Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 04:16, доклад
Древнейший хоз.-культурный тип – общ-ва охотников, собирателей и рыболовов, населявшие Сибирь и самый Север Восточной Европы. В рез-те возникновения оленеводства на основе древн.типа таежных охотников сложился новый хоз.-культурный тип охотников-оленеводов. Таежная и тундровая зоны образовали огромный историко-культурный регион.
Постоянное увеличение удельного роста военных расходов не могло не отражаться на развитии гражданского производства. Некоторые экономисты еще в начале 80-х пытались доказать, что существующая система не способна обеспечить эффективное использование человеческих ресурсов и интеллектуального потенциала общества. Порок системы заключался в том, что у трудящихся не было альтернативы. Человек в Советском Союзе мог рассчитывать только на деятелей в общественном секторе. Любая инициатива считалась нелегальной и относилась к теневой экономике, не признаваемой официально, какой бы полезной она не была. Участие в управлении производством теоретически приветствовалось, но ограничение прав самих предприятий вело к разрешению одного – перевыполнить план. Принцип материальной заинтересованности на деле приводил к уравниловке с автоматическим начислением премий за выполнение плана. Наличие же постоянного дефицита товаров в стране делало бессмысленным стремление к высоким заработкам. Свидетельством того, что население не могло удовлетворить свои потребности, является головокружительный рост сбережений в сберкассах.
В конце 70-х Брежнев сосредоточил в своих руках огромную власть. Как и в эпоху Хрущева, внешняя политика сыграла решающую роль в упрочении авторитета первого руководителя страны. После смерти Брежнева (10 ноября 1982 г.) во главе государства стал Ю.В.Андропов. После 18-летней «спячки» общество с надеждой взирало на его деятельность и ожидало от него действенных мероприятий по улучшению жизни.
53. Приход к
власти М. С. Горбачева.
В марте 1985 г. на пленуме ЦК КПСС Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М. С. Горбачев, до этого работавший секретарем ЦК и курировавший кадры. В том, что второй человек в партии стал Генеральным секретарем, ничего необычного не было. Удивляло то, что «олигархия кремлевских старцев» допустила на самый верх относительно молодого политика, которому было всего 55 лет. М. С. Горбачев представлял поколение партийных работников новой волны. Он прошел все основные этапы комсомольско-партийной лестницы, имел определенный авторитет в партии. В отсутствии больного Ю. В. Андропова он вел заседания Секретариата ЦК. Административно-командная система всегда нуждалась в определенном самообновлении, освежении одряхлевших структур. М. С. Горбачева востребовала сама ситуация, призвав облагородить внешний облик и оживить склеротические механизмы системы.
Развитие советского общества на рубеже 70-60-х гг. характеризовалось отсутствием необходимой динамики развития, нарастанием застойных и даже кризисных явлений во всех сферах жизни. Это диктовало настоятельную необходимость радикальных перемен в политике, экономике, социальной и духовной сферах.
С начала 70-х гг. пятилетние планы в СССР по большинству показателей не выполнялись. Темпы прироста национального дохода за последние три пятилетки уменьшились более чем вдвое.
Советскую экономику все больше захлестывал «вал», причем продукция чаще всего не отвечала требованиям качества. Хронически не хватало рабочей силы, а продолжавшаяся милитаризация поглощала лучшие материальные и интеллектуальные ресурсы.
Все это серьезно затронуло и социальную сферу. Среднегодовые темпы роста доходов на душу населения уменьшились почти втрое, зато неизмеримо возросло поступление налога от продажи алкогольных напитков.
Ознакомившись с реальным
положением дел в стране, М. С. Горбаче
увидел мрачное будущее. Замедлившиеся
в последнее десятилетие
На протяжении последних лет принимались все новые и новые решения, произносились многочисленные речи, при этом в общественной жизни не было никаких видимых изменений. Все слои общества желали перемен и жили надеждой, именно эти надежды чутко уловил новый Генеральный секретарь ЦК КПСС.
М. С. Горбачев пришел к власти без реальной программы реформ. Положение в стране требовало настоящей «встряски», но, являясь аппаратным выдвиженцем, Горбачев был заложником административно-командной системы и социалистической идеологии. Объективно требовалось изменение самой системы, которая окостенела, полностью исчерпала свой потенциал и была обречена на длительную стагнацию. М. С. Горбачев являлся продуктом этой системы и в лучшем случае мог позволить реформы, направленные на улучшение ее функционирования. Правда, обстоятельства требовали от него не частичных исправлений в плохо работающем государственном механизме, а коренного изменения условий производства и методов управлений экономикой.
Реальная активная деятельность нового лидера партии началась с Апрельского (1985 г.) пленума ЦК КПСС.
На пленуме М. С. Горбачев изложил систему мер, которые, по его мнению, должны были обеспечить ускорение экономического развития страны: интенсификация экономики, ускорение научно-технического прогресса, перестройка управления и планирования, изменение структурной и инвестиционной политики, повышение организованности и дисциплины. Несколько позже к этим мерам был добавлен тезис о необходимости активизировать «человеческий фактор», усилить внимание к социальной сфере. Так появилась концепция ускорения социально-экономического развития СССР.
Стратегия ускорения предполагала опережающее развитие машиностроения по отношению ко всей промышленности и достижение его мирового уровня к началу 90-х гг. Советской экономике это было совершенно не под силу. Предпринятые массированные денежные, в том числе и валютные, вливания в машиностроение не дали эффекта ни через год, ни через два после провозглашения его развития приоритетным.
Первые попытки оживить экономику носили чисто административный характер. Горбачев встал на проторенный Н. С. Хрущевым путь. Антиалкогольная кампания, постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании управления агропромышленным комплексом», программа «Жилье-2000», «Комплексная программа развития производства товаров народного потребления и сферы услуг на 1986-2000 гг.» явились порождением административно-командной системы. Уверенность Горбачева в реальности осуществления этих программ зиждилась на традиционных представлениях о руководящей и направляющей роли партии, силе директив, партийных установок и твердой исполнительной дисциплины.
Искреннюю веру в силу директив и постановлений наглядно продемонстрировало постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма», которое было сформулировано в бескомпромиссных выражениях и воплощалось в жизнь с поразительной целеустремленностью. Эффект от этой кампании был прямо противоположным – население достаточно быстро освоило самодельное производство алкоголя, а казна в течение трех лет недополучила 37 млрд. руб.
В целях быстрейшей реализации намеченных мер, М. С. Горбачев, помня о том, что при социализме «кадры решают все», предпринял попытку омолодить одряхлевший, инертный и в значительной степени коррумпированный аппарат. В 1986-1987 гг. на местах проходил интенсивный процесс ротации партийных кадров. На первые роли выдвигались молодые прогрессивно мыслящие партийные руководители, «всецело разделяющие концепцию ускорения социально-экономического развития».
Кадровая политика Горбачева была направлена на борьбу с коррупцией и «перерожденчеством» в партийно-государственной элите, на замену откровенно бездеятельных и неспособных руководителей более компетентными.
Курс, провозглашенный в апреле 1985 г., был подкреплен и развит на очередном XXVII съезде КПСС, который состоялся в 1986 г. и по традиции определил задачи советского общества на последующие пять лет.
XXVII съезд КПСС поставил перед обществом достаточно обширные планы: удвоить экономический потенциал СССР к 2000 году, в 2,5 раза в тот же срок повысить производительность труда, обеспечить каждой семье отдельную квартиру или дом. Съезд подверг критике за утопизм хрущевскую партийную программу построения коммунизма. Однако ее новая редакция, одобренная на съезде, была выдержана в том же духе, но уже без конкретных сроков.
В отсутствие радикальных политических и экономических реформ реализация этих решений была нереальной. Бюджет страны, лишенный поступлений вследствие антиалкогольной кампании, повышения окладов ряду категорий населения и финансирования новых дорогих программ просто не выдержал. К началу 1987 г. объективные экономические показатели констатировали сложное финансовое положение страны – бюджетный дефицит приблизился к 20 млрд. руб. Вместо ускорения социально-экономического развития страна вступила в острый финансовый кризис, который сопровождался драматическими экономическими последствиями.
54. Политика перестройки М. С. Горбачева и ее результаты
Новая идеология и стратегия реформ была изложена им на Январском (1987 г.) пленуме ЦК КПСС и получила последовательное развитие в течение четырех лет. На пленуме произошло обновление верхнего эшелона партии. Престарелые руководители партии и правительства были отправлены на пенсию, а в новое окружение М. С. Горбачева вошли его единомышленники – Н. И. Рыжков, А. Н. Яковлев, Е. К. Лигачев, Э. А. Шеварнадзе.
На смену вышедшему из обихода термину «ускорение» пришли новые понятия – «перестройка», «гласность», «демократизация». Поменялась и исходная идея реформаторского курса. Если прежде предполагалось, что советский социализм в основе своей здоров и нужно только ускорить его развитие, то теперь «презумпция невиновности» с советской модели социализма была снята. У нее обнаружились серьезные внутренние пороки, которые нужно было устранить, направив усилия на создание новой, демократической модели социализма.
По замыслу Горбачева, демократизация являлась сущностным выражением политики перестройки, при помощи которой должна быть построена образцовая социалистическая система. Лозунг «Больше демократии!» означал внедрение непосредственного управления трудящихся в производственные отношения, разрушение административно-командной системы как тормоза экономических реформ.
Понимая необходимость привлечения специалистов к выработке комплексной экономической программы, М. С. Горбачев обратился к услугам авторитетных ученых, зарекомендовавших себя прогрессивными и неординарными подходами к осуществлению реформы. Академики Л.В. Абалкин, А.Г. Аганбегян, Т.И. Заславская определили две основные тенденции развития экономической реформы: повышение самостоятельности государственных предприятий и расширение сферы деятельности частной инициативы.
«Закон о государственном предприятии» от 30 июня 1987 г., который вошел в силу для всех предприятий с 1 января 1989 г., был призван обеспечить переход предприятий на новые принципы – хозрасчет и самофинансирование. Закон предоставлял предприятиям возможность самим планировать свою деятельность, развивать горизонтальные связи.
Второе направление
Экономическая ситуация продолжала ухудшаться. С 1988-1989 гг. заметно сократилось производство сельскохозяйственных товаров. Талоны и карточки на продукты были введены практически повсеместно. Ни одно начинание по стабилизации экономики не дало положительных результатов. Причинами этого было то, что реформы являлись продуктом политического компромисса и не получались достаточно радикальными. Наиболее болезненные в социальном плане меры – реформа цен, кредита, системы снабжения были отсрочены. Рыночные механизмы, привнесенные в плановую, породили невиданного монстра, действия которого в отсутствие развитого законодательства носили скорее разрушительный, нежели созидательный характер.
Реформаторское направление политики Горбачева получило широкое название «перестройка». Ее суть определялась как соединение социализма и демократии, теоретическое и практическое восстановление ленинской концепции социалистического строительства. Вся программа перестройки базировалась первоначально на тезисе: «больше социализма, больше демократии!»
Идеология перестройки тогда включала в себя: экономическую реформу, гласность, демократизацию, новые принципы выдвижения руководителей, социальную справедливость; новое политическое мышление, провозглашающее приоритет общечеловеческих целей выживания и общемирового развития над всеми государственными, классовыми, национальными, ведомственными и частными интересами.