Шпаргалка по "Истории России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 17:49, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории России".

Вложенные файлы: 1 файл

История России.docx

— 297.08 Кб (Скачать файл)

Пока  Никон пользовался поддержкой царя, его главенствующее положение в церкви было достаточно прочным. Дело изменилось, когда патриарх стал посягать на прерогативы светской власти, ставя себя выше самодержца. По инициативе царя в 1666—1667 гг. в Москве был созван Собор вселенских патриархов, который осудил Никона и снял с него патриарший сан. Собор признал православными всех греческих патриархов и все греческие богослужебные книги. Однако, несмотря на расправу с Никоном, церковь сохранила свою внутреннюю самостоятельность, свои земельные владения и оставалась значительной политической силой.

5. Народные  восстания в XVII в.

XVII в. не случайно назван историками  «бунташным веком». Именно в этот период произошли два крупных крестьянских, два стрелецких, ряд городских восстаний и соловецкий бунт.

Из  городских волнений в XVII в. выделяются так называемый «соляной бунт» (1648) и «медный бунт» (1662) в Москве, на волне которых происходили беспорядки в Козлове, Курске, Устюге и других городах.

Наиболее  же масштабным и сильным выступлением было восстание казаков и крестьян под предводительством Степана Разина. Движение зародилось в станицах донского казачества. Движущими силами восстания были крестьяне, казачество, холопы, посадские люди, стрельцы. Наряду с русскими в крестьянской войне участвовали народы Поволжья: мордва, татары, чуваши и др. Требования восставших сводились к улучшению условий жизни низших слоев общества за счет «изменников доброго царя» — бояр, воевод и др. После взятия восставшими Царицына и Астрахани разинцы потерпели поражение под Симбирском. В 1671 г. Разин был выдан правительству и казнен в Москве. Все участники восстания подверглись жестоким репрессиям.

6. Итоги  развития российской государственности  в XVII в.

В России в XVII в. сформировался особый, отличный от общеевропейского тип общества, который можно определить как самодержавно-государственно-крепостнический. Помимо самодержавия и крепостного права, его сущностной чертой была гипертрофированная роль государства, в жесткой зависимости от которого находились не только непосредственные производители, но и представители господствующего класса. В этот период в развитии страны проявились две основные тенденции: усиление централизации государственной власти и утверждение внешнеэкономических методов принуждения, выразившиеся в ужесточении крепостного права. В силу особой роли государства в жизни русского общества все и вся подчинялись верховному носителю власти — царю-самодержцу.

7. Основные  направления внешней политики  России в XVII в.

Внешнеполитический  курс России на протяжении XVII в. был  нацелен на решение трех задач:

- достижение выхода к Балтийскому  морю;

- обеспечение безопасности южных  границ от набегов крымских  ханов;

- возвращение отторгнутых в период  Смутного времени территорий.

Первая  задача не была достигнута. Война со Швецией (1656—1658) завершилась Кардисским миром (1661), который закрепил Балтийское побережье за северным соседом России.

Вторая  задача стала главной во внешней  политике России с начала 1670-х гг. Тяжелые сражения с Крымом и Турцией  завершились подписанием Бахчисарайского  перемирия (1681), признававшим право  России на Киевские земли.

Третья  задача решалась Россией на протяжении 1630— 1660 гг. Первоначальные неудачи  в Смоленской войне 11632—1634) сменились  победами русского оружия на фоне народных восстаний в Белоруссии и на Украине  против польских феодалов. Земский  собор в Москве 1653 г. принял решение о воссоединении Украины с Россией. В свою очередь Переяславская рада в 1654 г. единодушно высказалась за вхождение Украины в состав России. Война с Речью Посполитой закончилась подписанием «Вечного мира» 1686 г., по которому к России отошли Смоленщина, Левобережная

Тема 10. Преобразовательная деятельность Петра I

1. Общая  характеристика Петровских преобразований 

Эпоха Петра Великого стала одним из переломных моментов в истории России. В первой четверти XVIII в. были  проведены грандиозные преобразования, охватившие все стороны жизни общества и превратившие страну в Российскую империю. Многие созданные при Петре I структуры власти и управления оказались весьма устойчивы и в главных, чертах сохранились до XX в. При этом следует отметить, что проводимые преобразования были подготовлены всем предшествующим ходом развития России.

Особенностью  петровских преобразований являлась их внутренняя противоречивость. Проводя  реформы, Петр I ставил прогрессивную  цель — вывести страну из технико-экономической  и культурной отсталости. Однако преобразования общества не дали простор развитию буржуазных отношений а, напротив, законсервировали феодально-крепостнический уклад, укрепили самодержавную власть монарха.

2. Основные  административные реформы Петра  I

  На преобразования Петра I сильное  воздействие оказала Северная  война (1700-1721), которая явилась  стимулятором промышленного строительства,  реорганизации армии, административных  реформ. Подготовка к войне, создание  новых вооруженных сил, строительство  флота — все это привело  к резкому усилению активности  правительственных ведомств, увеличению  объема их работы. Но уже в  первые годы Северной войны стало ясно, что обороты механизма государственного управления, главными элементами которых были приказы и уезды, не поспевали за нараставшей скоростью самодержавной инициативы. Это проявлялось в нехватке для армии и флота денег, провианта, различных припасов. Радикально решить эту проблему Петр надеялся с помощью областной реформы — создания новых административных образований — губерний, объединявших несколько уездов. Основной целью этой реформы было обеспечить армию всем необходимым, для чего устанавливалась прямая связь губерний с полками армии через специально созданный институт кригскомиссаров. Восемь губерний были поделены на 50 провинций, а провинции — на дистрикты (уезды), во главе которых стояли лица, назначаемые из местного дворянства. Таким образом, вместо двухзвенной системы «приказ — уезд» образовывалась четырехзвенная «приказ — губерния — провинция — уезд».

В 1711 г. был создан Сенат — верховный орган управления страной. Он отличался от Боярской думы своим составом и функциями. Сенат был высшим распорядительным органом по судебным, финансовым, военным и иностранным делам. Члены Сената назначались самодержцем. Для контроля и надзора за исполнением государственных законов в 1722 г. была введена должность генерал-прокурора.

Взамен  устаревшей системы приказов в 1717—1718 гг. было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Главными считались три коллегии: Иностранная, Военная и Адмиралтейство. В компетенцию Комерц-, Мануфактур- и Берг-коллегии входили вопросы торговли и промышленности. Три коллегии (Камер-, Штате- и Ревизион-) ведали финансами. Юстиц-коллегия занималась гражданским судопроизводством, а Вотчинная — дворянским землевладением. В 1720 г. был создан Главный магистрат, ведавший делами посадского населения. Коллегии получили право издавать указы по входившим в их компетенцию вопросам.

В 1721 г. было ликвидировано патриаршество и учреждена Духовная коллегия — Святейший правительственный Синод во главе с президентом. С 1722 г. надзор за Синодом осуществлял обер-прокурор, назначаемый самодержцем из числа высокопоставленных чиновников. Фактически церковная реформа привела к ликвидации самостоятельной роли церкви и подчинила ее государству.

В 1722 г. был издан указ о престолонаследии, по которому император сам назначал преемника.


Консолидации  дворянского сословия способствовала «Табель о рангах» 1722 г., вводившая для дворян новый порядок прохождения службы. «Табель о рангах» поставила на первое место не породу, а личные способности, образование и практические навыки дворянина. «Табель» ликвидировала прежнее деление господствующего класса на сословия. Служебная лестница состояла из 14 ступеней, или рангов, от фельдмаршала в армии и канцлера на гражданской службе (1-й ранг) до прапорщика и коллежского регистратора (14-й ранг). Новая система предельной бюрократизации государства качественно изменила служилое сословие, включив в состав дворянства выходцев из других социальных групп. Личные способности выдвинули из среды неродовитого дворянства ряд крупных государственных деятелей петровского времени, таких, как генерал-адмирал Ф, Ю. Апраксин, дипломаты П. А. Толстой, И. И. Неплюев и др.

3. Экономические  преобразования Петра I

В сфере экономики в петровское время господствовала концепция  меркантилизма, поощрявшая развитие внутренней торговли и промышленности при активном внешнеторговом балансе. При этом государство способствовало выпуску полезных и нужных ему товаров, одновременно запрещая «ненужные» и «вредные». Например, нужды войны заставляли развивать металлургию, и государство предпринимало активные меры по росту производства металлов. За период с 1700 по 1725 г. выплавка чугуна увеличилась почти в шесть раз, выросли новые железоделательные и медеплавильные заводы на Урале, в Петербурге и других регионах государства. По всей стране основывались суконные, парусные, кожевенные мануфактуры, сахарные, цементные, пороховые заводы. Протекционистская политика государства привела к превышению экспорта над импортом в два раза в конце петровского правления.

В области внутренней и внешней  торговли большую роль играла государственная  монополия на заготовку и сбыт ряда важнейших товаров (соли, льна, меха и др.), значительно пополнявшая  казну. Немалое внимание уделялось  развитию водных путей и устройству крупных ярмарок.

В петровское время реформы охватили и сферу мелкотоварного производства. Указом от 1722 г. в городах было введено цеховое устройство, что свидетельствовало о покровительстве властей развитию ремесел.

Некоторые нововведения имели место и в  сельском хозяйстве. Крестьянам предписывалось культивировать табак, виноград, фруктовые деревья, разводить новые породы скота, применять косы и грабли вместо серпа.

Поиски  новых источников доходов привели  к коренной реформе всей налоговой системы и введению так называемой «подушной подати». После переписи населения 1718— 1724 гг. все души мужского пола были обложены единой податью, размер которой варьировал в зависимости от социального статуса человека. К концу петровского правления эта статья составляла более половины доходов государства.

4. Реформы  в области образования 

Преобразования, охватившие хозяйственную жизнь  страны и социальные отношения в ней, а также государственное устройство, не могли быть проведены без подъема общего культурного уровня населения. Бюрократический аппарат требовал грамотных чиновников; армии и флоту необходимы были офицеры, усвоившие военное и морское дело; на строительстве крепостей, каналов и мануфактур нужны были люди с техническими знаниями. Все это вызвало расширение сети учебных заведений и реорганизацию системы обучения.

В первый период преобразований были открыты  ряд учебных заведений узкоспециализированного профиля (Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная школы, Медицинское училище). На втором этапе в действие были введены так называемые «цифирные школы» для подготовки местных чиновников и гарнизонные школы для обучения солдатских детей. «Обмирщение» школы, преобладание среди преподаваемых дисциплин точных наук является характерной чертой образования в петровское время.

Одновременно  с реформой образования бурное развитие получило издательское дело. Был введен новый гражданский шрифт, стала  выходить первая русская газета, появились

учебники.

Пропаганду  научных знаний осуществляла открытая в 1719 г. для всеобщего обозрения Кунсткамера — первый в России естественноисторический музей.

В отличие от литературы XVII в., проникнутой  сильным влиянием церковной идеологии, литература петровского времени освобождалась от оков религиозного сознания. Чисто светский сюжет, близкий к запросам современности, пронизывает литературные произведения той эпохи.

5. Итого  преобразований Петра I


Подводя итоги преобразовательной деятельности Петра I, следует подчеркнуть, что  в это время фактически происходит революция сверху, которая определила ход русской истории примерно на полтора века вперед. Петровская эпоха — это время достижений в политической и экономической  сферах, воинских побед, усиления национального  самосознания, победы светского начала в культуре, время включения России в общеевропейскую семью народов. С другой стороны, петровские реформы — это развитие тоталитарного государства, время роста бюрократической системы всеобщего контроля.

Отметим, что ядро российской жизни, внутренняя суть российского общества осталась прежней — феодальной. Петр I брал у Запада и безжалостно внедрял  в России лишь внешние проявления европейской цивилизации. Именно здесь  заключается главный парадокс российского  реформаторства. Стараясь одной рукой «подтянуть» Россию до западноевропейского уровня, он другой рукой закладывал основы еще большего отставания страны от Запада в будущем. Петр I ставил и решал задачи большого политического и общенационального характера, но на крепостнической основе и крепостническими методами. Оформление абсолютизма завершилось появлением нового титула у русского монарха: с 1721 г. он стал именоваться императором, а Россия превратилась в империю.

Тема 11. Россия в «эпоху дворцовых переворотов»

1. Понятие  «эпохи дворцовых переворотов» 

Петр I скончался 28 января 1725 г. после продолжительной болезни, не успев назначить наследника. Спор о преемнике решили гвардейские полки. Дворянские по своему составу они с этого времени превратились в основное орудие борьбы за власть между соперничавшими группировками. Военная сила гвардии, ее корпоративный дух часто использовались политическими авантюристами для захвата власти, в результате чего XVIII в. стал «веком дворцовых переворотов». Для послепетровского периода была характерна ожесточенная борьба придворных аристократических группировок за власть и право доступа к казне.

В рассматриваемое время российское государство в целом продолжало идти по пути, проложенному Петром I. Вплоть до эпохи Екатерины II все императоры и императрицы — Екатерина I (1725—1727), Петр II (1727—1730), Анна Иоанновна (1730—1740), Иван VI вместе с регентшей Анной Леопольдовной (1740—1741), Елизавета I (1741 — 1761), Петр III (1761—1762) — мало занимались государственными делами. Поэтому в период этих царствований для управления государством существовал особый властный орган. В него входили ближайшие советники монарха, в руках которых сходились реальные нити управления страной. Названия этих органов менялись — Верховный тайный совет (при Екатерине I),

Информация о работе Шпаргалка по "Истории России"