Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:46, реферат
Когда 25 апреля 1945 г.в Торгау на Эльбе советские и американские солдаты протягивали друг другу руки, уставший от смерти и разрухи мир поверил в начало новой эры партнерства и согласия. Однако надежды оказались иллюзорными. Сразу по окончании самой кровопролитной в истории человечества Второй мировой войны разразилась не менее ожесточенная, хотя и бескровная “холодная война”.
Когда 25 апреля 1945 г.в Торгау на Эльбе советские и американские солдаты протягивали друг другу руки, уставший от смерти и разрухи мир поверил в начало новой эры партнерства и согласия. Однако надежды оказались иллюзорными. Сразу по окончании самой кровопролитной в истории человечества Второй мировой войны разразилась не менее ожесточенная, хотя и бескровная “холодная война”.
На протяжении всех десятилетий «холодной войны» между Западом и Востоком шли споры относительно того, как и когда она началась, кто развязал ее и, стало быть, несет ответственность за ее последствия.
На Западе широко распространена версия о том, что начало «холодной войне» положили действия Советского Союза в 1945 г.; они были направлены на то, чтобы «социали-зировать» страны Восточной Европы, использовав нахождение в них советских войск, а с помощью местных коммунистических партий подорвать демократические режимы в странах Западной Европы. Действия же Соединенных Штатов и других западных держав, имевшие целью воспрепятствовать такому обороту дела и приведшие к конфронтации с СССР, были, согласно этой версии, ответными и вынужденными.
Факты,
однако, говорят о том, что в
действительности первые «
«Холодная война» возникла благодаря американскому решению не повторять ошибки 1919 года, не уходить из внешнего мира, из Восточного полушария, откуда пришли две мировые войны. На этот раз этот лозунг имел свои привлекательные для американского капитала черты и пользовался известной популярностью в деловых и политических кругах страны. Но он предполагал не просто присутствие в нескольких критически важных районах, но и контроль над происходящими в них процессами. Взять на себя ответственность за порядок в этих районах означало, как минимум, следующее: собственные американские представления о порядке в мире возводились в абсолют; проблемы данных регионов рассматривались с меркой их соответствия американским интересам.
После победы над военными противниками в Европе и Азии следовало обеспечить контроль над территорией поверженных врагов, предвоенных конкурентов, достичь доминирования в лагере “западных демократий”, противопоставить друг другу СССР и Китай. Новый президент воспринял эти цели и привнес свои методы в их достижение. Его восприятие мира зиждилось на том, что у всех международных кризисов есть вполне определенный источник – СССР, неуправляемая и непредсказуемая страна. Второй “кит” внешнеполитического кредо Г. Трумэна – абсолютная уверенность в том, что все миро-вые и региональные процессы имеют прямое отношение к Америке и могут получить из ее рук справедливое решение. Находясь на перекрестке двух дорог – либо продолжение союза пяти стран – главных участников антигитлеровской коалиции, при котором США пришлось бы считаться с мнением и интересами своих партнеров, либо безусловное главенство как минимум над тремя из них (Великобританией, Францией, Китаем), Г. Трумэн без долгих колебаний избрал второй путь, обещавший ему эффективное руко-водство западным миром и дававший надежду на то, что силовое преобладание Запада склонит к подчинению обескровленный войной Восток.
Советская сторона усложнила допуск в Западный Берлин с очевидной целью зато-рмозить создание могущественного германского государства. В реальности результат оказался противоположным. Конституция Западной Германии была завершена в феврале 1949 г. и принята в мае. Американская сторона оказала огромное позитивное воздей-ствие на экономическое возрождение прежних врагов – Германии и Японии – чего никак не было сделано в отношении прежнего союзника – России.
В июле 1948 г. президент Трумэн направил в Европу стратегические бомбар-дировщики Б-29. 13 сентября он сказал министру обороны Форрестолу, что использует атомное оружие, если это станет необходимым. Через три дня Трумэн одобрил доклад Совета национальной безопасности, согласно которому США были готовы использовать быстро и эффективно все имеющиеся средства, включая атомные вооружения, в интересах национальной безопасности.
В мае 1948 г. объединенный комитет начальников штабов утвердил объединенный чрезвычайный военный план «Полумесяц», предусматривавший мощное воздушное на-падение, назначение которого - использование разрушительной и психологической мощи атомного оружия против жизненно важных центров советского военного производства.
В процессах 1945–1948 годов США как бы осваиваются в послевоенном мире. Они спокойны за будущее своей глобальной зоны влияния: их безусловная ядерная моно-полия и производственные мощности являлись залогом успеха в начавшейся «холодной войне». В эти годы еще не было заметно стремления к блокостроительству. США наде-ялись осуществить необходимые военно-политические планы собственными силами. В 1948–1952 годах наступает вторая фаза. Во-первых, одних экономических рычагов для поддержания имперского статуса оказалось недостаточно; во-вторых, в этот период осла-бевает значимость ядерного оружия как «абсолютного». В 1949 г. атомное оружие созд-ает Советский Союз, в 1953 г. – Англия, в 1960 г. – Франция, в 1964 г. – КНР. Монополия оказалась недолговечной, как и безусловное превосходство в носителях стратегического оружия. К началу 1950 гг. советская дальняя авиация стала насчитывать 1700 самолетов в составе трех армий – две в европейской части СССР, а одна во Владивостоке – осна-щенных внушительными бомбардировщиками Ту-4.
В-третьих, собственных военных сил для “наведения порядка” в мире оказалось недостаточно. В поисках выхода из создавшегося положения США приступают к созда-нию Североатлантического блока и заключению союза с Японией.
Шансы на выживание увеличивало наличие союзников. Президент Трумэн выразил интерес Америки в создании военного союза Запада. Три условия создания такого союза: принятие «плана Маршалла», введение всеобщего военного обучения, выборочный призыв в армию.
Подписание Брюссельского договора пятью странами Западной Европы было встречено в американских верхах в высшей мере сочувственно. Почему? Да потому, что при мощи США, их ядерной монополии, их военных и экономических позициях в Западной Европе им уже не приходилось опасаться западноевропейской военной группировки. Соединенные Штаты интересовали возможные масштабы помощи со стороны этой группировки в «холодной войне». Объединенный комитет начальников штабов весной 1948 г. предложил заключить военный союз со странами Брюссельского договора и создать единое центральное командование во главе с американским военачальником. Так, все пространство западнее Эльбы автоматически объявлялось подконтрольным США. Экономическому освоению этого фактического протектората должен был сод-ействовать “план Маршалла”, а военному – создание единой с Брюссельским пактом военной системы. Воинственные круги в администрации США добились своих целей: «план Маршалла» был принят конгрессом в апреле, а необходимые финансовые вли-вания - в июне. В том же месяце Трумэн ввел всеобщую военную обязанность. Военные расходы выросли весьма заметным – на 3, 46 млрд долл.
Авиация получала все больше средств для создания специальной «группы 70». Пропаганда рисовала страшные картины создания могущественной советской авиации. Русские якобы уже обошли американцев в истребительной авиации. Между тем авиа-ционная промышленность Америки давала примечательные результаты, базируясь на удвоенном (после чехословацкого кризиса) военном бюджете. Производство военной реактивной авиации тоже почти удвоилось – беспрецедентный рост в мирное время. Помимо прочего, авиационные генералы финансировали аналитические работы, став своего рода спонсором превращающейся в индустрию аналитической исследовательской работы в военной области. В университетах и колледжах создавались центры страте-гического анализа и советологии. Новое явление: военные и гражданские специалисты стали сотрудничать в осмыслении стратегического баланса и в анализе отдельных ситу-аций наступившей «холодной войны».
Американская военная машина начинает «седлать» науку. В финансовом 1949 г. на исследования и разработки рождающегося военно-промышленного комплекса США уходило больше, чем в не столь далеком 1937 г. на все военное ведомство. Военные расходы составили десять процентов валового национального продукта США (они увеличатся до 22 процентов в период между 1948 и 1956 годами – и это при колоссально растущем общем ВНП.
В созданной буквально предвоенной обстановке конгресс США принимал все новые и новые военные программы. Хэнсом Болдуин, председатель исследовательской группы совета по внешним сношениям, назвал весенний кризис 1948 г. «вашингтонским кризисом». Но подлинный кризис, окончательно разваливший антигитлеровскую коали-цию и поставивший ее участников в положение военных антагонистов, разразился в конце июня 1948 г.
Приход «холодной войны» на десятилетия был невозможен без создания запад-ного военного блока. Это был новый для Америки опыт. Помощь оказали европейские союзники.
В середине января 1948 г. американцы уже полностью поддержали эту идею. Но Вашингтон хотел, чтобы западноевропейские правительства первыми выразили желание создать военный союз с Америкой. Главной задачей американцев было убедиться, что создаваемый союз направлен против России, а не против Германии. События в Чехосло-вакии подстегнули сторонников создания военного блока. Первой фазой военного блоки-рования было подписание Брюссельского пакта пятью западноевропейскими странами - Англией, Францией, Бельгией, Голландией и Люксембургом. Согласовывалась единая военная система, атака на одну страну означала нападение на всех. Но единственным потенциальным противником называлась Германия.
Создание Североатлантического союза, крупнейшего и наиболее важного в «хо-лодной войне», происходило в два этапа. На первом этапе США поддержали форми-рование западноевропейской военной группировки – подписание в 1948 г. Брюссельского пакта Англией, Францией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом.
В июле 1948 г. в Вашингтоне начались переговоры относительно создания запад-ного военного блока. Представляет или нет собой Россия военную угрозу – в ответе на этот вопрос не было единодушия. Многие абсолютно не верили в советское наступление, но считали необходимым привязать Соединенные Штаты к европейскому балансу сил.
В сентябре 1948 г. проблема Берлинского кризиса была передана в Совет Безо-пасности Организации Объединенных наций. Фактически это означало политическую смерть столь любимой Кремлем системы «четырехстороннего контроля» над Германией. Великий Союз 1941-1945 годов опустился на исторические глубины. Премьер-министр Канады Маккензи Кинг сказал, что произошло нечто важное, под прошлым про-ведена черта. Наступила «холодная война», основанная на противостоянии двух блоков. Отныне многие десятилетия США и СССР будут жить в обстановке взаимного гаран-тированного уничтожения.
Победа Г. Трумэна на выборах 1948 г. обеспечила преемственность в осущес-твлении общей американской стратегии «холодной войны». Вместе с тем окрепшее, почувствовавшее свою силу окружение Г. Трумэна начало развивать идеи, выработанные во время первого срока его президентства. Выступая во время инаугурации, президент выделил четыре главные цели внешней политики США на ближайшие четыре года. Пер-вые две цели – поддержка всемирной организации – ООН (которая в то время имела послушное США большинство и часто выглядела почти как американское внешнепо-литическое орудие), а также продолжение оказания экономи-ческой помощи западному миру. Третья цель – овладение контролем над освобождающимися от колониального владычества молодыми государствами. Четвертая была обращена к зоне развитого мира - она была определена как заключение общего соглашения, направленного на укреп-ление безопасности североатлантической зоны, обеспечение несомненных доказа-тельств общей решимости свободных стран противостоять вооруженному нападению из любого района. Речь шла о создании военного блока, который включал бы в себя все крупные развитые капиталистические страны и обеспечивал бы американское лидерство в важнейшем районе – Северной Атлантике.
На текущем, втором этапе администрация Г. Трумэна начала интенсивные консуль-тации с послами стран, подписавших Брюссельский договор, о расширении западно-европейского пакта и включении в него таких далеких стран, как США и Канада.
Создание блока НАТО было поддержано в США тремя политическими силами – военными, госдепартаментом, лидерами Республиканской партии.
На решающей стадии строительства НАТО, в начале 1949 г., обсуждались в основном три вопроса: 1) должен ли будущий договор касаться лишь военных проблем, если он будет иметь политическое значение, то какова будет его степень; 2) какие страны должны войти в проектируемый военный союз; 3) каковы должны быть обязательства стран-участниц. Главным «призом» «холодной войны» была Западная Европа.
Америка
порвала с полуторавековой
С подписанием Североатлантического договора США – лидер западного лагеря в «холодной войне» - легально, юридически взяли на себя функции охранителей сущес-твующего порядка в Западной Европе и во всех зависящих от нее частях света. Западно-европейские метрополии еще владели в 1949 г. административным контролем над Афри-кой и половиной Азии, над третью земной суши. Их подчиненная роль в НАТО давала Соединенным Штатам ключи к доминированию не только в Западной Европе, но и на об-ширных пространствах бывших колоний западноевропейских союзников. От Бельгийского Конго до французского Индокитая появилась новая сила, охраняющая тот порядок вещей, который устраивал США.
Членство Италии, затем Греции и Турции выводило НАТО за пределы Северной Атлантики. Участие в блоке фашистского режима Салазара никак не соответствовало официальной цели союза – защите демократии. “Союз равных” – это было бессмыс-ленное определение, поскольку США ни в какой форме не намеревались уступать свои позиции главенствующей державы. Обещание не вооружать Западную Германию оказа-лось грубым обманом: прошло всего лишь несколько лет, и началось создание бундесвера.
Итак, первым из непосредственных последствий создания НАТО было разме-щение в Европе американских бомбардировщиков – носителей атомных бомб. Вторым – перевооружение Западной Германии. В кратчайший срок, за шесть недель сентября – октября 1949 г., отдел операций и планирования американской армии разработал про-грамму перевооружения Западной Германии, а объединенный комитет начальников штабов одобрил ее. Закрепление США в Западной Европе с 1947 (провозглашение “доктрины Трумэна”) до 1952 г. (завершение “плана Маршалла” и создание интегри-рованной военной системы НАТО) – первостепенное по значимости мероприятие в «хо-лодной войне». Военная зависимость от США навязывалась Западной Европе как га-рантия от несуществующей угрозы с Востока.