Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 11:40, шпаргалка
Произведения древнерусской литературы дают цельный идеальный образ правителей, указывая на негативные явления в политической жизни восточнославянских земель: политическую раздробленность, злоупотребления администрации. Как источник используются и скандинавские саги, несмотря на искажение действительности. Они дают сведения о повседневной жизни правящих династий Восточной Европы, позволяют понять идеалы, стереотипы, ценности князей.
Для получения полной исторической картины необходимо комплексное использование всех видов источников.
Горожане были передовой частью народных масс; их руками, умом и художественным вкусом создавалась вся бытовая часть феодальной культуры: крепости и дворцы, белокаменная резьба храмов и многокрасочная финифть на коронах, корабли с носами «по-звериному» и серебряные браслеты. Мастера гордились своими изделиями и подписывали их своими именами. Горожане общались с иноземными купцами, ездили в другие земли, были грамотны, умели считать.
Исключительно важным было открытие в Новгороде берестяных грамот 11-15вв. Торговые сделки, частные письма, ответы о выполнении хозяйственных работ, донесение о походе, приглашение на поминки, загадки, стихи и многое другое раскрывают эти замечательные документы, подтверждая широкое развитие грамотности среди русских горожан.
Вскоре после крещения Руси в городах началась большая работа по переводу и переписке книг. Русским книжникам была известна литература на старославянском, греческом, еврейском, латинском языках. Существенным отличием русской культуры от стран Востока и Запада является применение родного языка.
Крупнейшими произведениями русской литературы, созданными в этот период, являются «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение» Владимира Мономаха, «Киево-Печерский патерик» и, конечно, летописи, среди которых видное место занимает «Повесть временных лет» Нестора (начало 11в.). Русские писатели 11-13вв. заставляли своих слушателей и читателей думать о судьбах Русской земли. При всем патриотизме русской литературы, в ней нет и следа проповеди агрессивных действий. Характерной чертой является и отсутствие шовинизма, гуманное отношение к людям различных национальностей.
Серьезным вкладом в историю мировой культуры является и русская архитектура. Имевшие опыт в строительстве крепостей, башен, дворцов, деревянных языческих храмов, русские архитекторы с поразительной быстротой освоили новую византийскую технику кирпичного строительства и украсили крупнейшие русские города великолепными монументальными сооружениями.
Русская живопись и рисунок дошли до нас в виде фресок, икон, книжных миниатюр. В живописи, как и в архитектуре, русские мастера на первых порах были учениками византийцев.
Основная масса уцелевших до нашего времени произведений живописи и скульптуры относится к церковному искусству. Светское искусство известно нам лишь частично.
Русские средневековые соборы, как и соборы западноевропейских стран, были образцами очень умелого и точного использования всех видов искусства. До наших дней сохранились такие здания, как Софийский собор в Киеве (1037г.), Спасский собор в Чернигове (1036г.) и Софийский собор в Новгороде (1045г.).
Феодальная раздробленность Руси: причины и региональные особенности.
12-15вв. период
феодальной раздробленности,
Одной из причин феодальной раздробленности является также обширность территорий и слабое развитие инфраструктуры.
Внутри самостоятельных княжеств формировались более мелкие, находящиеся в вассальной зависимости. Крупные княжества, являвшиеся практически независимыми, получают название земля. Подвластные княжества, входившие в состав земель, назывались волостями. В результате формируется новая геополитическая реальность – Русь удельная, где Киев лишь формально сохраняет статус первопрестольного града. Создается принципиально новая форма организации древнерусского общества – своеобразная федерация земель под номинальной эгидой Великого киевского князя. Таким образом, в течение 12в. Русь политически стала похожа на «лоскутное одеяло».
Можно говорить о том, что вопрос о феодальной раздробленности с 1132 года (смерть Мстислава) до конца 15в. (правление Ивана III) является одним из самых сложных.
С.Ф. Платонов причину
раздробленности видел в
Попытка использования
марксистского метода привела к
появлению течений
Классовую теорию феодальной раздробленности разработал Греков. Он считал феодальную раздробленность закономерным этапом развития феодализма как периода наивысшего могущества местных феодалов, боярства,, которые захватили общинные земли и закабалили крестьянство.
Феодализм – это возможность иерархически организованного класса феодалов использовать в своих интересах труд зависимого от них населения, находящегося на земле, представляющей собственность феодалов. Вызревание феодальных отношений Греков относил к более раннему периоду. Киевское государство представляло собой единую империю Рюриковичей. Распад ее на уделы объясняется тем, что успели образоваться достаточно окрепшие региональные центры, которые перестали нуждаться в помои киевского князя.
Таким образом, причинами феодальной раздробленности явилось развитие феодальных отношений на местах, что выражалось в росте крупных феодальных землевладений. Ведущей силой, виновной в раздроблении Киевского государства, являлось боярство, которое было вассалом местных князей. Эта региональная политическая элита стремилась все более расширить свои владения за счет общинников-смердов, расширить политические права.
В своей основе переход к феодальной раздробленности был явлением прогрессивным. Он способствовал развитию феодализма, освоению новых территорий, созданию местных экономических и политических центров, наиболее крупными из которых были Галицко-Волынская, Владимиро-Суздальская и Новгородская земли.
Основой хозяйства в этот период оставалось пашенное земледелие, соединенное со скотоводством, сельскими промыслами и подсобными домашними ремеслами. Связи крестьянского и феодально-вотчинного хозяйств с рынком носили потребительский и нерегулярный характер.
12-13вв. – время быстрого
роста крупного феодального
Южнорусские земли в период раздробленности 12 – начала 13в (Киевская, Черниговская, Галицко-Волынская).
Киевская земля. Уже в середине 12в. реальная власть киевских князей ограничивалась пределами самого Киевского княжества, включавшего земли по берегам притоков Днепра – Тетерева, Ирпеня. Попытка Ярополка, ставшего после смерти Мстислава І киевским князем, самовластно распоряжаться «отчинами» других князей была решительно пресечена.
Несмотря на утрату Киевом общерусского значения, борьба за обладание им продолжалась вплоть до нашествия монголов. Какой-либо очередности в наследовании киевского престола не соблюдалось. Приглашение боярами в 1113 году Владимира Мономаха в Киев было прецедентом, использованном в дальнейшем для обоснования права выбора сильного и угодного киевским боярам князя и заключения с ними ряда. Нарушавших этот ряд князей бояре устраняли переходом на сторону его соперника или же путем заговора (как, возможно, был отравлен Юрий Долгорукий; свергнут, а затем убит в 1147г. Игорь Ольгович Черниговский). По мере втягивания в борьбу за Киев все большего числа князей киевские бояре прибегали к своеобразной системе дуумвирата, приглашая в Киев соправителями представителей от двух или нескольких соперничавших княжеских группировок, чем на какое-то время в Киевской земле достигалось политическое равновесие.
Усобицы из-за Киева превратили Киевскую землю в арену частных военных действий, в ходе которых разорялись города и села, население угонялось в плен. Жестоким погромам подвергался и сам Киев. Все это предопределяло наметившийся в начале 13в. постепенный упадок Киевской земли, отлив ее населения в другие районы, менее страдавшие от княжеских усобиц. Периоды временного усиления Киева (княжения Святослава Владимировича Черниговского – 1180-1194гг.; Романа Мстиславича Волынского – 1203-1205гг.) чередовались с правлением бесцветных князей. Даниил Романович Галицкий, в руки которого перешел Киев незадолго до его взятия Батыем, уже ограничился назначением в него своего посадника из бояр.
Черниговская земля. Выделение Черниговской земли в самостоятельное княжество произошло во второй половине 11в. в связи с передачей ее (вместе с Муромо-Рязанской землей) сыну Ярослава Мудрого Святославу, за потомками которого она закрепилась. Еще в конце 11в. прервались древние связи Чернигова с Тмутараканью, отрезанной половцами от остальных русских земель и подпавшей под влияние Византии. В конце 40-х годов 12в. Черниговское княжество разделилось на два: Черниговское и Новгород-Северское. Тогда же обособилась Муромо-Рязанская земля, попавшая под влияние владимиро-суздальских князей.
Черниговские князья были непременными участниками (а часто и инициаторами) всех княжеских усобиц. Они чаще других прибегали к союзу с половцами, с которыми опустошали земли своих противников. Однако великокняжеская власть в Черниговской земле не могла перебороть силы феодальной децентрализации (земской знати и правителей небольших княжеств) и в результате в конце 12 – первой половине 13в. раздробилась на множество мелких княжений, лишь номинально признававших суверенитет великих князей.
Галицко-Волынская земля. Галицко-Волынская земля граничила на западе с Венгрией и Польшей, на востоке – с Киевской землей и половецкой степью. Через Галицко-Волынскую землю проходил второй торговый путь и Балтийского соря в Черное и сухопутные торговые пути из Руси в страны Юго-Восточной и Центральной Европы.
Галицкая земля до середины 12в. была разделена на несколько мелких княжеств, которые в 1141г. были объединены перемешльским князем Владимиром Володаревичем, перенесшим свою столицу в Галич. Наивысшего расцвета и могущества Галицкое княжество достигло при его сыне Ярославе Осмомысле (1152-1187). После его смерти Галицкое княжество стало ареной длительной борьбы князей с местным боярством.
Волынская земля обособилась от Киева в середине 12в., закрепившись в качестве родовой «отчины» за потомками киевского князя Изяслава Мстиславича. В отличие от Галицкой земли на Волыни рано сложился большой княжеский домен. Боярское землевладение росло в основном за счет княжеских пожалований служилым боярам, которые поддерживали князей в борьбе за расширение своей «отчины». В 1199г. волынскому князю Роману Мстиславичу удалось впервые объединить Галицкую и Волынскую земли, а с занятием им в 1203г. Киева под его властью оказалась вся Южная и Юго-Западная Русь. Его правление отмечено упрочнением общерусского и международного положения Галицко-Волынской земли, успехами в борьбе с половцами, подъемом городов, ремесла и торговли.
Гибель в 1205г. в Польше Романа Мстиславича привела к временной утрате достигнутого единства Юго-Западной Руси, к ослаблению княжеской власти. В борьбе против нее объединились все группировки галицкого боярства, развязавшего разорительную, длившуюся свыше 30 лет, феодальную войну. Бояре вступили в сговор с венгерскими и польскими феодалами, которым удалось овладеть Галицкой землей и частью Волыни. Национально-освободительная борьба против венгерских и польских захватчиков, послужила основой восстановления и укрепления позиций княжеской власти. Опираясь на поддержку городов, служилого боярства и дворянства, сын Романа Мстиславича, Даниил Романович утвердился на Волыни, а затем, заняв Галич в 1238г. и Киев в 1240г., вновь объединил Юго-Западную Русь и Киевскую землю.
Северо-Восточная Русь в 12 – начале 13в. (Ростово-Суздальская, Смоленская и Рязанская земли).
Ростово-Суздальская земля. До середины 11в. Ростово-Суздальская земля управлялась присылавшимися из Киева посадниками. Ее «окняжение» началось после того, как она досталась младшему Ярославичу – Всеволоду Переяславльскому – и закрепилась за его потомками в качестве родовой «волости». В 11-12вв. здесь сложилось и окрепло крупное княжеское и боярское (а затем и церковное) землевладение, поглощавшее общинные земли и вовлекавшее крестьян в личную феодальную зависимость. В 12-13вв. возникли почти все основные города этой земли (Владимир, Переяславль-Залесский, Дмитров, Стародуб, Городец, Галич, Кострома, Тверь, Нижний Новгород и др.), строившиеся суздальскими князьями на границах и внутри княжества в качестве опорных крепостных и административных пунктов и обстраивавшиеся торгово-ремесленными посадами, население которых активно включалось в политическую жизнь. Под 1147г. в летописи впервые упоминается Москва – небольшой пограничный городок, выстроенный Юрием Долгоруким на месте конфискованной им боярской усадьбы.
В 12-13вв. Ростово-Суздальская земля переживала экономический и политический подъем, выдвинувший ее в ряд сильнейших княжеств на Руси.
В начале 30-х годов 12в. в правление сына Мономаха Юрия Владимировича Долгорукого (1125-1157), Ростово-Суздальская земля обрела независимость. Военно-политическая активность Юрия Долгорукого, вмешивающегося во все княжеские усобицы, сделала его одной из центральных фигур в политической жизни Руси второй трети 12в. Последние 10 лет жизни Долгорукого прошли в борьбе с южнорусскими князьями за Киев. Но уже сын Долгорукого, Андрей Боголюбский, захватил в 1169г. Киев и, жестоко ограбив город, передал его в управление одному из своих вассальных князей.
Княжение Андрея Юрьевича Боголюбского (1157-1174) отмечено началом борьбы суздальских князей за политическую гегемонию своего княжества над остальными русскими землями. Честолюбивые попытки Боголюбского, претендовавшего на титул великого князя всея Руси, подчинить себе полностью Новгород и принудить других князей к признанию его главенства на Руси, потерпели неудачу. С княжением Андрея Боголюбского связывают возрождение традиций властной политики Владимира Мономаха. Опираясь на поддержку горожан и дворян-дружинников, Андрей круто расправлялся с непокорными боярами, изгонял их из княжества, конфисковывал их вотчины. Чтобы быть еще более независимым от бояр, он перенес столицу княжества из Ростова в сравнительно новый город – Владимир-на-Клязьме. Подавить окончательно боярскую оппозицию Андрею не удалось. В июне 1174г. он был убит заговорщиками-боярами.