Шпаргалка по "Истории Беларуссии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 21:04, шпаргалка

Краткое описание

В1. Прадмет і задачы вывучэння гісторыі Беларусі ў сусветным кантэксце Предмет и задачи изучения истории Беларуси в мировом контексте.
В2. Фармацыйны і цывілізацыйны падыходы да вывучэння гісторыі.
В3. Кам век на территории Беларус
В4.Бронзовый век.
B5. Ранний железный век.

Вложенные файлы: 1 файл

Отсортированные билеты.doc

— 766.00 Кб (Скачать файл)

Следующий этапом развития законодательства Беларуси был связан с референдумом 1996 года, на котором  была принята Конституция Республики Беларусь с изменениями и дополнениями.

В основном Законе государства  был закреплен принцип верховенства права.   В соответствии  с новыми положениями Конституции главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, гарантом прав и свобод гражданина является Президент. Он олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Конституция расширила перечень актов законодательства декретами и указами Президента Республику Беларусь.          Значительно возрос объем полномочий правительства, более четко сформулирован механизм взаимодействия между представительной и исполнительной властями.

Конституционный Суд  включен в судебную систему государства. Конституционный Суд осуществляет контроль за конституционностью принятых нормативных правовых актов.

В 1998 году приняты: Таможенный кодекс, Водный кодекс, Гражданский  и Хозяйственный кодексы  Республики Беларусь, а также Законы «О радиационной безопасности населения», «О  защите населения о территории от чрезвычайных ситуаций природного и технического характера», «Об объектах, находящихся только в собственности государства», «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», «О Национальной академии наук  Беларуси», «О государственной охране», «Об энергосбережении», «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах».     

В 1999 году приняты кодексы: «О земле», «О браке и семье», Воздушный, Гражданско-процессуальный, Жилищный, Трудовой, Уголовный и Уголовно-процессуальный.9 сентября 2001 года прошли выборы Президента Республики Беларусь, в результате которых Президентом Республики Беларусь на второй срок был избран действующий Президент А.Г. Лукашенко.     17 октября 2004 года прошел республиканский референдум, но котором народ Беларуси разрешил первому Президенту Республики Беларусь А.Г. Лукашенко участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента и были внесены изменения в статью 81 Конституции Республики Беларусь.

Очередные выборы президента  Беларуси, согласно решению Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, принятому 16 декабря 2005 года, прошли 19 марта 2006 года. Победил действующий президент Белоруссии Александр Григорьевич Лукашенко.

Подводя итог, хотелось бы обратить внимание на то, что в этот период впервые на конституционном  уровне человек, его права, свободы  и гарантии их реализации провозглашались высшей ценностью и целью общества и государства. Что, на мой взгляд, и позволило строить демократическое социальное правовое государство.

В Беларуси были приняты  свои собственные законодательные  акты, не навязанные кем-либо извне.

В-71 Асноўныя накірункі сацыяльна-эканамічнага развіцця Рэспублікі Беларусь у 90-х гг. ХХ – пачатку ХХІ ст.

С середины 80-х годов  по инициативе нового руководства КПСС во главе с М.С. Горбачевым в СССР начался период радикальных экономических, политических и социальных преобразований, начало которым положили решения апрельского (1985) Пленума ЦК КПСС. Вначале новый курс связывался с идеей ускорения, которая предусматривала повышение темпов экономического развития путем интенсификации производства, структурной перестройки экономики, внедрения достижений научно-технического прогресса, стимулирования труда. Однако принимаемые меры не дали желаемых результатов. Поэтому в июне 1997 г. было объявлено о проведении радикальной экономической реформы. Начался перевод предприятий, объединений, целых отраслей народного хозяйства на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. С июля 1998 г. республики стали переходить на региональный хозрасчет, что привело к децентрализации и разрушению единого экономического пространства СССР.

Решение новых задач в Беларуси было осложнено аварией на Чернобыльской АЭС весной 1986 г. Из всех загрязненных территорий (Украина, Россия) 70% пришлось на Беларусь. В зоне радиоактивного заражения проживало 2 млн. 100 тыс. человек. Из оборота было выведено более 20% сельскохозяйственных угодий. Общие расходы, связанные с переселением людей, строительством домов, выплатой компенсации за оставленные жилища и хозяйственные постройки, потерянной техникой (вывозить ее с загрязненных территорий запрещалось) и т.д., составили 16 национальных годовых бюджетов Беларуси. И тем не менее с 1986 по 1990 гг. народное хозяйство Беларуси работало достаточно динамично. Промышленность республики увеличила выпуск продукции на 26%, а производительность труда выросла на 30,1%. Имелись определенные успехи и в сельском хозяйстве. Однако это не являлось свидетельством преодоления факторов экономического торможения. Механизм хозяйствования оставался затратным, экономические преобразования не затронули основ административной системы. Более того, во время перестройки были допущены ошибки, которые способствовали деструктивным процессом. Из-за отсутствия целостной и ясной программы реорганизация велась методом проб и ошибок. Имели место просчеты в инвестиционной и экспортно-импортной политике, в борьбе с нетрудовыми доходами. Был окончательно утрачен контроль над денежным обращением, появились групповые интересы, воровство в крупных масштабах и организованная преступность. Одновременно во многих регионах СССР обозначилась политическая нестабильность. Беларусь на этом фоне оставалась наиболее спокойной.

На рубеже 80-90-х годов  обострился экономический кризис. Падал  национальный доход, сокращалось производство продукции, появилась безработица, ухудшилось социальное положение граждан. Выход из кризиса тогдашнему руководству виделся в переходе к рыночным отношениям. В октябре 1990 г. Верховный Совет республики одобрил  разработанную Советом Министров БССР программу перехода к рыночной экономике. Она предусматривала создание рыночных институтов, приватизацию, демонополизацию, изменение системы государственного регулирования экономики.

Разрыв экономических  связей после распада СССР, неизбежный при переходе к рынку спад производства и инфляция, просчеты предыдущего  этапа перестройки привели народное хозяйство Беларуси к глубокому экономическому кризису. С 1992 г. началось обвальное падение производства. За 1990-1995 гг. валовой внутренний продукт сократился на 38%, производство промышленной продукции – на 41%, производство продукции сельского хозяйства – на 27%, объем капитальных вложений – на 60%. Экономическое положение Беларуси, в условиях свободного ценообразования, усложнила проблема поставок топливно-энергетических ресурсов, металла, сырья из России, Украины, республик Средней Азии. Цены на них непрерывно росли, вызывая многократное повышение цен на товары и услуги.

В 90-е гг. в тяжелом  положении оказалось сельское хозяйство. Происходило сокращение поголовья  крупного рогатого скота, ухудшалась материально-техническая  база колхозов и совхозов. В то же время закупочные цены на сельхозпродукцию  контролировались, оставались крайне низкими и не покрывали затрат на ее производство. Рыночные отношения на селе начали зарождаться в 1991 г. В этом году были приняты законы “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”, “О праве собственности на землю”. Они предусматривали возможность частной собственности на приусадебные участки земли, личное подсобное хозяйство, дачное строительство, а также возможность долгосрочной аренды земли по договорной цене. В 1993 г. площадь выделенных земель для фермерских хозяйств составляла 51 959га или 0,5% всех сельхозугодий республики. Удельный вес продукции фермерских хозяйств в общем объеме продукции агропромышленного комплекса составлял менее 1%, а товарной продукции – 0,3%. Многие фермерские хозяйства обанкротились.

В первой половине 90-х  гг. резко снизился жизненный уровень  населения республики. Кризисное  положение переживал потребительский  рынок. Гражданам Беларуси выдавались так называемые визитные карточки потребителя  для приобретения промышленных товаров и талоны – для продуктов питания. Тяжелой потерей для населения стало обесценивание денежных сбережений. В 1993 г. было зарегистрировано 54 тыс. безработных. Все больше  жителей Беларуси оказывалась за чертой бедности. Количество людей, чьи доходы составляли 60% и ниже минимального потребительского бюджета, в 1995 г. составляло 63% населения страны.

Учитывая сложившуюся  ситуацию, в Беларуси в 1995 г. была принята  Программа выхода из кризиса, рассчитанная до 2000 г. Курс на социально ориентированную рыночную экономику, осуществление эффективной социальной политики стало основой внутриполитической деятельности руководства страны. В 1996-1997 гг. удалось снизить инфляцию и темпы экономического спада производства, оживить производство в отдельных отраслях промышленности, сдержать падение жизненного уровня населения, снизить уровень безработицы.

Однако валютный кризис в республике в марте и августовский финансовый кризис 1998 г. в России отрицательно сказались на экономике Беларуси. В целях преодоления кризиса были проведены унификация валютного курса в отношении белорусского рубля и частичная либерализация цен, усилена бюджетная дисциплина, в значительной мере осуществлен перевод расчетов на денежную основу, сокращен бартер. В результате этих мер, инфляция снизилась с 251% в 1999 г. до 108% в 2000 г. Объем валового внутреннего продукта увеличился в 2000 г. на 3,8%, а в 2001 г. более чем на 4%. Производство промышленной продукции возросло на 5,5% и составило 106% к уровню 1990 г. В 2001 г. реальные денежные доходы населения увеличились на 25%, а реальная заработная плата – более чем на 30%. Вместе с тем, продолжает расти объем нереализованной продукции, остается низким уровень инвестиций, третья часть предприятий является убыточными.

На II Всебелорусском народном собрании была утверждена программа социально-экономического развития до 2005 г., которая предусматривает инновационную и инвестиционную деятельность, увеличение экспорта товаров и услуг, эффективное и динамичное развитие агропромышленного комплекса, жилищное строительство, охрану здоровья населения.

Bопрос 72. Культура Республики Беларусь

Демократизация общественной жизни, провозглашение суверенитета Беларуси оказали сильное влияние на содержание и направления развития культуры и науки. Национальный суверенитет невозможен без его национально-культурного наполнения. Это было тем более важно, что, начиная с 1930-х годов, шла денационализация белорусской культуры. Национальный нигилизм, безразличие к своей исторической памяти охватил широкие общественные слои общества. Неслучайно поэтому, что общественно-политический подъем сопровождался движением за возрождение белорусской и других национальных культур. На первый план выдвигались проблемы белорусского языка и его роли в обществе, национальной культуры и истории.

У истоков национально-культурного  возрождения Беларуси стали общественные объединения историко-культурного  направления "Толока" в Минске, "Походня" в Гродно и др. В 1989 г. состоялся учредительный съезд  Товарищества белорусского языка им. Ф. Скорины, которое возглавил поэт Нил Гилевич. 27 января 1990 г. был принят Закон "О языках в Беларуси", по которому белорусский язык приобрел статус государственного. Закон обеспечивал право пользоваться русским языком как языком межнациональных отношений, а также создавал условия для развития всех национальных языков, которыми пользовалось население Беларуси.

В соответствии с законом  в 1991 г. правительство Беларуси приняло  Государственную программу развития белорусского языка и языков других национальностей, проживающих в республике. Программа расширяла сферы применения белорусского языка в государственных структурах, на производстве, в учебных заведениях. Это способствовало определенным сдвигам, но в связи с долгим отрывом от своих духовных и исторических традиций белорусский язык тяжело входил в повседневную жизнь. Некоторая часть общества категорически требовала оставить государственные функции и за русским языком. К 1995г. ему был возвращен статус государственного наравне с белорусским.

На культурно-национальное возрождение направлена деятельность Белорусского фонда культуры, Национального научно-просветительского центра им. Ф. Скорины, Международной ассоциации белорусистов. Широкую известность получило "Згуртаванне беларусау свету "Бацькаушчына", которое в июле 1993 г. провело в Минске I съезд белорусов мира.

Существенные изменения  происходят в сфере образования. Сделаны определенные шаги по созданию и совершенствованию национальной системы образования. Происходит ее демократизация, ориентация на общечеловеческие ценности, повышение качества и эффективности образования. Возникли новые формы учебных заведений, появилось более 20 государственных гимназий, лицеев, колледжей. Высшее образование приводится в соответствие с международными нормами. В Беларуси работает 44 государственных университета и академии, 12 негосударственных учебных заведений. За десятилетие количество студентов возросло с 190 тыс. до 300 тыс. человек. В 2001 г. студентом стал каждый второй выпускник средней школы. По количеству студентов, в расчете на 10 000 жителей, Беларусь вышла на среднеевропейский уровень (300 человек).

В 90-е годы оказалась  в полосе кризиса наука Беларуси. Количество научных сотрудников  уменьшилось с 102,6 тыс. человек в 1990 г. до 43,7 тыс. в 1999 г., а бюджетное  финансирование на их подготовку - в 4 раза. В этих условиях идет разработка концепции  сохранения и развития научного потенциала республики. В 1991 г. начал работать Фонд фундаментальных исследований при Кабинете Министров РБ. Основной функцией Фонда является поддержка творческих коллективов и отдельных ученых при решении актуальных научных проблем. В 1996-2000 гг. в Беларуси разрабатывалось 48 государственных программ фундаментальных исследований. Идет перестройка работы АН БССР.

Значительные успехи сделаны в белорусистике. Опубликованы или переизданы десятки исследований по истории и культуре Беларуси. Среди них труды А.И. Малдиса, А.С. Лиса, В.Н. Конона, Г.А. Кохановского, Г.В. Штыхова и др. Переизданы работы репрессированных ученых А. Цвикевича, М. Довнар-Запольского, В. Игнатовского и др. Редакция энциклопедии выпустила шесть томов "Энциклопедии истории Беларуси".

Информация о работе Шпаргалка по "Истории Беларуссии"