Введение в информатику. Базовые понятия и определения информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:07, курс лекций

Краткое описание

Инфоpматика — это основанная на использовании компьютерной техники дисциплина, изучающая структуру и общие свойства информации, а также закономерности и методы её создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и применения в различных сферах человеческой деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 1. Введение в информатику. Базовые понятия и определения информатики.doc

— 613.00 Кб (Скачать файл)

      ·   организация защиты и безопасности информации.

    Признак деления - преимущество, которое приносит компьютерная технология

  • 1-й этап (с начала 60-х гг.) характеризуется довольно эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров. Основным критерием оценки эффективности создаваемых информационных систем была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами. Основной проблемой на этом этапе была психологическая - плохое взаимодействие пользователей, для которых создавались информационные системы, и разработчиков из-за различия их взглядов и понимания решаемых проблем. Как следствие этой проблемы, создавались системы, которые пользователи плохо воспринимали и, несмотря на их достаточно большие возможности, не использовали в полной мере.
  • 2-й этап (с середины 70-х гг.) связан с появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию информационных систем - ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Пользователь заинтересован в проводимой разработке, налаживается контакт с разработчиком, возникает взаимопонимание обеих групп специалистов. На этом этапе используется как централизованная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.
  • 3-й этап (с начала 90-х гг.) связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации. Информационные системы имеют своей целью не просто увеличение эффективности обработки данных и помощь управленцу. Соответствующие информационные технологии должны помочь организации выстоять в конкурентной борьбе и получить преимущество.

    Признак деления - виды инструментария технологии

  • 1-й этап (до второй половины XIX в.) - "ручная" информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме.
  • 2-й этап (с конца XIX в.) - "механическая" технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме более удобными средствами.
  • 3-й этап (40 - 60-е гг. XX в.) - "электрическая" технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны.

    Изменяется  цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

  • 4-й этап (с начала 70-х гг.) - "электронная" технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы. Множество объективных и субъективных факторов не позволили решить стоящие перед новой концепцией информационной технологии поставленные задачи. Однако был приобретен опыт формирования содержательной стороны управленческой информации и подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база для перехода на новый этап развития технологии.
  • 5-й этап (с середины 80-х гг.) - "компьютерная" ("новая") технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети.

1.18.4. Виды информационных технологий

     В основу классификации ИТ положены методы, способы и приемы обработки информации, представленной в разной форме. Эта классификация показана на рисунке 4.

Рис. 4. Классификация информационных технологий

     Классификация технологий является трудной задачей. Например, мультимедийная технология включает в себя технологию обработки текстовой и графической информации, а сетевая технология – технологию создания веб-страниц. Следует четко понимать, что в основе информационной технологии лежит, прежде всего, процесс, выполнение которого построено на основе методов и способов деятельности.

1.18.5. Виды информационных  технологий

    К основным видам информационных технологий относятся следующие.

  1. Информационная технология обработки данных предназначена для решения хорошо структурированных задач, алгоритмы решения которых хорошо известны и для решения которых имеются все необходимые входные данные. Эта технология применяется на уровне исполнительской деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных, постоянно повторяющихся операций управленческого труда.
  2. Информационная технология управления предназначена для информационного обслуживания всех работников предприятий, связанных с принятием управленческих решений. Здесь информация обычно представляется в виде регулярных или специальных управленческих отчетов и содержит сведения о прошлом, настоящем и возможном будущем предприятия.
  3. Информационная технология автоматизированного офиса призвана дополнить существующую систему связи персонала предприятия. Автоматизация офиса предполагает организацию и поддержку коммуникационных процессов как внутри фирмы, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией.
  4. Информационная технология поддержки принятия решений предназначена для выработки управленческого решения, происходящей в результате итерационного процесса, в котором участвуют система поддержки принятия решений (вычислительное звено и объект управления) и человек (управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат).
  5. Информационная технология экспертных систем основана на использовании искусственного интеллекта. Экспертные системы дают возможность менеджерам получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых в этих системах накоплены знания.

1.18.6.  Современные информационные  технологии автоматизации офиса

      В настоящее время существует множество  программных продуктов, обеспечивающих информационные технологии автоматизации офиса. К ним относятся текстовые процессоры, табличные процессоры, системы управления базами данных, электронная почта, электронный календарь, компьютерные конференции, видеотекст, а также специализированные программы управленческой деятельности: ведение документов, контроль исполнения приказов и т. д.

      Текстовые процессоры предназначены для создания и обработки текстовых документов. Подготовленные текстовые документы могут быть распечатаны, а также переданы по компьютерной сети. Таким образом, в распоряжении менеджера оказывается эффективный вид письменной коммуникации.

      Табличные процессоры позволяют выполнять многочисленные операции над данными, представленными в табличной форме. Пользователь имеет возможность вводить табличные данные, обрабатывать их, проводить необходимые вычисления, автоматически формировать итоги, выводить информацию в печатном виде и в виде импортируемых в другие системы файлов, качественно оформлять табличные данные, в том числе в виде графиков и диаграмм, проводить инженерные, финансовые, статистические расчеты, проводить математическое моделирование и т. д.

      Системы управления базами данных предназначены для создания и поддержания в актуальном состоянии баз данных, содержащих различные сведения о системе управления и производственной деятельности фирмы.

      Электронная почта позволяет пользователю получать, хранить и отправлять сообщения своим партнерам по сети. Возможности, предоставляемые пользователю электронной почтой, различны, и зависят от применяемого программного обеспечения.

      Электронный календарь предоставляет средства для хранения и управления рабочим расписанием менеджеров и других работников предприятия. Система позволяет установить дату, время и место (аудиторию) встречи или другого мероприятия, согласовав их с расписанием всех участвующих в нем менеджеров.

      Компьютерные конференции используют компьютерные сети для обмена информацией между участниками группы, решающей определенную задачу.

      Видеотекст основан на использовании компьютера для получения,отображений текстовых и графических данных на экране монитора. В настоящее время все более широкое распространение получает обмен между компаниями каталогами и прайс-листами а также заказ газет, журналов и другой печатной продукции в форме видеотекста.

1.19.  Информационные модели

     Человек постоянно использует модели окружающего мира. Понятие модель и моделирование не являются для нас новыми понятиями. Под моделью понимается  объект, используемый с какой-то целью вместо другого объекта. Процесс моделирования позволяет создавать и исследовать разные  модели. Модели могут быть разделены на два больших класса материальные и информационные.

     Информационная  модель – это совокупность информации, описывающая наиболее существенные свойства, состояния объекта, процесса, явления, представленная в знаковой или образной  форме.

    Знаковая  информационная модель представляет собой  описание объекта, процесса на каком-либо естественном или формальном языке, а образная модель описывает зрительные образы в виде рисунков, фотографий, схем и т. д.

    Информационные  модели описывают объекты, которые могут быть разделены на объекты реального мира, роли, события, взаимодействия и т.д.

    Рассматривая  любую информационную модель, мы связываем  ее с определенным носителем информации: бумагой, видеопленкой, магнитным диском и др.

    Представление информационной модели  тесно связано  с понятиями структурирование и формализация.

    Структурирование информации позволяет описать объекты, процессы, с помощью определенного числа специальных конструкций, строго обозначенных элементов, показать связи и зависимости между отдельными элементами систем, объектами и т.д.

    С понятиями форма, форматирование, формула, формат мы постоянно сталкиваемся при  работе с информацией. Все они  в той или иной степени отражают понятие формализации.

    Под формализацией понимается сведение некоторого содержания к выбранной форме. Процесс формализации позволяет выделить главное в рассматриваемом объекте и отбросить второстепенное.

    Информационные  модели, описывающие объекты, явления, процессы, в определенный момент времени, без учета их изменений в пространстве и времени называются статическими информационными моделями.

      Статическими информационными моделями являются, например структура кристаллов или  современная классификация животного  мира.

    Динамические  информационные модели отражают изменения свойств и характеристик объектов, развитие систем, движение механизмов и т.д.

    Типы  информационных моделей представлены  на рисунке 5.

    

 
 
 
 
 

    Рис. 5. Типы информационных моделей

    Человек на протяжении всей жизни составляет словесные описания предметов, объектов, ситуаций, происшествий  на естественном языке. При составлении  словесной модели необходимо ясно и понятно формулировать предложения, использовать проверенные факты, нужные понятия и термины.

Информация о работе Введение в информатику. Базовые понятия и определения информатики