Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 11:40, шпаргалка
Произведения древнерусской литературы дают цельный идеальный образ правителей, указывая на негативные явления в политической жизни восточнославянских земель: политическую раздробленность, злоупотребления администрации. Как источник используются и скандинавские саги, несмотря на искажение действительности. Они дают сведения о повседневной жизни правящих династий Восточной Европы, позволяют понять идеалы, стереотипы, ценности князей.
Для получения полной исторической картины необходимо комплексное использование всех видов источников.
Натуральный характер крестьянского хозяйства, общая отсталость страны мешали созданию рынка. В конце 15в. возникла государственная мануфактура по изготовлению пушек и другого оружия, но полностью покрыть потребности армии она не могла. Все это делало необходимым развитие собственного производства и расширение связей со странами Западной Европы.
Посадский люд пестрый по составу, дифференцированный по занятиям, объединялись по торговому признаку (сотни, полусотни), купцы – в корпорации гостей и суконников, которые имели большие привилегии. Их статус сближался с боярским, из них избиралось городское самоуправление.
Общее управление городами было в руках Великого князя и осуществлялось через наместников. Городская земля являлось собственностью государства.
В целом в русском государстве не сложился городовой строй. Городское население все более попадало в зависимость от государства. Русский город отстает в развитии от европейского. Вокруг городов складывались рынки, но общенациональный не сложился. Отсутствуют сословные организации купцов и ремесленников, что также тормозит развитие городов.
В 16в. по южным и юго-восточным границам Российского государства продолжалось формирование казачества (от тюркского – «вольный человек»), особой социальной группы из местного разноэтнического и беглого населения. Основа – промыслы, земледелие – не ранее конца 17в. Источники существования – военная добыча и жалование государства. Общий сход (казацкий круг), выбирал атаманов и старшин. Казацкая вольница долго существовала независимо от государства. Часть казачества поступала на службу государству (пограничная стража), получала жалованье.
Казацкая вольница периодически потрясала основы государства, которое пыталось взять ее под свой контроль.
Развитие России
в конце 16в. характеризовалось
Церковь и великокняжеская власть в конце 15 – начале 16вв. Еретические движения.
Правление Ивана III проходило в обстановке напряженной борьбы за укрепление великокняжеской власти. Во второй половине 70-х годов 15в. осложнились отношения с церковью. Дело дошло до открытого конфликта между великим князем и митрополитом Геронтием. Причиной было стремление церковных властителей воспротивиться усилению власти великого князя над церковью.
В руках церкви находились большие земельные владения. Чтобы получить земли для испомещения дворян, а также ослабить самостоятельность церкви, Иван III вынашивал планы секуляризации церковных земель. Обстановка для этого была благоприятной, потому что авторитет церкви к концу 15в. стал колебаться, о чем свидетельствовало оживление еретических движений.
Еретические течения и движения представляют собой своеобразную форму социального протеста в религиозной оболочке и свойственны всему европейскому средневековью.
Противники еретиков – воинствующие церковники – называли участников возникшей в конце 15в. в Новгороде ереси «жидовствующими» за некоторое сходство их взглядов в вопросах веры с иудаизмом. Из 27 известных по именам участников новгородской ереси 22 принадлежали к низшему сословию духовенства. Несколько иным был состав московских еретиков. Московский кружок образовался позже, в середине 80-х годов 15в., во главе его был приближенный Ивана III думный дьяк Федор Курицын. В состав кружка входили некоторые дьяки, а также купцы.
Московские еретики связывали свои идеи с задачами государственной централизации. Именно этим объясняется сочувственное отношение великокняжеской власти к еретикам, которые выступали против церковного землевладения, против существования сословия церковнослужителей и монашества. Они настаивали на том, что каждый человек без посредства священников должен «общаться» с богом. На церковном соборе 1490г. еретики были подвергнуты проклятию и отлучению от церкви, а позднее казнены.
Церковь искала и другие пути для укрепления своего положения. Нил Сорский, основатель далекого северного монастыря, считал, что авторитет церкви надо поднять путем строгого исполнения духовенством правил и обрядов, ведения аскетического образа жизни. Нил осуждал стяжание церковью богатств, в том числе владение населенными землями. Его сторонники получили наименование «нестяжатели».
«Нестяжателям» противостояло другая группа церковных деятелей, которая настаивала на необходимости для церкви иметь большие материальные средства. Во главе этой группы стоял игумен подмосковного монастыря Иосиф. Осифляне, как называли его сторонников, были воинствующими церковниками, требовали беспощадной расправы со всеми инакомыслящими, невмешательства светской власти в дела церкви, утверждали, что только сильная и богатая церковь может выполнять свои функции.
Великокняжеская власть склонна была поддержать нестяжателей, тем более, что Иосиф встал на сторону удельных князей в борьбе против великокняжеской власти.
В 1503г. собрался церковный собор, на котором по инициативе Ивана III был поставлен вопрос об отказе церкви от землевладения. Однако воинствующие монахи оказали упорное сопротивление. «Нестяжатели» потерпели поражение. Следом усилились расправы над еретиками. Собор 1504г. осудил еретиков. На льду Москвы-реки в деревянных клетках заживо сожгли несколько еретиков.
После смерти Ивана III по завещанию власть переходила к Василию. соотношение социальных сил в стране продиктовало неизбежность поисков компромисса с церковью. Сильная церковь в качестве союзника была предпочтительнее церкви-соперника. Вскоре обнаружились разногласия между Василием III и митрополитом – «нестяжателем» Варлаамом. Великий князь пошел навстречу «осифлянам» с их теорией сильной государственной власти, имеющей «божественное» происхождение пошли навстречу и церковники, которым поддержка светской власти сулила большие выгоды, нежели опора на терявших силу удельных князей.
После 1508г. глава «осифлян» – Иосиф, у которого возник конфликт с удельным князем Федором Волоцким, перешел со своим монастырем под опеку Василия III. Вскоре великокняжеская власть повернула от поддержки «нестяжателей» к политике предоставления церкви широких иммунитетных привилегий. Тем самым была сохранена самостоятельная в экономическом отношении церковная организация со своей системой администрации, суда и управления.
В 1510-1511гг. монах Филофей обратился с посланием к Василию III, в котором развивал мысль о Москве – «третьем Риме». Согласно его взглядам, существовало 3 мировых центра христианства – сначала древний Рим, который пал из-за отступления от «истинного христианства», потом таким центром стала Византия. Но византийские правители тоже изменили православию, заключив в 1439г. Флорентийскую унию с католической церковью, что привело к падению Византии. Москва же, не признавшая Флорентийской унии, является мировым центром православия.
Представление о «Москве – третьем Риме», однако, не стало основной политической теорией московских правителей. Ею стали взгляды, отразившиеся в другом произведении – «Сказании о князьях Владимирских», в котором доказывалось, что московские князья ведут свое происхождение от самого римского императора Августа.
Культура Руси в 14-15вв.
Монголо-татарское нашествие и установление золотоордынского ига нанесли страшный удар по культуре Руси, задержав ее развитие и положив начало ее отставанию от развития культуры западноевропейских стран. Было уничтожено много материальных и духовных ценностей. Были истреблены или уведены в плен лучшие ремесленные и художественные силы страны, истреблено большинство городов, центров развития культуры. Исчезли навсегда или были утрачены на столетия некоторые виды ремесла, уровень ремесленного и художественного мастерства резко снизился. На полстолетия прекратилось каменное строительство. Надолго прекратилось и искусство белокаменной резьбы. Прекращение каменного строительства приостановило развитие фресковой живописи. В связи с этим возросла роль станковой иконописи, но иконы конца 13 – начала 14в. в своем большинстве отличались примитивностью рисунка, бедностью цветового решения. Тяжелый удар был нанесен и письменности – погибло много книг.
В первые столетия после нашествия усилия русского народа были направлены на восстановление разрушенного хозяйства и сохранение уцелевших от гибели культурных ценностей. Церковный собор во Владимире (1274г.) выносит постановление о сборе уцелевших от гибели рукописных книг. Со второй половины 14в. в русских землях начался культурный подъем.
Летописание. Среди жанров русской литературы ведущую роль продолжало играть летописание. После временного упадка, вызванного нашествием, летописание возобновляется во всех крупнейших политических центрах Руси. Со второй половины 14в. наибольшее значение приобретает московское летописание. В составленных в 1392 и 1408гг. в Москве летописных сводах, носивших уже общерусский характер, обосновывались непрерывность великого княжения московских князей и их исторические права на главенство в объединительном процессе. В середине 15в. в Москве был создан первый русский «Хронограф» - краткая всемирная история с включением в нее сведений из русской истории.
Устное творчество и литература. Ведущей темой стала тема борьбы с монголо-татарами, борьбы за государственно-политическое единство страны. Одним из приемов разработки этой темы было обращение к героическому прошлому Киевской державы. Древний цикл былин о киевских богатырях перерабатывается и дополняется новыми, в которых главными врагами вступают уже не печенеги и половцы, а монголо-татары. Особый цикл былин сложился в Новгороде, в которых прославлялись богатство и могущество «вольного» города (былины о Садко Сытиниче, о Василии Буслаеве и т.д.). В 14-15вв. складывается жанр народных поэтических и исторических песен, многие из которых в переработанном виде вошли в состав летописных текстов и литературных сборников (историческая песня о Щелкане Дудентьевиче, повествующая о народном восстании в Твери в 1327г., повесть о битве на Калке, «Сказание о городе Китае», эпические дружинные воинские повести о разорении Батыем Рязани, об обороне Владимира и Киева, о легендарных русских богатырях Евпатии Коловрате, Меркурии Смоленском и Сухмане). В жанре «житий» создаются повести о князьях, прославившихся в борьбе с захватчиками (о псковском князе Довмонте, о жизни и подвигах Александра Невского, о гибели в орде Михаила Ярославича и т.д.). В конце 14 – начале 15в. создается целый цикл летописных повестей и «сказаний» о Куликовской битве, «Сказание о Мамаевом побоище» и патетическая художественная поэма «Задонщина». «Задонщина» прославляет Москву как новый государственно-политический центр всей Руси и московского князя Дмитрия Ивановича Донского.
В подъеме русской литературы и искусства большое значение имело восстановление и расширение культурных связей с европейскими странами и странами Востока. зНачительно расширился ареал «хожений». Выдающимся литературным памятником 15в. является «Хожение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина (1466-1472гг.), содержащее ценне сведения о жизни и культуре народов Индии.
Для Руси этого времени важное значение приобрели культурные связи с Болгарией и Сербией, оказавшие влияние на русскую литературу и изобразительное искусство (сложная литературно-стилистическая манера письма, отличавшаяся витиеватой словесной вычурностью, нарочитой торжественностью и риторичностью).
Живопись. Своего наивысшего расцвета в конце 14 – первой половине 15в. достигла церковная живопись. В современной литературе русскую культуру этого времени иногда характеризуют как «русское Возрождение». В жестких рамках богословских канонов и традиций средневековой церковной живописи русские мастера могли создать произведения большого общественного значения. В творчестве Феофана Грека и Андрея Рублева древнерусское изобразительное искусство достигло своей вершин. Центральной темой их творчества, как и творчества других мастеров (Симеон Черный, Даниил Черный, Прохор из Городца и др.) становится человек и его внутренний духовный мир, раскрываемый иконописными средствами через сюжеты церковной мифологии.
Феофан Грек соединил в своем творчестве лучшие традиции византийского искусства с достижениями русских живописных школ. Лучшими работами Феофана Грека являются написанные им фрески в новгородской церкви Спаса на Ильине и часть икон из иконостаса Благовещенского собора в Московском Кремле.
Творчество А. Рублева – высшая точка в развитии древнерусского искусства. Созданная Рублевым икона «Троица» наиболее полно раскрывающая его творческие принципы и живописные приемы, принадлежит к самым выдающимся произведениями мирового изобразительного искусства.
Особое место в истории русского средневекового искусства занимает живопись Новгорода и Пскова (фрески Волотовской и Мелетовской церквей, икона «Молящиеся новгородцы» и т.д.).
Архитектура. В 14-15вв. продолжается развитие местных архитектурных школ, среди которых все большее значение приобретает московская школа. Каменное строительство в Москве началось при Иване Калите, заложившем основу соборного ансамбля московского Кремля, строительство которого было завершено при Иване III и Василии III. При Дмитрии Донском в Москве воздвигается первый в Северо-Восточной Руси белокаменный Кремль. Московские зодчие производят реставрацию и обновление ряда уникальных памятникв владимирского зодчества (соборы во Владимире, Переяславле-Залесском и др.). Памятниками раннемосковского зодчества являются соборы Успения на Городке и в Саввино-Сторожевском монастыре близ Звенигорода, Троицкая церковь в Троице-Сергиевом монастыре и собор Андроникова монастыря в Москве). Для московских зодчих было характерным стремление к использованию в каменном строительстве элементов деревянного зодчества, что в 16в. приведет к созданию в храмовом строительстве так называемого шатрового стиля.