Эволюция Боярской Думы в 16-17 веках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 08:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является комплексно раскрыть процесс эволюции Боярской Думы в XVI-XVII веках. В рамках достижения поставленной цели были определены задачи:
- определить сущность Боярской Думы;
- проанализировать компетенции Думы;
- установить состав Боярской Думы;
- рассмотреть порядок заседания и принятия решений;
- описать процесс делопроизводства;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………3
1 СУЩНОСТЬ И СОСТАВ БОЯРСКОЙ ДУМЫ………………………………………..7
1.1 Сущность Боярской Думы……………………………………………………………………………..7
1.2 Состав и структура Боярской Думы…………………………………………………………..15
2 БОЯРСКАЯ ДУМА КАК ВЫСШИЙ ОРГАН ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА………………..……..18
2.1 Компетенции Думы……………………………………………………………………………………….18
2.2 Порядок заседания и принятия решений …………………………………………………..23
2.3 Делопроизводство………………………………………………………………………………………….28
3 ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ БОЯРСКОЙ ДУМЫ…………………………………………….35
2.2 Роль Думы в системе государственных органов Московского государства ……………………………………………………………………………………………………………….………………35
2.3 Прекращение деятельности Боярской Думы……………………………………………..40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……43

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 213.77 Кб (Скачать файл)


17

 

Средние и мелкие феодалы, объединившись с городским населением, решительно выступали против старой феодальной знати. Опорой великокняжеской  власти было дворянство. От монарха  оно ждало земель, крестьян, повышения  своего политического веса. Именно поэтому, из-за нестабильной обстановки в государстве Иван IV создал опричнину. Класс феодалов составили бояре, которые получили придворный чин «холопов государевых». Именно такая классовая структура была в XVI веке. Распределение привилегии происходило по принципу местничества (родовитость, знатность). Постепенно такое распределение чинов уступало место чину, жалуемому царем.18

С середины XVI в. усиливается  значение дворян. 19

Дворяне - служилые люди, не получившие боярского чина

 

 

 

Верхушка дворянства - "думные дворяне"

Группы дворян:

  • Московские;
  • Выборные;
  • Городовые;
  • Дворовые.

Распределение привилегий происходило  в зависимости от родовитости  и знатности

Но отмена местничества в 1682 г. ликвидировала различия между  ними и другими феодалами и усилила роль дворянства.





 

Крупнейшим феодалом была церковь. Класс феодально-зависимых  крестьян делится на черносошных  и владельческих (дворцовых, монастырских, помещичьих). Основными формами эксплуатации были барщина и оброк. В данный период прослеживается постепенное  и окончательное закрепощение крестьянства. Во второй половине XVI в. получили большое  развитие города. Увеличивается численность  посадских людей.

Таким образом, все выше указанные  предпосылки ведут к созданию в середине XVI в. в России сословно-представительной монархии, где функции сословно - представительного органа выполняли  Земские соборы.20

Сословно - представительная монархия ведет свое начало от созыва первого Земского собора в 1549 г., когда  Иван IV, ведя борьбу с реакционной  частью боярства за укрепление централизованной власти, вынужден был опереться на растущее поместное дворянство и верхушку городского населения, призвав их к участию в специально для этого созданном государственном органе. Новой особенностью общественного строя стало появление на политической арене двух новых социальных сил - дворянства и горожан. В XVI - XVII вв. Боярская Дума в документах именовалась служилыми людьми и состояло из целого ряда категорий (слоев). Верхний слой составляли бояре. Термин боярин стал обозначать звание (чин). Большинство среди них составляли бывшие удельные князья. Но некоторая часть происходила из родовитого старомосковского боярства, не имевшего княжеских титулов. Общая численность бояр была невелика. В 1564 г. их было 33, после опричного террора в 1572 г. из них осталось 17. К концу XVII в Боярской Думе насчитывалось 42 боярина. 21

Таким образом, Боярская дума представляла собой совещательный  орган сословно-представительной монархии.

 

1.2 Состав и структура Боярской Думы

 

В конце XV в. Дума состояла из двух чинов: бояр (10-12 человек) и окольничих (5-6 человек). Боярство представлено людьми из старых московских боярских фамилий. В среде этих бояр в XV в., сложились местнические отношения, которые регламентировались не родовитостью (это определить было невозможно), а службами предков. Окольничьи стояли несколько ниже бояр, но также принадлежали к ближайшему окружению великого князя, будучи советниками и судьями. При Василии III в думу входят уже великие или введеные дьяки (позже они стали называться думными дьяками), а также представители московского дворянства - думные дворяне.

 

                                Структура Боярской Думы:


 

 

 

 

 

22

В конце XV-начале XVI вв. в государственном  управлении значительную роль начали играть неродовитые, но грамотные чиновники - дьяки. Они стали реальными исполнителями  предначертаний велико княжеской власти, образовав первоначально аппарат  Боярской думы , Казны и Дворца, а  затем и приказов. Специализируясь  на выполнении определенных поручений (финансовых, дипломатических, военных), дьяки подготовили создание органов  управления с новым функциональным, а не территориальным распределением дел.

Судьи из бояр и дворян впервые  появились в приказе Казанского дворца, Ямском приказе, четвертях (Новгородской и Нижегородской ).

В конце XVI в. расширилась  сеть судных приказов, во главе которых  неизменно стояли бояре. Фамилии  представителей служилой знати значатся в качестве судей, возглавлявших  подавляющее большинство общегосударственных  приказов: Большого прихода, Разбойного, Московского, Владимирского, Рязанского и Дмитровского, Земского двора, Казанского дворца, Новгородской и Нижегородской  четвертей , Стрелецкого, Пушкарского, Челобитного, Холопьего суда и Ямского. Во главе важнейших приказов - Посольского, Разрядного и Поместного - традиционно стояли думные дьяки, являвшиеся своеобразными секретарями Боярской думы.23

Во время крупных военных  походов родовитые бояре пользовались преимущественным правом на замещение  высших командных постов в армии. Во главе полков в крупнейших походах  стояли знатнейшие бояре Мстиславские, Шуйские, Трубецкие, Голицыны и другие. Следует, правда, отметить, что в XVI-XVII вв. должностные назначения не всегда соответствовали чиновному положению  служилого человека. Но цвет княжеско-боярской аристократии сосредоточивался, прежде всего, именно в Думе, в высшем ее боярском чине. В крупных походах большой полк обычно возглавлял первый думный боярин конце XVI-начале XVII в. (это были князья Мстиславские). Формально он был главнокомандующим армией. Но военная власть первого боярина и воеводы могла существенно ограничиваться. Во время государевых походов с царем выступал его двор (царская гвардия), во главе которого стояли дворовые воеводы, обычно из числа наиболее приближенных к особе государя лиц, его фаворитов. Уже в 1680-х гг. звание дворового воеводы прочно закрепляется в титулатуре Бориса Годунова. Главный воевода (первый воевода большого полка ) обязан был держать совет и промышлять ратным делом вместе с дворовым воеводой», т .е . признавалась власть в армии обоих воевод.

Боярская дума на рубеже веков имела отнюдь не парадное значение. Это был действительный, в полном смысле слова высший правительственный  орган государства. Если Годуновы и  их советники и оказывали решающее влияние на важнейшие вопросы  придворной жизни, то они ни в коем случае не подменяли собой управленческие функции Думы в целом. Правительственное  значение Боярской думы в конце XVI-начале XVII в. определялось не столько тем, что  она являлась органом боярской аристократии для защиты ее интересов, сколько  ее статусом царской думы. Суть политики Бориса Годунова заключалась не в  ограничении традиционных прерогатив Думы, а в привлечении на свою сторону бояр, в консолидации знати вокруг трона.24

Таким образом, состав Боярской Думы определялся, главным образом, принципом местничества. Формально  наибольшей властью в Боярской Думе обладали думные бояре, но на деле наибольшая власть была в руках приказных дьяков, так как через них проходил весь документооборот.

И в целом, Боярская Дума была учреждением, тесно связанным с судьбою известного класса московского общества; она была политическим учреждением, которое создавало московский государственный и общественный порядок и им руководило. Единственной постоянной опорой устройства и значения боярской думы был обычай, в силу которого государь призывал в управление людей боярского класса в известном иерархическом порядке. Крепость этого обычая создана была историей самого Московского государства.

 

 

2. БОЯРСКАЯ ДУМА КАК  ВЫСШИЙ ОРГАН ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

2.1 Компетенции Боярской Думы

 

Боярская дума, по определению  С.М. Каштанова, не имела раздельной от монарха самостоятельной компетенции. Наряду с вопросами общегосударственной  важности Дума рассматривала дела о  земельных пожалованиях и служебных  назначениях, о всех, даже мелких, нарушениях закона. Для решения различных  дел создавались комиссии, постановления  которых приравнивались к решению  Думы. Обычно основные вопросы обсуждались  вместе с монархом («царь указал и бояре приговорили»), иногда и в отсутствие государя, хотя в годы правления Ивана Грозного члены Боярской Думы не осмеливались брать на себя ответственность, предоставляя решение воле государя: для такого случая существовало особое выражение «бояре поговорили». Главную роль в составлении и редактировании постановлений Боярской думы и царских указов, в организации работы канцелярии Думы и подведомственных ей центральных учреждений играли думные дьяки . В конце XVI-начале XVII в. сохранялось положение Боярской думы как высшего законодательного органа при царе. 25

26

 

Приведенными примерами  далеко не исчерпывается круг проблем, рассматривавшихся на заседаниях Думы.

Дума XVII в. внешне не отличается от Думы XVI века. Думцы по прежнему первые люди в правительстве и возле  царя. Только теперь в XVII в., думцы выдвигаются  на свои высокие места больше своей  личной заслугой да милостью государя, а не своей знатной «породой». Дума такого состава, конечно, не может  требовать себе такой же чести  в государстве, как Дума знатных  княжичей XVI века. дума XVII века вся в  воле государя.

Но, изменившись по своему происхождению и составу, ближайшие  слуги правительственной власти, конечно, сохранили свой прежний  характер и умение делать все дела. Если и прежде думцы государя не только законодательствовали, сидя с  ним в Думе, но и управляли страной  на местах, отбывая различные службы, военные и гражданские, то и теперь это так же; думного человека XVII века видно также всюду: то он управляет  приказом, то отправляется куда-нибудь воеводствовать, то командует полками, то смотрит служилых людей, то возвращается в Москву и заседает в Думе.

Царь советовался со своими «думцами» по всем государственным  делам; с их совета издавались новые  законы, с боярского совета решались и дела по управлению. Думные бояре  были не только советниками, но и заведовали отдельными частями управления. Когда  в Думе заходила речь о военном  устройстве, поднимался со своего места  и давал объяснения тот боярин, который был «судьей», т.е. начальником  военного министерства, именовавшегося «Разрядным приказом». Если во главе  приказа, о ведомстве которого заходила в Думе речь, стоял человек, не имевший  думного звания, его приглашали только на это заседание и выслушивали  его. Приглашали иногда в Думу и посторонних  «сведущих людей», купцов, духовенство, если нужно было выяснить в деле что-либо этим людям хорошо известное. Часто принимал участие в заседаниях Думы и патриарх, причем он участвовал в обсуждении не одних только церковных  дел.

Из думных бояр выбирались опытные люди вести переговоры с  иноземными послами. Боярина, члена  Думы, посылали ревизовать ту или иную область, из думцев выходили и главнокомандующие  войском. Словом, длительность членов Думы была очень сложна и разнообразна и далеко не ограничивалась только сидением в Думе. Благодаря этой разнообразной деятельности, не все  бояре собирались всякий раз на совещание  в Думу. В 1631 году считалось 40 человек  членов Думы. Из них более половины было в служебной отлучке, так  что весь наличный составь совета не достигал 20 человек.27

Не всегда и не все дела сразу ставились и сразу же решались в Думе. Дела особенно важные и серьезные, все то, о чем царю приходилось «мыслить тайно», он, прежде чем внести на рассмотрение полного  собрания всех думцев, обсуждал с особенно близкими ему по родству, по дружбе или по расположению лицами, как  думцами, так и не состоявшими  членами Думы. Это была «тайная» или «ближняя» Дума государева. Не всей же Боярской Думе было, например, обсуждать, как обрядить какое-нибудь необычное торжество при дворе или богомольную поездку государя, как, на всякий случай, устроить из дворцовым доходов хозяйственное положение царицы или царевны. Поговорить обо всем этом было необходимо с теми или другими советниками. Вносить такие вопросы в совет всех бояр и потому еще было неудобно, что дворцовые советники, которые прежде других могли «к тому делу дать способ», т.е. нужные справки - кравчий, ясельничий, дворецкий - часто и не были думными людьми, не ходили в «палату» и не сидели «с боярами».28

Часто, особенно при обсуждении вопросов внешней политики, надо было сохранить в тайне и само решение  дела и причины, по которым оно  было решено так, а не иначе. Ведь, когда  дело обсуждалось при полном собрании всех думцев, в Боярской Думе, сохранить  тайну было трудно: дела докладывались  вслух, делались вопросы в приказах, призывались в Думу лица не думного  звания, а потом как можно было поручиться, что тот или иной думный человек, мало умудренный житейской  опытностью, не проболтается в кругу  семьи, среди друзей, за веселой пирушкой.

В силу всего этого члены  Ближней Думы выбирались всегда самим  государем из близких ему людей, не заседавших в Думе, и из бояр - думцев, особенно хорошо ему известных. При выборе членов Ближней Думы царь не руководствовался ни боярским «отечеством», т.е. родовитостью, ни особыми заслугами, а только своим личным усмотрением. При царе Алексее Ближняя Дума явственно становится постоянно  действующим учреждением, решающим дела и по управлению законодательные, часто не внося их на обсуждение всех бояр. Боярская Дума «все бояре», синклит все реже и реже собирается в последние годы царствования Алексея  Михайловича, да и только лишь в торжественных  случаях. Первенствующее место в  правительстве переходит к Ближней  Думе, состоящей из лиц, которых государь призывает для совета, не считаясь ни с породой, ни с заслугами этих лиц.

При царе Алексее около  этой Ближней государевой Думы образуется еще одно учреждение, прямо подведомственное царю, только от него принимающее распоряжение и в исполнении их отдающее отчет  тоже только ему. Учреждение это носило название Приказа Тайных Дел. В этом приказе сосредотачивались все  дела особой важности, которые царь хотел знать в точности сам, наблюдать  за их течением и направлять его; в  этот приказ стали поступать все  просьбы челобитные людей, обращавшихся к царю, как к источнику правосудия и справедливости, с жалобами на всякие притеснения и обиды со стороны высших чиновников и других правительственных учреждений. Через  посредство Тайного приказа царь Алексей рассчитывал иметь свой глаз во всех ветвях управления государством, посылая для разбора различных  затруднений или недоразумений  в делах различных ведомств хорошо известных ему дьяков и подьячих этого приказа; в этот приказ направлялась вся личная переписка царя, здесь  ведались его личные имения и промышленные предприятия, аптека, Гранатный и  Потешные дворы, царская благотворительность, наконец личная казна царя.

Информация о работе Эволюция Боярской Думы в 16-17 веках