Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 15:39, курсовая работа
Целью в данной работе будет произвести характеристику малого, среднего и крупного бизнеса в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед этими категориями бизнеса в современных рыночных отношениях.
Предмет исследования: проблемы развития различных видов бизнеса в России.
Объектом исследования: малое, среднее и крупное предпринимательство.
В соответствии с целью и объектом работы решались следующие задачи:
- определить сущность и роль малого, среднего и крупного бизнеса.
- рассмотреть развитие предпринимательства в России.
- проанализировать современное состояние и проблемы.
- оценить государственное регулирование бизнеса.
- выявить перспективы.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. История развития, понятие и сущность малого бизнеса в России…..6
§1. Понятие и критерии малого бизнеса………………………………………...6
§2. Роль малого бизнеса в экономике…………………………………………....7
§3. Роль и место малого бизнеса в переходной экономике России……..……..9
§4. Проблемы становления малого бизнеса в России………………………....11
Глава 2. Средний бизнес России: Качественные характеристики и количественные оценки…………………………………………………………16
§1. Критерии выделения компаний среднего бизнеса………………...………16
§2. Оборот средних компаний…………………………………………….…….17
§3. Структура управления компанией……………………………………….....18
Глава 3. Основные особенности крупного бизнеса в России………………....20
§1. Основные формы российского крупного бизнеса………………………....22
§2. Основные этапы истории российского крупного бизнеса……………..….24
Заключение…………………………………………………………………….…27
Список источников и литературы…………………………………………..…..
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. История развития, понятие и сущность малого бизнеса в России…..6
§1. Понятие и критерии малого бизнеса………………………………………...6
§2. Роль малого бизнеса в экономике…………………………………………....7
§3. Роль и место малого бизнеса в переходной экономике России……..……..9
§4. Проблемы становления малого бизнеса в России………………………....11
§1. Критерии выделения компаний среднего бизнеса………………...………16
§2. Оборот средних
компаний…………………………………………….…….
§3. Структура управления
компанией……………………………………….....
Глава 3. Основные особенности крупного бизнеса в России………………....20
§1. Основные формы российского крупного бизнеса………………………....22
§2. Основные этапы истории российского крупного бизнеса……………..….24
Заключение……………………………………………………
Список источников
и литературы…………………………………………..
Введение
Исследование истории русского и российского предпринимательства его культурно-исторических предпосылок, получившее новый импульс в связи с реформированием экономики современной России и развитием предпринимательской деятельности, позволяет глубже понять истоки, причины и последствия социально-экономических трансформаций, оценить их влияние на общество. Взаимосвязь и взаимодействие экономики и государственной политики очевидны. Общее состояние этих взаимоотношений – это фактор, который самым наглядным образом отражается в развитии предпринимательства.
Российская экономическая среда имеет ряд отличительных особенностей, обусловленных уникальными чертами русского характера, одни из которых формировались на протяжении веков, а другие появились лишь в последние время в условиях открытого рынка. В этой работе автор хотел бы показать влияние особенностей этой среды на развитие предпринимательской деятельности в России, и перспективы этого развития. Поскольку в последние время, при проведении экономических преобразований все меньше берутся в расчет не только культурные и исторические традиции Российского общества, но даже и современная психология общественного сознания. В виду того, что развитие малого и среднего бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, автор считает данную тему наиболее актуальной в современной жизни нашей страны.
Безусловно, существуют проверенные временем устойчивые экономические модели, но они не применимы, если они не адаптированы к конкретной стране с ее традициями и сформировавшимся под влиянием этих традиций настоящим. Так как в настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации. Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом.
Целью в данной работе будет произвести характеристику малого, среднего и крупного бизнеса в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед этими категориями бизнеса в современных рыночных отношениях.
Предмет исследования: проблемы развития различных видов бизнеса в России.
Объектом исследования: малое, среднее и крупное предпринимательство.
В соответствии с целью и объектом работы решались следующие задачи:
- определить сущность и роль малого, среднего и крупного бизнеса.
- рассмотреть
развитие предпринимательства
- проанализировать
современное состояние и
- оценить государственное регулирование бизнеса.
- выявить перспективы.
Методы исследования: изучение научной и методической литературы, статей, учебников по данной теме.
Источники
информации: учебно-методическая литература
по малому предпринимательству, статьи
в экономических журналах, законы и сайты
в интернете. Курсовая работа состоит:
из введения, трех глав теоретической
части, заключения и списка литературы.
Глава 1.
История развития,
понятие и сущность
малого бизнеса в
России
§1. Понятие и критерии малого бизнеса
Малый бизнес в России постепенно, медленно и непросто, но развивается, набирает опыт и завоевывает свое место в структуре экономики и является органической ее частью. На начало 1997 г. в России насчитывалось около 1 млн. малых предприятий, на которых работало более 8 млн. человек, а с учетом вторичной занятости общая численность работающих в малом бизнесе превышает 15 млн. человек. Рост малого бизнеса в условиях общего спада производства и кризисного состояния многих крупных предприятий свидетельствует о большом внутреннем потенциале малого предпринимательства. Однозначного определения малого бизнеса нет. Обычно его связывают с объемом деятельности и численностью работающих на предприятии. Именно, исходя из этих критериев, различают малый, средний и большой бизнес. В разных странах мира эти критерии различны. Однако чаще всего используется следующее деление предприятий:
- крупное - предприятие с численностью работающих до 500 человек;
- среднее - от 100 до 500 человек;
- малое - до 100 человек.
В Российской Федерации этот критерий не одинаков для разных отраслей экономики. Предельные уровни численности (в среднегодовом исчислении) в различных сферах деятельности, установленные Законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», приведены в таблице1:
Таблица 1.
Численность работников малых предприятий
Отрасль деятельности | Предельный
уровень численности |
|
Промышленность | 100 | |
Строительство | 100 | |
Транспорт | 100 | |
Сельское хозяйство | 60 | |
Научно-техническая сфера | 60 | |
Оптовая торговля | 50 | |
Розничная торговля и бытовое обслуживание населения | 30 | |
Остальные отрасли и другие виды деятельности | 50 | |
В соответствии с Законом под субъектами малого предпринимательства понимают также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или прибыли.
§2. Роль малого бизнеса в экономике
Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые предприятия - это побочная сфера экономики. Малый бизнес ограниченно включается в хозяйственную структуру, конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Часть мелких и средних предприятий включена через контрактную и субконтрактную системы, через систему франчайзинга в крупные производственные комплексы, и большие компании являются клиентами малых фирм, а последние - поставщиками для больших.
Конкретно роль малого бизнеса проявляется в том, что его развитие способствует:
- созданию новых рабочих мест;
- внедрению новых товаров и услуг;
- удовлетворению нужд крупных предприятий;
- обеспечению
специализированными товарами
«Создание новых рабочих мест - это важнейший фактор, который несет в себе развитие малого бизнеса. Фактор, не только обеспечивающий средствами к существованию значительную часть населения, но и способствующий стабилизации обстановки в обществе. Так, более 7 млн. малых фирм США обеспечивают работой более 100 млн. человек»2.
Другая важнейшая сторона деятельности малых предприятий - это внедрение новых товаров и услуг. Достижения малого бизнеса в этой области затронули производство безопасных бритв, электронных наручных часов, вертолетов, нержавеющей стали, копировальных аппаратов и многого другого. В США, например, малый бизнес производит более 60 % всех услуг, половину всей продукции и почти половину всех идей и нововведений. Таким образом, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без чего немыслима его высокая эффективность.
§3. Роль и место малого бизнеса в переходной экономике России
Малое предпринимательство не было решающей сферой экономической деятельности, но быстро выросло в конце 80-х - самом начале 90-х годов, потом начался период стагнации, в какие- то периоды наблюдалось даже сокращение. В настоящее время в экономике России одновременно функционируют средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на семейном труде. По данным официальной статистики, в России сегодня зарегистрировано 890 тыс. малых предприятий, в которых работают почти 6, 5 млн. человек. Еще 3 млн. индивидуальных предпринимателей занимаются бизнесом без образования юридического лица. Суммарный объем продукции малых предприятий России в 1999 году превысил 14 % от общего объема промышленного производства. Но если сравнивать с развитыми странами, то показатели России довольно-таки малы: там на тысячу человек населения приходится 40-60 малых предприятий, а у нас - всего 7. И доля малого бизнеса в промышленном производстве Запада достигает 50-60%, а вовсе не 14%, как в России. Малый бизнес в развитых странах - крупнейший производитель благ и услуг, крупнейший работодатель, катализатор научно - технического прогресса. В мире от половины до двух третей всех изобретений приходится на сферу малого бизнеса. Однако приведенная статистика имеет и обратную сторону. Ее показатели формально свидетельствуют, что наши малые предприятия дают национальной экономике в процентном отношении вдвое больше, чем «их» малый бизнес дает Западу. Действительно, 7 российских предприятий на тысячу населения обеспечивают 14% промышленной продукции или 1 предприятие на тысячу населения в данном случае приходится всего 1% производства. Это говорит о высокой эффективности и динамичности российского малого бизнеса.
Немаловажен тот факт, что масштабы теневого бизнеса в этом сегменте рынка чрезвычайно велики. Не регистрируются до 70% выше официальных показателей, не менее чем на 90% занижаются данные о фондах заработной платы, а оборот своих фирм предприниматели занижают в среднем на 70%. При этом данные Госкомстата России, на теневую экономику приходится 23-25% от валового внутреннего продукта, а по оценкам МВД, эта доля достигает 40%.
Таблица 23.
Количество малых предприятий и распределение их по отраслям экономики
Предприятия | 1.01.97г. | 1.01.2001г. | 1.01.2003г. | 1.04.2006г. | |
Всего: | 896,9 тыс. (100%) | 877,3 тыс. (100%) | 828
тыс.
(100%) |
873,6
тыс.
(100%) |
|
в том числе: | |||||
промышленные | 127,2 тыс. (14,2%) | 128,5
тыс.
(14,7%) |
129,3
тыс.
(15,6%) |
138,1
тыс.
(15,8%) |
|
строительные | 123,5
тыс.
(13,8%) |
145,5
тыс.
(16,58%) |
137,0
тыс.
(16,54%) |
138,3
тыс.
(15,8%) |
|
торговли и общепита | 419,4
тыс.
(46,8%) |
374,6
тыс.
(42,7%) |
353,1
тыс.
(42,7%) |
387,0
тыс.
(44,3%) |
|
коммерческие | 51,9
тыс.
(5,8%) |
42,4
тыс.
(4,8%) |
35,0
тыс.
(4,2%) |
37,2
тыс.
(4,3%) |
|
науки и научного обслуживания | 51,7
тыс.
(5,8%) |
48,8
тыс.
(5,6%) |
46,0
тыс.
(5,6%) |
37,6
тыс.
(4,3%) |
|
других отраслей | 123,2
тыс.
(13,7%) |
137,5
тыс.
(15,7%) |
127,6
тыс.
(15,4%) |
135,4
тыс.
(15,5%) |
|