Шпаргалка по "Истории Беларуссии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 21:04, шпаргалка

Краткое описание

В1. Прадмет і задачы вывучэння гісторыі Беларусі ў сусветным кантэксце Предмет и задачи изучения истории Беларуси в мировом контексте.
В2. Фармацыйны і цывілізацыйны падыходы да вывучэння гісторыі.
В3. Кам век на территории Беларус
В4.Бронзовый век.
B5. Ранний железный век.

Вложенные файлы: 1 файл

Отсортированные билеты.doc

— 766.00 Кб (Скачать файл)

В середине 60-х годов  были проведены экономические реформы. В промышленности вернулись к  отраслевому принципу руководства. В Беларуси вместо одного совнархоза было создано 6 министерств союзно-республиканских  и 3 республиканских. Предусматривалось расширение хозяйственной самостоятельности предприятий. Сократилось количество утверждаемых "сверху" плановых показателей (вместо 109 только 9). Предприятиям разрешалось распоряжаться частью полученной ими прибыли. Создавались три фонда: развития производства и усовершенствования техники, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. Деятельность предприятий оценивалась не по валовой, а по реализованной продукции.

В сельском хозяйстве  предусматривались меры по росту капитальных вложений в сельскохозяйственное производство, увеличению поставок техники колхозам и совхозам, повышению закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию более чем на 50%. Доводились стабильные планы закупок сельскохозяйственной продукции, которые не должны были пересматриваться каждый год. Была списана задолженность за купленную технику, уменьшены налоговые обязательства колхозов перед государством.

Реформы середины 60-х  гг. дали определенный импульс экономическому развитию страны, в том числе и Беларуси. Это нашло отражение в выполнении восьмого пятилетнего плана (1966-1970). Объем промышленной продукции увеличился в 1,8 раза, валовая продукция сельского хозяйства возросла по сравнению с семилеткой на 45%. В сельском хозяйстве создавались животноводческие комплексы и фермы, осуществлялась механизация сельскохозяйственных работ, мелиорация заболоченных земель.

В целом реформы 60-х  гг. не достигли цели и к началу 70-х  гг. были фактически прекращены. Отрицательную  роль здесь сыграли приверженность руководства командно-административному стилю, недоверие к экономическим методам управления. Но ситуация в эти годы в Беларуси не была еще критической. За 1970-1985 гг. было введено в действие более 186 промышленных предприятий. Продолжалась концентрация производства. В 1980 г. в Беларуси действовало около 200 производственных и научно-производственных объединений.

Вместе с тем, в 70-80-е  гг. экономика Беларуси, как и  в целом СССР, стала снижать  темпы роста. В 1982 г. среднегодовой  прирост национального дохода составил 3,4%. Научно-технический прогресс затронул в первую очередь оборонную промышленность. Огромные средства вкладывались в новое строительство, которое нередко оставалось незавершенным. Увеличилось отставание технического уровня Беларуси от уровня промышленно развитых стран.

Противоречиво развивалось  и сельское хозяйство Беларуси. С  одной стороны, шло укрепление его  материально-технической базы, а  с другой - снижались темпы развития сельскохозяйственного производства. Росло количество нерентабельных хозяйств.

Этому способствовал  рост стоимости техники, отчуждение крестьянина от средств производства, низкая заработная плата, плохие социально-культурные условия и т. д. Все это привело  к оттоку мужского населения в  города, "старению" деревни. Не дали результатов и решения майского Пленума ЦК КПСС о Продовольственной программе. Несмотря на то, что изменилась система управления сельским хозяйством, что создавались агропромышленные комплексы, что в сельское хозяйство вкладывались огромные средства - аграрная проблема осталась нерешенной.

Таким образом, командно-административные методы руководства экономикой к  середине 80-х гг. себя изжили. Настала  необходимость глубоких социально-экономических  и политических реформ.

68.Культура Бел во вт пол 40-80 гг. 20 в.

За годы войны была почти полностью разрушена материально-техническая  база науки и культуры республики. Необходимо было, в первую очередь, восстановить народное образование. Сложным  было положение с учительскими кадрами. К 1 января 1946 г. в школы из эвакуации вернулись 4 980 учителей, а также 6 840 демобилизованных учителей - фронтовиков. В 1949 - 1950 учебном году начался переход ко всеобщему обязательному семилетнему образованию, который в основном был закончен к середине 50-х гг. В 1951-1955 гг. активно строились средние школы, преобразовывались семилетние в средние, их количество выросло за эти годы с 761 до 1447, а контингент учеников вырос с 429900 до 632 600 человек, улучшился состав учительских кадров. Если в 1944/45 учебном году в школах Беларуси работало лишь 19,7% учителей с высшим и неполным высшим образованием, то в 1950-1957 - уже 30,2%, а в 1955-1956 учебном году такое образование имели около 50% учителей. Тем не менее, в школьном строительстве было много недостатков. В 1955-1956 учебном году 7 260 школ еще размещались в приспособленных и 2088 - в наемных зданиях. Почти половина школ работала в две смены. На низком уровне велось преподавание многих предметов. Резко сократилось количество белорусских школ. Например, в Минске в 1945-1946 учебном году из 28 школ 14 были белорусскими, а в 1952-1953 - из 46 школ - только 9 остались белорусскими. В Бресте в этот период из 14 школ только одна являлась белорусской. Это сформировало у детей и подростков национальный нигилизм, пренебрежение к истории и культуре своего народа. Восстанавливалось и развивалось среднее специальное образование - техникумы и училища. В 1955 году их насчитывалось 123. За послевоенное десятилетие было подготовлено около 90 тысяч специалистов среднего звена. Восстанавливалась высшая школа республики. В 1945 г. из 25 довоенных вузов работало 22. Открывались новые высшие учебные заведения, в их числе - Минский институт иностранных языков, Брестский, Полоцкий педагогические и Гродненский сельскохозяйственный институты. Высшей школой за послевоенное десятилетие было подготовлено 50 тысяч специалистов с высшим образованием. После освобождения Минска возобновилась работа Академии наук БССР. Уже в 1945 г. действовало 8 академических институтов, к началу 50-х гг. - 20 НИИ. В них работало 500 сотрудников, в том числе 51 доктор и 139 кандидатов наук. Расширялись направления научных исследований. Далеко за пределами Беларуси были известны имена ученых А.Р. Жебрака (генетик), Н.И. Гращенкова (физиолог), С.И. Губкина (физик), Г.Ф. Александрова (философ), В.Н. Перцева (историк) и др. Однако развитие науки сдерживалось слабой материально-технической базой, администрированием, грубым идеологическим диктатом. Ряд ученых подверглись репрессиям и были реабилитированы лишь после смерти Сталина. Гражданское мужество проявил академик АН БССР А.Р. Жебрак, открыто отвергнувший лженаучные взгляды Т.Д. Лысенко. На много десятилетий назад были отброшены в своем развитии общественные науки. В советском обществе культура, наука, образование были подвержены сильному влиянию идеологии КПСС - КПБ. Уже с 1946 г. началась компания борьбы против "коленопреклонения перед Западом", против "белорусского национализма" и "безродного космополитизма". Резко критиковались положения о государственности Беларуси в средневековье, о "золотом веке" в истории белорусской культуры и т.д. Ряд произведений белорусских писателей и поэтов были признаны "идеологически вредными". Необоснованной критике подверглись Э. Огнецвет, К. Буйло, М. Лужанин и др. В послевоенные годы продолжалась творческая деятельность Я. Брыля, С. Дергая, И. Мележа, И. Шамякина и др. В числе лучших произведений тех лет - романы И. Шамякина "Глубокое течение", И. Мележа "Минское направление", М. Лынькова "Незабываемые дни", драматические произведения А. Мовзона "Константин Заслонов", К. Губаревича "Брестская крепость" и др. В белорусском изобразительном искусстве преобладала героико-патриотическая тематика. Многие полотна и скульптурные произведения вошли в золотой фонд белорусского искусства. В их числе - "Оборона Брестской крепости" И. Ахремчика, "Минск, 3 июля 1944 года" В. Волкова, "Пленных ведут" А. Шибнева, "Парад белорусских партизан в 1944 г. в Минске" Е. Зайцева и др. Скульпторы стремились осмыслить исторический подвиг народа. Работают скульпторы З. Азгур, А. Бембель, М. Керзин, А. Глебов. Ими созданы скульптурные портреты известных революционных деятелей, героев Великой Отечественной войны, курган Славы, памятники воинам, партизанам, подпольщикам, отважным пионерам и комсомольцам. Самым значительным достижением белорусских архитекторов и скульпторов стал величественный ансамбль площади Победы в Минске. После освобождения Беларуси на родину вернулись театры, которые были в эвакуации. Уже в 1945 г. работало 12 театров. Их деятельность регламентировалась известным постановлением ЦК ВКП(б) "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению" (1946 г.). На сценах театров с успехом шли пьесы о Великой Отечественной войне: "Молодая гвардия", "Константин Заслонов", "Это было в Минске" и др. На исторические темы были поставлены спектакли "Нестерка" В. Вольского, "Павлинка", "Разбросанное гнездо" Я. Купалы, "Пинская шляхта" В. Дунина-Марцинкевича и др. Идеологический диктат не смог сдержать творчество таких известных актеров, как Г. Глебов. Б. Платонов, С. Станюта и др. Мужеству народа посвящались оперы, симфонии и контаты Е. Тикоцкого, Н. Аладова, А. Богатырева. В послевоенные годы появились имена композиторов В. Оловникова. Ю. Семеняки, Г. Вагнера и др. В 1951 г. начал выступления государственный народный хор БССР во главе с .Цитовичем. Активно работала Государственная академическая хоровая капелла БССР под руководством Г. Ширмы. Белорусские кинематографисты создали фильмы, отражавшие военное и послевоенное время. В их числе - "Дети партизана", "Константин Заслонов". Были экранизированы "Павлинка" Я. Купалы, "Поют жаворонки" и "Кто смеется последним" К. Крапивы. Значительным событием явились фильмы "Красные листья" и "Часы остановились в полночь". Была восстановлена и получила развитие сеть культурно-просветительных учреждений, увеличился выпуск газет, журналов, книг, расширилась киносеть, строились музеи. Таким образом, несмотря на экономические трудности, идеологический диктат, в послевоенное десятилетие были восстановлены и получили дальнейшее развитие все направления белорусской культуры. В 1958 г. было положено начало школьной реформе. Она предусматривала осуществление политехнического обучения и трудового воспитания. Семилетние школы преобразовывались в восьмилетние, средние - в общеобразовательные одиннадцатилетние с производственным обучением. Однако эти преобразования не привели к желаемым результатам. Поэтому с 1964 г. школы вновь были переведены на десятилетний срок обучения. С начала 70-х гг. начался переход ко всеобщему среднему образованию. Тогда же на подготовку квалифицированных рабочих со средним образованием перешли профтехучилища республики. Если в 1965 г. среднее образование получили 50 тыс. человек, то в 1985 г. - около 170 тыс. В 1975 г. работало более 100 школ - интернатов, где обучались дети, оставшиеся без родителей, или дети из малообеспеченных семей. 65% учителей имело высшее образование. Дальнейшее развитие получило высшее и среднеспециальное образование. За 1960-1985 гг. количество средних специальных заведений увеличилось с 102 до 139, а учащихся в них - с 62,6 тыс. до 160 тыс. Если в 1962 г. в 24 высших учебных заведениях обучалось 59 тыс. студентов, то в 1985 г. в 33 вузах обучалось 182 тыс. студентов. За эти годы были открыты новые учебные заведения: Минский радиотехнический институт (1964), Витебский технологический институт легкой промышленности (1965), Брестский инженерно-строительный институт (1966), Минский институт культуры (1975) и др. В 1969 г. на базе Гомельского педагогического института был создан Гомельский государственный университет. В 1977 г. Гродненский педагогический институт был преобразован в Гродненский государственный университет. Центром университетского образования оставался Белорусский государственный университет. В 80-е гг. на его факультетах училось около 15 тысяч студентов. Значительные изменения произошли в развитии науки БССР. За 1956-1985 гг. увеличилась сеть научных учреждений. Их количество увеличилось с 76 до 167. Ведущая роль среди них принадлежала Академии наук БССР. Научные учреждения стали действовать в Гомеле, Могилеве, Гродно, Витебске. Количество ученых БССР с 1965 г. по 1985 г. увеличилось на 65% и составило более 42 тысяч человек, в их числе 13 тысяч кандидатов и более 1 тысячи докторов наук. По ряду направлений науки ученые республики занимали лидирующие позиции в СССР, в частности, в порошковой металлургии, технической кибернетике, физике атомных реакторов. В 1965-1985 гг. ученые Беларуси получили 26 Государственных премий СССР, 57 Государственных премий БССР. Международное признание получили академики Н.Ф. Ермоленко, Б.В. Ерофеев, В.С. Комаров, Г.И. Горецкий, К.И. Лукашев и др. Критическое переосмысление сложных проблем истории и современности в период "оттепели" содействовало появлению новой плеяды литераторов - А. Адамовича, В. Быкова, Р. Бородулина, В. Короткевича, И. Науменко, И. Чигринова, Н. Гилевича и др. В военной прозе главной становится тема человека на войне. Всеобщее признание получили произведения В. Быкова "Альпийская баллада", "Журавлиный крик", "Третья ракета" и др. Известными стали романы И. Шамякина "Сердце на ладони", "Возьму твою боль" и др. В 1981 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического труда. Историческая тема нашла свое отражение в произведениях В. Короткевича "Дикая охота короля Стаха", "Черный замок Ольшанский" и др. В 70-е - первой половине 80-х гг., в белорусскую литературу пришло новое поколение: А. Дударев, С. Законников, В. Некляев и др. Новыми произведениями обогатилось театральное искусство. На сценах театров с успехом шли пьесы А. Макаенка "Лявониха на орбите", "Извините, пожалуйста", И. Мележа "Люди на болоте", А. Адамовича "Война под крышами", И. Чигринова "Плач перепелки", А. Дударева "Порог" и "Вечер". В 1987 г. в БССР работало 19 театров, в том числе 2 музыкальных, 11 драматических, 6 кукольных. Отображение современной жизни занимало значительное место в творчестве многих художников. Такими являются картины И. Стасевича "Шахтеры Солигорска", М. Савицкого "Хлеб", Г. Ващенки "Август". Тема Великой Отечественной войны отражена на полотнах Л. Щемелева "Генерал Доватор", М. Савицкого "Партизанская Мадонна", "Витебские ворота", "Поле" и др. Определенных успехов достигли кинематографисты Беларуси. Историко-революционной теме посвящены фильмы кинорежиссера В. Корж-Саблина "Первые испытания", "Москва - Генуя", "Крушение империи". Популярностью у зрителей пользовались фильмы "Альпийская баллада", "Отец", "Полонез Огинского" и др. На ниве музыкальной культуры плодотворно работали А. Богатырев, Е. Глебов, Ю. Семеняко, Д. Смольский, В. Оловников, И. Лученок, Э. Ханок и др. Теме современности посвящены оперы "Колючая роза и "Когда опадает листва" Ю. Семеняки, "Тропою жизни" Г. Вагнера, "Алеся" Е. Тикоцкого. Большую роль в популяризации музыки сыграли ансамбли "Песняры", "Верасы", "Сябры", вокально -хореографический ансамбль "Хорошки". В настоящее время всем известны мемориальные комплексы "Хатынь (открыт в 1969 г.), "Брестская крепость-герой", Курган Славы под Минском. Дальнейшее развитие в Беларуси получила сеть культурно-просветительных учреждений. В 1985 г. в республике было 64 культурных комплекса, более 6 300 клубов, около 7 тысяч библиотек, 28 парков культуры и отдыха, 76 музеев. Важную роль в культурном воспитании трудящихся играла художественная самодеятельность. Достижения белорусского народа в развитии образования, науки и культуры во второй половине 50-х - первой половине 80-х гг. были значительны.

69. Абвяшчэнне і заканадаўчае афармленне дзяржаўнай незалежнасці Рэспублікі Беларусь. Провазглашение и закон-ое оформление гос-ой незав-сти РБ.

На Пленуме (собр-е членов партии) ЦК КПСС (январь 1987 г.) был взят курс на усовершенствование социализма. Стержнем преобразований должна была стать демократизация всех сфер жизни советского общества. Был выдвинут лозунг "Больше демократии, больше социализма". В стране стали возникать неформальные клубы и объединения. В Беларуси возрос интерес к проблемам культуры. В прессе публиковались материалы, в которых давались негативные оценки не только Сталина, но и роли Ленина, Октябрьской революции, партии большевиков. Начался новый этап реабилитации. С 1988 г. по 1993 г. в Беларуси было реабилитировано 130 тыс. человек. На XIX конференции КПСС (1988) подчеркивалось, что неудачи в проведении реформ связаны с консерватизмом партаппарата, командно-административной системой, бюрократизмом. Был сделан вывод о необходимости изменения политической системы с обязательным отказом партии от своей руководящей роли и передачей государственной власти Советам. В декабре 1988 г. Верховный Совет СССР принял закон о созыве съезда народных депутатов и создании постоянно действующего Верховного Совета СССР. Две трети депутатов должны были избираться по территориальным округам на альтернативной основе, а третья часть - представлять разные общественные организации, в том числе и КПСС. Избирательная кампания проходила при большой активности населения, в острой и напряженной борьбе. Первый съезд народных депутатов, который открылся 25 мая 1988 г. стал ареной острой политической дискуссии. Председателем Президиума Верховного совета СССР был избран М.С. Горбачев. Радикально настроенные депутаты потребовали дать оценку афганской войне, опубликовать документы пакта Молотов-Риббентроп. III съезд народных депутатов СССР (март 1990) отменил 6-ю статью Конституции СССР о руководящей роли КПСС, избрал М.С. Горбачева Президентом СССР. По новой системе в марте 1990 года состоялись выборы народных депутатов в Беларуси. В условиях нарастания политической напряженности в обществе в СССР был принят закон об общественных объединениях. Но в республике неформальные организации стали возникать раньше. В июне 1998 г. в Вильнюсе состоялся учредительный съезд Белорусского народного фронта (БНФ). В ноябре 1990 г. была создана Объединенная демократическая партия Беларуси (ОДПБ), в феврале 1991 г. - Белорусская крестьянская партия и др. Политическое развитие советского общества привело к усилению в республиках движения за национальную независимость, суверенитет, выход из состава СССР. После того, как Верховный Совет СССР принял постановление о нелигитимности договора Молотова-Риббентропа, М.С. Горбачев подписал указ о выходе Литвы, Латвии и Эстонии из СССР. В июне - июле 1990г. государственный суверенитет провозгласили Российская федерация и Украина, а 27 июля Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете БССР. В ней провозглашалось верховенство на территории республики Конституции БССР. 17 марта 1991 г. в СССР состоялся референдум по вопросу сохранения Советского Союза. "За" высказались 76,4% голосовавших, в том числе в Беларуси - 82,7%. Попытки союзного руководства создать "обновленный Союз" и подписать в Ново-Огареве новый договор не увенчались успехом. Августовский путч в Москве 19 августа 1991 г. похоронил эти попытки окончательно. 25 августа сессия Верховного Совета БССР приняла Закон "О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета Белорусской ССР о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики" и постановление "Об обеспечении политической и экономической самостоятельности белорусской ССР". Собственностью республики объявлялись предприятия, организации и учреждения союзного подчинения, размещенные на ее территории. 19 сентября 1991 г. было принято решение об изменении символики республики и переименовании Белорусской Cоветской Социалистической Республику в "Республику Беларусь" или "Беларусь". 8 декабря 1991 г. руководители России (Б. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и Беларуси (С. Шушкевич), в Вискулях в Беловежской пуще подписали Соглашение об образовании Содружества независимых государств (СНГ). В Соглашении констатировалось, что Союз ССР как субъект международного права прекращает свое существование. В столице Беларуси расположились координирующие органы СНГ. 21 декабря 1991 г. а Алма-Ате состоялась встреча делегаций 11 республик, на которой была принята Декларация, провозгласившая, что с образованием СНГ Советский Союз прекращает свое существование. 25 декабря Президент СССР М. Горбачев ушел в отставку. После объявления независимости, республика вступила в новый этап своего развития. Началось формирование органов управления. Союзно-республиканские министерства и комитеты преобразовывались в государственные органы республики Беларусь. Комитет госбезопасности стал подчиняться Верховному Совету, а пограничные войска - Совету Министров РБ. Белорусский военный округ ликвидировался, все его части и подразделения перешли в подчинение Министерства обороны Республики Беларусь. Проводилась работа по уточнению границ Беларуси с Литвой и Латвией. В первой половине 90-х гг. в Беларуси шел процесс активного становления многопартийной системы. В конце 1985 г. в Министерстве юстиции Республики было зарегистрировано 34 политические партии. Обновлялось профсоюзное движение. В октябре 1990 г. состоялся первый съезд Федерации профсоюзов Беларуси (ФПБ). В Солигорске возник Независимый профсоюз горняков Беларуси. В ноябре 1991 г. возникли "Свободные профсоюзы Беларуси (СПБ)". 14 марта 1994 г. была принята Конституция Республики Беларусь. В ней юридически закреплялся суверенитет республики, достигнутые демократические преобразования, права и свободы граждан. Конституцией вводилась должность Президента как руководителя государства и исполнительной власти. Первым Президентом Республики Беларусь 10 июля 1994 г. был избран А.Г. Лукашенко. За него проголосовало 81% избирателей. Председателем Совета Министров стал М. Чигирь, а после его ухода в отставку в ноябре 1996 г. правительство возглавил С. Линг. 14 мая 1995 г. вместе с выборами в Верховный Совет состоялся республиканский референдум. Итоги голосования по каждому вопросу, вынесенному на референдум, свидетельствовали о полной поддержке народом нового правительства. За придание русскому языку равного статуса с белорусским, утверждение новых Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь, интеграцию с Российской федерацией, необходимость внесения изменений в Конституцию, предусматривающих возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом республики Беларусь в случае систематического и грубого нарушения Конституции проголосовало около 83% избирателей. В первом туре было избрано только 18 депутатов Верховного Совета. Для того, чтобы парламент приступил к работе, было необходимо избрать не менее 174 депутатов. Достичь кворума оказалось возможным только 10 декабря 1995 г., после трех дополнительных туров голосования. Парламент 13-го созыва приступил к работе, его спикером был избран С. Шарецкий. Летом - осенью 1996 г. обострился конфликт из-за разделения властных полномочий между Президентом и Верховным Советом республики. 24 ноября 1996 г. состоялся второй республиканский референдум. За принятие Конституции Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями проголосовано 70,45% граждан. Избиратели высказались также против свободной, без ограничений купли-продажи земли, против отмены смертной казни. Согласно Новой редакции Конституции Президент является руководителем государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Руководителем исполнительной власти является Премьер-министр Правительства. Изменен порядок назначения и увольнения на некоторые государственные посты. Создана подчиненная Президенту вертикальная структура, которая включает исполнительные и распорядительные органы, как в центре, так и на местах.

В-70 Асноўныя тэндэнцыі грамадска-палітычнага развіцця Рэспублікі Беларусь у 90-х гг. ХХ – пачатку ХХІ ст. Огромное значение в обновлении общества принадлежит политической реформе и связанным с ней процессам демократизации и гласности. Результатом демократических выборов 1989 года стало изменение роли и места Советов в жизни общества.

На основе нового принципа многопартийности начинается перестройка  всей системы общественных организаций  и органов государственной власти.   В этот период в условиях ослабления всех ветвей власти начинается процесс распада СССР. В  конце 80-х годов отчетливо стала проявляться тенденция нарастания движения за выход из состава СССР и стремление советских республик к получению реального суверенитета.

Первыми к реализации этой цели приблизились прибалтийские  республики. Так, в марте 1990 года о своем суверенитете объявили Латвия Литва и Эстония.27 июля 1990 года Верховный Совет Белорусской ССР принял Декларацию о государственном суверенитете  республики. Теперь на территории Беларуси имели верховенство не Конституция и законы СССР, а Конституция и законы республики.25 августа 1991 года Верховный Совет Белорусской ССР принял Закон «Об обеспечении политической и экономической самостоятельности БССР». 19 сентября 1991 года Верховный Совет принял Закон «О названии Белорусской ССР и внесении изменений в Декларацию Верховного Совета БССР о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики и Конституцию БССР», в соответствии с которым страна стала называться Республика Беларусь, сокращенно – Беларусь. Была изменена государственная символика. 18 октября был принят Закон «О гражданстве Республики Беларусь».8 декабря 1991 года в Беловежской пуще руководители России, Беларуси и Украины подписали Соглашение об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). Официальным местом нахождения координационных органов СНГ был избран город Минск. Отношения в рамках СНГ планировалось строить на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, неотъемлемого права на самоопределение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела.   С образование СНГ Советский Союз прекращает свое существование.Провозглашение суверенитета Беларуси сделало актуальным вопрос об образовании собственной армии, которая являлась бы гарантом ее безопасности. 20 сентября Верховный Совет принял Постановление «Об образовании Вооруженных Сил Республики Беларусь». В марте 1992 года начало работу Министерство обороны республики.

В начале 90-х  годов происходит реорганизация  и расширение полномочий местных  органов власти и управления. 20 февраля 1991 года Верховный Совет республики принимает Закон «О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Белорусской ССР».Развитие права Республики Беларусь обусловлено не только изменениями конституционного законодательства. В Беларуси были приняты такие важные законодательные акты, как: Хозяйственный процессуальный кодекс, Законы «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь», «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь», «Об образовании», «О милиции» (1991 год). В 1992 году принимаются Законы: «О приватизации жилищного фонда», «О пенсионном обеспечении», «Об обороне», «О Государственной границе», «Об оперативно-розыскной деятельности»; в 1993 году – «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь», «О прокуратуре», «О здравоохранении», «О внутренних войсках Министерства внутренних дел», «О защите прав потребителей», «О залоге», Таможенный кодекс Республики Беларусь; в 1994 году – Законы «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «Об аудиторской деятельности», «О государственной налоговой инспекции», «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Беларусь».

В процессе становления  суверенного государства реорганизуется банковская система.Начало новому этапу  развития национальной правовой сферы  положило принятие 15 марта 1994 года Конституции  Республики Беларусь, которая заложила правовой фундамент дальнейшего построения независимого государства.Республика Беларусь объявлялась унитарным демократическим социальным правовым государством. Впервые на конституционном уровне Конституция Республики Беларусь 1994 года провозгласила  человека, его права, свободы и гарантии их реализации – высшей ценностью и целью общества и государства.

Важным принципом формирования правового государства Конституция  рассматривала разделение властей  на законодательную, исполнительную и  судебную.Большое внимание Конституция  уделяла статусу Президента. Глава государства и исполнительной власти в Республике Беларусь избирался непосредственно народом сроком на 5 лет. Одно и то же лицо могло избираться Президентом не более двух сроков.

Согласно конституции  Президент являлся Главнокомандующим  Вооруженными Силами Республики Беларусь, осуществлял руководство системой органов исполнительной власти, обеспечивал их взаимодействие с представительными органами; создавал и упразднял министерства, государственные комитеты и другие центральные органы управления республики; предоставлял Верховному Совету кандидатуры для избрания на должность Председателя Конституционного, Верховного, Высшего Хозяйственного судов, Председателя правления  Национального банка; представлял государство в отношении с другими странами и международными организациями; вел переговоры и подписывал международные договоры; подписывал законы; имел право не позднее  чем в десятидневный срок со дня получения закона возвратить его со своими возражениями в Верховный Совет для повторного обсуждения и голосования. Если Верховный Совет большинством не менее 2/3 от избранных депутатов подтверждал ранее принятое им решение, Президент обязан был в трехдневный срок подписать закон.  

В 1994 году первым Президентом Республики Беларусь был  избран А.Г. Лукашенко. Важнейшими положениями предвыборной программы Президента были: борьба с коррупцией и преступностью; обеспечение суверенитета, экономической и политической стабильности республики; улучшение материального положения народа.         

В июне 1996 года был принят Закон «О признании утратившими силу законодательных актов Республики Беларусь по вопросам государственной символики». На референдуме 14 мая 1995 года по вопросу о национальной символике большинство населения высказалось за новые, предложенные Президентом, варианты герба и флага.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории Беларуссии"