Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 08:35, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является комплексно раскрыть процесс эволюции Боярской Думы в XVI-XVII веках. В рамках достижения поставленной цели были определены задачи:
- определить сущность Боярской Думы;
- проанализировать компетенции Думы;
- установить состав Боярской Думы;
- рассмотреть порядок заседания и принятия решений;
- описать процесс делопроизводства;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………3
1 СУЩНОСТЬ И СОСТАВ БОЯРСКОЙ ДУМЫ………………………………………..7
1.1 Сущность Боярской Думы……………………………………………………………………………..7
1.2 Состав и структура Боярской Думы…………………………………………………………..15
2 БОЯРСКАЯ ДУМА КАК ВЫСШИЙ ОРГАН ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА………………..……..18
2.1 Компетенции Думы……………………………………………………………………………………….18
2.2 Порядок заседания и принятия решений …………………………………………………..23
2.3 Делопроизводство………………………………………………………………………………………….28
3 ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ БОЯРСКОЙ ДУМЫ…………………………………………….35
2.2 Роль Думы в системе государственных органов Московского государства ……………………………………………………………………………………………………………….………………35
2.3 Прекращение деятельности Боярской Думы……………………………………………..40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……43
17
Средние и мелкие феодалы,
объединившись с городским
С середины XVI в. усиливается значение дворян. 19
Дворяне - служилые люди, не получившие боярского чина | |
Верхушка дворянства - "думные дворяне" |
Группы дворян:
|
Распределение привилегий происходило в зависимости от родовитости и знатности |
Но отмена местничества в 1682 г. ликвидировала различия между ними и другими феодалами и усилила роль дворянства. |
Крупнейшим феодалом была церковь. Класс феодально-зависимых крестьян делится на черносошных и владельческих (дворцовых, монастырских, помещичьих). Основными формами эксплуатации были барщина и оброк. В данный период прослеживается постепенное и окончательное закрепощение крестьянства. Во второй половине XVI в. получили большое развитие города. Увеличивается численность посадских людей.
Таким образом, все выше указанные предпосылки ведут к созданию в середине XVI в. в России сословно-представительной монархии, где функции сословно - представительного органа выполняли Земские соборы.20
Сословно - представительная монархия ведет свое начало от созыва первого Земского собора в 1549 г., когда Иван IV, ведя борьбу с реакционной частью боярства за укрепление централизованной власти, вынужден был опереться на растущее поместное дворянство и верхушку городского населения, призвав их к участию в специально для этого созданном государственном органе. Новой особенностью общественного строя стало появление на политической арене двух новых социальных сил - дворянства и горожан. В XVI - XVII вв. Боярская Дума в документах именовалась служилыми людьми и состояло из целого ряда категорий (слоев). Верхний слой составляли бояре. Термин боярин стал обозначать звание (чин). Большинство среди них составляли бывшие удельные князья. Но некоторая часть происходила из родовитого старомосковского боярства, не имевшего княжеских титулов. Общая численность бояр была невелика. В 1564 г. их было 33, после опричного террора в 1572 г. из них осталось 17. К концу XVII в Боярской Думе насчитывалось 42 боярина. 21
Таким образом, Боярская дума
представляла собой совещательный
орган сословно-
1.2 Состав и структура Боярской Думы
В конце XV в. Дума состояла из двух чинов: бояр (10-12 человек) и окольничих (5-6 человек). Боярство представлено людьми из старых московских боярских фамилий. В среде этих бояр в XV в., сложились местнические отношения, которые регламентировались не родовитостью (это определить было невозможно), а службами предков. Окольничьи стояли несколько ниже бояр, но также принадлежали к ближайшему окружению великого князя, будучи советниками и судьями. При Василии III в думу входят уже великие или введеные дьяки (позже они стали называться думными дьяками), а также представители московского дворянства - думные дворяне.
Структура Боярской Думы:
22
В конце XV-начале XVI вв. в государственном
управлении значительную роль начали
играть неродовитые, но грамотные чиновники
- дьяки. Они стали реальными
Судьи из бояр и дворян впервые появились в приказе Казанского дворца, Ямском приказе, четвертях (Новгородской и Нижегородской ).
В конце XVI в. расширилась
сеть судных приказов, во главе которых
неизменно стояли бояре. Фамилии
представителей служилой знати значатся
в качестве судей, возглавлявших
подавляющее большинство
Во время крупных военных
походов родовитые бояре
Боярская дума на рубеже веков имела отнюдь не парадное значение. Это был действительный, в полном смысле слова высший правительственный орган государства. Если Годуновы и их советники и оказывали решающее влияние на важнейшие вопросы придворной жизни, то они ни в коем случае не подменяли собой управленческие функции Думы в целом. Правительственное значение Боярской думы в конце XVI-начале XVII в. определялось не столько тем, что она являлась органом боярской аристократии для защиты ее интересов, сколько ее статусом царской думы. Суть политики Бориса Годунова заключалась не в ограничении традиционных прерогатив Думы, а в привлечении на свою сторону бояр, в консолидации знати вокруг трона.24
Таким образом, состав Боярской Думы определялся, главным образом, принципом местничества. Формально наибольшей властью в Боярской Думе обладали думные бояре, но на деле наибольшая власть была в руках приказных дьяков, так как через них проходил весь документооборот.
И в целом, Боярская Дума была учреждением, тесно связанным с судьбою известного класса московского общества; она была политическим учреждением, которое создавало московский государственный и общественный порядок и им руководило. Единственной постоянной опорой устройства и значения боярской думы был обычай, в силу которого государь призывал в управление людей боярского класса в известном иерархическом порядке. Крепость этого обычая создана была историей самого Московского государства.
Боярская дума, по определению
С.М. Каштанова, не имела раздельной
от монарха самостоятельной
26
Приведенными примерами далеко не исчерпывается круг проблем, рассматривавшихся на заседаниях Думы.
Дума XVII в. внешне не отличается от Думы XVI века. Думцы по прежнему первые люди в правительстве и возле царя. Только теперь в XVII в., думцы выдвигаются на свои высокие места больше своей личной заслугой да милостью государя, а не своей знатной «породой». Дума такого состава, конечно, не может требовать себе такой же чести в государстве, как Дума знатных княжичей XVI века. дума XVII века вся в воле государя.
Но, изменившись по своему
происхождению и составу, ближайшие
слуги правительственной
Царь советовался со своими «думцами» по всем государственным делам; с их совета издавались новые законы, с боярского совета решались и дела по управлению. Думные бояре были не только советниками, но и заведовали отдельными частями управления. Когда в Думе заходила речь о военном устройстве, поднимался со своего места и давал объяснения тот боярин, который был «судьей», т.е. начальником военного министерства, именовавшегося «Разрядным приказом». Если во главе приказа, о ведомстве которого заходила в Думе речь, стоял человек, не имевший думного звания, его приглашали только на это заседание и выслушивали его. Приглашали иногда в Думу и посторонних «сведущих людей», купцов, духовенство, если нужно было выяснить в деле что-либо этим людям хорошо известное. Часто принимал участие в заседаниях Думы и патриарх, причем он участвовал в обсуждении не одних только церковных дел.
Из думных бояр выбирались опытные люди вести переговоры с иноземными послами. Боярина, члена Думы, посылали ревизовать ту или иную область, из думцев выходили и главнокомандующие войском. Словом, длительность членов Думы была очень сложна и разнообразна и далеко не ограничивалась только сидением в Думе. Благодаря этой разнообразной деятельности, не все бояре собирались всякий раз на совещание в Думу. В 1631 году считалось 40 человек членов Думы. Из них более половины было в служебной отлучке, так что весь наличный составь совета не достигал 20 человек.27
Не всегда и не все дела сразу ставились и сразу же решались в Думе. Дела особенно важные и серьезные, все то, о чем царю приходилось «мыслить тайно», он, прежде чем внести на рассмотрение полного собрания всех думцев, обсуждал с особенно близкими ему по родству, по дружбе или по расположению лицами, как думцами, так и не состоявшими членами Думы. Это была «тайная» или «ближняя» Дума государева. Не всей же Боярской Думе было, например, обсуждать, как обрядить какое-нибудь необычное торжество при дворе или богомольную поездку государя, как, на всякий случай, устроить из дворцовым доходов хозяйственное положение царицы или царевны. Поговорить обо всем этом было необходимо с теми или другими советниками. Вносить такие вопросы в совет всех бояр и потому еще было неудобно, что дворцовые советники, которые прежде других могли «к тому делу дать способ», т.е. нужные справки - кравчий, ясельничий, дворецкий - часто и не были думными людьми, не ходили в «палату» и не сидели «с боярами».28
Часто, особенно при обсуждении вопросов внешней политики, надо было сохранить в тайне и само решение дела и причины, по которым оно было решено так, а не иначе. Ведь, когда дело обсуждалось при полном собрании всех думцев, в Боярской Думе, сохранить тайну было трудно: дела докладывались вслух, делались вопросы в приказах, призывались в Думу лица не думного звания, а потом как можно было поручиться, что тот или иной думный человек, мало умудренный житейской опытностью, не проболтается в кругу семьи, среди друзей, за веселой пирушкой.
В силу всего этого члены
Ближней Думы выбирались всегда самим
государем из близких ему людей,
не заседавших в Думе, и из бояр -
думцев, особенно хорошо ему известных.
При выборе членов Ближней Думы царь
не руководствовался ни боярским «отечеством»,
т.е. родовитостью, ни особыми заслугами,
а только своим личным усмотрением.
При царе Алексее Ближняя Дума
явственно становится постоянно
действующим учреждением, решающим
дела и по управлению законодательные,
часто не внося их на обсуждение
всех бояр. Боярская Дума «все бояре»,
синклит все реже и реже собирается
в последние годы царствования Алексея
Михайловича, да и только лишь в торжественных
случаях. Первенствующее место в
правительстве переходит к
При царе Алексее около этой Ближней государевой Думы образуется еще одно учреждение, прямо подведомственное царю, только от него принимающее распоряжение и в исполнении их отдающее отчет тоже только ему. Учреждение это носило название Приказа Тайных Дел. В этом приказе сосредотачивались все дела особой важности, которые царь хотел знать в точности сам, наблюдать за их течением и направлять его; в этот приказ стали поступать все просьбы челобитные людей, обращавшихся к царю, как к источнику правосудия и справедливости, с жалобами на всякие притеснения и обиды со стороны высших чиновников и других правительственных учреждений. Через посредство Тайного приказа царь Алексей рассчитывал иметь свой глаз во всех ветвях управления государством, посылая для разбора различных затруднений или недоразумений в делах различных ведомств хорошо известных ему дьяков и подьячих этого приказа; в этот приказ направлялась вся личная переписка царя, здесь ведались его личные имения и промышленные предприятия, аптека, Гранатный и Потешные дворы, царская благотворительность, наконец личная казна царя.