Средний бизнес России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 15:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью в данной работе будет произвести характеристику малого, среднего и крупного бизнеса в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед этими категориями бизнеса в современных рыночных отношениях.
Предмет исследования: проблемы развития различных видов бизнеса в России.
Объектом исследования: малое, среднее и крупное предпринимательство.
В соответствии с целью и объектом работы решались следующие задачи:
- определить сущность и роль малого, среднего и крупного бизнеса.
- рассмотреть развитие предпринимательства в России.
- проанализировать современное состояние и проблемы.
- оценить государственное регулирование бизнеса.
- выявить перспективы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. История развития, понятие и сущность малого бизнеса в России…..6
§1. Понятие и критерии малого бизнеса………………………………………...6
§2. Роль малого бизнеса в экономике…………………………………………....7
§3. Роль и место малого бизнеса в переходной экономике России……..……..9
§4. Проблемы становления малого бизнеса в России………………………....11
Глава 2. Средний бизнес России: Качественные характеристики и количественные оценки…………………………………………………………16
§1. Критерии выделения компаний среднего бизнеса………………...………16
§2. Оборот средних компаний…………………………………………….…….17
§3. Структура управления компанией……………………………………….....18
Глава 3. Основные особенности крупного бизнеса в России………………....20
§1. Основные формы российского крупного бизнеса………………………....22
§2. Основные этапы истории российского крупного бизнеса……………..….24
Заключение…………………………………………………………………….…27
Список источников и литературы…………………………………………..…..

Вложенные файлы: 1 файл

ленка.docx

— 63.73 Кб (Скачать файл)

     Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. История  развития, понятие и сущность малого бизнеса в России…..6

§1. Понятие и критерии малого бизнеса………………………………………...6

§2. Роль малого бизнеса в экономике…………………………………………....7

§3. Роль и место малого бизнеса в переходной экономике России……..……..9

§4. Проблемы становления малого бизнеса в России………………………....11

Глава 2. Средний бизнес России: Качественные характеристики и количественные оценки…………………………………………………………16

§1. Критерии выделения компаний среднего бизнеса………………...………16

§2. Оборот средних компаний…………………………………………….…….17

§3. Структура управления компанией……………………………………….....18

Глава 3. Основные особенности крупного бизнеса в  России………………....20

§1. Основные формы  российского крупного бизнеса………………………....22

§2. Основные этапы  истории российского крупного бизнеса……………..….24

Заключение…………………………………………………………………….…27

Список источников и литературы…………………………………………..…..30 
 
 
 
 

     Введение 

     Исследование  истории русского и российского  предпринимательства его культурно-исторических предпосылок, получившее новый импульс в связи с реформированием экономики современной России и развитием предпринимательской деятельности, позволяет глубже понять истоки, причины и последствия социально-экономических трансформаций, оценить их влияние на общество. Взаимосвязь и взаимодействие экономики и государственной политики очевидны. Общее состояние этих взаимоотношений – это фактор, который самым наглядным образом отражается в развитии предпринимательства.

     Российская  экономическая среда имеет ряд  отличительных особенностей, обусловленных  уникальными чертами русского характера, одни из которых формировались на протяжении веков, а другие появились  лишь в последние время в условиях открытого рынка. В этой работе автор хотел бы показать влияние особенностей этой среды на развитие предпринимательской деятельности в России, и перспективы этого развития. Поскольку в последние время, при проведении экономических преобразований все меньше берутся в расчет не только культурные и исторические традиции Российского общества, но даже и современная психология общественного сознания. В виду того, что развитие малого и среднего бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, автор считает данную тему наиболее актуальной в современной жизни нашей страны.

     Безусловно, существуют проверенные временем устойчивые экономические модели, но они не применимы, если они не адаптированы к конкретной стране с ее традициями и сформировавшимся под влиянием этих традиций настоящим. Так как  в настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации. Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом.

      Целью в данной работе будет произвести характеристику малого, среднего и крупного бизнеса в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед этими категориями бизнеса в современных рыночных отношениях.

      Предмет исследования: проблемы развития различных видов бизнеса в России.

       Объектом исследования: малое, среднее  и крупное предпринимательство.

В соответствии с целью и объектом работы решались следующие задачи:

- определить  сущность и роль малого, среднего и крупного бизнеса.

- рассмотреть  развитие предпринимательства в  России.

- проанализировать  современное состояние и проблемы.

- оценить государственное  регулирование бизнеса.

- выявить перспективы.

       Методы исследования: изучение научной и методической литературы, статей, учебников по данной теме.

     Источники информации: учебно-методическая литература по малому предпринимательству, статьи в экономических журналах, законы и сайты в интернете. Курсовая работа состоит: из введения, трех глав теоретической части, заключения и списка литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. История развития, понятие и сущность малого бизнеса в  России 

§1. Понятие и критерии малого бизнеса

      Малый бизнес в России постепенно, медленно и непросто, но развивается, набирает опыт и завоевывает свое место в структуре экономики и является органической ее частью. На начало 1997 г. в России насчитывалось около 1 млн. малых предприятий, на которых работало более 8 млн. человек, а с учетом вторичной занятости общая численность работающих в малом бизнесе превышает 15 млн. человек. Рост малого бизнеса в условиях общего спада производства и кризисного состояния многих крупных предприятий свидетельствует о большом внутреннем потенциале малого предпринимательства. Однозначного определения малого бизнеса нет. Обычно его связывают с объемом деятельности и численностью работающих на предприятии. Именно, исходя из этих критериев, различают малый, средний и большой бизнес. В разных странах мира эти критерии различны. Однако чаще всего используется следующее деление предприятий:

- крупное  - предприятие с численностью  работающих до 500 человек;

- среднее  - от 100 до 500 человек;

- малое  - до 100 человек.

        В Российской Федерации этот критерий не одинаков для разных отраслей экономики. Предельные уровни численности (в среднегодовом исчислении) в различных сферах деятельности, установленные Законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», приведены в таблице1:

Таблица 1.

Численность работников малых предприятий

 
Отрасль деятельности Предельный  уровень численности работников, чел.  
Промышленность   100  
Строительство   100  
Транспорт   100  
Сельское  хозяйство    60  
Научно-техническая  сфера    60  
Оптовая торговля    50  
Розничная торговля и бытовое обслуживание населения    30  
Остальные отрасли и другие виды деятельности    50  
     

          В соответствии с Законом под субъектами малого предпринимательства понимают также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько  видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям  того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или прибыли.

§2. Роль малого бизнеса в экономике

      Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые предприятия - это побочная сфера экономики. Малый бизнес ограниченно включается в хозяйственную структуру, конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Часть мелких и средних предприятий включена через контрактную и субконтрактную системы, через систему франчайзинга в крупные производственные комплексы, и большие компании являются клиентами малых фирм, а последние - поставщиками для больших.

      Конкретно роль малого бизнеса проявляется в том, что его развитие способствует:

- созданию  новых рабочих мест;

- внедрению  новых товаров и услуг;

- удовлетворению  нужд крупных предприятий;

- обеспечению  специализированными товарами и  услугами.

     «Создание новых рабочих мест - это важнейший фактор, который несет в себе развитие малого бизнеса. Фактор, не только обеспечивающий средствами к существованию значительную часть населения, но и способствующий стабилизации обстановки в обществе. Так, более 7 млн. малых фирм США обеспечивают работой более 100 млн. человек»2.

     Другая важнейшая сторона деятельности малых предприятий - это внедрение новых товаров и услуг. Достижения малого бизнеса в этой области затронули производство безопасных бритв, электронных наручных часов, вертолетов, нержавеющей стали, копировальных аппаратов и многого другого. В США, например, малый бизнес производит более 60 % всех услуг, половину всей продукции и почти половину всех идей и нововведений.       Таким образом, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без чего немыслима его высокая эффективность.

§3. Роль и место малого бизнеса в переходной экономике России

        Малое предпринимательство не было решающей сферой экономической деятельности, но быстро выросло в конце 80-х - самом начале 90-х годов, потом начался период стагнации, в какие- то периоды наблюдалось даже сокращение. В настоящее время в экономике России одновременно функционируют средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на семейном труде. По данным официальной статистики, в России сегодня зарегистрировано 890 тыс. малых предприятий, в которых работают почти 6, 5 млн. человек. Еще 3 млн. индивидуальных предпринимателей занимаются бизнесом без образования юридического лица. Суммарный объем продукции малых предприятий России в 1999 году превысил 14 % от общего объема промышленного производства. Но если сравнивать с развитыми странами, то показатели России довольно-таки малы: там на тысячу человек населения приходится 40-60 малых предприятий, а у нас - всего 7. И доля малого бизнеса в промышленном производстве Запада достигает 50-60%, а вовсе не 14%, как в России. Малый бизнес в развитых странах - крупнейший производитель благ и услуг, крупнейший работодатель, катализатор научно - технического прогресса. В мире от половины до двух третей всех изобретений приходится на сферу малого бизнеса. Однако приведенная статистика имеет и обратную сторону. Ее показатели формально свидетельствуют, что наши малые предприятия дают национальной экономике в процентном отношении вдвое больше, чем «их» малый бизнес дает Западу. Действительно, 7 российских предприятий на тысячу населения обеспечивают 14% промышленной продукции или 1 предприятие на тысячу населения в данном случае приходится всего 1% производства. Это говорит о высокой эффективности и динамичности российского малого бизнеса.

       Немаловажен тот факт, что масштабы теневого бизнеса в этом сегменте рынка чрезвычайно велики. Не регистрируются до 70% выше официальных показателей, не менее чем на 90% занижаются данные о фондах заработной платы, а оборот своих фирм предприниматели занижают в среднем на 70%. При этом данные Госкомстата России, на теневую экономику приходится 23-25% от валового внутреннего продукта, а по оценкам МВД, эта доля достигает 40%.

Таблица 23.

    Количество малых предприятий и распределение их по отраслям экономики

 
Предприятия 1.01.97г. 1.01.2001г. 1.01.2003г. 1.04.2006г.  
Всего: 896,9 тыс. (100%) 877,3 тыс. (100%) 828 тыс.

(100%)

873,6 тыс.

(100%)

 
в том  числе:          
промышленные 127,2 тыс. (14,2%) 128,5 тыс.

(14,7%)

129,3 тыс.

(15,6%)

138,1 тыс.

(15,8%)

 
строительные 123,5 тыс.

(13,8%)

145,5 тыс.

(16,58%)

137,0 тыс.

(16,54%)

138,3 тыс.

(15,8%)

 
торговли  и общепита 419,4 тыс.

(46,8%)

374,6 тыс.

(42,7%)

353,1 тыс.

(42,7%)

387,0 тыс.

(44,3%)

 
коммерческие 51,9 тыс.

(5,8%)

42,4 тыс.

(4,8%)

35,0 тыс.

(4,2%)

37,2 тыс.

(4,3%)

 
науки и научного обслуживания 51,7 тыс.

(5,8%)

48,8 тыс.

(5,6%)

46,0 тыс.

(5,6%)

37,6 тыс.

(4,3%)

 
других  отраслей 123,2 тыс.

(13,7%)

137,5 тыс.

(15,7%)

127,6 тыс.

(15,4%)

135,4 тыс.

(15,5%)

 
           

Информация о работе Средний бизнес России