Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 17:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории России".
На Дальнем Востоке в XIX в. продолжался процесс колонизации, который был осложнен отдаленностью региона от центральных областей. Территориальные проблемы с Китаем были урегулированы Айгунским (1858) и Пекинским (1860) договорами, а в конце века были достигнуты договоренности об аренде на 25 лет принадлежавшего Китаю Ляодунского полуострова с портами Дальний и Порт-Артур. В 1891 г. было начато строительство Транссибирской железной дороги, важной с экономической и военной точек зрения.
С цивилизационной точки зрения присоединение новых территорий носило прогрессивный характер. С установлением новой власти исчезли междоусобицы, за счет финансовых вливаний и переселения людей из центральных частей России был дан толчок экономическому подъему окраин. Царизм, по крайней мере до 90-х гг. XIX в., проводил политику веротерпимости и покровительства малым народам. В то же время не везде местное население добровольно переходило в российское подданство. Почти полвека (1817—1864) продолжалась «Кавказская война» ряда народов Дагестана и Чечни против русской армии, которая велась под лозунгами «газавата» («джихада») и при поддержке Англии, поставлявшей повстанцам оружие. Отдельные восстания вспыхивали здесь и позже (например, в 1877 г. под руководством Гаджи-Магомеда), однако основные боевые действия были закончены с пленением имама Шамиля в 1859 г.
3. Крымская война 1853-1856 гг.
Поводом к Крымской войне послужил возникший в начале 50-х гг. XIX в. спор между православной и католической церковью о «палестинских святынях», находившихся на территории Османской империи. Николай I стремился использовать возникший конфликт для решительного наступления на Турцию. Однако России пришлось вести войну не с одной ослабевшей империей. В 1853 г. между Англией и Францией был заключен секретный договор, направленный против России. Австрия опасалась усиления влияния России на Балканах и готова была поддержать любую антироссийскую акцию. Таким образом, Крымская война началась в обстановке политической и дипломатической изоляции России.
В ноябре 1853 г. эскадра адмирала П. С. Нахимова напала на османский флот, укрывшийся в Синопской бухте. В этом сражении были сожжены почти все суда противника и разрушены береговые укрепления. Блестящая победа русского флота при Синопе явилась поводом для прямого вмешательства Англии в военный конфликт между Россией и Турцией. В начале марта 1854 г. Англия и Франция предъявили России ультиматум об очищении дунайских княжеств и, не получив ответа, объявили ей войну. Судьба войны решалась в Крыму, хотя военные действия велись и в ряде других мест.
В начале сентября 1854 г. войска союзников высадились на Крымском полуострове близ Евпатории. Произошло первое сражение на р. Альма, проигранное русскими. В октябре 1854 г. началась героическая оборона Севастополя, продолжавшаяся 11 месяцев. Российские войска возглавил вице-адмирал В. А. Корнилов, а после его гибели — П. С. Нахимов, который в конце июня во время обстрела города был смертельно ранен. Положение защитников города оказалось безнадежным, поэтому было принято решение оставить крепость.
Падение Севастополя предрешило исход войны. Мирные договоры начались в сентябре 1855 г., а 18 марта 1856 г. был подписан Парижский мирный трактат и несколько конвенций между Россией, Османской империей, Англией, Францией, Австрией, Пруссией и Сардинией. Россия лишилась южной части Бессарабии с устьем Дуная. Самым тяжелым для России условием Парижского трактата было провозглашение принципа «нейтрализации» Черного моря, которое объявлялось демилитаризованной зоной. России и Османской империи запрещалось иметь на Черном море военный флот, а также военные крепости и арсеналы на берегах. Черноморские проливы объявлялись закрытыми для военных судов всех стран на время мира. Следовательно, в случае войны Черноморское побережье России оказывалось беззащитным. Поражение России в Крымской войне подорвало ее престиж на международной арене, способствовало дальнейшему углублению кризиса феодально-крепостнической системы страны.
4. «Восточный вопрос»
Под термином «восточный вопрос» понимают группу противоречий в истории международных отношений конца XVIII — начала XX вв., в центре которых находились народы, населявшие Османскую империю. Решение «восточного вопроса» как одна из основных внешнеполитических задач России оформилось во время русско-турецкой войны 1768— 1774 гг.
На протяжении всего XIX в. Россия вместе с ведущими европейскими державами принимала активное участие в урегулировании «восточного вопроса». В начале века, в период действия русско-турецкого союза 1799 г., Россия получила право на проход своих военных кораблей через черноморские проливы; кроме того, она активно покровительствовала православному населению Османской империи. Однако преобладающее влияние России в Турции, особенно заметное после Ункяр-Искелесийского договора 1833 г., было постепенно утрачено из-за противодействия западных стран. Отрицательную роль сыграло и поражение России в Крымской войне. Основной задачей политики России в «восточном вопросе» после 1856 г. стало изменение крайне невыгодных условий Парижского мира.
Выполнение этих задач связано с успехами на дипломатическом поприще министра иностранных дел А. М. Горчакова. Умело играя на противоречиях между европейскими странами, он в 1870 г. направил российским представителям за рубежом так называемые «циркуляры», согласно которым Рос сия отказывалась от ограничительных статей Парижского договора. В 1871 г. на конференции в Лондоне была подписана декларация, подтверждавшая суверенные права России на Черном море.
Решение «восточного вопроса» на полях сражений в XIX в. связано в первую очередь с русско-турецкой войной 1877— 1878 гг. Не добившись от Османской империи уступок дипломатическими средствами, российские войска начали боевые действия с целью защиты славянских народов Балкан. В битвах за Шипкинский перевал, Плевну, Софию отличились военачальники И. В. Гурко, М. Д. Скобелев, Ф. Ф. Радецкий. В январе 1878 г. русская армия достигла предместья Константинополя Сан-Стефано, где был подписан мирный договор. Согласно договору Турция признавала независимость Сербии, Черногории и Румынии, обязалась создать автономную Великую Болгарию, передавала России часть своих территорий. Однако положения Сан-Стефанского договора были урезаны за столом переговоров в Берлине, где ведущие европейские страны воспользовались военными успехами России в своих интересах. Австро-Венгрия оккупировала Боснию и Герцеговину, Англия — остров Кипр, а выплаты турецких контрибуций были существенно снижены. Кроме того, на Берлинском конгрессе 1878 г. была ограничена автономия Болгарии, а Македония и Фракия были оставлены под властью Османской империи.
Позиция России в решении «восточного вопроса» была исключительно важна для народов Балкан. Именно ее усилиями как за столом переговоров, так и на полях сражений ряд стран (Сербия, Черногория, Болгария, Греция, Румыния) обрели независимость. Русско-турецкие войны XIX в. оказали сильное влияние на формирование идеи религиозно-национальной самобытности России, ее мессианской роли по отношению к православному и славянскому миру.
5. Участие России в военно-политических союзах в XIX в.
Для выполнения своих внешнеполитических целей Россия на протяжении XIX в. взаимодействовала и вступала в различные коалиции со всеми ведущими европейскими странами. В этих условиях увеличилась роль дипломатических работников, которые за столом переговоров могли добиться большего, чем армия на полях сражений. Среди ведущих отечественных дипломатов XIX в. — А. Ф. Орлов, А. М. Горчаков, Н. Н. Муравьев-Амурский.
В 1815 г. по инициативе Александра I был заключен «Священный союз» между Россией, Австрией и Пруссией, к которому вскоре присоединились почти все ведущие европейские державы. Основой этого объединения стало признание принципа незыблемости существующих монархий и борьба с революционным движением. Военными силами «Священного союза» были подавлены выступления в Испании, Италии и Венгрии.
События середины XIX в. и особенно Крымская война наглядно показали, что у России нет постоянных и верных союзников среди ведущих держав мира. Только лавируя на дипломатическом фронте, можно было отстаивать свои национально-государственные интересы. Поэтому вторая половина века ознаменовалась лишь временным сближением России то с одним, то с другим государством, исходя из особенностей текущего момента.
Самым продолжительным по времени было участие России в «Союзе трех императоров». В 1873—1874 гг. к военно-оборонительной конвенции между Россией и Германией присоединилась Австрия. «Союз» отчасти способствовал успехам России во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг., однако фактически утратил силу уже в 1885—1886 гг., в период так называемого «болгарского» кризиса.
Дальнейшее участие России в политических союзах было обусловлено экономическими интересами государства, пытающегося привлечь иностранный капитал для развития отечественной промышленности. Финансовые вливания Германии, Франции и Англии способствовали строительству новых производств, однако ставили страну в определенную зависимость от интересов иностранных государств.
6. Итоги внешней политики России в XIX в.
Характерной чертой внешней политики России в XIX в. является то, что на протяжении этого периода страна неоднократно была втянута в вооруженные конфликты, которые велись под влиянием и в интересах ведущих европейских держав. Многие войны в XIX в. были вызваны экспансионистской политикой стран, вступивших в индустриальную стадию раз вития. Ьесь ход внешней политики свидетельствует о постепенном процессе исключения России из механизмов влияния на положение дел в Европе.
С другой стороны, на протяжении XIX в. Россия расширила свое влияние на Кавказе и в Средней Азии; была сформирована и проводилась в жизнь религиозно-национальная идея самобытности страны и ее миссионерская роль в качестве защитника более слабых народов. Россия в течение XIX в. присоединила к себе земли в Средней Азии, на Кавказе и Дальнем Востоке, а также Великое княжество Финляндское и Бессарабию; в то же время Аляска была продана США (1867) в связи с невозможностью ее колонизации из-за нехватки средств.
Тема 16. Общественное движение России во второй половине ХIХ века
1. Историческое
место декабристов в
Возникновению тайных обществ в среде дворянской верхушки способствовал ряд факторов. В первую очередь это общественный подъем и широкое обсуждение в стране общественно-политических проблем после окончания Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии 1813—1815 гг. В это время появляются ставшие впоследствии определяющими для всего общественного движения XIX в. два направления политической мысли — эволюционное и революционное. В возникших тайных обществах (в основном в офицерской среде) были представлены оба эти направления, хотя сам тайный, скрытый от официальных властей характер организаций способствовал в первую очередь развитию радикального крыла движения.
Для оценки места и значения декабристов в российской истории важным представляется анализ их программ, при этом особо стоит остановиться на двух главных проектах движения — «Конституции» Н. М. Муравьева и «Русской правде» П. И. Пестеля.
Н. М. Муравьев проводит строгое разделение власти — на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно его проекту Конституции, высшим законодательным органом власти в образуемой на территории Российской империи федерации является двухпалатное Народное вече, состоящее из Верховной думы (верхней палаты) и Палаты народных представителей (нижней палаты). Все депутаты избираются на шестилетний срок, при этом каждые два года 1/3 депутатов переизбирается. Народному вечу предоставляется право законодательной инициативы, объявления войны и заключения мира, заключения договоров с иностранными государствами, принятие решения о предании суду государственных чиновников. Заседания палат в Народном вече являются открытыми, содержание дебатов должно публиковаться в особых бюллетенях, за исключением тех вопросов, которые будут признаны составляющими государственную тайну. Депутаты пользуются полной свободой выражения своего мнения и работают в парламенте на профессиональной основе, получая денежное вознаграждение.
Высшая исполнительная власть в федерации принадлежит императору. Всякий законопроект, одобренный Народным вече, требует утверждения его императором. Кроме того, император имеет право отлагательного вето. Хотя император является «верховным начальником» сухопутных, морских и внутренних сил государства, он не может использовать их для подавления «возмущений» внутри государства без санкции Народного веча. Ему предоставляется также право вести переговоры с иностранными державами, заключать трактаты «с совета и согласия Верховной думы», назначать послов и консулов в другие государства, принимать послов и других «уполномоченных» от «иностранных правительств», назначать судей «верховных судебных мест» и чиновников с согласия Верховной думы. Ему дается титул «Его императорское величество», а при вступлении на престол он должен принести присягу «посреди Народного веча».
Считая целесообразным в первых вариантах своей Конституции создание в послереволюционной России федерации держав, Н. Муравьев в то же время разрабатывал систему их прочной связи. Анализ разных вариантов его Конституции показывает, как творчески работал он над этими вопросами, продумывая пределы компетенции Народного веча и «правительствующей власти каждой державы». Охватывая своей деятельностью разные стороны государственного управления и общественной жизни, Народное вече приобретало право • «издать для России уложение гражданское, уголовное, торговое и военное», объявлять военное положение во всей стране, а также назначать регента или провозглашать наследника императора. Все это свидетельствовало о том, что державы находились в юридической зависимости от центральной государственной власти, что способствовало прочному объединению всей федерации.
Анализ Конституции Н. Муравьева позволяет сделать вывод, что провозглашаемая ею конституционная монархия по своим основным принципам была близка принципам республики во главе с президентом. Видимо, идея наследственной монархии отстаивалась Муравьевым больше по тактическим соображениям: традиции, привычка к такой форме правления были очень сильны даже у наиболее прогрессивной части общества.
Критика
формального характера
«Русская правда» — этот важнейший памятник идеологии декабризма, интереснейший документ той исторической эпохи, явился во многом плодом коллективного творчества декабристов. После принятия основных положений на Киевском съезде руководителей Южного общества в 1823 г. «Русская правда» стала фактически его программным документом. Она не раз обсуждалась также на заседаниях Северного общества.