Шпаргалка по "Истории восточных славян"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 11:40, шпаргалка

Краткое описание

Произведения древнерусской литературы дают цельный идеальный образ правителей, указывая на негативные явления в политической жизни восточнославянских земель: политическую раздробленность, злоупотребления администрации. Как источник используются и скандинавские саги, несмотря на искажение действительности. Они дают сведения о повседневной жизни правящих династий Восточной Европы, позволяют понять идеалы, стереотипы, ценности князей.
Для получения полной исторической картины необходимо комплексное использование всех видов источников.

Вложенные файлы: 1 файл

ИВС ответы1.doc

— 727.50 Кб (Скачать файл)

История Восточных  Славян ответы

 

Предмет исторической науки, ее законы, закономерности, принципы, задачи, проблемы.

Общественная  потребность в историческом знании возникла давно, еще во время античнбости. Еще древние говорили, что история – наставница прошлого. Такой взгляд дожил до современности.

История как  наука начала формироваться в 19 веке.

Социальные функции  исторического познания:

  1. Научно-познавательная – накопление фундаментальных теоретических знаний.
  2. Прогностическая – предсказательная, раскрытие основных тенденций, направлений последующего развития.
  3. Социальной памяти – накопление и хранение практического опыта предшествующих поколений, достижений человеческой цивилизации.
  4. Воспитательная – глубокий научный анализ воспитательных аспектов с целью воспитания современного человека.

Как и у любой  истории, у истории славянских народов  существует периодизация. Периодизация – деление исторического процесса на крупные периоды, исходя из выбранного критерия. Существуют различные подходы к периодизации – формационный и цивилизационный.

Формационная  периодизация:

  1. Первобытнообщинный период.
  2. Рабовладельческий строй.
  3. Феодализм.
  4. Капитализм.
  5. Социализм, коммунизм (?).

Формации различаются  способами материального производства.

Цивилизационный подход рассматривает общественное развитие как смену цивилизаций. Он основан на аналогии событий в тех или иных цивилизациях. Критерий – общность черт в материальной, бытовой, духовной культуре. Основа – проблема культурного развития, духовной сферы.

Источники по истории восточнославянских народов.

Каждому историческому  этапу соответствуют различные  виды источников: ранние этапы –  вещественные и другие виды неписьменных источников, позднее – письменные. Первый источники изучаются такими науками как археология, этнология, лингвистика, фольклористика, вторые – источниковедение.

Источниковедение  – специальная или вспомогательная  историческая дисциплина, которая разрабатывает методы изучения исторических письменных источников.

Первыми из таких  источников являются летописи. Летописи позволяют отслеживать древнерусский период. Наибольшее значение имеют – «Повесть временных лет», общерусские летописные своды – Никоновская, воскресенская.

В состав воскресенской  летописи включено сказание о князьях  Владимирских, легенды о происхождении правящей династии от римского императора Августа и о княжеских регалиях – шапке Мономаха (посланы императором Константином Мономахом князю Владимиру Всеволодовичу).

Относительно  вопроса зарождения древнерусского государства большое значение имеют  византийские сочинения.

Первые сведения о славянах можно встретить в  трудах Прокопия Кесарийского, Маврикия, императора Константина Багрянородного. Эти произведения дают возможность проследить этнические и политические процессы во всем славянском регионе.

Для характеристики властных прерогатив князя и становление его администрации важное значение имеют законодательные памятники. Для реконструкции социальных процессов широко используется «Русская правда», сохранившаяся в двух редакциях: пространной и краткой. Ее изучение позволяет проследить расширение княжеской юрисдикции, развитие доминиального права (князь – сюзерен, самый крупный феодал).

Важная характеристика внешней  политики – международные акты. Известны тексты договоров с Византией 907, 944, сохранившиеся в ПВЛ. От более позднего времени сохранился договор Новгорода Великого с островом Готланд и немецкими городами (12в.). В 12в. появляются жалованные грамоты (сохранились 4, выданные князьям, новгородским монастырям – Юрьеву и Пантелеймонову).

Для характеристики представителей образованной части древнерусского общества об идеальном государе интересны «Жития Бориса и Глеба», включенные в ПВЛ.

Определенное  значение имеют и литературные произведения – «Поучения Владимира Мономаха», «Повесть об убиении Андрея Боголюбского».

Произведения  древнерусской литературы дают цельный  идеальный образ правителей, указывая на негативные явления в политической жизни восточнославянских земель: политическую раздробленность, злоупотребления администрации. Как источник используются и скандинавские саги, несмотря на искажение действительности. Они дают сведения о повседневной жизни правящих династий Восточной Европы, позволяют понять идеалы, стереотипы, ценности князей.

Для получения  полной исторической картины необходимо комплексное использование всех видов источников.

Историография истории восточнославянских народов.

 

Население Восточной Европы в 1тыс. до н.э. –  начале 1 тыс. н.э.

В отдаленную эпоху  в Европе обитали родственные  племена – предки индоевропейских  народов. Позднее (в период неолита и в течение бронзового века) эти племена стали расселяться. Предков славян можно предположительно найти среди племен бронзового века, населяющих бассейны Одры, Вислы и Днепра. В то же время еще не было разделения славян по языку на западных и восточных.

Античные авторы 1-4вв. н.э. знают славян под собирательным  именем венедов, венетов, антов и  собственно славян, называя их «великим народом», «бесчисленными племенами». Еще в эпоху наиболее ранних славянских городищ, в 4в. до н.э. греки знали собирательное имя «венеты», правда в несколько искаженном виде - «энеты». Предполагаемая максимальная территория предков славян на западе доходила до Эльбы, на севере – до Балтийского моря, на востоке – до Сейма и Оки, а на юге границей была широкая полоса лесостепи. На этих обширных землях обитало, вероятно, несколько сотен славянских земледельческих племен. В лесостепной полосе, по свидетельству Тацита (1в. н.э.), происходило смешение славян с сарматами.

Родственные славянам литовско-латышские племена в  это время еще мало отличались от славян по языку и образу жизни.

У северных и  северо-восточных соседей славян – племен финно-угорской языковой семьи, в то время были такие укрепленные поселки-городща, но в системе их хозяйства коневодство известное время преобладало над земледелием. Прикамье и Приуралье были тесно связаны со скифским миром. Геродот называет приуральские племена, жившие на Каме, тиссагетами.

Из числа исчезнувших  народов большой след в истории  Восточной Европы оставили скифы  и сарматы, относящиеся к североиранской группе индоевропейских народов. Культура кочевых племен, известных в 6-3вв. до н.э. на территории от Венгрии и до Алтая (скифы, сарматы, саки, массагеты) имела некоторые черты сходства, но эти племена никогда не составляли единого политического целого. На восток от Днепра жили скифские кочевые племена, на запад от Днепра – скифы-земледельцы. Господствующими среди причерноморских кочевых племен было племя царских скифов, кочевавшее между Днепром и Нижним Доном.

На обширной территории скифо-сарматских поселений в разных местах складывались союзы племен и государственные объединения рабовладельческого характера. В 5в. до н.э. возникло государство у синдских племен, населявших таманский полуостров и Приазовье. Другое государство образовалось в степях близ устья Дуная в середине 4в. до н.э. Более прочным было скифское государство, сложившееся около 3в. до н.э. с центром в Крыму. В состав скифского царства входили как земледельческие, так и скотоводческие племена. Скифские племена не были совершенно стерты с лица земли бурными событиями. Часть их была, очевидно, ассимилирована славянами, о чем говорит наличие в русском языке скифо-иранских слов (хорошо, топор, собака и т.д.). Остатки скифских племен слились впоследствии со славянами.

Проблема  этногенеза славян в свете исторических, археологических, лингвистических и других источников.

По своему языку  славяне относятся к обширной группе так называемых индоевропейских  народов, населяющих Европу и часть Азии до Индии включительно. Индоевропейские языки родственны между собой и образующих несколько языковых семей: славянскую, германскую, кельтскую, романскую, иранскую, индийскую и др. Во всех этих языках имеются сходные слова, относящиеся, по-видимому, к первобытной эпохе. В глубокой древности далекие предки индоевропейских народов говорили на близких всем им языках, но постепенно эти языки стали обособляться друг от друга.

Славянские племена  издавна занимали Центральную часть  Восточной Европы. В ходе исторического  развития славяне расселяются в разных направлениях, ассимилируя многие соседние племена.

По вопросу  о происхождении и древнейшей истории славян существовало много  ошибочных представлений. Летописец Нестор правильно считал, что первоначально славяне жили в Центральной и Восточной Европе примерно от Эльбы до Днепра и лишь в первых веках нашей эры заселили бассейн Дуная и Балканского полуострова.

Буржуазные ученые нередко определяли «прародину»  славян как очень незначительную территорию где-то около Вислы и Карпат, что не соответствует действительности.

Схематично происхождение славян можно представить себе так.

В отдаленную эпоху  в Европе обитали родственные  племена – предки индоевропейских  народов. Средством общения у них являлся примитивный язык с небольшим количеством слов. Позднее (в период неолита и в течение бронзового века) эти племена стали расселяться, связь между ними слабела и проявлялись некоторые, первоначально очень незначительные особенности в языке, создавались языковые семьи, отражающие уже иную группировку древних племен. Предков славян можно предположительно найти среди племен бронзового века, населяющих бассейны Одры, Вислы и Днепра. В то же время еще не было разделения славян по языку на западных и восточных. Проблема происхождения славян является очень сложной; здесь много спорных вопросов, которые исследуют историки, лингвисты, антропологи и археологи.

Великое переселение народов и славяне.

Многочисленные  славянские племена, занимавшие во 2-5вв. н.э. обширные пространства в Центральной и Восточной Европе, начинают играть все боле значительную роль в общеевропейских событиях.

В середине 2в. ряд  племен Восточной Европы совершал походы в трех направлениях: по Дунаю; по западному берегу Черного моря от устьев Днепра и Вифинии и Эллады; через Крым и Керченский пролив на восточное побережье Черного моря до Трапезунта.

Повествующий  об этих походах автор именует  всех жителей Восточной Европы устаревшим к этому времени именем «скифов» (оно держалось до 12в., когда скифами называли славян).  Одна часть «скифских» войск воевала в Иллирии, другая дошла до Рима. Удачные походы приводили к тому, что «варвары овладевали множеством сокровищ и пленных». Среди славянских древностей 3-4вв. в Киевской земле и на Оке встречаются дорогие золотые вещи. Начавшееся в 1в. н.э. проникновение славян в среду сарматских племен и продвижение славян на юг усилилось в период кризиса империи и образования обширных союзов племен.

В 4в. произошло  столкновение славян (антов) с готами. При описании событий 70-х годов 4в. Иордан передает интересные сведения о росомонах и антах. Князь одного из готских племен Германарих был убит в своей стране двумя росомонами, мстившими за свою сестру, жестоко умерщвленную остгостким князем. В племени росомонов историки видят наиболее раннее упоминание славянского племени русь, которое первоначально произносилось как «рось». Земли этого племени лежали, по всей вероятности, на южной окраине славянских поселений, в бассейне реки Роси.

Преемник Германириха  – Винитар воевал с восточными антами. Сначала он был побежден антами, но позднее он стал действовать более жестоко и распял короля антов с сыновьями и семьюдесятью старейшинами, чтобы трупы повешенных удвоили страх побежденных. Но с подобной свободой повелевал он всего только в течение одного года.

Двухвековое пребывание готов в Причерноморье не оказало существенного влияния на жизнь коренных славянских земель.

Восточные славяне в 6-8 вв.

С падением в 5в. Рима всемирно-исторический поединок между приходившей в упадок рабовладельческой империей и народами Европы. Историческая роль славян состояла в том, что они решили исход этой многовековой борьбы. Завоевал половину византийских владений, славяне усилили роль общины в социальной жизни, чем содействовали уже происходившему в Византии процессу феодализации.

На Дунае и  в Причерноморье строились крепости, отдельных славянских князей сманивали на византийскую службу и в то же время использовали кочевников-гуннов для борьбы против славян. Борьба с Византией, обладавшей большой и оснащенной армией и флотом, не могла вестись разрозненными отрядами славян. Нужна была организация крупных походов, концентрация больших войск.

Производственные  силы славянского общества в 5-6вв. значительно  выросли. Славянские племена могли  уже выставить и снарядить большое войско, как пешее, так и конное, снабдить его оружием.

Крупные союзы племен, сложившиеся в 4-7вв., представляли собой именно ту организацию, которая могла успешно вести упорные войны с Византией. К сожалению, византийские писатели, оставившие нам сведения о военных походах этого времени, не знали названий славянских племен и их союзов. Им было известно старое собирательное имя славян – «венеды», или «венеты» (применительно к восточной части венетов – «анты»), и новое название – «склавины», «славяне», «словене», которое применялось первоначально лишь к населению окраин венетской земли, а впоследствии, к 9-10вв., стало общим собирательным названием. Географическая территория «славян» простиралась вдоль Дуная и доходила на востоке до Днестра; за Днестром же начиналась земля «бесчисленных племен антов», наиболее могущественных из венетских племен. Авторы 6в. подчеркивают, что между «славянами» и «антами» нет различий ни в языке, ни в обычаях, ни во внешнем виде. В научной литературе применительно ко всем ветвям славянства одинаково применяется термин «славяне».

В произведениях некоторых византийских авторов упоминаются князья. Можно полагать, что как раз в это время усилилась власть князей, стоявших во главе славянских племенных союзов и руководивших их борьбой с Византией. Натиск славян на Византию стал особенно сильным в 20-е годы 6в. Славянские дружины прорвали все укрепленные линии на Дунае, прошли через горные хребты Балканского полуострова и дошли до Фессалоник и земель древней Спарты. Морские флотилии славян осаждали Константинополь и плавали по Эгейскому и Средиземному морям. Восточная часть Балканского полуострова была колонизирована славянами из Поднестровья и Приднепровья. К восточным же славянам надо отнести и хорватские племена, пришедшие на Балканы из земель Прикарпатья. Принимали участие в колонизации и западнославянские племена.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории восточных славян"