Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 14:37, шпаргалка
Возникновение Древнерусского государства традиционно связывают с объединением Приильменья и Приднепровья в результате похода на Киев новгородского князя Олега в 882 г. Убив княживших в Киеве Аскольда и Дира, Олег стал править от имени малолетнего сына князя Рюрика — Игоря.
Образование государства явилось итогом длительных и сложных процессов, происходивших на огромных пространствах Восточно-Европейской равнины во второй половине I тыс. н.э.
В 1795 г. третий раздел Польши положил конец ее существованию. Польский король отрекся от престола. К России отошли Западная Белоруссия, Волынь, Литва и Курляндия.
Активно участвовала Россия и в борьбе европейских монархий с Французской революцией: русское посольство в Париже было центром контрреволюции, Россия — прибежищем эмигрантов.
Нужно было решить задачи, поставленные и не решенные Петром 1: на юге выйти к Черному морю, обезопасить себя от набегов крымского хана и добиться права иметь флот на Черном море и беспрепятственно выходить в Средиземное море через контролируемые Османской империей проливы Босфор и Дарданеллы. На западе же нужно было продолжить возвращение России украинских и белорусских земель.
В 1768 г. Османская империя, чувствуя поддержку Франции, ультимативно потребовала вывода русских войск из Польши и, получив отказ, начала войну с Россией.
Зимой 1768/69 г. вассал Турции крымский хан совершил последний набег на южные окраины России, однако в дальнейшем успех сопутствовал русской армии. Одна за другой пали турецкие крепости Хотин, Яссы, Бухарест, Измаил.
Важнейшей была победа на р. Кагул 1770 г. В 1771 г. русские войска заняли Крым. В 1772 г. Турция согласилась на перемирие и переговоры, однако в 1773 г. боевые действия возобновились: русские войска перешли Дунай, успешно действовал корпус А.В. Суворова.
В 1774 г. был заключен Кючук-Кайнарджийский мирный договор. Согласно договору Россия получила право иметь флот на Черном море, ее торговые суда могли беспрепятственно выходить в Средиземное море. Была признана независимость Крымского ханства — Екатерина воспользовалась этим в 1783 г., присоединив Крым к России. В 1783 г. был заключен Георгиевский трактат с Грузией, переходившей под протекторат России.
Стремясь вернуть Крым и сделать Грузию своим вассальным государством, Турция объявила войну России в 1787 г. Вновь решающие сражения окончились успехом русских войск и нового Черноморского флота: в 1787 г. Суворов отразил десант на Кинбурнской косе, в 1788 г. был взят Очаков, в 1789 г. Суворов дважды — при Фокшанах и Рымнике — разбил турецкие войска.
В 1791г. турки потерпели ряд поражений и был заключен Ясский мирный договор, подтвердивший прежние права России и доставивший ей земли между Южным Бугом н Днестром.
В 1793 г. Россия заключила договор с Англией и Австрией о помощи деньгами и войсками в борьбе с Францией. В 1798 г. Павел 1 присоединился к антифранцузской коалиции и отправил для войны флот под командованием Ф.Ф. Ушакова и армию во главе с А.В. Суворовым. Флот успешно действовал на Средиземном море, в историю вошло взятие в 1798 г. с моря крепости Корфу. Суворовские солдаты показали на полях сражений Италии и Швейцарии высокое качество русского военного искусства.
Вариант 1
В годы, «когда Россия молодая
мужала с гением Петра», русская культура
стремительно европеизировалась, обмирщалась
(приобретала светский, в отличие от религиозного,
характер), включалась в плодотворный
процесс взаимодействия с культурами
других стран. Петр верил в преобразующую
силу государства, ломающего старые обычаи
и насильственно внедряющего новые нравы.
Бритье бород, запрет традиционной одежды,
введение европейского покроя военных
и чиновничьих мундиров, принуждение знати
к обязательному посещению ассамблей,
приобщение женщин к светскому образу
жизни, направление тысяч молодых дворян
на учебу за границу, издание книг, учивших
юношество светскому обращению («Юности
честное зерцало», 1717),— все это радикально
изменило быт придворной знати и дворянства,
чиновничества и купечества, вынужденных
— нередко вопреки желанию и скрывая раздражение
— подчиняться воле монарха, стремившегося
одним прыжком преодолеть расстояние,
отделявшее Россию от Европы. Петровские
преобразования предопределили характер
и направления развития русской культуры
в XVIII в.
В XVIII в. в России сложилась система светского
образования. Начало было положено созданием
Школы математических и навигацких наук
в Москве (1701). За ней последовали медицинские,
горные, кораблестроительные, инженерные
школы, а также цифирные школы для начального
обучения. По замыслу Петра!, при Академии
наук должны были работать гимназия и
университет. Однако первым в России стал
основанный в 1755г. по инициативе М. В. Ломоносова
Московский университет"»
Отличительная особенность системы образования
в XVIII в. — ее сословный характер. Учреждались
закрытые учебные заведения для дворян
(Шляхетский корпус, 1731, Смольный институт
благородных девиц, 1764), духовенства (духовные
семинарии и академии), купечества (коммерческая
школа), солдат (солдатские школы). Лишь
си>циальные школы, дававшие профессиональную
подготовку в области медицины, горного
дела, ремесот и др., не были сословными.
Решающим шагом в создании единой системы
образования стало учреждение в 80-х гг.
общеобразовательных школ: четырехклассных
главных народных училищ в губернских
городах и двухклассных малых народных
училищ в уездных центрах.
В XVIII в. были созданы учебники, вошедшие
в золотой фонд русской культуры («Арифметика»
Л. Ф. Магницкого, «Первое учение отрокам»
Ф. Про-коповича и др.). Их распространению
способствовали успехи в издательском
деле: внедрение гражданского шрифта (1708),
создание новых типографий, в том числе
при Московском университете, открытие
в Петербурге первой государственной
библиотеки (в дальнейшем — Библиотека
Академии наук, 1714), становление периодической
печати (газета «Ведомости», с 1702; журналы
второй половины XVIII в.).
Значительны достижения российской науки,
представленной именами М. В. Ломоносова
(физика, химия, минералогия, геология,
металлургия, филология, история, поэзия),
Л. Эйлера (математика), С. П. Крашенинникова
(география), К. И. Щепина (медицина), А. Т.
Болотова (агрономия и почвоведение), В.
Н. Татищева, М. М. Щербатова, И. Н. Болтина
(история), Я. П. Козельского и С. Е. Десницкого
(правоведение) и др. Выдающимися изобретателями
были А. К. Нартов (токарный станок), И. И.
Ползунов (первая в мире паровая машина),
И. П. Кулибин (оптические приборы, часы,
проект одноарочного моста через Неву
и др.). В 1724г. Петр I подписал указ об учреждении
Петербургской академии наук (открыта
в 1725); в 1783 г. была создана Российская академия
наук. Ее первым президентом стала графиня
Е. Р. Дашкова.
Общественная мысль. В первой половине
XVIII в. усилиями Ф. Прокоповича, И. Т. Посошко-ва,
В. Н. Татищева, А. Д. Кантемира разрабатывалась
идея «регулярного государства» — абсолютной
монархии, рационально устроенной и подчиненной
мудрой воле опирающегося на закон, а не
на силу правителя. Эти представления
были близки Екатерине II, сочетавшей их
с идеями французских просветителей о
короле-философе, реформаторе, врачующем
общественные недуги. Абсолютистские
теории критиковали и консервативные
мыслители, выступавшие за усиление влияния
родовитого дворянства (М. М. Щербатов),
и либералы, предлагавшие допустить дворянство
и свободные сословия к управлению государством
(Н. И. Новиков), и первый представитель
революционной идеологии в России А. Н.
Радищев, обосновывавший законность свержения
тиранической власти («Путешествие из
Петербурга в Москву», ода «Вольность»
со знаменитой характеристикой царя как
«злодея, злодеев всех лютейшего»).
В литературе XVIII в. торжествовал классицизм,
ориентировавшийся на античные художественные
образцы и гражданские доблести. Его ярчайшими
представителями были М. В. Ломоносов,
В. К. Тредиаковский, Г. Р. Державин, А. Д.
Кантемир, Д. И. Фонвизин, М. М. Херасков
и др. В конце века его сменил сентиментализм,
обратившийся к переживаниям и чувствам
отдельного человека («Бедная Лиза», «Письма
русского путешественника» Н. М. Карамзина).
Строительство новой столицы — Петербурга
— по плану, в соответствии с целостным
градостроительным замыслом стало рубежным
этапом в становлении русской архитектуры.
Его облик определили постройки Д. Трезини
(здание Двенадцати коллегий, Петропавловский
собор, дворец А. Д. Менши-кова и др.). С Б.Ф.Растрелли
(Зимний дворец и Смольный монастырь в
Петербурге, Большой дворец в Петергофе,
Екатерининский дворец в Царском Селе
и др.) в Россию пришла архитектура барокко
— стиля яркого, блистательного, пышного.
Увлечение античным искусством второй
половины XVIII в. нашло выражение в строгом,
сдержанном, математически точном, благородном
классицизме. Его вершинами стали постройки
Ч. Камерона (дворцовая резиденция в Павловске,
Александровский дворец в Царском Селе),
В. И. Баженова (дом Пашкова в Москве), М.
Ф. Казакова (здание Московского университета,
дом князя Голицына и др.), И. Е. Старова
(Таврический дворец в Петербурге). С классицизмом
связаны и выдающиеся достижения скульптуры
(«Медный всадник» Э. М. Фальконе, памятник
А. В. Суворову работы М. И. Козловского,
памятник Минину и Пожарскому работы И.
П. Мартоса, скульптурные портреты, созданные
Ф. И. Шубиным).
Излюбленный жанр русских живописцев
XVIII в. — портрет. В нем работали И. И. Никитин
(«Петр I на смертном одре»), И. П. Аргунов,
Д. Г. Левицкий («Екатерина-законодательница»,
портреты Н. И. Новикова, воспитанниц Смольного
института), Ф. С. Рокотов (портрет В. Майкова),
В. Л. Боровиковский (портреты Павла I ,
Г. Р. Державина, князя Куракина, М. И. Лопухиной).
Вместе с тем развивалась историческая
(А. П. Лосенко) и пейзажная (С. Ф. Щедрин)
живопись. Отметим, что в 1757г. по инициативе
И.И.Шувалова была образована Академия
художеств. Годом раньше в Петербурге
открылся первый профессиональный театр.
Его основой стала театральная труппа
Ф. Г. Волкова, созданная в 1750 г. в Ярославле.
Вариант 2
Развитие культуры и общественной мысли народов России в 18 веке.
Культура 18 в. носила четко сословный характер, отразила эпоху просвещения. Огромное влияние на её развитие оказали преобразования Петра I, крестьянская война под руководством Пугачева и развитие буржуазных отношений. В 18 веке возникают светские школы: в Москве школа математических наук, в Петербурге морская академия. В 1755 г. по инициативе Ломоносова образован московский университет. Впервые в истории России лекции читались на русском языке. Огромный вклад в развитие науки внесли: Ломоносов, Нартов, Кулигин. В общественной мысли России центральным вопросом являлась проблема преодоления отсталости страны. Шаферов, Щербаков, Прокопович в своих трудах доказывали необходимость выхода к Балтике и развития Русской промышленности. В литературе большую роль в развитии поэзии сыграли Преднаковский, Кантелиф, Державин. Большой пользовались Фонвизин, Карамзин. В 1750 г. в Ярославле открыт Волковым первый профессиональный театр. В живописи основой стали народные портреты созданные Прокоповым, Боровиковским, Левицким. Скульптура отмечена творчеством Фальконе (медный всадник). В архитектуре в стиле Барокко Расстсый построил зимний дворец. Большой дворец в Петрограде, Смольный монастырь. Владимирский собор в Киеве. 18 век – это эпоха просвещения, большого развития достигла светская культура, подготовившая золотой век Русской культуры 19 в.
Вариант 3
Развитее культура и общественной мысли в России в XVIII.
В18в. ускорились темпы культурного развития, что связано с развитием экономики страны. Ведущим стало светское направление в искусстве, пришел коней диктату церкви в определении направления, форм и характера русской культуры. Хотя церковь в 18в. и была подчинена гос-ву, её роль в жизни страны оставалась ещё значительной. В 18в. разрозненные знания по различным отраслям, собиравшиеся многими поколениями людей, начали превращаться в науку: накопление знаний дало возможность перейти к открытию законов развития природы общества. На смену средневековой , традиционалистской, пронизанной религиозным мировоззрением культуре9-12вв. в 18в. приходит “новая культура”. Её отличительные черты – светскость, рационалистическое мировоззрение, большой демократизм и открытость в контактах с культурами других стран и народов. Культура 18в. во многом определяется просветительской философией с её идеей главенства знания и разума в жизни людей, вниманием к человеческой личности. Идея равенства всех людей была понята в России как необходимость регламентировать жизнь каждого общественного слоя. Здесь выделяется два периода:
конец 17-первая четверть18в., характеризующийся становлением новой русской культуры; середина – вторая половина века, когда происходил процесс складывания и расцвета сословной, преимущественно светской, культуры дворянства и культуры крестьянской, продолжавшей носить, в основном, традиционный хар-р. В русском искусстве первой половины – середины 18в. господствовал стиль борокко, во второй половине столетия – классицизм. В конце 18в. культ разума сменился культом чувств (сентиментализм). Выдающимся событием в жизни страны было создание в 1755г. Московского университета по инициативе и проекту М.В.Ломоносова при деятельной поддержке просвещенного фаворита императрицы Елизаветы Петровны И.И.Шувалова, ставшего его первым куратором. По инициативе Шувалова была создана Академия художеств, до переезда в Петербург в 1764г. состоявшая при Московском университете. В первой четверти 18в. были начаты изучение природных условий и картографирование страны. Русские рудознатцы открыли богатейшие рудные залежи на Урале, давшие необходимый в период Северной войны металл. Обследовались внутренние районы Сибири, побережья Каспийского и Аральского морей, Ледовитого океана, Средняя Азия. Экспедиции Беринга достигли пролива м/у Азией и Америкой, названный его именем. Имена Челюскина, двобродных братьев Лаптевых навсегда остались на картах мира как свидетельства их географических открытий. Татищев и Ломоносов положили начало русской исторической науке.
Проблемы преодоления отсталости страны были центральными в общественно-политической мысли России первой четверти18в. Петр1 и его сподвижники – Феофан Грек, Шафиров и др. – с рационалистических позиций “естественного права и “общего блага” доказывали необходимость борьбы за Балтику, землю “отчич и дедич” русских людей. В середине – второй половины 18в. в центре русской общественной мысли оказался крестьянский вопрос. Критика отдельных сторон крепостничества прозвучала в выступлениях некоторых депутатов Уложенной комиссии, в журнальной полемике Новикова Екатериной2. Эта борьба подготовила появление революционера-респудликанца Радищева, высказавшегося против самодержавия и крепостного права. Русскую лит-ру 18в. своими произведениями обогатили писатели, поэты и публицисты, такие, как Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков, Новиков, Радищев, Фонвизин, Крылов, Карамзин и др. Первый русский профессиональный театр возник в 1750г. по инициативе купца Волкова в Ярославле. Одновременно крупнейшие российские вельможи создавали театры у себя в вотчинах или в своих столичных домах, где актерами были их крепостные крестьяне. Наиболее известен московский театр Шереметьевых в Останкине, славу которому принесли актеры из крепостных крестьян – актриса и певица Жемчугова и балерина Шыкова.
В 18в. новое развитие получила архитектура. В области строительства был совершен переход от рационально-кольцевой к регулярной планировке, для которой хар-ны геометрическая правильность, симметричность, установление единых правил и приемов в застройке улиц, определенное соотношение размеров и высоты зданий. Продолжалось монументальное строительство и в Москве. В первой половине 18в были сооружены Меньшикова башня, церковь Иоанна Воина на Якиманке, собор Заиконоспасского монастыря. Их создание связывают с именем архитектора Ивана Зарудного. Продолжалось развитие деревянного зодчества. Крупнейшим мастером барокко в России был Растрелли – итальянец по происхождению, который в России обрел вторую родину. Им были возведены Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге, дворцы в Царском Селе и Петергофе, ряд дворцов для петербургской знати, Андреевская церковь.
Одним из важнейших результатов развития русской культуры в 18в. был процесс складывания русской нации. Победа светского направления в искусстве, установление широких связей с культурой других народов, успехи науки подготовили подъем русской культуры в 19в
Вариант 1
Предпосылки и трудности реформ.
Принимая в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. власть
над огромной державой, новый царь ясно
понимал, что она нуждается в преобразованиях.
Два ключевых вопроса, которые России
предстояло решать в XIX в., были поставлены в повестку
дня уже в начале столетия, — о крепостном
праве и о самодержавии. Молодой А. С. Пушкин
(«увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
и рабство, падшее по манию царя, и над
отечеством свободы просвещенной взойдет
ли наконец прекрасная заря?»), в сущности,
шел по стопам молодого Александра: «Есть
только абсолютная власть, которая творит
все без разбора... Хлебопашец унижен, торговля
стеснена, свобода и личное благосостояние
уничтожены». Крепостничество и самодержавие
(«барство дикое» и «деспотизм») казались
императору, воспитанному на идеях Просвещения,
опасным и вредным анахронизмом. Он говорил
о конституции, даровании свободы крестьянам,
просвещении народа и — при всей неискренности,
свойственной его натуре, — скорее всего,
говорил искренно.
Но был ли Александр I готов к осуществлению
этих планов? Готово ли было общество?
Большинство историков на эти вопросы
отвечают отрицательно. Личные качества
царя — осторожность, усиливавшийся с
годами мистицизм, склонность к актерству,
равнодушие к судьбам сподвижников —
плохо соответствовали требованиям, которые
история предъявляет к монарху-реформатору.
Что касается общества, то Александру
I не раз приходилось отступать под давлением
преобладавших консервативных настроений.
Он получил престол в результате дворцового
переворота, о котором он знал и жертвой
которого стал его отец — император Павел
I. Убит заговорщиками был и его дед император
Петр III. Знаменитая фраза французской
писательницы Ж. де Сталь о форме правления
в России как о «самовластии, ограниченном
удавкой», не казалась Александру I нелепой
абстракцией или злобным преувеличением.
Он знал, что конституционные замыслы,
планы освобождения крестьян воспринимаются
дворянской массой как намерение «возжечь
бунт», «вручить оружие на истребление
дворян». Императору докладывали о едва
ли не всеобщем ликовании по поводу отставки
его ближайшего помощника М. М. Сперанского:
«Как не сделать примерного наказания
— Сперанского не повесить?! О, изверг!
Чудовище! Неблагодарная, подлая тварь!»
— и он отступал. Реформы шли рывками,
то ускоряясь, то замирая — в зависимости
от настроения царя, разрывавшегося между
желанием что-то изменить и стремлением
сохранить сложившееся положение между
Сперанским и Аракчеевым. Но трудности
были связаны не только и не столько с
личными особенностями Александра I. Существовали
объективные противоречия: между намерением
ограничить самодержавие и необходимостью
сделать это при помощи самодержавного
государства; между желанием освободить
крестьян и невозможностью задеть при
этом интересы дворянства; между потребностью
в реформах и опасностью социального взрыва,
вызванного реформами.
В преобразованиях царствования Александра
I выделяют несколько этапов.
1801—1803гг. Этот этап связан с деятельностью
Негласного комитета, не имевшего официального
статуса кружка молодых друзей царя П.
А. Строганова, Н. Н. Новосильцева, В. П.
Кочубея и А. Чарто-рыйского. Обсуждались
три вопроса — крестьянский, о реформах
государственного аппарата и о мерах в
области просвещения:
— указ о «вольных хлебопашцах» (1803) разрешил
помещикам отпускать на волю крестьян
с землей и за выкуп (этим указом смогли
воспользоваться не более 0,5% крепостных);
— в 1802 г. вместо коллегий были учреждены
восемь (позднее двенадцать) министерств.
Министров назначал царь, вводился принцип
единоначалия, призванный повысить эффективность
центральных органов управления;
— указом 1803 г. вводилась единая система
учреждений образования: одноклассные
сельские училища, трехклассные уездные
училища, шестиклассные губернские гимназии,
университеты. Устав 1804 г. давал университетам
широкую автономию, запрещал властям и
полиции вмешиваться в дела университетов;
— в 1804 г. был принят самый либеральный
в истории России цензурный устав.
С осени 1803 г. значение Негласного комитета
стало падать, в 1805—1807 гг. внимание царя
занимали главным образом внешнеполитические
проблемы (войны с Наполеоном).
1809—1812 гг. Этот этап связан с деятельностью
Сперанского, занявшего должность статс-секретаря
и своим возвышением обязанного лично
монарху (в отличие от «молодых друзей»
начала царствования, Сперанский, происходивший
из семьи сельского священника, не имел
никаких связей в высшем свете). По проекту
Сперанского, которого лицейский однокашник
Пушкина М. А. Корф назвал «светилом русской
администрации», предполагалось:
— осуществить принцип разделения властей
на законодательную, исполнительную и
судебную;
— создать систему представительных учреждений
— выборных волостных, окружных, губернских
дум, которую венчала бы Государственная
дума, высший законодательный орган страны;
— функции высшей судебной инстанции
передать Сенату;
— уточнить функции и порядок деятельности
министерств, усилить их ответственность
как высших органов исполнительной власти;
— учредить Государственный совет — совещательный
орган при императоре, связующее звено
между монархом и законодательными, исполнительными,
судебными органами империи;
— у императора оставалась вся полнота
исполнительной власти, он обладал исключительным
правом законодательной инициативы, мог
распускать Государственную думу, назначал
членов Государственного совета;
— разделить все население России на три
сословия — дворянство, «среднее состояние»
(купцы, горожане, государственные крестьяне),
«народ рабочий» (крепостные крестьяне,
прислуга, мастеровые). Все сословия обретали
гражданские права, а первые два — политические
права (в частности, избирательное право).
Вопрос об отмене крепостного права не
рассматривался, реформу предполагалось
завершить к 1811г. Из предложенных Сперанским
мер осуществлена была одна — в 1810 г. создан
Государственный совет. Сам Сперанский
в начале 1812 г. был сослан в Нижний Новгород.
Сопротивление дворянства и чиновничества
проектам «выскочки-поповича» было действительно
ожесточенным. Сыграла роль и «Записка
о древней и новой России», поданная историком
Н. М. Карамзиным сестре императора Екатерине
Павловне: «Всякая новость в государственном
порядке есть зло...» — говорилось в ней.
1818—1820 гг. Это были последние попытки
обсуждения крестьянского вопроса и вопроса
о государственном правлении:
— в 1818 г. царь поручил Н. Н. Новосильцеву
разработать конституцию для введения
ее в России. К 1820 г. была готова Уставная
грамота Российской империи. Согласно
этому проекту, Россия становилась федерацией,
вводились гражданские права и свободы
и ограниченное народное представительство.
Учреждалась конституционная монархия;
— в 1818 г. Александру I был подан подготовленный
по его поручению проект отмены крепостного
права. Его разработал ближайший сподвижник
последнего десятилетия его царствования
А. А. Аракчеев.
Оба проекта остались секретными, к их
реализации Александр I даже не приступил.
•_ В 1820— 1821 гг. восторжествовал реакционный
курс, обычно называемый аракчеевщиной.
С планами реформ было покончено. Помещикам
подтвердили право ссылать крестьян в
Сибирь. Расширялись военные поселения,
созданные в 1815—1819гг. Поселяне должны
были соединять военную службу с земледельческим
трудом. Муштра на плацу дополнялась мелочным
надзором начальников, следивших за пахотой
и севом. Военные поселения стали своеобразным
символом последнего периода царствования
Александра I, все более замыкавшегося
в себе, отдалившегося от повседневных
забот, «подернутого каким-то нравственным
туманом». 19 ноября 1825 г. царь умер.
25 декабря члены Северного тайного общества
привели солдат на Сенатскую площадь,
требуя конституцию, представительное
правление, гражданские свободы, — то,
о чем мечтал при вступлении на престол
Александр I. Это совпадение не случайно.
Среди важнейших предпосылок возникновения
тайных обществ реформаторские замыслы
власти занимали далеко не последнее место.
«Не мне их судить», — будто бы произнес
Александр I, получив информацию об антиправительственном
заговоре. Отказ от преобразований породил
раскол между передовым обществом и властью
— раскол, ставший одним из важных факторов
российской истории XIX и XX вв.