Япония в догосударственный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 08:49, курсовая работа

Краткое описание

С моей точки зрения, вопрос о составе и происхождении японского народа, с давних пор является носителем всего исторического процесса и выступает в настоящее время как единый и неделимый этнический субъект, к тому же это единство особенно подчеркивающий и чрезвычайно им гордящийся, — может считаться вполне закономерно поставленным и в области специально исторического исследования.

Содержание

Введение
1 Первобытнообщинная формация
1.1 Период бронзы и железа
1.2 Культура
2 Становление феодальных отношений
2.1 Образование раннефеодального государства
2.2 Культура в период становления феодальных отношений
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 2.docx

— 66.78 Кб (Скачать файл)

Японская историография связывала  реформы Тайка с императорским  декретом 646 г., где декларировалось  упразднение частных владений и  категории частнозависимого населения, земля объявлялась собственностью государства, т. е., по существу, императорского дома, подданные наделялись земельными наделами, а для держателей наделов  устанавливались повинности трех видов (трудовая повинность, налог поземельный  и налог с изделий ремесла), упразднялась прежняя политическая система, основанная на господстве местных  родственных семейных групп, создавалось  централизованное бюрократическое  государство, столица которого первоначально  находилась в Нанива (совр. город  Осака), а с 653 г. — в Асука (р-н  совр. города Нара).

Теперь японские историки относятся  к манифесту 646 г. либо более критически (в нем установлены прямые текстуальные заимствования, например из доклада  чиновника Дун Чжунша императору У Ди во II в. до н. э.), либо видят в  нем провозглашение определенной программы  мероприятий, либо вообще отрицают его  достоверность. События 645 г. считаются  лишь государственным переворотом, а реформы Тайка интерпретируются как целая серия полувековых  мероприятий, вызванных внутренними  и внешними факторами.

Одна из основных причин падения  Сога состояла в неудовлетворении ими  крестьянских требований предоставления земли. Не освободили они от зависимости  и податное население бэ, что в  сочетании с ухудшающимся экономическим  положением, усугубленным стихийными бедствиями и эпидемиями, накалило до предела внутриполитическую обстановку в стране. Осуществление аграрных преобразований являлось первоочередной задачей новой власти. В 652 г. началась частичная перепись податных дворов (ко) как подготовительное мероприятие  к введению надельной системы. В  том же году был издан указ об обязанностях членов пятидворок (гоко), где им предписывалось следить за любыми передвижениями людей в районе их местожительства и докладывать  о них властям, нести полную ответственность за членов пятидворки, в течение 5 лет вести розыск скрывшихся членов пятидворки, ведать имущественными делами той семьи, где нет мужчин-наследников, воспитывать детей преступника, приговоренного к смерти, немедленно докладывать о нарушениях или преступлениях, совершенных членом пятидворки, оказывать помощь пострадавшим от кражи и семье убитого, поддерживать хорошее состояние дорог и разводить тутовые деревья.

Это первое в истории Японии четкое определение функций пятидворок, которые впоследствии, особенно в XVII—XVIII вв., уже стали рассматриваться  как низовые административно-хозяйственные  и фискально-полицейские единицы.

После смерти Котоку в 654 г. императрицей стала его мать под именем Саймэй. Имея пристрастие к пышным дворцовым  сооружениям, она мобилизовала для  строительства нового дворца около 100 тыс. человек, работавших в чрезвычайно  трудных условиях на добыче камня, прокладывании  канала для его транспортировки, на самом сооружении дворца, что  вызвало большое недовольство среди  населения. Этим воспользовались противники режима во главе с Сога Акаэ. Он привлек  на свою сторону сына Котоку — Арима  — и в 658 г. они предприняли  неудачную попытку поднять мятеж. Многие участники выступления были казнены, но зачинщики избежали наказания.

Внутренние трудности усугублялись осложнениями на границах. На северо-востоке  происходили довольно интенсивные  контакты с предками современных  айнов — племенем эмиси, представители  которых включались даже в состав посольства, направлявшихся в Китай (в 650 и 663 гг.), однако чаще всего “контакты” с эмиси проявлялись в набегах  последних на японские пограничные  заставы. В 658 г. против этого племени  была предпринята карательная экспедиция, завершившаяся в 660 г. ожесточенным сражением, к концу которого оставшиеся в живых эмиси, не желая сдаваться  в плен, убили детей и жен  и покончили с собои. Но и после  поражения эмиси не прекратили своих  набегов.

С тунгусским племенем су шэнь, совершавшим  набеги на о-в Садо, японцы впервые  встретились во время своего северо-восточного похода. Таким образом, обеспечение  безопасности на северо-восточных границах являлось в то время важной проблемой.

Однако наибольшая угроза исходила с юго-запада. В своей внешней  политике Япония в середине VII в. поддерживала западно-корейское государство Пэкче, которое в 660 г. потерпело поражение  от танского Китая, а сын пэкчевского царя бежал в Японию. Через год в Пэкче вспыхнуло восстание, и корейский принц вернулся на родину с 5 тыс. японцев.

Императрица Саймэй переехала на о-в  Кюсю для подготовки экспедиционной армии, но смерть помешала ее планам осуществиться. Подготовку армии возглавил наследник  престола, один из участников государственного переворота Наканооэ (император Тэнти, 662—671). Тэнти в 662 г. направил в Корею 27-тысячную армию на 400 кораблях. В  битве на реке Пэккан в 663 г. объединенные танско-силланские войска нанесли японцам  сокрушительное поражение и сожгли их флот. Китай захватил государство  Пэкче, а спустя 5 лет — северокорейское  государство Когурё и стал готовиться к походу в Японию, требуя от своего союзника Силла активного участия. Однако правители Силла, формально  признав сюзеренитет Китая, исподволь  сосредоточили войска, разгромили китайскую  армию на территории Кореи и в 70-е годы VII в. объединили страну под  своим началом.

Угроза военного вторжения, нависшая над Японией на юго-западе, явилась  одним из решающих факторов, диктовавших  необходимость проведения реформ. Император  Тэнти стал их вдохновителем. По его  инициативе еще в 646 г. была начата кампания за “добровольный” отказ знати  от прав на свою землю и людей. Показывая  личный пример, Тэнти отказался от 524 “именных кормильцев” (минасиробэ) и 181 царского владения (миякэ), поскольку  в стране, по его мнению, могла  быть лишь одна форма зависимости  — государственная, зависимость  от императора.

С целью укрепления социальной базы своей власти — крупных семейных групп-патронимий — Тэнти назначал их глав, поднял их авторитет путем  учреждения в 664 г. званий: “Бог патронимии” (удзи-но ками), “Основатель патронимии” (удзи-но со), “Старший патронимии” (удзи-но тёдзя). “Богу” большой патронимической  группы жаловался большой меч, а  “богу” малой группы — малый.

Тэнти осуществил социальное деление  общества на “народ” (тами) и “чернь” (якабэ). Труд последних использовался  в семейных группах.

В 670 г. в фискальных целях осуществляется перепись населения и повсеместно  вводится система административных деревень (гёсэй сонраку) как средство борьбы с бегством крестьян и сокращением  налоговых поступлений в казну. В деревнях этого типа отсутствовало  самоуправление, а административно-хозяйственные  функции выполняли назначенные  из центра чиновники.

В местности Оми (совр. префектура Сига) началась работа по составлению  уголовного и гражданского кодексов (Омирицу и Омирё), известных под  названием “Законов Оми” (Омирицурё). Гражданский кодекс был составлен  участником государственного переворота Накатоми-но Камако, обнародован в 668 г., а его автора в следующем  году назначили на должность Первого  министра (Дадзёдайдзин) с присвоением  фамилии Фудзивара. Влияние этой жреческой семьи при дворе  все возрастало, особенно после 729 г., когда была нарушена традиция выбора жен для императора из императорского дома и их, а также наложниц стали  брать из семьи Фудзивара. Реальная политическая власть стала сосредоточиваться  в руках императриц, за которыми стояли Фудзивара.

Повышение политического престижа Японии в межгосударственных отношениях, начатое Сётоку-тайси, проявилось в 670 г., когда вместо уничижительного  обозначения Японии в китайских  летописях как страны “карликовых  людей” в летописи “Тан-шу” Япония впервые названа “Корнем Солнца” (Жи-бэнь по-китайски,. Нихон по-японски). Новое наименование страны не только указывало на расположение Японии в  месте восхода солнца, но и отождествляло  ее с основой солнца, солнечным  корнем.

В 671 г. Тэнти умер и началась борьба за власть между сыном покойного  — Кобун и его дядей Оама, младшим братом Тэнти. Кобун царствовал всего 8 месяцев и после военного поражения покончил жизнь самоубийством. Дядя-победитель провозгласил себя императором  Тэмму (673—686). Эти события, известные  в истории как “мятеж (годов) Дзинсин”, с новой силой показали исключительную нестабильность внутриполитического  положения, обострение противоречий между  мелкими семьями и претерпевающими  процесс распада крупными патронимическими группами, настоятельную необходимость  скорейшего решения аграрного вопроса, стабилизации внутриполитического  положения, укрепления государственного аппарата, осуществления военной  реформы. Именно после смуты, при  Тэмму, усиливается положение средних  и мелких аристократических семей, а некоторых потомков знати —  участников смуты — переселяют на восток и превращают в крестьян.

Крестьяне в зависимости от состоятельности  подразделяются на три категории.

Зависимое население (какибэ) и земли, ранее принадлежавшие отдельным  крупным семейным группам, объявляются  “казенным людом” (комин) и “казенными землями” (коти).

В местности Киёмихара (р-н совр. города Осака) форсируется подготовка нового “Законодательства Киёмихара” (Киёмиха-рарё). Впервые провозглашается  освобождение от долгов.

Вводятся ежегодные отчеты чиновников о проделанной работе. Чиновники  лишаются права вмешиваться в  дела церкви (за исключением двух или  трех храмов).

Церкви предоставляются земли  в кормление на срок от одного до тридцати лет. Для идеологического  укрепления власти императорского дома создается комиссия по написанию  летописи.

Вводится постоянная военная тренировка.

Для глав семейных групп устанавливаются  новые звания с целью повышения  социального положения некогда  менее знатных лиц и соответствующего понижения общественной значимости бывших высоких рангов. Эти новые  звания (в нисходящей последовательности) — Мабито, Асоми, Сукунэ, Имики, Митиноси, Оми, Мурадзи, Инаги — постепенно превратились в фамилии, а провинциальные должностные лица начали именоваться  по местным географическим названиям. Семейным группам предписывается сдать  в казну крупное наступательное и оборонительное оружие (арбалеты, катапульты).

Китайским иммигрантам делается строгое  предупреждение о недопустимости их нелояльных действий.

В провинциальных присутственных местах устанавливаются киоты с буддийскими  изображениями, вводится запрет на употребление в пищу мяса домашних животных (коров, быков, лошадей), но на мясо диких зверей запрет не распространялся.

Законодательная деятельность японских правителей продолжалась и после  смерти Тэмму.

При императрице Дзито (687—696) практически  была завершена работа по составлению  законодательства “Киёмихарарё”.

В 689 г. вводится воинская повинность, при которой каждый четвертый  мужчина в семье призывался на военную службу.

Учреждается административная единица  — село (сато) в составе 50 крестьянских дворов (ко).

Специальным постановлением значительно  сокращается институт рабства: теперь старший брат уже не мог продать  младшего в неволю, отменяется долговое рабство, дети от смешанного брака (свободного и раба) считались свободными, отпущенные рабы не могли быть снова закабалены, однако продажа детей в рабство  не только не отменялась, а, наоборот, сохранялась  и узаконивалась.

Запрещается раздельное проживание супругов, но в реальной жизни еще длительное время сохранялись пережитки  матрилокального брака и брак в форме периодического посещения  мужем жены до рождения детей и  экономической самостоятельности  супругов.

В 696 г. Дзито отреклась от престола в пользу четырнадцатилетнего внука (император Момму, 697—707), впервые  в истории Японии “удалилась на покой” в буддийский монастырь и  была первой императрицей, которую  кремировали.

Особенность японского раннего  средневековья состояла в том, что  эксплуатацию крестьян и формирование сословий феодального общества осуществляло государство при помощи своих  институтов и законодательной деятельности. Последняя получила свое окончательное  оформление в своде “Законов (годов) Тайхо” (Тайхо-рё) 702 г., составленном из 30 кодексов. Среди этих законодательных  актов наиболее важным являлось введение надельной системы (хандэн).

 

 

2.2 Культура в период  становления феодальных отношений

Создание свода законов “Тайхорё”  и “Закона из 17 статей” способствовало укреплению в сознании крестьян идеи законности, что было характерной  чертой раннефеодального общества.

Укреплению императорской власти способствовали первые летописи: “Запись  о деяниях древности” (“Кодзики”, 712 г.) и “Анналы Японии” (“Нихон секи”, сокращенно “Нихонги”, 720 г.). Перед  составителями летописей была поставлена политическая задача: “исторически”  обосновать право императорского дома на власть. Эта задача была осуществлена путем прямого искажения исторической действительности. Императоры изображались потомками богов, в особенности  богини Солнца Аматэрасу — главного божества синтоистского пантеона. Начало императорской династии было отнесено к 660 г. до н. э. Поскольку история  страны в то время не давала достаточного материала для построения такой длительной генеалогии императорского дома, составители хроник прибегли к прямым заимствованиям из китайских династийных историй и к нагромождению всевозможных небылиц. Более достоверные сведения хроники содержат с V—VII вв., освещая, однако, преимущественно события придворной жизни.

В летописях зафиксированы древние  мифы, сказания и легенды. Мифы были основаны на устной традиции императорского дома и тесно с ним связанных  семей.

Мифическая часть летописей  подтверждает наличие у японцев  первоначального безрелигиозного  периода и стихийно-материалистического  мировоззрения. Анализ мифологии позволяет  реконструировать дуальную социальную организацию, характерную для ранней стадии развития человеческого общества, элементы первобытной демократии (совет  богов), установить наличие в древности  относительно высокого социального  положения женщины, возникновение  ранней, магической формы религии.

При критическом подходе к летописям, как убедительно показали советские  исследователи, и, прежде всего, академик Н. И. Конрад, из них можно извлечь  рациональные зерна для реконструкции  древней истории Японии и выявления  общих закономерностей развития страны.

Информация о работе Япония в догосударственный период