Традиции Средневековой Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 00:45, реферат

Краткое описание

Цель работы - провести сравнительный анализ тенденций развития городов в истории стран Западной Европы в ХVI-ХХ вв.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Рассмотреть возникновение и развитие средневековых городов Западной Европы к началу ХVI века.
2. Охарактеризовать особенности социально-экономического, политического и культурного развития западноевропейских городов к концу последней трети ХIХ века.
3. Проанализировать особенности влияния процессов урбанизации на развитие городских территорий в ХХ веке.

Вложенные файлы: 1 файл

парламентаризм.docx

— 116.64 Кб (Скачать файл)

В процессе модернизации глубоким изменениям подвергалась и политическая система западного общества: утверждалась буржуазная демократия. В основе буржуазной демократии лежит признание равноправия  и свобод всех граждан, правовая защита личных и имущественных прав, политические свободы. В городах разных стран  основные принципы буржуазной демократии менялись в результате острой политической борьбы, отражавшей сдвиги в соотношении  социальных и политических сил. Модернизация внесла серьезные коррективы и в  систему международных отношений: изменился прежний баланс сил  между ведущими державами. Англия благодаря  своему первенству в индустриальном развитии в середине XIX в. стала «промышленной  мастерской мира» и лидирующей мировой  державой. Вместе с тем аграрная Германия, прежде игравшая роль «европейской деревни», вышла на ведущие позиции  в Европе. Франция, несколько веков  боровшаяся за гегемонию в Европе, вынуждена была признать превосходство своих конкурентов - Англии, затем и Германии.

Последняя треть ХIХ века - это время бурного развития крупного промышленного производства многих западноевропейских городов. Особенно стремительным был процесс в ключевых отраслях тогдашней экономики - металлургии, машиностроении, на транспорте. Возникают новые отрасли - электротехническая, химическая, продукция которых начинает все больше менять повседневную жизнь городского населения. Новая ступень в развитии производства требовала и новых форм организации промышленности. Это было время расцвета крупного производства, а оно требовало больших финансовых вложений. Именно в эти годы зарождаются новые формы производственных объединений - картели, синдикаты, тресты, которые становятся монопольными хозяевами рынка в ключевых отраслях промышленности46.

За последние 30 лет ХIХ века продукция всей добывающей промышленности увеличилась в 4 раза, добыча нефти - почти в 25 раз, а продукция обрабатывающей промышленности утроилась47.

Рассмотрим на примере  некоторые западноевропейские города.

Амстердам - один из наиболее интересных среди городов Нидерландов. Еще в ХIХ веке самый крупный порт, промышленный и торгово-финансовый центр (а в начале ХIХ века он был также самым большим после Лондона, Парижа, больше Берлина, Мадрид, Лиссабона). Основанный в 1275 году у плотины на реке Амстел как рыбацкий поселок, во время Нидерландской революции Амстердам занял ведущее место среди торговых городов.

Амстердам (510т жителей  в 1900г), Роттердам, Брюссель, Антверпен, Льеги относились к числу наиболее развитых в промышленном отношении городов Европы48.

В ХIХ - начале ХХ веке города Голландии и Бельгии достигли высокого уровня развития. Его источником стали как исторически накопленные в этих странах капиталы, традиции и мастерство, так и эксплуатация богатейших колоний - Голландской Индии (Индонезия), Бельгийского Конго (Заира) и другие. В Бельгии и Нидерландах были проложены первые в Европе железные дороги с широкой колеей, сооружены новые каналы, развиты порты и промышленность.

Англия в целом в последней трети ХIХ века стала постепенно утрачивать свои передовые позиции. Доля страны в мировом промышленном производстве снизилась с 32%, в 1870г до 18% к началу ХХ века. Сократились темпы роста промышленной продукции. В относительный упадок пришли старые отрасли - текстильная, металлургическая, угольная, их техническая база успела устареть. В 80-90гг были образованы первые английские монополии. Среди них - англо-германский трест взрывчатых веществ (Юнайтед, Алкали, 1890г).

В ХIХ - ХХ веках Англия продолжала оставаться ведущей страной в мировой торговле. На ее долю в ХIХ века приходилась половина всего мирового торгового тоннажа.

К числу же наиболее развитых городов Англии относится Лондон, где зачастую осуществлялись крупные  международные финансовые сделки. Наряду с Лондоном в Англии формировались  крупнейшие скопления промышленных городов. Текстильная промышленность создала конурбацию Ланкашира, превратив этот район Англии «...из глухого, плохо освоенного болота в оживленную, полную кипучей деятельности местность, которая создала такие гигантские города, как Ливерпуль и Манчестер»49. Развитию Манчестера способствовали близость Ливерпуля с его удобной гаванью, в которую поступал американский хлопок, сооружение многочисленных мелководных каналов, по которым было удобно доставлять этот хлопок и уголь йоркширских копей, влажный климат, благодаря которому прочнее и тоньше скручивалась нить в прядильных цехах. Рядом с Манчестером быстро развивалась конурбация «черной» Англии во главе с Бирмингемом на базе черной металлургии и каменноугольной промышленности Западного Мидленда. Крупные промышленные города росли в других районах Англии - Глазгов, Ньюкасл, Шеффилд и др.

В этот период также значительно  увеличился объем продукции французской  промышленности. Особенно заметным был  экономический прогресс в северных департаментах Франции, центре ее каменноугольной, а также текстильной промышленности. Однако темпы технического развития и концентрации производства во многих городах Франции были гораздо  медленнее, чем в других крупных  странах. Нерешенность многих социально-экономических  проблем привела к определенному  экономическому отставанию Франции. Темпы роста ее промышленности по сравнению с первой половиной столетия снизились вдвое. Удельный вес промышленности был ниже доли сельского хозяйства. По производству промышленной продукции к ХIХ - ХХ веках страна со 2-ого места отодвинулась на 4-ое, пропустив США, Германию и Англию. За 2-ую половину ХIХ-ХХ века объем промышленного производства вырос лишь в 4 раза, в то время как в мире в целом и в Германии - в 7 раз. Доля Франции в мировом промышленном производстве уменьшилась с 10 до 7% и продолжала сокращаться50.

Однако следует отметить, что Франция также достигла существенных успехов в железнодорожном строительстве. Общая протяженность железнодорожного полотна превзошла суммарную  длину железных дорог Англии и  Германии и составила почти 43 тыс. км. Появились и новые отрасли индустрии - паровозостроение, алюминиевая, электроэнергетика, автомобильная и другие. Города Франции раньше, чем др., приступили к использованию электроэнергии, правда, в довольно скромных масштабах.

В целом в стране преобладала  легкая промышленность, а не тяжелая, как в других ведущих странах. В Париже все также широко развивалось  производство французских предметов  роскоши - шелк и ювелирные изделия, парфюмерия и косметика, фарфор и  мебель и другое. Париж в течение  многих столетий в полной мере выражал  выдающуюся роль Франции; в нем, как  в фокусе, концентрировались события  ее истории. В лице Парижа Франция  создала город мирового значения: Ф. Энгельс писал о Париже как о центре, «...в котором сходятся нервные нити всей европейской истории и из которой ... исходят электрические разряды, потрясающие весь мир»51. Историческая роль Парижа противоречива: это город революций и город жестоких контрреволюционных переворотов, крупнейший центр науки, культуры и искусства и центр монополистического капитала.

В Германии же сильнейший толчок ее политическому и экономическому развитию дало объединение страны. Объединение Германии, свершившееся, по словам Ф. Энгельса, «в прусской казарме»52, сопровождалось ускоренным развитием капитализма, быстро перераставшего в империализм. В 70-х годов Германия была, в основном, сельскохозяйственной страной, и ее крупная промышленность лишь возникла. К 90-м годам положение коренным образом изменилось. Заканчивался глубокий переворот в экономической жизни страны.

Процессы урбанизации  в Германии резко усилились во 2-ой половине и особенно в конце ХIХ века. Характер и особенности этих процессов могут быть показаны на примере Берлина, который был образован из двух городов - Берлина и Кёльна. После объединения Германии Берлин - центр германского милитаризма. Вместе тем быстро растет его промышленность. Его промышленные монополии, тесно связанные с правительственным аппаратом, способствуют развитию здесь новых отраслей машиностроения (точное машиностроение, электротехника), которым не приходится преодолевать конкуренцию старых индустриальных районов, где эти отрасли не сумели сформироваться. Характеризуя быстрый промышленный рост города, К. Маркс отмечал, что Берлин трудно узнать: «Из чопорного плац-парада он превратился в шумный центр германского машиностроения»53.

Роль Берлина как столицы  Пруссии и особенно кайзеровской Германии позволила ему создать  выгодное экономико-географическое положение, которое потенциально было благоприятным, но могло быть реализовано только при значительных работах по сооружению искусственных транспортных путей. Лишь когда к Берлину, расположенному в пониженной части междуречья Эльбы  и Одера, была подведена система  каналов и дорог, а обширные заболоченные территории осушены, выявилось его  выгодное положение в центре Средне-Германской низменности54.

В конце ХIХ века быстро расширяется застройка города, складывается несколько зон, различающихся по своим функциям. Так называемое «кольцо Вильгельма» располагало около 70% промышленных предприятий Берлина, существовало понятие «берлинская промышленность задних дворов»55. Важную роль в формировании промышленных предприятий во внешней зоне имела кольцевая железная дорога Рингбан. В целом немецкая индустрия опиралась на новейшие технические изобретения: создание электромотора, двигателей внутреннего сгорания и другое. Ускорились темпы железнодорожного строительства. За 1870-1910 годы промышленность железных дорог выросла более чем в 33 раза и составила около 60 тыс. км в целом за последнюю треть ХIХ века объем производства немецкой промышленности вырос в 5 раз, в то время как во Франции - 3 раза, а в Англии - всего в 2 раза. В итоге к концу ХIХ века Германия превратилась из аграрно-индустриальной в мощную индустриально-аграрную державу. Государство продолжало принимать меры по подъему уровня сельскохозяйственного производства.

В экономической истории Европы ХIХ век был полон весьма важных, фундаментальных событий, коренным образом изменивших мировую экономику. Это был период формирования индустриальной цивилизации. Теперь в общем объеме производства ведущие позиции принадлежали промышленности. Тяжелая индустрия становилась преобладающей в промышленном производстве56.

С развитием капитализма  города начинают занимать новое положение  в общественном производстве. Капиталистическое  производство связано в первую очередь  с городом - именно здесь сосредоточены  важнейшие средства производства, характерные  для капитализма, с городом связана  жизнь и деятельность основных классов  капиталистического общества - буржуазии  и пролетариата, отсюда в первую очередь исходят общественные движения эпохи капитализма. Городское население в наиболее развитых индустриальных странах со временем начинает составлять 50% и более всего населения страны.

Интенсивный рост города начинается только с возникновением фабричного производства, с промышленным переворотом, положившим начало капиталистической  индустриализации. Город становится средоточием крупного фабричного производства. Бурный рост при капитализме является следствием дальнейшего углубления и расширения общественного разделения труда. Ф. Энгельс указывал: «Население также централизуется, как и капитал... Чем больше город, тем выгоднее в нем обосноваться...»57. Процесс урбанизации находит выражение в росте городского населения вообще и особенно стремительном росте крупных городов.

Рост капиталистических  городов происходил преимущественно  за счет притока в города населения  извне - главным образом за счет разорившегося  деревенского населения, переселявшегося  в города в надежде найти работу, лелеявшего утопические мечты «разбогатеть», «выбиться в люди» и т.д. Развивавшиеся  большие города привлекали к себе население и как центры культуры и науки (средоточие театров, школ, библиотек  и т.д.), достижения которых оставались, однако, достоянием лишь сравнительно узкого имущего слоя городского населения. Быстрое развитие капитализма изменило социальную структуру общества, а  также положение и роль трудящихся масс. Количество рабочих в 1879 г, сосредоточенных тогда главным образом в 3-4 странах, составляло около 20 млн. С завершением промышленного переворота во многих странах рабочий класс превратился в один из двух основных классов капиталистического мира58.

Основной массой городского населения капиталистического города являются пролетарские слои, ядро которого составляли потомственные рабочие, но в 90-х годах свыше 15% рабочих  были выходцами из непролетарской среды. Пролетариат становится все более многонациональным, чему способствовала миграция трудящихся. Его основную массу составляли неквалифицированные рабочие, однако удельный вес квалифицированных среди промышленных рабочих неуклонно возрастал. Затем идет мелкая городская буржуазия - ремесленники, мелкие торговцы и т.д. Буржуазия развитых городов, теперь уже не только городов Англии, в связи с повышенным спросом на квалифицированную рабочую силу платила квалифицированным непропорционально высокую заработную плату. Этим она привлекала на свою сторону часть таких рабочих, которая идейно и политически стала поддерживать буржуазию, превратилась в слой рабочей аристократии.

Правящие слои городского населения - это финансисты, промышленники, крупные торговцы, банкиры, рантье, землевладельцы, живущие в городах, будучи фактическими хозяевами городов, составляют небольшой процент его  населения. Для социального состава  крупных городов, в особенности  столиц, характерно существовавшие наряду с буржуазией, чиновничеством, военными, более или менее, значительных групп  помещиков, реализующих в города доходы от земельных владений, а  также населения, обслуживающего привилегированные  слои. Социальная структура городского населения изменяется с развитием  капиталистического способа производства. Происходит все больше размывание слоя городских мелких самостоятельных  производителей, увеличение численности  и удельного веса служащих, чиновников государственного аппарата, работников умственного труда и т.д.59

Информация о работе Традиции Средневековой Европы