Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:46, реферат
Когда 25 апреля 1945 г.в Торгау на Эльбе советские и американские солдаты протягивали друг другу руки, уставший от смерти и разрухи мир поверил в начало новой эры партнерства и согласия. Однако надежды оказались иллюзорными. Сразу по окончании самой кровопролитной в истории человечества Второй мировой войны разразилась не менее ожесточенная, хотя и бескровная “холодная война”.
Двумя характерными чертами практической реализации более активной политики были: 1) концентрация власти в самом близком окружении президента (а не делегирование ее министрам, как это было, скажем, в годы Эйзенхауэра); 2) повышение значимости военного фактора в решении политических, экономических и социальных проблем эпохи. Президент Кеннеди не верил в способ правления путем долгих заседаний и принятия расплывчатых меморандумов.
«Холодная война» была охарактеризована Дж. Кеннеди как борьба за первенство между двумя идеологиями: свобода «вместе с Богом» против «безжалостной, безбожной тирании». Вся сложная система международных отношений была утрированно сведена к противоборству США с «силами зла» в лице Советского Союза.
Дж. Кеннеди и его советники не были удовлетворены системой блоков, созданных во времена Д. Ачесона и Дж.Ф. Даллеса. Администрация придавала большее (чем ее предшественники) значение миллионной американской армии, обеспечивавшей влияние США за пределами страны. Предлагалось особое внимание обратить на Аргентину, Бра-зилию, Колумбию, Венесуэлу, Индию, Филиппины, Тайвань, Египет, Пакистан, Иран и Ирак. В случае «закрепления» американских позиций в этих странах США контролиро-вали бы территории, на которых проживало 80% населения Латинской Америки и поло-вина населения всех развивающихся стран. Итак, Америка готова была заплатить любую цену за возобладание в «холодной войне».
Вашингтон на этом этапе «холодной войны» полагал, что Россия и ее союзники в Европе и Азии, представляют собой долгосрочное историческое явление, едва ли пода-ющееся воздействию. Другое дело – огромный развивающийся мир, представляющий собой угрозу зоне влияния США. Кеннеди готовился встретить многочисленные конфлик-ты в зоне развивающихся стран, где, по его мнению, решалась судьба «холодной войны».
Серьезным испытанием этого этапа «холодной войны» стал так называе-мый Карибский кризис (октябрь 1962 г.). Напомним, что в ответ на размещение амери-канских ракет средней дальности близ советских границ – в Турции, Италии и Англии (ракеты «Юпитер») Советский Союз - по согласованию с правительством Кубы - начал установку там сходных ракет. Это вызвало решительное несогласие американского руко-водства. В ходе этого кризиса Вашингтон показал себя готовым на ядерный конфликт.
22 октября 1962 г. была объявлена блокада Кубы. Все это показывает, что амери-канская правящая элита находилась в состоянии невероятного опьянения своей мощью. То были достаточно короткие годы упоения всемогуществом. Вслед за событиями на Плайя-Хирон Карибский кризис положил начало процессу определенного отрезвления, понимания, что в современном ядерном конфликте не может быть победителей, и дипло-матия «холодной войны» должна помнить, что ее ошибки могут иметь фатальные последствия.
В 1963 г. была установлена прямая линия связи между Белым домом и Кремлем. В том же году Соединенные Штаты пошли на важный шаг – ограничение испытаний ядер-ного оружия. Договор об ограничении испытаний означал, что американская сторона уви-дела ту реальность, которую она прежде откровенно игнорировала: увеличение коли-чества ядерных боезарядов не укрепляет безопасность ни США, ни СССР.
Американская
сторона сделала
Холодная война» расколола весь мир. В середине 1960-х годов, ведя «холодную войну», Соединенные Штаты стали «охранять» свою безмерно растянутую зону влияния с отчаянной решимостью. Наиболее наглядным образом это проявилось во Вьетнаме. Америка бросила на решение вьетнамской проблемы огромные материальные силы. Численность американских войск во Вьетнаме в 1968 г. значительно превысила 500 тыс. Большинство американцев еще верило в необходимость охранять все аванпосты «холодной войны». Во второй половине 1960-х годов в правящих кругах США стало созревать убеждение в необходимости дифференцированно подходить к «холодной войне» - различать существенное и второстепенное, выделять действительно первостепенные по значимости для США регионы, форпосты и отделить их от зон, значение которых менее существенно. Вьетнам способствовал развитию этого процесса, как ничто иное. Годы вьетнамской войны способствовали политическому отрезвлению широких масс американского народа, ранее убежденных в необходимости «холодной войны». Но отрезвление шло медленно. Потери, понесенные во Вьетнаме, фиаско 1968 г., потрясающие свидетельства очевидцев, журналистов и политиков, выступивших критиками вьетнамской авантюры, вызвали крах экспансионистской психологии. В умах американских стратегов началось просветление.
Отчаянный рывок Кеннеди – Джонсона в 1961–1967 годах не дал США долговременного стратегического превосходства, СССР достиг паритета на высоком уровне. Впервые после президента Трумэна посерьезневшая Америка летом 1967 г. в Глассборо пошла на встречу с руководством СССР (Джонсон-Косыгин). Два обстоятельства подталкивали Вашингтон: гонка вооружений не дала США превосходства, а сформировала стратегический паритет; Вьетнам изолировал Америку даже в западном мире. Теперь контакты с СССР могли сделать продолжающуюся «холодную войну» менее опасной. И советское руководство постепенно отошло от прежнего ожесточения, принесшее вторжение в Венгрию и Чехословакию в 1956 и 1968 годах.
По прошествии полугода пребывания у власти представители администрации Р. Никсона заявили о готовности начать переговоры с СССР, и они начались 17 ноября 1969 г. в Хельсинки.
Вторым важнейшим шагом, сделанным в мае 1972 г., было заключение Договора об ограничении стратегических вооружений – ОСВ-1. СССР и США зафиксировали примерный паритет центральных стратегических систем в Договоре ОСВ-1 (1972). То был первый договор об ограничении ядерных вооружений, согласно которому ограничивалось число стационарных пусковых установок МБР и пусковых установок баллистических ракет на подводных лодках. Договором и временным соглашением (сопутствующим договору) юридически закреплялся принцип равной безопасности в области наступательных страте-гических вооружений. Поистине капитальные изменения произошли в ходе «холодной войны»: США признали равными себе по силе и статусу другую державу – Советский Союз. Подписание этих важнейших соглашений позволило в середине 1970-х годов до-биться значительного оздоровления международной обстановки. То была дань реализму, и она сразу же оказала положительное влияние на всю систему советско-американских отношений.
Уход Никсона с политической арены после уотергейтского скандала (1974) нанес удар по инициативам, противостоящим «холодной войне». В политике американской пра-вящей элиты по отношению к СССР начинается брожение, вызванное давлением правых сил, считавших “разрядку” ложной концепцией, способствующей (а не препятствующей) крушению американских позиций в мире. Правые усиливали контрнаступление.
В русле «холодной войны» были принятые в США решения о модернизации всех трех звеньев стратегической триады – создании стратегического бомбардировщика Б-1, межконтинентальной баллистической ракеты МХ и подводной лодки типа “Трайдент”. С приходом к власти президента Дж. Форда трезвые начала, характеризующие американское стратегическое планирование периода заключения Договора ОСВ-1, стали уступать место курсу, основанному на вере в возможность вырваться вперед в стратегической области, в допустимость ведения контролируемого ядерного конфликта. В июле 1975 г. в обстановке активизации правых сил, вызванной реакцией на освобождение Южного Вьетнама, Дж. Шлессинджер заявил, что США не исключают возможности применения стратегического ядерного оружия первыми. В декабре 1975 г., согласно единому интегрированному плану № 5, ядерные силы США и их союзников по НАТО были распределены для поражения 25 тыс. целей на территории СССР и его союзников по Варшавскому договору.
В январе 1977 г. президентом США стал Дж. Картер. Стратегическое планирование в отношении СССР осуществлялось при президенте Дж. Картере в двух плоскостях. В одной – американское правительство признало паритет и подписало Договор ОСВ-2, фиксирующий примерное равенство стратегических арсеналов двух великих держав. В другой - американское руководство упорно искало пути оптимизации своей военной машины, осуществляло модернизацию своих стратегических сил.
Главное
отличие взглядов президента Р. Рейгана
от его предшественников – Дж. Картера,
Дж. Форда и Р. Никсона заключается в новой
оценке возможностей США в мире. Предшественники
полагали, что процесс уменьшения внешнеполитических
возможностей США - объективный процесс,
который можно замедлить, но не повернуть
вспять. Р. Никсон и Г. Киссинджер, Дж. Картер
и З. Бжезинский не только отмечали падение
относительного веса США в мире, но и признавали
неизбежность продолжения этого процесса
в будущем. Рональд Рейган отказался признать
эту истину.
Анализов итогов холодной войны
Теперь,
в начале XXI в., становится ясно, что,
если бы именно агрессивность Советского
Союза являлась причиной глобальной
вахты Соединенных Штатов, то, одержав
победу в «холодной войне», Вашингтон
не упустил бы шанса снять с себя бремя.
Однако уход СССР в небытие не произвел
разительных перемен. США не “закрыли”
НАТО, не увели легионы из Германии, Кореи,
Японии, не возвратили к своему побережью
флоты, контролирующие мировую акваторию,
не сократили свой военный бюджет (он резко
вырос - с 30 до 600 млрд долл. в 2005 фин. году).
Пентагон находится на автопилоте «холодной
войны». За несколько лет наступившего
века он удвоил свой военный бюджет. Не
борьба с «измом», а глобальное доминирование
– вот цель США, и они не колеблются это
признать. Весь период «холодной войны»
Вашингтон обличал «железный занавес».
Но окончилось противостояние, железный
занавес рухнул с российской стороны.
Но не рухнул с американской. Напротив,
визовой барьер в США значительно вырос.
Что это? Аберрация мыслительного процесса
или полувековое лицемерие?