Этносоциальные процессы евразийской древности. Основные факторы единства народов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 04:16, доклад

Краткое описание

Древнейший хоз.-культурный тип – общ-ва охотников, собирателей и рыболовов, населявшие Сибирь и самый Север Восточной Европы. В рез-те возникновения оленеводства на основе древн.типа таежных охотников сложился новый хоз.-культурный тип охотников-оленеводов. Таежная и тундровая зоны образовали огромный историко-культурный регион.

Вложенные файлы: 1 файл

история шпоры.docx

— 380.06 Кб (Скачать файл)

21 февраля 1949г. состоялось  объединенное  заседание бюро, а  22 фев. – объединенный пленум Ленинградского обкома и горкома партии. На них присутствовали Г.М.Маленков и член Оргбюро ЦК ВКП(б) В.М.Адрианов. С сообщение об антипартийных действиях А.А.Кузнецова, М.И.Родионова и П.С.Попкова выступил Г.М.Маленков. Им приписывались различные преступления,  в том числе и организация в Ленинграде самовольных оптовых ярмарок, которые якобы вели к «разбазариванию» гос-х товарных фондов и нанесли материальный ущерб гос-ву. Следствие велось не законными методами, применялись пытки, а судебный процесс проводился тендециозно (предвзято). Одновременно был осуществлен массированный разгром ленинградского партийного и административного руководства.

Третьим громким делом  было «Дело врачей – вредителей». Собственно, никакого дела не было, кроме заявления врача Л. Тимашук, которая написала И.В.Сталину письмо с заявлением о неправильных методах лечения в советских больницах. Этого было достаточно, что бы сфабриковать дело о врачах – отравителях, которые якобы хотели уничтожить руководство страны и самого Сталина.

 

48.Политическая  борьба в руководстве КПСС  после смерти Сталина. «Новый курс» Г.М.Маленкова.

 

5 марта 1953 года умер  И.В.Сталин. Созданная им еще в  30-е годы политическая и экономическая  система, исчерпавшая возможность  дальнейшего развития, породила серьезные экономические трудности и социально-политическую напряженность в обществе. До самой смерти Сталин оставался главным гарантом относительной стабильности системы, пресекая любые попытки ее модернизации. В последние годы жизни вождя его главными соратниками стали Маленков и Хрущев. Была идея коллективного руководства, но политическая система советского общества не была приспособлена к нему, а ее построение объективно вело к выдвижению нового лидера, место для которого наверху было только одно. Борьба за единоличную власть была неизбежна, и вскоре она развернулась между тремя претендентами – Маленковым (председатель совета министров СССР), Берией (глава МВД и гб), Хрущевым (первый секретарь ЦК КПСС)

Имевшие немало разногласий  по вопросам экономического развития страны и испытавшие личную неприязнь  друг к другу, тем не менее, сходились  во мнении о необходимости устранения Берии любыми путями, т.к. обладая  реальной силой в лице репрессивного  аппарата он  мог совершить государственный переворот и стать новым вождем. Более того, Берия начал создавать себе в обществе социальную опору. По его инициативе была проведена широкая амнистия заключенных ГУЛАГА, которых в тюрьмах и лагерях насчитывалось около 10 млн человек. Более 1 млн получили свободу. Заручившись поддержкой Маленкова, Хрущев при помощи Жукова и верных ему людей из военных кругов осуществил арест Берии, обвинив его в шпионской деятельности в пользу Англии. Новоявленный враг народа, после скоротечного следствия и фактически ненастоящего суда в декабре 1953 года был расстрелян.

Хрущев, являясь организатором  устранения Берии значительно укрепил  свои позиции в партии и гос.структурах., добился назначения на руководящие посты в армии и госбезопасности своих людей. Авторитет и влияние Маленкова уменьшились. Сразу после смерти Сталина он совмещал посты первого секретаря ЦК КПСС и председателя совета министров СССР.

В послесталинском руководстве Маленков выступал за проведение осторожных реформ. Маленков выдвинул план, направленный на усиленное развитие легкой промышленности и сельского хозяйства. Он предлагал списать долги колхозов и снизить налоги с них, обеспечить опережающий рост производства предметов потребления по сравнению с тяжелой промышленностью. В сентябре 1953 было решено повысить заготовительные и закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию и вложить в сельское хозяйство большие денежные средства.

Маленков настаивал на смене инвестиционной политики, пытался  добиться увеличения товаров широкого потребления и снижения на них  цен; сократить бюрократический аппарат и сузить его сферы влияния, разграничить государственные и партийные функции. Считал, что «холодная война»  наносит значительный урон экономике страны, но общее направление советской внешней политики, основанное на идее неизбежной и непрерывной борьбы между социализмом и капитализмом, по его мнению должно было оставаться незыблемым. Опираясь на ленинскую формулу мирного сосуществования, он выдвинул идею о разрядке международной напряженности и всеобщем разоружении.

Однако большинству партийного руководства казалось, что эти  изменения идут слишком далеко. Маленков подвергся критике со стороны  других лидеров, включая Хрущева, ставшего в сентябре 1953 первым секретарем ЦК. Маленкову пришлось написать письмо, в котором он признавал свои политические «ошибки» и брал на себя ответственность  за тяжелое положение сельского хозяйства.

 

49.XX съезд КПСС о «культе личности» Сталина и его последствиях

Хрущев взял на себя мужество и трудную миссию выступить на XX съезде партии с докладом «о культе личности и его последствиях», зная заранее, что большинство партийных функционеров будет против прямого разоблачения Сталина и его злодеяний.

XX съезд КПСС состоялся в конце февраля. 25 февраля 1956г. в последний день работы съезда Хрущев, вопреки мнению Президиума ЦК, вышел на трибуну с докладом «о культе личности и его последствиях». Заседание было закрытым, а сам доклад явился громом среди ясного неба. Это была первая серьезная попытка осмыслить пройденный путь, извлечь из него уроки. Опасаясь быть непонятым, Хрущев начал с оценки культа личности, делая упор на морально-нравственный аспект. Вследствие этого доклада был да не с только анализ исторических процессов в стране, сколько вынесен оправдательно-обвинительный приговор личности бывшего вождя.

Хрущев раскрыл «механику» фальсификации дел НКВД, рассказал  о том, что подследственные подвергались пытками, обрекались на смерть списками.

Однако, из доклада, трудно было представить масштабы репрессий. Это  делалось сознательно. В то время потрясение могло быть слишком велико, а реакция народа непредсказуемой. Вина за репрессии в докладе возлагалась исключительно на Сталина, на Ежова и Берию.

Был нанесен ощутимый удар по сверхцентрализму, бюрократизму и чиновному чвансту, сделаны первые шаги по восстановлению демократических основ жизни и деятельности гос. и общественных аппарата управления. Восстанавливались законность и правопорядок, конституционные правопорядок, конституционные права граждан.

Конструктивные, позитивные перемены охватили все сферы жизни  страны. Это положительно сказалось  на общем тонусе общественного развития, вызвало подъем созидательных сил  народа.  

Делегаты съезда одобрили решение скрыть доклад от народа, однако сохранить его в тайне не удалось. Уже через 3 дня полный текст доклада опубликовали зарубежные радиостанции. Советские средства массовой информации хранили гробовое молчание. Слухи быстро расползались по стране. Советские люди отказывались верить порочащим вождя слухам.

Только в мае 1989г. спустя 33г. после выступления Хрущева, текст  доклада был опубликован в  советских газетах.

В докладе давалась действительная оценка вождя. Его деятельность в  период борьбы с оппозицией, во времена  коллективизации и индустриализации., ВОВ характеризовались положительно. Период же массовых репрессий второй половины 30-х начала 50-х гг. оценивался как культовый. Критика была поверхностной, без анализа этого явления.

Акцент критики, смещенный  на морально-нравственный аспект, по замыслу  Хрущева должен был вывести из под удара саму социалистическую систему. Оглашение фактов о злоупотреблениях властью Сталиным, осуждение необоснованных репрессий имело огромное положительное значение, вызывало одобрение миллионов советских людей и стало толчком к оживлению общественной жизни.

После съезда партии с новой  силой продолжилась массовая реабилитация репрессированных в 30-50-е гг.

Вторая половина 50-х начало 60-х гг. были периодом всплеска социальной активности в различных регионах страны. Были предприняты попытки усилить элементы самоуправления .возникло большое кол-во общественных организаций, которые стали решать отдельные местные вопросы.

Изменения, происходившие  во второй половине 50-х в гос. системе, носили коммерческий характер. Высшим органом власти в стране формально являлся Верховный Совет СССР.

Для работы в Советах стали  привлекаться не только представители  партийно-государственной бюрократии, но и в большей степени рабочие, колхозники и интеллигенция, не связанные ранее с аппаратом.

Характерной чертой, отличавшей деятельность органов власти в этот период, была передача части  законодательных  функций из центра на места. Законами, принятыми сессиями Верховного Совета СССР в феврале 1957г. и в декабре 1958г., расширялись права союзных республик в области  законодательства. Были расширены полномочия Верховных судов союзных республик.  

 

 

50. Реформы 1953-1964 гг. Их причины, противоречивый  характер и последствия

Смерть Сталина (5 марта 1953 г.) произошла в то время, когда  возможности политической и экономической системы уже исчерпали себя, породив серьезные социально-экономические и политические трудности в обществе. Поэтому сталинские преемники должны были осуществить несколько взаимосвязанных задач, среди которых выделялись главные: обеспечение преемственности социально-политического курса, распределение важнейших партийно-государственных постов, осуществление некоторых реформ.

Внутриполитическая жизнь  страны характеризовалась продолжением борьбы за власть. Был сокращен состав Президиума ЦК. Г. Маленков получил пост Председателя Совета Министров и возглавил Секретариат ЦК. Его заместителями стали: Л. Берия, возглавлявший МВД, В. Молотов, занимавший пост министра иностранных дел. Н. Хрущев не имел никаких государственных должностей, занимая второе, а затем первое место в Секретариате ЦК. Наиболее реальным претендентом на власть был Берия, однако высшее руководство не могло допустить его усиления. Берия был обвинен в шпионаже в пользу мирового капитализма и расстрелян. Позиции Маленкова ослабились с падением Берии, с которым он был связан как организатор послевоенных репрессий. Хрущев, напротив, сумел укрепить своей авторитет: контролируя партийный аппарат, он начал расставлять на ведущие позиции своих сторонников. В начале 1955 г . Г.Маленков был снят с поста Председателя Совета Министров из-за обвинения в причастности к фабрикации «ленинградского дела», в слабом руководстве сельским хозяйством, др.

 Политические реформы Н. Хрущева

 После, отстранения  Маленкова фактически главой  государства становится Хрущев. XX съезд КПСС в феврале 1956 г . и выступление на нем Н. Хрущева с докладом о культе личности Сталина стали поворотным пунктом в истории, началом частичной десталинизации и демократизации жизни страны. В докладе приводились примеры беззаконий сталинского режима, которые связывались в основном лишь с деятельностью отдельных конкретных личностей, но о существовании тоталитарной системы вопрос не ставился. Это выступление укрепило авторитет Хрущева, что вызвало недовольство других партийных лидеров. В июне 1957 г . на Пленуме ЦК Ворошилов и Каганович попытались отстранить Хрущева от руководства. Но благодаря поддержке партийных лидеров представители оппозиции были осуждены коммунистами как «антипартийная группа». На том же Пленуме Хрущев добился введения в состав Президиума ЦК новых лиц, поддержавших его в трудный час, - Брежнева, Жукова, Игнатова и др.

Продолжая свою реформаторскую линию, Хрущев успел сделать радикальные шаги в перестройке правящей партии. На XXII съезде в октябре 1961 г . были внесены изменения в Устав КПСС, которые касались демократизации самой партии, условий приема в нее, расширения прав местных партийных организаций, расширения прав союзных республик. В 1957 г . восстанавливались права депортированных при Сталине народов, в конце 50-х гг. стали возникать различные формы общественного самоуправления и т.д.

Экономические реформы Н. Хрущева (50-е - середина 60-х гг.)

Достигнув с помощью курса  на некоторую либерализацию режима относительной политической стабильности, Хрущев столкнулся с трудноразрешимыми экономическими проблемами. Реформы было решено начать с сельского хозяйства. Предполагалось повысить государственные закупочные цены на продукцию колхозов, расширить посевные площади за счет целинных и залежных земель. Освоение целины на первых порах дало прибавку продовольствия. С другой стороны, оно проводилось в ущерб не только традиционным зерновым районам, но было научно не подготовлено. Поэтому вскоре целинные земли пришли в упадок. С марта 1955 г . началось реформирование планирования сельхозпроизводства. Целью провозглашалось сочетание централизованного руководства сельским хозяйством с расширением прав и хозяйственной инициативы на местах, т. е. децентрализация управления республик. Почти 15 тыс. предприятий было передано в ведение республиканских административных органов. В 1957 г . правительство приступило к упразднению отраслевых министерств и их замене территориальными органами управления, В республиках создавались СНХ (Советы народного хозяйства). Центральным аппаратом управления народным хозяйством становились СНХ СССР, ВСНХ СССР. В конце 1962 г . проведена одна из самых неудачных реформ: партийные организации были разделены на промышленные и сельские.

В развитии промышленности большое внимание уделялось развитию легкой промышленности, результатом стал рост валовой продукции пищевой промышленности в 1,5 раза. Значительное место в общей стратегии Хрущева отводилось научно-техническому прогрессу в развитии тяжелой и легкой промышленности.

Серьезными недостатками экономических реформ стали управленческие просчеты, увеличение расходов на военные нужды, политизация и идеологизация в управлении народным хозяйством. Широко известны такие эксперименты как так называемые «рязанский мясной эксперимент», «кукурузная эпопея», выселение ученых-аграрников из Москвы в деревни, др. Нарастание кризисных явлений привело к социальной дестабилизации (подавление выступления рабочих в Новочеркасске в 1962 г., разгон демонстрации студентов в 1958 г.). С целью снижения напряженности власти пошли на увеличение зарплаты в госсекторе, удвоение размеров пенсий, снижение пенсионного возраста, сокращение продолжительности рабочего дня. Кризис системы управления был налицо, однако Хрущев возложил всю вину на сельские партийные организации. Ситуация усугубилась значительным ростом бюрократического аппарата, смешением! функций, дублированием решений и т.д. Те же последствия имела и реформа центрального аппарата управления народным хозяйством (создание совнархозов).

Информация о работе Этносоциальные процессы евразийской древности. Основные факторы единства народов России