Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 20:24, курсовая работа
Целью данной работы является всестороннее исследование эволюции чешского рыцарства. Достижение этой цели предполагает решение ряда взаимосвязанных задач:
– выявить предпосылки и условия формирования рыцарства в Чехии;
– проследить изменения социально-экономического и политического положения рыцарства в Чехии в высоком и позднем средневековье;
– предпринять комплексный анализ политического и социально-экономического положения рыцарства накануне гуситских войн, на основании которого выявить причины его участия в различных лагерях гуситского движения:
– выявить роль, которая была сыграна представителями рыцарства в разработке программных требований и в военно-политической деятельности обоих гуситских лагерей;
Само облачение рыцарей при отправлении их на состязание было обставлено известной торжественностью. С самого раннего утра того дня, на который был назначен турнир, оруженосцы входили в покои рыцаря, чтобы одеть и вооружить его. Народ в праздничных одеждах толпами валил по улицам, усыпанным цветами и венками. Те сеньоры, которые не принимали участия в бою, являлись на носилках в длинных горностаевых мантиях с откинутыми отворотами [33, с. 181].
Рыцари также стекались со всех сторон; одни были в великолепном одеянии и с многочисленной свитой, так что толпа приветствовала их появление громкими криками; другие же были с черным или вороненым оружием, без всякой свиты, и становились в стороне от своих блистающих роскошью собратьев. Щиты этих черных, мрачных рыцарей были покрыты чехлами; зрители увидят их гербы только тогда, когда чехлы этих гербов будут пробиты копьями и мечами; тогда только узнают присутствующие, кто эти храбрые витязи, так тщательно скрывающие свои имена [33, с. 181].
На турнире появлялись также и унылые рыцари, не знавшие счастья и любви, так как избранные ими дамы сердца оставались к ним совершенно равнодушны; иной из этих рыцарей по указанию прорицателя появлялся на турнире в надежде на славу взамен счастья. Были там также и рыцари, только что окончившие разные опасные предприятия и вышедшие победителями из всевозможных опасностей [33, с. 181].
На турниры приезжали и бедные рыцари без роду и племени; эти люди, в звании рыцарей низшего разряда, искали случая отличиться и заявить о себе какой-либо доблестью, каким-либо выдающимся подвигом; щиты у них были совершенно белые, и только одна победа над противником могла доставить им герб. Девиз этих рыцарей низшего разряда был таков: «Честь выше всего» [33, с. 182].
Но вот звук труб усиливается, звон колоколов раздается все громче и громче, и король в сопровождении своего двора приближается к месту турнира. Шествие открывают герольды; они идут попарно и несут жезл или ветвь мира; повязка или дубовый венок украшает их лоб; они одеты в полукафтанье, обшитое золотым галуном, а на груди у них эмалированная бляха с гербом родины [33, с. 182].
Особа герольда считается неприкосновенной; они совершенно безбоязненно могут проходить через поле брани и даже подойти к военачальнику неприятеля и передать ему от имени народа слово ненависти и мести; объявить войну, мир, перемирие, возвестить о турнире и устроить его, присутствовать при посвящении рыцаря, быть на турнире и обуздывать пыл состязающихся [34, с. 374].
В шествии к месту турнира за герольдами следовал герольдмейстер; его сопровождали маршалы, оруженосцы и пажи. Герольдмейстер был всегда одет в великолепный костюм. За этим кортежем скачут на своих конях 30 знаменных рыцарей. За каждым из этих знаменных рыцарей следовало по 50 стрелков, а впереди несли знамя как неотъемлемый знак власти этого рыцаря. Все эти знаменные рыцари обладали большими поместьями, и потому у них было много вассалов, так что они имели возможность поднять свое знамя в королевском стане [33, с. 183].
За этими знаменными рыцарями едут судьи в своих длинных одеждах, а в руках держат белые жезлы как знак беспристрастного суда; лошадей этих судей ведут под уздцы пажи в роскошных костюмах. Между этими рядами идут королевские барабанщики, флейтисты и трубачи в ярких костюмах. За судьями следуют оруженосцы принцев в полукафтаньях из белой тафты, вышитых серебром, с голубыми рукавами, обшитыми золотым галуном, в изящных шапочках с белыми и голубыми перьями. За оруженосцами следуют пажи [33, с. 183].
Наконец, следовал и сам король в окружении принцев крови, герцогов, высших сановников, коннетабля, почетного рыцаря, сокольничих и егермейстеров; все эти придворные были одеты в платье из золотой парчи и алого бархата с символами той должности, которую они занимали [33, с. 183].
Сам король надевал всегда для присутствия на турнире белую тунику, усеянную золотыми цветами; он ехал всегда на белом ратном коне, украшенном бархатным чепраком небесно-голубого цвета, также усеянном золотыми цветами; этот чепрак всегда был так длинен, что волочился по земле. Подле короля ехал всегда верховой оруженосец с вызолоченным и усеянным золотыми звездочками копьем. За королем следовал поезд королевы с ее свитой, а за ним – приставы, стрелки и гайдуки; каждый из них должен был ехать по утвержденному церемониалу. Лишь только король и королева занимали свои места на среднем балконе, как герольдмейстер выходил вперед и возвещал о начале турнира [33, с. 184].
После этого возвещения участникам турнира дают место, чтобы отправиться и приготовиться к бою. Затем судьи, подняв свои белые жезлы, возвещали: «Рубите канаты и пустите рыцарей в бой». Тогда простые воины, вооруженные топорами, тотчас рубили канаты, которые обыкновенно протягивали перед каждым рядом коней, чтобы умерить их пыл. При этом раздается звук труб, и со всех сторон мчатся рыцари [33, с. 185].
При открытии турниров рыцари въезжали на ристалище кадрилями. На арену въезжают сначала два кадриля рыцарей. Они сталкиваются на середине, и мигом ломаются вдребезги восемь копий. Перемена оружия допускалась двенадцать раз; но всякий раз их крепкие деревянные копья ломались, как хрусталь [33, с. 185].
Большинство рыцарей, которые в течение стольких часов выказывали свою силу и ловкость, принуждены были прекратить бой, и из всех сражающихся на арене оставалось всего только двое бойцов. Успех победителя провозглашается трубами и громогласными кликами [33, с. 185].
Рыцари всегда отличались деликатностью и великодушием; победители никогда не гордились своим преимуществом и почти всегда обращались с теми, кого побеждали, так что последние никогда не завидовали своим победителям, а чаще всего становились их искренними друзьями [33, с. 187].
Турнир обыкновенно продолжался несколько дней подряд; на другой день опять стекались зрители и опять на арену являлись бойцы, желавшие выказать свою силу, ловкость и мужество; изменялся только род битвы. В первый день турнира, как уже говорилось выше, происходило обыкновенное ломание копья, но в следующие два дня велась более серьезная битва, которая была изображением почти всех опасностей войны; тут происходила и воображаемая атака бастиона, и взятие приступом вала, защита дефиле или моста через реку. Но вот бой окончен; наступила минута наградить победителя. Герольды и маршалы начинали собирать голоса присутствующих, в особенности дам, которых считали вполне компетентными в этом деле; собрав голоса, герольды и маршалы отдавали отчет, вполне точный и беспристрастный, тому королю или принцу, который председательствовал на турнире. Тогда судьи во всеуслышание провозглашали имя победителя, а герольды громко прославляли его [33, с. 188 – 189].
Прославляемый победитель подходит к балкону королевы и преклоняет перед ней колено, а она, взяв из рук супруга почетный венок, надевает его на голову коленопреклоненному перед ней победителя. После этого рыцарь произносит благодарственную речь королю. Окончив свою короткую речь, победитель поднимается с колен, его голова увенчана лавровым венком, что в то время считалось великой наградой; тогда снова раздаются восклицания и рукоплескания. Восторгу публики нет границ; храбрый победитель, взволнованный такими похвалами и таким восторгом, положительно изнемогает под бременем такого счастья и такой всеобщей похвалы [33, с. 189].
После турнира рыцарь снимал свое запыленное, а иногда и сломанное вооружение и отправлялся в баню; вымывшись, он уже не надевал тяжелых лат и кольчуги и облачался в легкое полукафтанье; это платье всегда было какого-нибудь яркого цвета, с прекрасной вышивкой; оно доходило до колен и застегивалось спереди, как туника. К этому костюму надевали узкие панталоны, цветные короткие ботинки, белый шелковый пояс, обшитый золотой бахромой, и весь этот костюм дополняла красная мантия с богато вышитым воротником. На груди обычно красовались рыцарские ордена [33, с. 190].
Нарядившись таким образом, рыцари ожидали верных пажей, которые должны были сопровождать своих патронов во дворец, где было приготовлено пиршество для придворных дам и кавалеров, а также и для всех участников турнира [33, с. 190].
Тут, в роскошных залах дворца, собиралось самое отборное общество; но взоры всех присутствующих были обращены на победителей. Все обращали на них особенное внимание, все расточали им похвалы. Когда все гости были уже в сборе, то их приглашали садиться за стол; рыцари, одержавшие победу на турнире, садились подле короля или вблизи него, но непременно за одним столом [33, с. 190].
Рыцарские традиции и особые этические нормы складывались веками. В основе кодекса чести лежал принцип верности сюзерену и долгу. К числу рыцарских достоинств относили воинскую отвагу и презрение к опасности, гордость, благородное отношение к женщине, внимание к нуждающимся в помощи членам рыцарских семей. Осуждению подлежала скупость, не прощалось предательство [32, с. 238].
Рыцарские идеалы отчасти противостояли этическим принципам, диктовавшимся христианством. Гордыня, провозглашенная церковью главнейшим из смертных грехов, считалась важнейшим достоинством рыцаря. Месть за оскорбление (нередко мнимое) была законом его этики, в которой не оказалось места для христианского всепрощения. Рыцари мало ценили человеческую жизнь, свою и особенно чужую. Они привыкли проливать кровь, и война казалась им естественным делом. Пренебрежение к чужой жизни усугублялось тем, что свой этический кодекс рыцари считали необходимым выполнять только в рамках своей социальной группы. По отношению к другим – крестьянам, горожанам, купцам и им подобным – не было и речи о каком-то «рыцарском отношении», напротив, грубость, пренебрежение, даже грабеж в таком случае считались у рыцарей хорошим тоном [31, с. 367].
Свидетельства о рыцарском произволе можно отыскать в чешском фольклоре. В бытовой комической пьесе «Саличка» показывается, как крестьянин застал свою жену с любовником-рыцарем. Крестьянин потребовал от рыцаря: «В суд с тобой пойдем. Объяснишь перед судом». На это рыцарь отвечает: «Ходить в суд я не люблю, лучше голову срублю» и ударом меча убивает крестьянина [14, с. 366 – 368].
Таким образом, чешское рыцарство являлось составной частью общеевропейского рыцарства и не имело принципиальных отличий в культурно-нравственной сфере.
Тактика боя чешского рыцарства вряд ли чем-то отличалась от общеевропейской в ее германском исполнении, по крайней мере, до начала XV века. Характерной чертой германской тактики было использование клинообразного построения конных подразделений. На знакомство чехов с подобной тактикой косвенно указывает рассказ Яна Длугоша о Грюнвальдской битве 1410 года. Хоругви войск антитевтонской коалиции, по его описанию строились «клиньями», причем, видимо, имелись в виду именно клиновидные колонны, а не простое обозначение конных отрядов. Отметим, что в случае с битвой при Грюнвальде клинья были составной частью линейного построения. Три линии конных хоругвей стояли друг за другом, обеспечивая бой из глубины построения [39, с. 330].
В Чехии в ходу была, очевидно, и стандартная линейная тактика общеевропейского характера. В битве при Мархфельде 1278 года рыцари короля Пржемысла II [Приложение Б] сражались в линейном построении, когда хоругви образовывали единую шеренгу. Каждая хоругвь предположительно имела 2 – 4-х шереножное построение. В тылу стоял общий конный резерв. Аналогично были построены войска Рудольфа Габсбурга. С большой долей уверенности можно утверждать, что данная схема была общей для всех битв в данном регионе, если, конечно, конницу по тактическим соображениям не выстраивали клином. Могло варьироваться количество шеренг и их взаиморасположение в зависимости от местности и количественного состава войск. Изменяемой величиной был и резервный полк, когда он вообще был в наличии. Известный отпечаток на поле боя должно было накладывать и наличие значительных контингентов конных стрелков в чешском войске, количество которых на разных этапах могло колебаться. Тем не менее основной ударной силой, по общеевропейской традиции, всегда оставались конные рыцари и их свиты. В 1420 году гуситы-чашники почти исключительно перешли на применение спешенных рыцарей с опорой на естественные и искусственные укрепления («вагенбург»), что объяснялось ярко выраженной оборонительной направленностью их действий [39, с. 330].
4.7 Вооружение
Чешское вооружение находилось под сильнейшим германским влиянием. Почти все использовавшиеся фасоны и конструкции оборонительного и наступательного вооружения происходят из областей Германии. Тем не менее известная удаленность от ведущих центров производства оружия заставляла изготавливать его в местных мастерских, что объясняет ряд особенностей снаряжения чешских воинов. Большинство из этого снаряжения по сравнению с Западной Европой носило характер неизбежной архаизации. Так, даже в источниках конца XIV – начала XV века имеются ясные указания на широкое употребление кольчужного доспеха. Например, миниатюры Крумловской рукописи начала XV века часто изображают рыцарей на конях с полной кольчужной защитой рук, что было немыслимо, скажем, для Бургундии, того же времени [39, с. 330].
Прикрытия суставов –