социальных отношений и общественной жизни.

Таким образом на рубеже 70-80 -х годах ХIХ века города Западной Европы вступили в новый период своего развития. За две трети ХIХ века в городах Западной Европы произошли глубокие, качественные изменения, охватившие экономику и политику, социальные отношения и духовную сферу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Влияние городской культуры  на формирование мировоззрения  населения.

Индустриализация оказывала  огромное влияние и на духовную жизнь  общества, на самого человека. В XIX века завершился процесс обмирщения сознания западного общества, начало которому положило гуманистическое движение. Западное общество перешло от теологического к рационалистическому мировоззрению, в основе которого лежат индивидуализм, скептицизм, светскость. Религия как интеллектуальный авторитет была вытеснена наукой, ее влияние отныне ограничивалось сферой человеческой души. Научное мировоззрение быстро завоевало всеобщее признание, поскольку было объективно, нейтрально, поддавалось проверке опытом. Наука и разум стали двигателями общественного прогресса. Менялся и сам человек. С одной стороны, он становился динамичным, прагматичным, рациональным, с другой - терял свое духовное содержание и индивидуальность, обезличивался, ощущая себя частью более крупной общности - класса или нации.

Огромные стимулы для  развития получило искусство, оно становилось  все более «земным». Вместе с тем  индустриальное общество нанесло огромный удар по духовной основе общества. Это отмечали уже в начале XX века представители интеллектуальной элиты. О. Шпенглер в своей работе «Закат Европы» писал о гибели европейской гуманистической культуры под напором технократизма, массовой индустриальной культуры.

Таким образом, модернизация изменила облик западного общества. Она достаточно резко обозначила грань между двумя большими цивилизационными периодами в истории человечества - доиндустриальным и индустриальным. Вслед за изобретением и внедрением машин стали происходить качественные изменения, затронувшие практически все стороны жизни стран Запада: от организации производства и трудового процесса до быта и психологии человека. Благодаря своему экономическому и политическому могуществу западное индустриальное общество отныне утверждало свои культурные ценности и нормы по всему миру. Экономическое преобладание ведущих стран Запада позволило в конце XIX века завершить процесс колонизации. Отмеченные изменения принесли и положительные и отрицательные результаты и поставили перед человечеством новые проблемы.

В конце эпохи Просвещения  западноевропейское городское общество вступило в новый этап исторического  развития, подготовленный промышленной революцией и ознаменовавшейся установлением  политического господства буржуазии  в наиболее развитых странах. Эти  явления составили основное содержание данного периода в истории  западно-европейского общества. В результате всех этих явлений общественная жизнь западно-европейских народов, их материальная и духовная культура оказались насквозь пронизаны противоречиями, столкновениями противоположных тенденций, то взаимодополняющих, то открыто противодействующих друг другу. Многообразие объективных противоречий осознавалось современниками с разной степенью адекватности и иллюзорности, полноты и однородности и через классовые и групповые интересы выражалось в еще более многочисленных и противоречивых формах, способах и приемах. Новый тип организации материального производства оказался несовместимым с традиционными культурными ценностями. Принципы утилитаризма и меркантильности сменили духовные ценности предыдущих эпох.

События и результаты культурной жизни показывают, что конец ХIХ столетия по-своему распорядился культурным наследием эпохи Нового времени64. Философия просветителей скоро утратила привлекательность, художественные образы Просвещения оказались недолговечны, просветительские идеи государственного и общественного устройства быстро устарели. Но главная идея Просвещения - освобождение личности от авторитета власти и религии - глубоко укоренилась в европейском сознании и сохранила свое непреходящее значение. В ХIХ веке в европейском обществе активно проходил процесс секуляризации жизни, т.е. освобождение от власти религии и церкви65. Ведущую роль в этом играло развитие науки, так как научное мировоззрение городского населения западноевропейских городов в те времена многим представлялось несовместимым с религиозным. В этот период начался систематический критический анализ религиозных идей и учений. В частности, в Германии сформировалась так называемая «мифологическая школа», сторонники которой считали библейские, коранические и т.п. рассказы только мифами, т.е. вымыслами66. Процесс секуляризации выглядел как неуклонное снижение доли религиозного и увеличение доли светского начала. Принципы свободы вероисповедания, отделения церкви от государства, отмена церковной цензуры привели к появлению существенно новой ситуации в общественном сознании. Секуляризации способствовало не только развитие науки, но и рост образования. К концу ХIХ века в большинстве европейских стран принимаются законы о всеобщем начальном образовании, которое было

необходимо в связи  с дальнейшей индустриализацией  и демократизацией европейского городского общества.

В конце ХIХ века улучшается в законодательном плане статус женщины. Все больше женщин получают необходимую квалификацию, возникают новые перспективы работы для женщин в области образования. Во многих европейских странах появляются движения, выступающие за предоставление женщинам избирательного права67. Одним из величайших открытий европейской культуры на этот период стала концепция социальности человека. Если человек ХVIII века, как правили, ощущал единым не только окружающий мир, но и себя самого, то к концу ХIХ века картина мира множится, дробится, и человек начинает ощущать себя как сложное существо, живущее несколькими жизнями. Это новое мироощущение нашло отражение не только в философии, науке, искусстве, но и в повседневной жизни, быту, внешнем облике, чувствах людей, живущих в рассматриваемую эпоху. Под воздействием новых социальных учений находилась и художественная жизнь общества.

Промышленный переворот  способствовал коренным переменам  и в сознании человека. Этот период стал революционным не только в политическом, но и в техническом и социальном плане, объединив и сконцентрировав  огромное количество людей в промышленных центрах, где жизненные условия  существенно отличались от привычных. Все новые миллионы людей, приходившие из деревни, втягивались в городскую жизнь. Вчерашние выходцы из села утрачивали связи с традиционной культурой, а культура городской элиты оказалась для большинства из них недоступной. Это вело к формированию городской маргинальной культуры.

Новые условия материального  производства требовали развития массового  образования - основы культурного производства. Через образование происходило  распространение не только научных  и технических знаний, но и художественных ценностей. Стремление к овладению  знаниями, преодолению невежества охватило значительные слои населения. Создавались  разнообразные школы, курсы, училища, которые резко повысили образовательный  уровень людей. Развитие образования  в свою очередь устраняло одно из самых существенных различий в  обществе - между образованными и  необразованными людьми. Происходило  выравнивание исторических различий, установление единообразия жизни, которого не знали прошлые века.

Изменения общей социокультурной  ситуации в Европе отразились прежде всего на архитектуре. Быстрый рост городов привел к необходимости перепланировки старых кварталов и строительства новых проспектов и транспортных артерий. Еще одной особенностью архитектуры ХIХ века было развитие промышленной архитектуры, т.е. строительство вокзалов, мостов, фабрик и т.п.68 в конце века облик многих европейских столиц изменился, города росли и перестраивались: шли процессы индустриализации и урбанизации. Наиболее удачно перестройки были осуществлены в Париже и Вене, которые неузнаваемо изменили облик города.

Яркое событие этого периода - создание в1889 году инженером Г.А. Эйфелем железной Эйфелевой башни в Париже, построенная к открытию Всемирной выставки. Эйфелева башня продемонстрировала технические возможности нового материала - металла. Однако оригинальное художественное решение было признано далеко не сразу, башню призывали снести, называли чудовищной. Время расставило все по местам. Теперь башня - это символ Парижа.

Большую известность получила и церковь Сакре - Кер («Священное сердце»). В своем нынешнем виде храм, построенный на общественные деньги в память о снесении осады Парижа в 1871г., был возведен архитектором Полем Абади. Несмотря на свое романо-византийское происхождение, эта базилика органично впилась в парижский пейзаж; ее большой купол, подобный снежной вершине, и 4 малых видны из многих точек города69.

Париж в этот период перестает  в черте «бульваров маршалов» (Нея, Бертье, Сен-Сира, Ланна, Массена и др.), разбитых на месте фортификационных укреплений, ликвидированных после первой мировой войны. Наибольшую историческую ценность имеют ансамбли центральной части Парижа в пределах внешних бульваров («священный овал», «прекрасный Париж»).

В отличие от Парижа, Лондон в своем развитии не знал крупных  реконструктивных мероприятий. К концу  заметных градостроительных достижений Лондона следует отнести сооружение парков и скверов в богатых  аристократических и буржуазных районах, а также набережных и  некоторых улиц (Риджент-стрит и др). Парки являются одной из самых привлекательных достопримечательностей города, которые мало напоминают парки других стран. В них почти не встречаются статуи и фонтаны, мало клумб и цветов. Скорее, они напоминают сельский пейзаж, и у каждого из них свое лицо. Например, в Кенсингтонском саду чаще всего можно застать обычную воскресную идиллию. С развитием технического прогресса транспорта и туризма перед архитекторами возникают новые задачи. Возникают специальные типы зданий для фабрик и заводов, фирменных контор, универмагов и ресторанов, биржи банков. Образовавшиеся государства в Европе нуждаются в символах своей государственности. В Париже и Лондоне, Вене и Берне, Берлине строятся здания парламентов, дворцов правосудия, выставочных и концертных залов, музеев и театров, университетов.

Франция и особенно Париж  притягивали многих скульпторов, художников и музыкантов других национальностей, остававшихся здесь на месяцы и даже на годы, вклад которых в искусство  был довольно значительным70.

 Влияние, которое промышленный  переворот оказал на умы европейского  общества, усиливалось тем, что  он вызвал бурный рост науки  и техники, что значительно  изменило образ жизни людей.  Так в 1877 году улицы Парижа уже освещались электричеством; в 1881году по берлинским улицам проехал первый электрический трамвай.

Информация о работе Традиции Средневековой Европы