Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 17:12, шпаргалка
1. Методология и теория исторической науки.
2. Образование и развитие Древнерусского государства, его общественный и политический строй. Первые князья Древней Руси, их внутренняя и внешняя политика. Договоры Руси с Византией. Научные версии происхождения династии Рюриковичей.
3 Восточные славяне.
4. Формирование Древнерусского государства в IX-X веках
История — это наука,
предметом которой является прошлое
и настоящее человеческого
Давно замечено, что общественный
интерес к истории усиливается
в переломные эпохи. На крутых поворотах
общественного развития, когда решаются
судьбы стран и народов, особенно
остро ощущается потребность
познать своё прошлое, постичь подлинный
смысл происходящего. Обращаясь к прошлому,
мы стремимся в истории найти ответы на
сложные вопросы современной жизни. В.Г. Белинский
писал: "Мы вопрошаем и опрашиваем прошедшее,
чтобы оно объяснило нам настоящее и намекнуло
о нашем будущем". Мы живём в переломное
время, когда встают проблемы исторического
выбора. В этой связи самопознание народа
с помощью истории становится залогом
успешного решения задач и целей политики
обновления общества. Видимо, этим и объясняется
постоянный интерес к истории, проявляемый
в последнее время в нашей стране. Что
же такое история?
Выдающийся русский историк В.О. Ключевский
так писал об истории как науке: "В научном
языке слово "история" употребляется
в двояком смысле: 1) как движение во времени,
процесс и 2) как познание процесса. Поэтому
всё, что совершается во времени, имеет
свою историю. Содержанием истории, как
отдельной науки, специальной отрасли
научного знания, служит исторический
процесс, т. е. ход, условия и успехи человеческого
общежития или жизнь человечества в её
развитии и результатах". По мере развития
общества развивалась и история как наука,
вбирая в себя опыт многих человеческих
поколений, расширялось и обогащалось
её содержание, происходил процесс всё
возрастающего накопления знаний.
Основа исторической науки - собирание,
систематизация и обобщение фактов, рассмотрение
их в тесной связи и совокупности. Являясь
социальной памятью человечества, копилкой
его социального опыта, история передаёт
его от одного поколения к другому. А осмысление
этого опыта делает его достоянием современности.
История служит современности, объясняя
сегодняшний день и давая материал для
прогнозирования будущего. В.О. Ключевский
писал: "Без знания истории мы должны
признать себя случайностями, не знающими,
как и зачем мы пришли в мир, как и для чего
в нём живём, как и к чему должны стремиться,
механическими куклами, которые не родятся,
а делаются, не умирают по законам природы,
жизни, а ломаются по чьему-то детскому
капризу".
Предметом изучения истории являются
закономерности развития общественной
жизни в конкретных формах, в пространственно-временных
измерениях. Содержанием истории вообще
служит исторический процесс, который
раскрывается в явлениях человеческой
жизни, сведения о которых сохранились
в исторических памятниках и источниках.
Явления эти чрезвычайно разнообразны,
касаются развития хозяйства, внешней
и внутренней жизни страны, международных
отношений, деятельности исторических
личностей.
Заметим, что главной задачей историка
является воссоздание исторической картины,
адекватной прошлой реальности во всей
её сложности, в борьбе страстей и эмоций.
Каждая историческая эпоха уникальна.
Историк, изучая неповторимое, стремится
познать общие законы развития человеческого
общества, выявить ту часть исторического
опыта, которая необходима человеку в
современности, проследить "связь времён",
ту путеводную нить, которая соединяет
древние пласты истории с сегодняшним
днём. К. Ясперс писал: "Настоящее совершается
на основе исторического прошлого, воздействие
которого мы ощущаем на себе".
Но чтобы раскрыть процесс исторического
развития, осмыслить особенности каждого
из его периодов, необходимо иметь определённую
научную методику. Носителем информации
о прошлом является исторический источник.
Виды источников:
1.Письменные (знаковые)
2.Вещественные (материальные)
3.Этнографические
4.Устное народное творчество
5.Лингвистические
В таком качестве могут быть представлены
археологические находки (предметы быта,
украшения, орудия труда древних эпох),
сохранившиеся предметы материальной
культуры (здания, старинные приборы, утварь
и т. п.); письменные источники (летописи,
книги, дневники, письма, пресса и т. п.),
а также художественные работы, документы
видео- и аудиоряда. Основной группой являются
письменные источники, которые содержат
огромный материал социальной информации
о прошлом. В музеях, архивах, библиотеках
хранятся тщательно собираемые документальные
свидетельства прошлого - важнейшая часть
культуры любой страны. Именно на основе
источников происходит воссоздание прошлого,
его своеобразное моделирование. Причём
роль инструментария для моделирования
выполняют современное мировоззрение,
общественные потребности. С изменением
общества, его мировоззрения меняется
и история. Следовательно, процесс исторического
познания, в определённом смысле, бесконечен.
История выполняет несколько социально
значимых функций. Наиболее отчётливо
проявляется познавательная и интеллектуально-развивающая,
которая исходит из познания исторического
процесса как социальной отрасли научного
знания, из теоретического обобщения исторических
фактов, выявления главных тенденций общественного
развития. Следующая функция – практическо-политическая,
сущность которой заключается в том, что
история как наука, выявляя на основе теоретического
осмысления исторических фактов закономерности
развития общества, помогает вырабатывать
научно обоснованный политический курс,
избегать субъективных решений. Мировоззренческая
функция при изучении истории в значительной
степени определяет формирование научного
мировоззрения. На каждом этапе всемирного
развития выделяются такие вехи и такие
рубежи, которые по своему воздействию
на весь исторический процесс приобрели
решающее значение. Знание истории вооружает
людей пониманием исторической перспективы.
История обладает огромным воспитательным
воздействием. Знание истории своего народа
и всемирной истории формирует гражданские
качества — патриотизм и интернационализм;
показывает роль народа и отдельных личностей
в развитии общества; позволяет познать
моральные и нравственные ценности человечества
в их развитии, понять такие категории,
как честь, долг перед обществом. Вместе
с тем знание истории помогает глубже
разобраться в пороках общества, в мировоззрении
политических руководителей, их влиянии
на человеческие судьбы.
История – это наука о прошлом, о процессе
развития социума во времени и пространстве.
2. Образование и развитие Древнерусского государства, его общественный и политический строй. Первые князья Древней Руси, их внутренняя и внешняя политика. Договоры Руси с Византией. Научные версии происхождения династии Рюриковичей
Первое государство в землях восточных славян получило название Русь.
Начало государства Руси связывается с основанием г Киева в земле полян.
объединение восточно-славянских земель в древне-русское госуд было подготовлено социально-экономическими и политическими процессами. Развитие производительных сил,распад родовой общины,превращение её в соседскую,гост городов,возникновение военной дружины всё это вело к образованию государства
Норманнская теория
Суть ее заключалась в том, что государство на Руси было привнесено извне приглашенными князьями(рюрик,синеус и Трувор), норманами и скандинавами, т.е. носителями западной культуры. Они утверждали, что сами Восточные славяне, якобы не могли создать государственного устройства, что говорило об их отсталости и исторической обреченности.
Основу хозяйства древнерус
госуд составляло пашенное земледелие.Славяне
занимались скотоводством,охотой,
соц-эконом строй. начали развиваться
феодальные отношения.Земля находилась
в руках феодалов,крестьяне не
являлись собственностью земли,а были
её держателями.они могли иметь свой
скот,орудия труда,дом.на земле,которую
ему дал феодал,крестьянин должен был
трудиться и отдавать часть своего урожаю.это
была земельная рента, барщина-отработка,оброк-
862 Рюрик утвердился в Новгороде.
управление киевом он передал
своим мужам Аскольду и диру.
Его сын Владимир укрепил границы Руси и расширил их. В 988 г. он принял христианство в форме православия, что усилило его власть и подняло престиж Руси в Европе. Наивысшего расцвета Киевская Русь достигла при сыне Владимира Ярославе Мудром (1019-1054). При нем были разгромлены печенеги,на этом месте был построен Софийский собор,в Киеве были при Ярославе построены золотые врата-порадный въезд в столицу древней руси, издан первый свод законов — Русская Правда. По смерти его правят его сыновья Изя-слав, Святослав и Всеволод. В 1068 г. степные кочевники, половцы, разбили их войско, и между братьями начались распри. В 1078 г., после гибели Изяслава в междоусобице, в Киеве сел Всеволод. Когда он умер (1093), распри вновь усилились. Олег Святославич требовал вернуть ему Чернигов, отобранный у него Владимиром Мономахом, сыном Всеволода. В 1097 и 1100гг. князья собирались на съезды, ослабившие усобицы. В 1103-1111 гг. князья во главе со Святополком Киевским и Владимиром Мономахом совершили серию удачных походов против половцев. В 1113-1125 гг. в Киеве княжил Владимир Мономах. При нем и его сыне Мстиславе Великом наблюдался последний расцвет Киевской Руси, после которого началась феодальная раздробленность.
Существуют несколько версий происхождения Рюрика, из которых основными являются норманская и западно-славянская.По норманкой версии Рюрик считается викингом-варягом,происходящим из Скандинавии.Альтернативой "норманской теории" является версия о происхождении Рюрика из среды поморских западных славян. "Повесть временных лет" прямо говорит о том, что Рюрик, будучи варягом, не являлся при этом ни норманном, ни шведом, ни англом, ни готландцем.
3 Восточные славяне. Наши общие индоевропейские предки были немногочисленны и первоначально занимали какую-то небольшую территорию Восточной Турции или территорию по рекам Одер и Висла, а на нее они попали, отделившись раньше от более древнего племени. Это было так давно, что на момент отделения у них не образовался развитый язык. С увеличением численности отдельные семьи переселялись на другие земли в Европу и переднюю Азию, давая начало новым племенам и родам.
Индоевропейцы – кельты, славяне, балтийцы, германцы, в наибольшей степени создали современную этническую карту Европы. Славяне обособились из индоевропейской общности в середине 2 тыс. до н.э. Прародиной славян признается территория от Карпат до Днепра. Распространение племен, кот. можно было назвать славянскими, началось в 4в. н.э., а на земли современной Белоруссии, Украины, европейской части России славяне пришли в 6-7 вв.
До 7 в. ни одного русского на земле не сущ. Первые письменные свидетельства о славянах появл. в 1 тыс. в греческих, арабских и византийских источниках. В источниках появились названия славяне, или венеды или анды. На пути своего расселения славяне встречали др. племена и кочевые, и земледельческие балтийские и финоугорские, а с юга – готы сменялись гуннами, гунны сменялись аварами, авары уграми и хазарами, хазары печенегами, печенеги половцами, половцы татарами.
Большую роль в жизни древнерусской деревни играла община. К моменту образования гос-ва у вост. славян родовая община сменилась территориальной общиной. В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. Др. путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати гос-ву, кот. по отнош. к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.
Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка – “нарочитые люди”, “лучшие мужья”. Сущ. ополчение. Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина, которая дел. на старшую, из кот. выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники собирали с покоренных племен дань. Такие походы за данью назывались “полюдье”.
Основные даты и события: IV-VII вв. - Великое переселение народов; VIII в. - возникновение у восточных славян первой формы государственности (племенного княжения).
Материал к ответу: Славяне относятся к индоевропейской семье народов. Их предки заселяли огромные пространства Евразии. Территорией расселения славянских племен первоначально были центрально- и восточноевропейские земли, а естественными границами - реки Одер на западе, Днепр - на востоке, побережье Балтики - на севере, Карпаты - на юге.
Значительный рост численности славян привел к их миграции в VI веке. Другой причиной перемещения славян стало начавшееся у них социальное расслоение, появление знати, которой во всевозрастающих количествах требовалась земля.
Основу хозяйственной жизни восточных славян составляли земледелие, оседлое скотоводство, охота, рыболовство. Из сельскохозяйственных кулылур возделывали пшеницу, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиху, коноплю. Почву обрабатывали первоначально с помощью мотыги и сохи. Урожай убирали серпом. Применение плуга с железным лемехом позволило значительно увеличить объемы производства, что привело к появлению излишков зерна и возможности применять наемную рабочую силу.
Первыми жилищами восточных славян были полуземлянки с бревенчатыми крышами. Их строили в лесных чащах или на островах, куда неприятелю было трудно попасть незамеченным.
Религией восточных славян было язычество. Они обожествляли силы природы и поклонялись им. Богом неба и огня почитали Сварога, богом грозы - Перуна, скота - Белеса. В честь богов проводили обряды жертвоприношения.
Родовую общину вскоре сменила соседская, в основе которой лежали не родственные, а хозяйственные связи. В VI-VlII вв. у восточных славян происходил процесс формирования первых племенных военных союзов во главе с вождями (князьями). Стремясь к усилению своей власти над свободными общинниками, князья облагали их данью. Необходимость сбора дани объяснялась интересами содержания военной дружи-
ны, гарантирующей мирный труд общинников. Наряду с этим шел ПI~оцесс формирования нового господствующего сословия =- крупных собственников земли: близкие князю люди из его дружины, а также представители родовой знати занимали плодородные земли, прежде принадлежавшие общине. Вместе с тем в условиях укрепления княжеской власти сохранялась относительная самостоятельность общинников, а также такие элементы военной демократии, как вече, кровная месть и др.
Все это создавало объективные условия дJlЯ формирования Древнерусского государства.
4. Формирование Древнерусского государства в IX-X веках
Основные даты и события:882 г. - покорение Новгородом Киева, образование Древнерусского государства; 911 г. - руссковизатийский договор.
Исторические деятели:Рюрик; Аскольд; Дир; Олег; Игорь; Ольга; Святослав.
Основные термины и понятия: государство; норманнская теория.
Работа с картой: показать границы Древней Руси, ее столицу; основные походы первых русских князей.
План ответа:1) предпосылки образования Древнерусского государства; 2) норманнская теория; 3) поход Олега на Киев в 882 г.; 4) Русь при первых князьях; 5) походы первых князей; 6) значение образования Древнерусского государства.
Материал к oTBeIY: В IX в. сложились два крупнейших цетра формирования русской государственности - Новгород (столица словен, кривичей и части финно-угорских племен) и Киев (центр полян, северян и вятичей) , между которыми шла напряженная борьба за лидерство в объединении восточнославянских земель. Резулылатом похода новгородского князя Олега в 882 г. стало образование Древнерусского государства со столицей в Киеве.
Роль варяжского (норманнского) фактора в образовании Древнерусского государства была на протяжении нескольких веков предметом острых научных дискуссий. Одни (Г. Миллер и др.) считали, что сами славяне не могли создать собственного государства, государственность на Русь привнесли варяжские князья и дружинники во главе с Олегом. Другие (М. В. Ломоносов и др.) полагали, что славяне к моменту прихода варягов уже имели государственность. Споры эти продолжаются и до сих пор.
Следует иметь в виду, что варяги, скорее всего, сыграли роль ускорителя процесса образования Древнерусского госу-