Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 17:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории России".
Уже к весне 1992 г. товарный дефицит в России был в основном ликвидирован. Однако вместе с этим упала покупательная способность граждан — рост заработной платы не поспевал за ростом цен. Спад производства в 1992 — 1993 гг. составил почти 25%, количество безработных достигло 5,7 млн. человек. Тяжелое положение промышленности усугублялось разрывом хозяйственных связей с предприятиями-смежниками в государствах СНГ и Прибалтики.
С весны 1992 г. началась реализация программы приватизации, имевшей целью формирование класса собственников в России. Каждый гражданин страны получил ваучер — ценную бумагу, подлежавшую обмену на акции промышленных и торговых предприятий. 1 июля 1994 г. правительство приняло решение о переходе ко второму этапу программы — денежной приватизации. За прошедшее время большинство малых и средних государственных предприятий перешло в частные руки, однако главная задача приватизации была выполнена не до конца. Правительству не удалось создать многочисленный средний класс — бизнесмены и частные предприниматели составляют на сегодня менее 10% населения. При этом за счет разрешения на приватизацию жилого фонда в стране был сформирован и достаточно эффективно функционирует рынок недвижимости.
Таким образом, проводимые российской властью после 1992 г. социально-экономические преобразования носили противоречивый характер. С одной стороны, рыночные структуры обеспечили широкий выбор товаров и услуг населению, набрал ход процесс структурной перестройки экономики. С другой стороны, реформы разделили общество на богатых и бедных, причем разрыв в доходах между ними продолжительное время возрастал. Многие миллионы бывших советских граждан не смогли вписаться в новые рыночные отношения, будучи слишком привержены традициям коллективизма и уравнительства. Вместе с этим образовавшаяся во многом благодаря реформам за последнее десятилетие социально активная часть общества хочет продолжения преобразований, видя в них залог своего благополучия. Очевидно, что малообеспеченные слои населения нуждаются в поддержке со стороны государства, в то время как частное предпринимательство — в смягчении налогового бремени. При одновременном выполнении этих задач российское правительство сталкивалось с серьезными трудностями, которые во многом стали причиной экономических потрясений августа 1998 г. Под влиянием обвала государственных облигаций и курса рубля социально-экономические преобразования были скорректированы, больше внимания стали уделять адресной помощи нуждающимся, началась реформа налогового законодательства.
3. Чеченский кризис
Осенью 1991 г. из состава Чечено-Ингушской Автономной Республики выделилась Чеченская Республика, во главе которой с сентября 1991 г. встал генерал Джохар Дудаев. Избранный на пост президента, в октябре он подписал указ, провозгласивший Чеченскую Республику Ичкерия независимым государством. В ответ на это Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин 7 ноября издал указ о введении на территории Чечни чрезвычайного положения, который, однако, не был утвержден Верховным Советом РСФСР. На протяжении последующих двух лет Чеченская Республика фактически не управлялась центральной властью, а ее руководство демонстративно уклонялось от урегулирования отношений с Кремлем. Ситуация усугублялась тем, что в руки созданных Д. Дудаевым вооруженных формирований попало большое количество военной техники и боеприпасов Советской армии. Таким образом, на юге России возник опасный очаг военно - политической напряженности.
Летом 1994 г. достигло апогея вооруженное противостояние в самой Чечне. В ходе боевых действий на стороне оппозиционных Дудаеву сил выступили и так называемые «добровольцы» из состава Вооруженных сил России. Окончательно силовой способ решения чеченской проблемы был принят Центром в декабре 1994 г., когда в республику ввели группировку федеральных войск. Однако проводившиеся в 1994— 1996 гг. боевые действия не принесли решающего успеха российским Вооруженным силам. Опираясь на финансовую помощь как российских, так и зарубежных источников, чеченские вооруженные формирования под руководством Д. Дудаева, 3. Яндарбиева, А. Масхадова и полевых командиров проводили как боевые действия в Чечне, так и террористические акции в кавказском регионе (захват заложников в Буденновске и Кизляре). В этих условиях в августе 1996 г. были подписаны Хасавюртские мирные соглашения, предусматривающие вывод федеральных войск из Чечни и проведение там свободных выборов президента, а также отложившие вопрос о суверенитете республики до 2002 г. В конце 1996 г. были озвучены цифры потерь в период чеченского кризиса — до 100 тыс. человек убитыми и ранеными, большинство из которых — мирные жители.
В январе 1997 г. новым президентом Чеченском Республики был избран А. Масхадов, продолживший линию на отделение Чечни от России и образование на ее территории исламского государства. При этом большинство населения республики продолжало испытывать серьезные социальные трудности — безработица достигала 90%, была почти полностью разрушена промышленность, обнищало сельское хозяйство. По примерным оценкам, в 90-е гг. Чечню покинуло порядка 500 тыс. беженцев, большая часть которых осела в палаточных лагерях на территории соседней Ингушетии. В таких условиях не могло быть и речи об установлении гражданского согласия в самой Чечне — там постоянно происходили столкновения между различными вооруженными формированиями.
Осенью 1999 г. был организован ряд новых террористических актов, направленных на дестабилизацию обстановки в России (взрыв жилых домов в Москве и Волгодонске). В ответ на действия боевиков федеральная власть объявила о начале контртеррористической операции и постепенно взяла под контроль практически всю территорию Чеченской Республики.
Тема 37. Российская Федерация на современном этапе
1. Характер
экономических реформ на
Проведение в России социально - экономических реформ преследует в конечном итоге повышение уровня жизни населения, предоставление обществу демократических свобод, обеспечение безопасности граждан. Для осуществления данных целей необходимо наладить эффективное управление всеми звеньями государственного аппарата, создать правовое поле для развития частного производства, укрепить систему правоохранительных органов.
Несмотря на всю остроту политической борьбы в обществе, государственной власти удалось сохранить общий курс реформ, направленный на структурную перестройку экономики и ее адаптацию к рыночным условиям. Это позволило во многом сформировать в стране психологию предпринимательства, частной инициативы. Несмотря на скачкообразное развитие производства, в целом динамика последних лет показывает его поступательный подъем, прежде всего в базовых отраслях экономики. Так, в течение 2002 г. ежемесячные темпы роста в сельском хозяйстве, строительстве, розничной торговле составляли 102—106% по отношению к предыдущему году, а в различных отраслях промышленности — 104— 108%. Опрос руководителей базовых промышленных предприятий летом 2002 г. показал, что около 82% из них оценивают текущую экономическую ситуацию как «хорошую» или «удовлетворительную». После серьезного падения уровня жизни населения в первой половине 1990-х гг. ситуация постепенно меняется к лучшему — так, рост реальных денежных доходов россиян в 2002 г. составил около 7%.
С другой стороны, многие предприятия испытывают недостаток собственных финансовых средств, высокими остаются инфляционные ожидания. К тяжелым социальным последствиям ведут задержки с выплатой заработной платы работникам бюджетной сферы. В ряде регионов по-прежнему высок уровень безработицы.
В целом при условии продолжения структурных реформ и благоприятной для России внешнеэкономической конъюнктуре можно ожидать сохранения положительных тенденций в социальной сфере, повышения уровня жизни населения.
2. Внешняя политика России
После
распада Советского Союза Российская
Федерация выступила его
На протяжении 1992—1993 гг. перед Россией стояла проблема раздела всего оставшегося на постсоветском пространстве имущества, в первую очередь военного. В результате долгих переговоров в январе 1994 г. в Кремле было подписано соглашение о передаче Украиной своего ядерного потенциала России, которое завершило процесс ликвидации оружия массового поражения в Белоруссии, Казахстане и на Украине. Большие сложности сопутствовали и заключению российско-украинских соглашений о разделе Черноморского флота. В 1992—1993 гг. большинство государств СНГ присоединились к Договору о коллективной безопасности, в котором были зафиксированы принципы военно-политического сотрудничества между ними. Действуя под флагом СНГ, Вооруженные Силы России взяли на себя функцию миротворчества в ряде военных конфликтов на постсоветском пространстве (Приднестровье, Южная Осетия, Абхазия, Таджикистан).
После 1991 г. политические и социально-экономические связи между бывшими республиками СССР приобрели межгосударственный характер, в первую очередь в рамках СНГ. Несмотря на большое количество подписанных в этой сфере документов (более 800 договоров), на сегодняшний день Содружество Независимых Государств не оказывает решающей роли на ситуацию в этих странах. Дело в том, что большинство принимаемых межправительственных решений носит рекомендательный характер и зачастую не проводится в жизнь. В этих условиях важную роль играют двусторонние связи России с отдельными государствами Содружества — в частности,
Белоруссией, Киргизией, Казахстаном. В марте 1996 г. между этими государствами был подписан договор об углублении интеграции в экономических и гуманитарных областях, а в апреле 1996 г. объявлено об образовании единого союзного государства России и Белоруссии.
Отношения России со странами дальнего зарубежья, в первую очередь Запада, носят противоречивый характер. С одной стороны, США и их союзники уже не рассматриваются в качестве потенциальных противников — декларация об окончании «холодной войны» в 1992 г. закрепила это положение. С другой стороны, платой за поддержку Западом рыночных реформ стало снижение роли России в урегулировании международных конфликтов, ее уход из многих традиционных зон внешнеполитических интересов государства. Главной причиной такого положения вещей явилась тяжелая социальная ситуация в обществе и зависимость государства от стран-кредиторов.
Тем не менее в последнее время руководством страны подчеркивается наличие у России собственных национальных и геополитических интересов на международной арене. Проявлением этой тенденции стало укрепление отношений со странами Азии (Китаем, Южной Кореей, Индией), возвращение к сотрудничеству с Вьетнамом, Северной Кореей, Монголией. Кроме того, установлены и поддерживаются дипломатические отношения с новыми партнерами — ЮАР, странами Персидского залива.
Кроме того, важным направлением внешней политики России на современном этапе является ее сотрудничество с различными международными организациями. Россия продолжает играть важную роль в Организации Объединенных Наций (участие в миротворческих операциях на Балканах, в Восточном Тиморе, Демократической Республике Конго и др.) Кроме того, период с 1992 г. ознаменовался активным участием России в деятельности ряда других экономических, политических и военных сообществ. В 1992 г. Российская Федерация стала членом Международного валютного фонда и Всемирного банка, что оказало определенную финансовую помощь государству на переходном этапе. С этого же года Россия участвует в совещаниях «Большой семерки» наиболее развитых стран мира. В 1997 г. в Париже состоялось подписание договора об особом партнерстве нашей страны с НАТО. Происходит активный диалог с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, Европейским Союзом, Советом Европы, Организацией стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Таким образом, постепенно концепция внешней политики России обретает законченные черты, ориентируясь на военно-политическое и социально-экономическое сотрудничество с другими странами мира при условии соблюдения геополитических интересов нашего государства.
3. Наука и культура России
Происходившие в стране с середины 80-х гг. перемены существенно повлияли на развитие науки и культуры. Важнейшим завоеванием реформ стала обретенная свобода слова, т.е. право на получение и распространение информации. Это привело к образованию большого количества независимых от государства средств массовой информации, конкурирующих между собой за аудиторию. В таких условиях невозможно диктовать населению волю только одной политической силы, что создает основу развития общества на цивилизованных, демократических принципах.
Негативные
последствия социально-
Падение «железного занавеса» изменило и культурную жизнь общества. Граждане России открыли для себя западную культуру, смогли познакомиться с ранее запрещенными произведениями искусства, получили возможность свободного передвижения за рубеж. Вместе с этим происходил, особенно активно на рубеже 80—90-х гг., отток значительной части деятелей творческой интеллигенции на Запад в поисках лучших материальных условий. Отмена государственного заказа на произведения искусства заставила деятелей культуры искать свое место в системе рыночных отношений, что удалось далеко не всем.
После
десятилетий гонений