Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 11:40, шпаргалка
Произведения древнерусской литературы дают цельный идеальный образ правителей, указывая на негативные явления в политической жизни восточнославянских земель: политическую раздробленность, злоупотребления администрации. Как источник используются и скандинавские саги, несмотря на искажение действительности. Они дают сведения о повседневной жизни правящих династий Восточной Европы, позволяют понять идеалы, стереотипы, ценности князей.
Для получения полной исторической картины необходимо комплексное использование всех видов источников.
В концу столетия среди художников выработалось особое направление, так называемая «строгановская» школа – по имени покровителей этого направления богатых купцов Строгановых. В этой школе ценились техника письма, умение передать детали на очень ограниченной плоскости, внешняя живописность (Прокопий Чирин, Никифор, Истома, Назарий, Федор Савины).
Демократические
тенденции проявлялись у
Идет развитие искусства книжной миниатюр, которые с большой подробностью передают реальные картины исторических событий. Искусство оформления книги, унаследованное у древнерусских книжников, продолжало успешно развиваться и в 16в. Большого развития достигло художественное шитье, особенно в мастерской князей Старицких. В конце столетия шитье начинают украшать ее и драгоценными каменьями.
Музыка и театр. Церковное пение 16в. характеризовалось утверждением «знаменного» – одноголосого хорового пения. Но вместе с тем церковь не могла игнорировать народную музыклаьную культуру. Поэтому в 16в. и в церкви начало распространяться многоголосие.
Ввиду упорного противодействия церкви инструментальной музыке западноевропейские орган, клавесины и клавикорды, появившиеся в 15в., не получили сколько-нибудь широкого распространения. Лишь в народной среде повсюду играли на музыкальных инструментах (волынки, дудки, сопелки, гусли, домры, балалайки, бубны). В войске использовались трубы и сурны. В народной среде были распространены также богатые традиции театрального искусства.
Крепостное право в России. Основные этапы закрепостнительной политики в 15-18вв.
Изъятие прибавочного продукта требовало создания наиболее жесткого механизма экономического принуждения.
Распространение поместного землевладения, стремление служилых людей взять под контроль часть земли встречало сопротивление крестьянской общины, которое нужно было преодолеть.
Государство нуждалось в поступлении налогов, сбор которых передавался помещикам, но для этого крестьян нужно было переписать. Действие указанных предпосылок стало проявляться под действием Ливонской войны.
В результате бегства населения на окраины обострилась проблема обеспечения служащих рабочей силой.
Процесс закрепощения был длительным и прошел несколько этапов.
1 этап. С конца 15в. до конца 16в.
еще в эпоху Древней Руси часть населения теряла личную свободу. Однако крестьяне могли покидать землю.
В 1497г. в Судебнике фиксируется срок перехода, что свидетельствует о стремлении ограничить права крестьян. Но данное право также заставляло землевладельцев считаться с интересами крестьян. Эта же норма содержится и в Судебнике 1550г. В 1581 году в условиях крайнего разорения страны, Иван IV ввел заповедные лета, запрещавший переход крестьян на пострадавших территориях.
2 этап. Конец 16 века завершился Соборным уложением 1649г.
в 1592-1593гг. вышел указ, запрещавший выход по всей стране без ограничений.
В 1592г. – писцовые книги (перепись), позволявшие прикрепить крестьян и возвращать их в случае бегства.
В 1597г. – указ, установивший урочные годы: срок поиска беглых – 5 лет), затем они подлежали закрепощению на новых землях. Этот указ вызвал острую борьбу между группировками землевладельцев о сроках писка беглых. Соборное уложение установило бессрочный поиск.
3 этап. Середина 17 – конец 18в. Крестьяне по нараставшей теряли остатки своих прав.
1765г. - их можно было продавать без земли. В 18в. помещики получали право распоряжаться их имуществом, ссылать на каторгу и в Сибирь.
4 этап. Конец 18 века – 1861г. Крепостные отношения вступили в стадию разложения. Вводятся меры, ограничивающие крепостной произвол.
Утверждение крайне неэффективной формы феодальных отношений, крепостная эксплуатация лишали производителей заинтересованности в результатах труда, подрывали помещичье хозяйство, вызывали массовые выступления. Крепостничество легло в основу деспотической формы власти.
Помещики верно служили царю потому, что стали заложниками крепостничества.
Обрекая народ на невежество крепостничество препятствовало проникновению культуры.
Украина в составе Речи Посполитой во второй половине 16 – первой половине 17в. Обострение социальных и национально-конфессиональных противоречий.
С началом Ливонской войны обнажилась внутренняя слабость ВКЛ. Реформы 1564-66гг., проведенные в интересах русско-литовской шляхты, уже ничего не могли изменить. Если в течение всей 1-й половины 16в. верхи литовского государства упорно отклоняли все попытки поляков осуществить старый план инкорпорации ВКЛ, однако под влиянием обозначенных обстоятельств, литовское руководство пришло к пониманию необходимости объединения с Польшей.
Состоялся полько-литовский сейм, подписавший акт унии (Люблин), согласно которой ВКЛ и Польское государство стали составлять одно государство – Речь Посполитую. В ВКЛ органы управления перестраивались по польскому образцу. Литва лишилась Подляшья, Волыни, Киевщины и Подолья. Поляки традиционно рассматривали территорию Подляшья (Берестейское княжество) как свою провинцию, потому что мелкая шляхта переселялась сюда в 15в. и колонизировала ее.
Волыняне очень долго не являлись на сейм, протестуя против польского произвола. Тогда Сигизмунд II Август предпринял силовые акции и эта мера вразумила представителей Волыни. с большой неохотой они присягнули польской короне. Они получили некоторые вольности – сохранен местный язык, шляхте православной веры были предоставлены одинаковые права с католиками, было обещано назначение православных на должности. Такой легкий успех вскружил голову польским политикам и они потребовали присоединения Восточного Подолья, которое было незадолго до этого реорганизовано в Браславское воеводство, а также Киевщины.
Проект включения Браславского воеводства был немедленно включен в акт присоединения Волыни как ее часть, а браславским сановникам было приказано присягнуть польской короне. На следующий день после присяги браславского воеводы 5 июня 1569г. состоялась конференция, на которой король заявил, что решил присоединить и Киевскую землю. Этим же днем датирована и грамота о присоединении, в которой говорилось, что Киевская земля – одна из исконных провинций Польши.
Для умиротворения киевский обывателей им были предоставлены те же права, что и населению Волыни. Таким образом, Польша собрала под своей властью почти все литовские земли, кроме земель по среднему течению Буга и Верхней Припяти, составившие Брестское воеводство, оставшееся в составе ВКЛ. Так называемая Русь Угорская (Закарпатская Украина) находилась в зависимости от Венгрии, а ее восточная часть позже окажется в составе Австрийской империи Габсбургов, Северную Буковину удерживала Молдавия, а с 1614г. – Турция, Чернигово-Северские земли контролировались Московским государством. В начале 17в., во время смутного времени, Черниговская земля была присоединена к Польше. На ее основе было создано Черниговское воеводство, находившееся в составе Речи Посполитой.
С тех пор, по словам Ключевского, в этих областях стала водворяться польская администрация на места русской, действовавшей при литовских князьях. Польская шляхта начала приобретать земли в юго-западной Руси и водворяла здесь польское крепостное право.
Дворянство юго-западной Руси по примеру польских землевладельцев, поработив русское крестьянство, постепенно отчуждалось от своих земель, сближаясь с польской шляхтой и вместе с их привилегиями усваивало ее нравы, язык и веру. Большинство населения Украины, проживающего на территории Речи Посполитой составляли тягловые крестьяне. Они работали на помещика 8-10 дней в году, а затем по 2-4 дня еженедельно, платили подымный налог, несли дополнительные повинности и работы.
С 16в. крестьяне были лишены права продавать землю или сдавать ее в залог. В случае перехода в другую местность крестьянину следовало уплатить шляхтичу за прежнее проживание и получить от него документ о предоставлении личной свободы.
В 1557г. в Галиции на Волыни была проведена аграрная реформа «Устав на волоки» – происходил передел территории, участки делились: площадью 19га в Польше (Польская волока), 22га – в Литве из расчета на 1 семью. За 1 волок нужно было работать 2 дня в неделю в фольварке шляхтича, платить денежный, продуктовый налог стоимостью 30 грошей, а также выполнять другие повинности. После Люблинской унии польские магнаты Потоцкие, Замойские активно колонизировали левобережную Украину. Волочная помера преследовала целью разрушить сельскую громаду и общинную форму землевладения.
На Переяславщине, Браславщине барщины не наблюдалось даже в начале 17в. В Галиции на шляхтича приходилось работать 4-5 дней в неделю, а на Киевщине – 2-3.
По подсчетам
украинского исследователя
Чаще всего магдебургское право было ограниченным, в состав ратушного управления не могли входить горожане, отсутствовала собственность горожан на землю, существовала высокая зависимость от королевской власти.
Кризис восточнохристианской
цивилизации и невозможность
воспринять западнохристианскую новоевропе
После падения
Константинополя киевская метрополия
осталась без присмотра константинопольс
Опираясь на поддержку Сигизмунда III они скоро поставили под свой контроль государственные учреждения, общественную элиту, церковные кафедры, школу и направили все это против Южной и Западной Руси. Местная православная иерархия оказалась неспособной сдержать это давление католицизма. Попытки же православных мирян оказать давление на православное духовенство побудило их обратится к идее иезуита Скарги об унии православия и католицизма. В декабре 1595г. папа Климентий VIII дал согласие на принятие православных украинских земель под свой протекторат. В октябре 1596г. в Бресте состоялся церковный собор, на котором киевский митрополит Михаил Рогоза и большинство православных епископов признали верховенство римских пап и католического вероучения. При этом сохранялись церковные обряды и церковнославянский язык богослужений. Было принято решение о соединении церквей в форме унии. В итоге появилась греко-католическая церковь, ее служители освобождались от налогов, могли создавать семью. Уния произошла в эпоху Европейской Реформации. Несмотря на сопротивление украинской знати, братств, казачества к 1623г. свыше 1800000 украинцев и белорусов стали униатами. Лишь львовская и перемышевская епархии долго оставались православными (до 1700 и 1691гг.).
Подлинного равенства между римско-католической и греко-католической церквями так и не было достигнуто. Даже в сенате митрополит униат получил место только в 1790г., за 5 лет до последнего раздела Речи Посполитой.
«Смутное время»: политический кризис и гражданская война в России начала 17в. (причины, сущность и пути преодоления последствий).
В этот период страна находилась в глубочайшем кризисе. Происходили кровавые конфликты, борьба за власть между служилыми людьми, боярством, посадскими людьми с другой часть общества, в которой крестьянство являлось пассивной массой, страдающей от обеих группировок. Ученые по разному объясняют причины этих событий. Карамзин, Соловьев как борьбу государственного начала с анархией (казачество). Более комплексный подход был характерен для Платонова, определявшего смуту как сложное течение действий и переплетение сложных сил.
В советской исторической науке понятие смуты отвергалось, а события 17в. характеризовались как первая крестьянская война, осложненная внутриполитической феодальной борьбой за власть.
Важнейшей предпосылкой смуты стал хозяйственный кризис конца 16в., убыль тяглового населения, увеличение налогового и феодального бремени. Тенденция к закрепощению, ухудшение жизни холопов создавали взрывоопасную ситуацию. Многие боевые холопы оказались в условиях голода. Не имея навыков производительного труда, они объединялись в отряды воровских людей, терроризирующих мирное население и со временем превратившиеся в угрозу государства.
Обострились отношения между людьми служильными. Дворяне юга пытались привлечь беглых крестьян, создавая им льготные условия, дворяне центра старались не только удержать, но и вернуть беглых.
Служивые люди по прибору старались поднять свой социальный статус до служилых людей по отечеству.
Численность казачества росла, оно было недовольно политикой центральной власти. Борис Годунов запретил казакам появляться в русских торговых городах и вести там торговлю, что также приводило к росту противоречий.
После смерти Ивана IV (1598г.) обострился политический кризис, вызванный борьбой разных бояр за власть. Пресечение династии вслед за опричниной обострило духовный кризис. Отсутствие законного природного царя могло осознаваться как страшная угроза всему русскому народу и стране. Это привело к появлению самозванцев, в которых народ видел спасителей.
Помимо внутренних причин влияние оказали и внешние факторы. Разладом в Русском государстве пытались воспользоваться соседи, вмешивающиеся в ее внутренние дела, что также обострило социальные противоречия.