Введение в информатику. Базовые понятия и определения информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:07, курс лекций

Краткое описание

Инфоpматика — это основанная на использовании компьютерной техники дисциплина, изучающая структуру и общие свойства информации, а также закономерности и методы её создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и применения в различных сферах человеческой деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 1. Введение в информатику. Базовые понятия и определения информатики.doc

— 613.00 Кб (Скачать файл)

1.12. Классификация информации

    Любая классификация всегда относительна. Один и тот же объект может быть классифицирован по разным признакам или критериям. Часто встречаются ситуации, когда в зависимости от условий внешней среды объект может быть отнесен к разным классификационным группировкам. Эти рассуждения особенно актуальны при классификации видов информации без учета ее предметной ориентации, так как она часто может быть использована в разных условиях, разными потребителями, для разных целей.

    В основу приведенной  выше классификации  положено пять наиболее общих признаков: место возникновения, стадия обработки, способ отображения, стабильность, функция управления.

 

Место возникновения. По этому признаку информацию можно разделить на входную выходную, внутреннюю, внешнюю.

    Входная информация - это информация, поступающая к объекту.

    Выходная  информация - это информация, поступающая от рассматриваемого объекта в другому объекту

    Одна  и та же информация может являться входной для одного объекта, а для другого, ее вырабатывающего, выходной.

    По  отношению к объекту управления информация может быть определена как  внутренняя, так и внешняя.

    Внутренняя информация возникает внутри объекта, внешняя информация - за пределами объекта.

Стадия  обработки. По стадии обработки информация может быть первичной, вторичной, промежуточной, результатной.

    Первичная информация - это информация, которая возникает непосредственно в процессе деятельности объекта и регистрируется на начальной стадии.

    Вторичная информация - это информация, которая получается в результате обработки первичной информации и может быть промежуточной и результатной.

    Промежуточная информация используется в качестве исходных данных для последующих расчетов.

    Результатная информация получается в процессе обработки первичной и промежуточной информации и используется для выработки управленческих решений.

Способ  отображения. По способу отображения информация подразделяется на текстовую и графическую.

    Текстовая информация - это совокупность алфавитных, цифровых и специальных символов, с помощью которых представляется информация на физическом носителе (бумага, изображение на экране дисплея).

    Графическая информация - это различного рода графики, диаграммы, схемы, рисунки и т.д.

Стабильность. По стабильности информация может быть переменной (текущей) и постоянной (условно-постоянной).

    Переменная информация отражает фактические количественные и качественные характеристики производственно-хозяйственной деятельности фирмы. Она может меняться для каждого случая как по назначению, так и по количеству.

    Постоянная (условно-постоянная) информация - это неизменная и многократно используемая в течение длительного периода времени информация. Постоянная информация может быть справочной, нормативной, плановой:

  • постоянная справочная информация включает описание постоянных свойств объекта в виде устойчивых длительное время признаков.
  • постоянная нормативная информация содержит местные, отраслевые и общегосударственные нормативы;
  • постоянная плановая информация содержит многократно используемые в фирме плановые показатели.

Функция управления. По функциям управления обычно классифицируют экономическую информацию. При этом выделяют следующие группы: плановую, нормативно-справочную, учетную и оперативную (текущую).

    Плановая  информация - информация о параметрах объекта управления на будущий период. На эту информацию идет ориентация всей деятельности фирмы.

    Нормативно-справочная информация содержит различные нормативные и справочные данные. Ее обновление происходит достаточно редко.

    Учетная информация - это информация, которая характеризует деятельность фирмы за определенный прошлый период времени. На основании этой информации могут быть проведены следующие действия: скорректирована плановая информация, сделан анализ хозяйственной деятельности фирмы, приняты решения по более эффективному управлению работами и пр. На практике в качестве учетной информации может выступать информация бухгалтерского учета, статистическая информация и информация оперативного учета.

    Оперативная (текущая) информация - это информация, используемая в оперативном управлении и характеризующая производственные процессы в текущий (данный) период времени. К оперативной информации предъявляются серьезные требования по скорости поступления и обработки, а также по степени ее достоверности. От того, насколько быстро и качественно проводится ее обработка, во многом зависит успех фирмы на рынке.

1.13.  Общее представление  об информационной  системе

1.13.1. Понятие информационной системы

     Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов. Системы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям.

    Пример 1. Приведем несколько систем, состоящих из разных элементов и направленных на реализацию разных целей.

Система Элементы  системы Главная цель системы
Фирма Люди, оборудование, материалы, здания и др. Производство  товаров
Компьютер Электронные и электромеханические элементы, линии связи и др. Обработка данных
Телекоммуникационная  система Компьютеры, модемы, кабели, сетевое программное обеспечение и др. Передача  информации
Информационная  система Компьютеры, компьютерные сети, люди, информационное и программное обеспечение Производство  профессиональной информации
 

     В информатике понятие «система» широко распространено и имеет множество смысловых значений. Чаще всего оно используется применительно к набору технических средств и программ. Системой может называться аппаратная часть компьютера. Системой может также считаться множество программ для решения конкретных прикладных задач, дополненных процедурами ведения документации и управления расчетами.

     Добавление  к понятию "система" слова "информационная" отражает цель ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты.

     Информационная  система - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

     Современное понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации персонального компьютера. В крупных организациях наряду с персональным компьютером в состав технической базы информационной системы может входить мэйнфрейм или суперЭВМ. Кроме того, техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение и представление.

     Под организацией (фирмой) будем понимать сообщество людей, объединенных общими целями и использующих общие материальные и финансовые средства для производства материальных и информационных продуктов и услуг.

     Необходимо  понимать разницу между компьютерами и информационными системами. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.

1.13.2. Этапы развития  информационных систем

     История развития информационных систем и цели их использования на разных периодах представлены в таблица 1.

    Таблица 1. Изменение подхода к использованию информационных систем

Период  времени Концепция использования информации Вид информационных систем Цель  использования
1950 -  
1960 гг.
Бумажный  поток расчетных документов Информационные  системы обработки расчетных  документов на электромеханических бухгалтерских машинах Повышение скорости обработки документов

Упрощение процедуры обработки счетов и расчета зарплаты

1960 -  
1970 гг.
Основная  помощь в подготовке отчетов Управленческие  информационные системы для производственной информации Ускорение процесса подготовки отчетности
1970 - 
1980 гг.
Управленческий  контроль реализации (продаж) Системы поддержки принятия решений

Системы для высшего звена управления

Выборка наиболее рационального решения
1980 - 
2000 гг.
Информация - стратегический ресурс, обеспечивающий конкурентное преимущество Стратегические  информационные системы

Автоматизированные  офисы

Выживание и процветание фирмы
 

     Первые  информационные системы появились  в 50-х гг. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов.

     60-е  гг. знаменуются изменением отношения к информационным системам. Информация, полученная из них, стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Дня этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату, как было ранее.

     В 70-х - начале 80-х гг. информационные системы начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений.

     К концу 80-х гг. концепция использования информационных систем вновь изменяется. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля. Информационные системы этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и многое другое.

1.13.3. Процессы в информационной  системе

      Процессы, обеспечивающие работу информационной системы любого назначения, условно можно представить, состоящей из блоков:

  • ввод информации из внешних или внутренних источников;
  • обработка входной информации и представление ее в удобном виде;
  • вывод информации для представления потребителям или передачи в другую систему;
  • обратная связь - это информация, переработанная людьми данной организации для коррекции входной информации.

    Информационная  система определяется следующими свойствами:

  • любая информационная система может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения систем;
  • информационная система является динамичной и развивающейся;
  • при построении информационной системы необходимо использовать системный подход;
  • выходной продукцией информационной системы является информация, на основе которой принимаются решения;
  • информационную систему следует воспринимать как человеко-компьютерную систему обработки информации.

Информация о работе Введение в информатику. Базовые понятия и определения информатики