Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 14:37, шпаргалка
Возникновение Древнерусского государства традиционно связывают с объединением Приильменья и Приднепровья в результате похода на Киев новгородского князя Олега в 882 г. Убив княживших в Киеве Аскольда и Дира, Олег стал править от имени малолетнего сына князя Рюрика — Игоря.
Образование государства явилось итогом длительных и сложных процессов, происходивших на огромных пространствах Восточно-Европейской равнины во второй половине I тыс. н.э.
Вариант 2
Основные направления внешней политики и расширение территорий России в 15-16 вв.
В 15 веке завершается процесс объединения русских земель вокруг Москвы. К середине 15 в. независимой от власти московского князя остаются земли на северо-западе Руси. В 1472 в состав московского княжества вошла Псковская республика: Вятские земли, Пермь. В 1471 г. Москва начинает поход Новгородской боярской республики. И к 1478 г. она вошла в состав московского государства. В 1480 г. была окончательно свергнуто монголо-татарское иго. Несколько недель продлилось противостояние на реке Угре. Ордынцы не смогли напасть на русское войско. Вскоре хан Ахмед увел своё войско в Золотую Орду. В 1503 г. многие князья западных русских областей перешли от Литвы к московскому князю. В начале 16 в. Москва отвоевала у Литвы Смоленск. В 1521 г. Рязань окончательно вошла в состав Московского государства. В 16 в. внешней политике России появились новые задачи: на западе борьба за выход к балтийскому морю, а на юге и юго-востоке борьба с казанским и астраханским ханством, а также защита страны от набегов крымских татар. В 1552 г. Иван IV собрав 150-тысячное войско двинулся на Казань. После стремительного штурма 2 октября 1552 г. Казань пала. В 1556 г. была присоединена Астрахань. Присоединение Казани и Астрахани открыло возможности для продвижения в Сибирь. В 1581 г. купцы Строноговы на свои средства сформировали отряд из казаков, во главе с Ермаком Тимофеичем. В 1582 г. Сибирское ханство вошло в состав России. В конце 50-х – в начале 60 гг. 16 в. в состав России добровольно вошли: Чувашия, Башкирия, Ногайская Орда. Для укрепления южных рубежей от набегов крымских татар были построены Тульские и Белгородские оборонительные линии. Пытаясь выйти к Балтийскому морю, Иван IV с 1558 – 83 гг. вёл Левонскую войну, которая закончилась поражением России. Неудачная Левонская война, изнурительные войны на востоке и юге страны привели Россию к экономическому кризису.
Вариант 3
Внешняя политика России в XVI век. Расширение территории России.
Иван 4 сосредоточил свою внешнеполитическую деятельность на решение двух крупнейших задач: 1) На западе он намеревался утвердиться на берегах Балтийского моря, чтобы обеспечить прямое морское сообщение со странами западной Европы. 2)На востоке царь хотел объединить вокруг Москвы осколки распавшейся “Золотой Орды”. С 1545г начинается последний этап военного и политического соперничества Московского царства и казанского ханства. Несколько походов на Казань заканчивались неудачей. Но в 1552г огромное московское войско во главе с самим царем, поддержанное отрядами мордовцев и чувашей, осадили и взяли штурмом Казань. В 1556г сравнительно легко было завоёвано Астраханское ханство. В перешедшую к России Астрахань приехали торговать купцы из Средней Азии. Важнейшая речная артерия – Волга, стала российской на всём своём протяжении. Достигнув успеха на востоке И4 обернулся к западу. Здесь путь к Балтике контролировал Левонский орден. Его ослабили внутренние разделы, и Иван 4 решил этим воспользоваться. В 1558г Русское войско вошло в в пределы Ливонии. Началась Левонская война. Вначале боевые действия были удачными – русская армия захватила более 20 городов. Но Левонцы признали покровительство Литвы и Швеции. Однако долгую войну с двумя сильнейшими государствами Россия, ослабленная опричниной, не выдержала. Спор за земли распавшегося Левонского ордена был проигран. В 1583г война закончилась. Россия потеряла крепости в Прибалтике. Важнейшим морским портом для сообщения с Европой стал Архангельск на Белом море. Начиная Левонскую войну, Россия с её развивавшеёся торговлей, хозяйством нуждалась в морских путях на Запад.
Вариант 1
Монголо-татарское нашествие
прервало мощный подъем русской культуры.
Разрушение городов, утрата традиций, исчезновение
художественных направлений, уничтожение
памятников письменности, живописи, зодчества
— удар, оправиться от которого удалось
лишь к середине XIV в. В идеях и образах
русской культуры XIV— XVI вв. отразились
настроения эпохи — времени решающих
успехов в борьбе за обретение независимости,
свержение ордынского ига, объединение
вокруг Москвы, формирование великорусской
народности.
Память о процветающей и счастливой стране,
какой осталась в сознании общества Киевская
Русь («светло светлая и прекрасно украшенная»
— слова из «Повести о погибели Русской
земли», не позднее 1246), хранила в первую
очередь литература. Летописание оставалось
ее важнейшим жанром, оно возродилось
во всех землях и княжествах Руси. В начале
XV в. в Москве был составлен первый общерусский
летописный свод — важное свидетельство
прогресса в деле объединения страны.
С завершением этого процесса летописание,
подчиненное идее обоснования власти
московского князя, а затем и царя, приобрело
официальный характер. В царствование
Ивана IV Грозного (70-е гг. XVI в.) был составлен
иллюстрированный «Лицевой летописный
свод» в 12 томах, содержащий более полутора
десятков тысяч миниатюр. В XIV—XV вв. излюбленной
темой устного народного творчества становится
борьба Руси с «неверными». Складывается
жанр исторической песни («Песня о Щелкане»,
о битве на Калке, о разорении Рязани, о
Евпатии Коловрате и др.). В исторических
песнях отразились и важнейшие события
XVI в. — казанский поход Ивана Грозного,
опричнина, образ Грозного-царя. Победа
в Куликовской битве 1380г. породила цикл
исторических повестей, из которых выделяются
«Сказание о Мамаевом побоище» и вдохновенная
«Задонщина» (ее автор Софоний Рязанец
использовал образы и отрывки «Слова о
полку Игореве»). Создаются жития святых,
в XVI в. они объединяются в 12-томный свод
«Великих Четий-Миней». В XV в. описывает
свое путешествие в Индию и Персию тверской
купец Афанасий Никитин («Хожение за три
моря»). Уникальным литературным памятником
остается «Повесть о Петре и Февронии
Муромских» — история любви муромского
князя и его жены, описанная, вероятно,
Ермолаем-Еразмом в середине XVI в. По-своему
замечателен «Домострой», гринадлежа-щий
перу духовника Ивана Грозного Сичьвестра
— книга о ведении хозяйства, воспитании
и обучении детей, роли женщины в семье.
В конце XV—XVI в. литература обогащается
блестящими публицистическими произведениями.
Ожесточенно спорят иосифляне (последователи
игумена Волоцкого монастыря Иосифа, отстаивающие
принцип невмешательства государства
в дела богатой и сильной в материальном
отношении церкви) и нестяжатели (Нил Сорский,
Вассиан Патрикееев, Максим Грек, порицающие
церковь за богатства и роскошь, за тягу
к мирским наслаждениям). В 1564—1577гг. обмениваются
гневными посланиями Иван Грозный и князь
Андрей Курбский. «...Погибают цари и властелины,
которые составляют жестокие законы»,
— внушает Курбский царю и слышит в ответ:
«Неужели это свет — когда поп и лукавые
рабы правят, царь же — только по имени
и по чести царь, а властью нисколько не
лучше раба?» Идея «самодержавства» царя,
божественности его власти обретает в
посланиях Грозного едва ли не гипнотическую
силу. Иначе, но столь же последовательно
об особом призвании царя-самодержца пишет
в «Большой челобитной» (1549) Иван Пересветов:
карая бояр, забывших о долге перед обществом,
праведный монарх должен опереться на
преданное дворянство. Значение официальной
идеологии имеют представления о Москве
как о «третьем Риме»: «Два Рима («второй
Рим» — Константинополь, разоренный в
1453 г. — Авт.) пали, третий стоит, четвертому
же — не бывать» (Филофей).
Отметим, что в 1564 г. в Москве Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем была издана первая русская печатная книга — «Апостол».
В зодчестве XIV—XVI вв. тенденции исторического развития Руси—России отразились с особой очевидностью. На рубеже XIII—XIV вв. возобновляется каменное строительство — в Новгороде и Пскове, менее других пострадавших от ордьшского ига. В XIV в. в Новгороде появляется новый тип храмов — легких, нарядных, светлых (Спас на Ильине). Но проходит полвека, и традиция побеждает: вновь возводятся суровые, тяжелые, напоминающие о прошлом сооружения. Политика властно вторгается в искусство, требуя, чтобы оно было хранителем независимости, с которой столь успешно борется объединительница Москва. Признаки стольного города единого государства она накапливает постепенно, но последовательно. В 1367г. возводится белокаменный Кремль, в конце XV— начале XVI в. ставятся новые краснокирпичные стены и башни. Их возводят выписанные из Италии мастера Пьетро Антонио Солари, Алевиз Новый, Марк Руффо. К тому времени на территории Кремля итальянцем Аристотелем Фиораванти уже возведен Успенский собор (1479), выдающийся архитектурный памятник, в котором опытный взгляд увидит и традиционные для владимиро-суздальского зодчества черты, и элементы строительного искусства Возрождения. Рядом с еще одной работой итальянских мастеров — Грановитой палатой (1487—1489) — псковские мастера строят Благовещенский собор (1484—1489). Чуть позже все тот же Алевиз Новый завершает великолепный ансамбль Соборной площади Архангельским собором, усыпальницей великих князей (1505—1509). За Кремлевской стеной на Красной площади в 1555— 1560 гг. в честь взятия Казани возводят девятиглавый Покровский собор (храм Василия Блаженного), увенчанный высокой многогранной пирамидой — шатром. Эта деталь дала название «шатровый» архитектурному стилю, возникшему в XVI в. (церковь Вознесения в Коломенском, 1532). Ревнители старины борются с «возмутительными новшествами», но их победа относительна: в конце века стремление к пышности и красоте возрождается. Живопись второй половины XIV—XV столетия — это золотой век Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Росписи новгородских (Спас на Ильине) и московских (Благовещенский собор) храмов Феофана Грека и иконы Рублева («Троица», «Спас» и др.) обращены к Богу, но рассказывают о человеке, его душе, о поисках гармонии и идеала. Живопись, оставаясь по темам, образам, жанрам (настенные росписи, иконы) глубоко религиозной, обретает неожиданную человечность, мягкость, философичность.
Вариант 2
Культура и духовная жизнь Руси 14-16 веках.
К 14 веку в условиях раздробленности и влияние соседних народов развивались особенности в языке, обычаях, культуре народов разных частей Руси. 14-16 век связал с борьбой против Ордынского ига и формирование Российского централизованного государства вокруг Москвы. Литература представлена историческими песнями, где воспевалось победа на «Куликовском поле», героизм русских воинов. В «Задонщине» и «Сказание о Мамаевом побоище» повествует о победе над монголо-татарами. Афанасий Никитин, побывавший в Индии, оставил свои записки «Хождение за три моря», где повествует об обычаях и красотах этого края. Выдающиеся событие русской культуры стало книгопечатание. В 1564 г. Иван Федоров издал первую печатную книгу в России «Апостол», а позже «Букварь». В 16-ом веке создается энциклопедия патриархальных условий семейной жизни. Живопись всё больше стала отходить от церковных каналов. Феофан Грек в 14 в. расписывал храмы Новгорода и Москвы. С ним работал Андрей Рублев, известный «Троицой». Дианисий расписывал вологодский собор под Вологдой и другие. Ему присуще: яркость, праздничность, утонченность. Развитие архитектуры связано с крупным строительством в Москве, где воздвигаются стены Кремля, Архангельский благовещенский, Успенские соборы, грановитая палата, высилась колокольня Ивана великого. Высокого уровня достигло ремесло, особенно литейное дело. Андрей Чохов создал царь-пушку, которая весит 40 тон, а её калибр 89 см. В культуре 14-16 вв. всё больше появляется светских элементов, происходит своеобразное возвращение и возрождение русской культуры.
Вариант 3
Культура России в XIV – XVI в. в.
Религиозное мировоззрение по-прежнему определяло духовную жизнь общества Стоглавый собор 1551 г. регламентировал искусство, утвердив образцы, которым надлежало следовать. В качестве образца в живописи формально провозглашалось творчество Андрея Рублева. Но имелись в виду не художественные достоинства его живописи, а иконография - расположение фигур, использование определенного цвета и т.п. в каждом конкретном сюжете и изображении. В зодчестве за образец брался Успенский собор Московского Кремля, в литературе - сочинения митрополита Макария и его кружка.
Общественно-политическая мысль проблемы того времени: о характере и сути государственной власти, о церкви, о месте России среди других стран и т.д.
Литературно-пубпицистическое и историческое сочинение "Сказание о великих князьях Владимирских". О том что русские князья потомки римского императора Августа , вернее его брата Пруса. И о том , что Владимир мономах получил от Византийских царей символы царской власти – шапку и драгоценные брамы-оплечья.
В церковной среде был выдвинут течис о Москве - "третьем Риме" Первый Рим “ вечный город”- погиб из-за ересей; “второй Рим”- Константинополь – из-за унии с католиками; “ третий Рим”- истенный хранитель христианства- Москва, которая будет существовать вечно.
И.С. Пересветов рассуждал о необходимости создания сильной самодержавной власти , опирающейся на дворянство, Вопросы, касающиеся родит и места знати в управлении феодальным государством , нашли отражения в переписке Ивана VI и А. Курбского.
Летописание. Продолжало развиваться русское летописание.
"Летописец начала Царства", в котором описаны первые годы правления Ивана Грозного и доказывается необходимость установления царской власти на Руси. "Книга Степенная царского родословия". Портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов, расположение и построение текста как бы символизирует нерушимость союза церкви и царя.
Никоновскую летопись. огромный летописный свод московских летописцев, своеобразная историческая энциклопедию XVI в(принадлежала патриарху Никону). содержит около 16 тыс. миниатюр - цветных иллюстраций, за что получил название Лицевого свода ("лицо" - изображение).
Исторические повести в которых рассказывалось о событиях того времени. ("Казанское взятие", "О прихождении Стефана Батория на град Псков" и др.)
Хронографы. Свидетельствуют об обмирщении культуры "Домострой" (в переводе - домоводство), содержащая разнообразные ( полезные сведения руководства как в духовной, так и в мирской жизни, автором которой считают Сильвестра.
Начало книгопечатания
1564 г. - первопечатником Иваном Федоровым была издана первая русская датированная книга "Апостол". Однако существуют семь книг без точной даты издания. Это так называемые анонимы - книги, изданные до 1564 г. Типографские работы, начатые в Кремле, были переведены на Никольскую улицу, где построили типографии. Кроме религиозных книг Иван Федоров н его помощник Петр Мстиславец в 1574 г. во Львове выпустили первый русский букварь - "Азбуку". За весь-XVI в 20 книг. Рукописная книга занимала ведущее место и вXVI, и в XVII в.
Архитектура строительство шатровых храмов Шатровые храмы не имеют внутри столбов, и вся масса здания держится на фундаменте Наиболее известными памятниками этого стиля являются церковь Вознесения в селе Коломенское, построенная в честь рождения Ивана Грозного, Покровский собор (Василия Блаженного), сооруженный в честь взятия Казани
Строительство больших пятиглавых монастырских храмов типа Успенского собора в Москве. (Успенский собор в Тронце-Серхвевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, соборы в Туле, Суздале, Дмитрове )Строительство небольших, каменных или деревянных посадских храмов. Они являлись центрами слобод, И посвящались. покровителю ремесла. Строительство каменных кремлей.
Вариант 1
Конец XVI — начало XVII в. — время
Смуты, жесточайшего политического, социального, духовного, нравственного
кризиса, охватившего русское общество
и поставившего его на грань распада.
Наиболее существенные причины Смуты
связаны с трагическими последствиями
опричнины и Ливонской войны: разорение
экономики, рост социального напряжения,
глухое брожение едва ли не всех слоев
населения. Русский историк С. Ф. Платонов
нашел точные слова для описания того
настроения, которое возникло в стране:
«Не было ни одной общественной группы,
которая была бы довольна ходом дел... Все
было потрясено... все потеряло устойчивость».
Правление сына Ивана Грозного Федора
Иоанновича (1584—1598) не изменило ситуацию
к лучшему: царь был болезнен и слаб, сдержать
вражду боярских группировок он не мог.
Смерть в Угличе младшего сына Ивана Грозного
Дмитрия в 1591 г. (по убеждению многих, зарезанного
приспешниками фактического правителя
страны Бориса Годунова) лишила престол
последнего законного наследника из династии
Рюриковичей. Умерший бездетным Федор
Иоаннович (1598) был ее последним представителем.
Земский собор избрал царем Бориса Годунова
(1598—1605), правившего энергично и, как считают
историки, мудро. Но пресечь интриги недовольных
бояр ему не удалось. Слухи о причастности
царя к убийству Дмитрия будоражили страну.
Жесточайший неурожай 1601— 1603 гг. и последовавший
за ним голод сделали взрыв социального
недовольства неотвратимым.