Этносоциальные процессы евразийской древности. Основные факторы единства народов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 04:16, доклад

Краткое описание

Древнейший хоз.-культурный тип – общ-ва охотников, собирателей и рыболовов, населявшие Сибирь и самый Север Восточной Европы. В рез-те возникновения оленеводства на основе древн.типа таежных охотников сложился новый хоз.-культурный тип охотников-оленеводов. Таежная и тундровая зоны образовали огромный историко-культурный регион.

Вложенные файлы: 1 файл

история шпоры.docx

— 380.06 Кб (Скачать файл)

Таким образом, экономические  и политические реформы Хрущева  и носили ограниченный характер демократизации и. сводились к формальном структурной реорганизации, что неизбежно влекло кризисные явления. Кризис реформ привел к возникновению консервативных тенденции и восстановлению некоторых элементов тоталитаризма. Линия Хрущева на единоличное правление партийным и государственным аппаратом была расценена партийным и государственным аппаратом как стремление к новой диктатуре. В результате в октябре 1964 г. на Пленуме ЦК Хрущев был смещен с занимаемых постов в партии и правительстве.

 Внешняя политика

Либерализация внутренней политики сопровождалась либерализацией внешнеполитического  курса. Советским руководством была выдвинута концепция о необходимости мирного сосуществования государств. СССР выступал с предложениями о сокращении вооружения и прекращении ядерных испытаний. Однако эти инициативы не были поддержаны западными державами, продолжавшими наращивание военного и потенциала НАТО. Для осуществления противовеса этому союзу, а также для военного сотрудничества социалистических стран и СССР в мае 1955 г . была создана Организация Варшавского Договора (СССР, Польша, Чехословакия, ГДР, Венгрия, Румыния, Болгария, Албания), и, смотря на консолидацию, внутри «социалистического лагеря» наблюдались противоречия, вылившиеся в антисоветские выступления (восстановление в Венгрии, 1956 г ., и берлинский кризис, 1961 г .).

Вслед за «берлинским кризисом»  последовал «карибский» ракетный кризис, поставивший мир на грань ядерной катастрофы. После победы на Кубе революционных сил во главе с Ф. Кастро США развернули подрывную войну против нового кубинского режима. В 1962 г . СССР решил помочь Кубе и разместил на острове ракеты с ядерными боеголовками. Узнав об этом, американские военные начали готовить немедленное нанесение ядерных ударов по кубинским и советским территориям с территорий США и Турции. Ситуацию в последний момент удалось разрешить только после прямых переговоров американского президента Дж. Кеннеди и Н. Хрущева (22-27 октября 1962 г .). Карибский ракетный кризис стал кульминацией «холодной войны», после которого начался процесс улучшения отношений СССР и капиталистических стран и переход от противостояния к «мирном сосуществованию».

На рубеже 50-60-х гг. СССР проявлял активность в отношениях со странами «третьего мира» (Юго-Восточная  Азия, Ближний Восток), поддерживая  коммунистические движения в Южном Вьетнаме, Лаосе, Таиланде, Малайзии, Бирме. Активно развивались отношения с Индией и Индонезией, Камбоджей, Непалом, Египтом, Алжиром, которые Советское правительство классифицировало как «развивающиеся страны социалистической ориентации». СССР стремился экономически и политически поддержать правительства этих государств с целью изоляции их от капиталистических стран. 

 

 

 

 

 

 

 

 

51.Хозяйственная  реформа 1965г. и ее результаты.

Нередко период, ограниченный 1965 и 1985 гг., называют «временем застоя». Однако указанная эпоха не столь  однозначна. Некоторым и сегодня  «эпоха застоя» может показаться чуть ли не образцом благоденствия  и устойчивости во всех сферах жизни.

«Эпоху застоя» связывают с именем Леонида Ильича Брежнева (1906-1982). Он выдвинулся в годы массовых репрессий, начав карьеру советского и партийного работника с 1937 г. После войны, пройдя школу военной политработы, Брежнев возглавлял партийные организации Запорожья, Молдавии, Казахстана. Во многом, благодаря показной преданности Хрущеву оказался на первых ролях в партии и государстве. Группа руководителей, сменивших Хрущева, считала Брежнева временной фигурой. Он не имел дара стратегического предвидения, творческого воображения, сколько-нибудь серьезного образования ( в 1935 г. окончил Днепродзержинский металлургический институт). Однако Брежнев хорошо постиг технологию власти и значение благорасположения аппарата, особенно его руководящего ядра.

В противоположность импульсивному  Хрущеву, Брежнев стремился создать  себе имидж «отца семейства», который и шагу не ступит без совета с товарищами. Довольно быстро он окружил себя верными соратниками по работе на Украине и в Молдавии.

Новое руководство  страны, насмотревшись на новации  и кампании Хрущева, не хотела радикальных изменений и реформ. Брежнев, приняв колоссальную власть, не слишком задумывался о перспективах политического режима. К тому же после неудач преобразовательной деятельности Хрущева в обществе возник своеобразный «синдром усталости» от перемен, появилось тяготение к более устойчивым формам жизни.

Сложность и противоречивость решения экономических задач заключалась в том, что для достижения высоких конечных результатов – национального дохода – нужно было перевести производство на качественную иную технологию и сформировать нового работника. Но для перехода к такой технологии требовались крупные накопления, а для более высокого качества жизни – значительно больший фонд потребления.  Увеличение же и того, и другого можно было получить только за счет существенного повышения эффективности социалистической экономики.

Большую роль в подготовке и проведении реформы сыграл А.Н.Косыгин, возглавивший с 1964 г. Совет Министров СССР.  Еще в 1939 г. он стал наркомом текстильной промышленности, почти четверть века выполнял функции заместителя премьера, сумев не только пережить трудные времена, но и остаться одной из главный фигур в управлении экономикой.

В сентябре 1965 г. вопрос о  хозяйственной реформе был вынесен  на Пленум ЦК КПСС, который принял постановление «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усиления экономического стимулирования промышленного производства». В октябре 1965 г. оно было конкретизировано в совместном постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О совершенствовании планирования и усиления экономического стимулирования промышленного производства».

Суть реформы можно  свести к трем основным направлениям:

  • Изменение структуры управления народным хозяйством
  • Коррекция системы планирования
  • Совершенствование экономического стимулирования

Сентябрьский 1965 г. Пленум ЦК КПСС принял решение ликвидировать территориальные советы народного хоз-ва и осуществить переход на отраслевой принцип управления промышленностью. Коррекция системы планирования предполагала ориентировку планов не на достижение роста объемов производства, а на ее реализацию. Результаты хоз-ной деят-ти предприятий должны были оцениваться по реализованной продукции, полученной прибыли и выполнению поставок. Уменьшилось кол-во плановых показателей.

Согласно реформе 1965 г. на предприятиях создавались три новых  фонда:

  1. Фонд материального поощрения, предназначавшийся для премирования работников, вознаграждения их за годовые итоги хоз.деятельности, а также для оказания единовременной помощи рабочим и служащим.
  2. Фонд соц.-культурных мероприятий и жилищного строительства, средства из которого должны были использоваться для улучшения жилищных условий трудовых коллективов, на строительство и содержание детских учреждений, пионерских лагерей, домов отдыха и санаториев, на другие соц.нужды коллективов.
  3. Фонд развития произв-ва, предназначавшийся для финансирования капитальных вложений по внедрению новой техники, механизации и автоматизации, модернизации оборудования, обновлению основных фондов, совершенствованию организации произв-ва и труда, а так же на другие мероприятия, направленные на освоение новых видов изделий, рост производительности труда, снижение себестоимости, улучшение качества продукции и повышение рентабельности производства. Он формировался за счет прибыли, части амортизационных отчислений и выручки от реализации излишних машин и оборудования. С этим фондом были связаны большие надежды на повышение технического уровня производства.

Наряду с реформированием  предприятий предусматривалось  развитие отдельных отраслей экономики  в тех или иных районах, создание территориально-производственных комплексов.

Одновременно с реформой в сфере промышленности была предпринята  попытка разработать эффективную аграрную политику. Была подчеркнута необходимость перехода от административных методов управления сельским хоз-вом к экономическим, а также широкого внедрения хозрасчета.

Хоз.реформа взяла старт в январе 1966 г. На новые условия работы были переведены первые 43 предприятия 17 отраслей промышленности, а к концу 8-й пятилетки свыше 90% всех предприятий в ведущих отраслях народного хоз-ва были охвачены реформой.

C 1967 г. вводится государственная аттестация продукции с присвоением знака качества.

Знаменитый щекинский эксперимент:

Щекинскому химкомбинату был определен стабильный фон заработной платы, а вся экономия этого фонда, полученная в результате повышения производительности труда за счет высвобождения значительной части работавших, поступала на распоряжение коллектива комбината.

В итоге преобразования середины 60-х гг., половинчатые, непоследовательные, не затрагивающие основ эконом.системы, не связанные с преобразованием других сторон общественной жизни, оказались обреченными на неудачу. Становилось ясно: для движения по пути прогресса необходимы не косметические меры, а демонтаж всей отжившей свой век хозяйственно-политической системы.

 

 52.Нарастание застойных явлений в СССР в 70-е – начало 80-х.

К середине 70-х стало ясно, что экономическая реформа не удалась. В который раз в советской истории была принята попытка вкрапления элементов рыночной экономики в плановое хозяйство. Неэффективная хозяйственно-политическая система оказалась нетронутой, а ее косметический ремонт не мог решить проблем, стоящих перед страной. Наверху же восседали люди, которые не хотели радикальных перемен и боялись их.

В начале 70-х свертывание реформ сказывалось не так болезненно, как в последующем периоде. Освоение сибирских источников нефти позволило организовать значительный экспорт ее за рубеж. Приток «нефтедолларов» позволил оттянуть проявление негативных последствий в экономическом развитии. Что бы создать иллюзию развивающейся страны, на западе приобретались все необходимые продукты… На это тратились «нефтедоллары», «проедались». Осуществлялись меры по дальнейшей концетрации производства, создавались объединения – агро-промышленные, торгово-промышленные, научно-производственные. Наряду с этим предусматривалось развитие отдельных отраслей экономики в тех или иных районах, создание -территориально-производственных комплексов. В середине 70-х гг. в СССР велась работа над 15 крупнейшими народнохозяйственными программами, в том числе по развитию сельского хозяйства. Используя природные богатства нашей страны, хозяйственные руководители ориентировались на вовлечение в производство дополнительных материальных и трудовых ресурсов. Многие министерства и ведомства пытались решить проблемы развития отрасли, прежде всего, за счет капиталовложений в новое строительство, вместо того, чтобы полнее использовать действующее  оборудование. Это приводило к искусственному дефициту трудовых ресурсов. Численность парка многих видов оборудования была намного больше численности рабочих соответствующих профессий. Количество металлорежущих станков в СССР превышало число станочников в начале 70-х примерно в 1,4 раза. Была развернута широкомасштабная пропаганда стирания классовых различий, между городом и деревней, между умственным и физическим трудом.

Экстенсивный путь развития все усиливался. Кризисное положение  деревни способствовало массовому оттоку сельских жителей в города и на «стройки века». Сельские жители несли в город низкую культуру, пьянство, преступность. Вместо стирания граней между городом и деревней реальностью стало появление новых «сословий» людей с разным уровнем жизни, культурой, образованием. Увеличивался спрос на работников тяжелого физического труда. Он реализовывался за счет вчерашних колхозников, осужденных. Но и они не могли удовлетворить потребность в рабочих руках. Безработица не грозила стране и это считалось достижением социализма. В середине 70-х гг. около 50 млн. чел. в СССР были заняты на производстве, связанном с тяжелым физическим трудом, доля которого постоянно увеличивалась. Неэффективность экономики страны была на лицо. В производстве господствовали уравниловка, низкая организация труда. Из газет, журналов увольнялись прогрессивно мыслящие редакторы, журналисты. Литературные произведения, неугодные режиму, не публиковались. Кинофильмы оставались на полках не доходя до широкого зрителя. Жесткому контролю со стороны Министерства культуры подвергалась театральная деятельность. В таких условиях многие личности уходили в себя, эмигрировали. В разное время были лишены гражданства и оказались за границей будущие лауреаты. Преследованиям подвергались сотни деятелей культуры, науки, искусства, осмелившихся мыслить неугодным системе образом и так или иначе проявлявших свои взгляды.

Понимая роль культуры и  творческой интеллигенции, политическое руководство страны стремилось взять под контроль духовную жизнь общества. С конца 60-х начала ощущаться мощная официальная поддержка произведений, трактующих политические события предвоенных лет, военную историю в духе возрождавшегося сталинизма. Чтобы регулировать тематику художественных произведений, с середины 70-х гг. была введена система государственных заказов, прежде всего в кинематографе. Заранее определялось сколько фильмов должно быть поставлено на историко-революционную, военно-патриотическую, морально-бытовую темы.

В брежневский период было значительно ограничено знакомство советских людей с новинками зарубежной культуры. Советские издательства, редакции журналов были вынуждены отказаться от публикаций переводов произведений западных писателей, так как стала известна их негативная оценка некоторых акций советского руководства. Было ограничено знакомство с произведениями искусства даже художников социалистических стран. В критике стали преобладать догматические оценки.

Традиционный набор лозунгов и призывов оставался неизменным, не касался самой сути системы, а  наоборот, должен был обеспечивать ее монолитность и стабильность. Темпы  производства падали,  отставание от запада увеличивалось. Относительное благополучие и достаточный уровень жизни в 70-е удавалось обеспечивать преимущественно за счет экспорта нефти и закупки на вырученную валюту продовольствия, товаров народного потребления. 

Информация о работе Этносоциальные процессы евразийской древности. Основные факторы единства народов России