Коммуникация в органах государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 15:37, реферат

Краткое описание

Актуальным средством организации полилоговой культуры
государственного управления и принципа транспарентности в информационном
обществе становятся телекоммуникации и их последняя на сегодняшний день
версия — Интернет. В июле 2006 г. проведено прикладное исследование, в
котором была проанализирована эффективность создания и использования
телекоммуникационных информационных ресурсов органами государственного
управления и степень реализации концепции «электронного государства» в РФ

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…3
1. Теоретические аспекты коммуникации в системе
государственного управления……………………………………………………….6
1.1 Понятие коммуникаций и основные направления развития…………….6
1.2 Сущность коммуникации в системе государственного управления,
виды, функции коммуникаций……………………………………………………..12
1.3 Роль информационных технологий в совершенствовании
коммуникационного процесса………………………………………………….….17
Глава 2. Анализ коммуникативных процессов предприятия на примере
Улан-Удэнской городской организации профсоюзов работников образования,
общественная организация…………………………………………………………21
2.1 Краткая характеристика и анализ организационных коммуникаций
Улан-Удэнской городской организации профсоюза работников
образования………………………………………………………………………….21
2.2 Анализ системы и пути оптимизации документооборота Улан-Удэнской
городской организации профсоюзов работников образования……………….…28
Глава 3. Комплексный подход в совершенствовании управления
коммуникационными процессами Улан-Удэнской городской организации
профсоюза работников образования………………………………………………31
3.1 Проблемы и задачи деятельности предприятия в современных
социально-экономических условиях………………………………………………31
3.2 Перспективные направления совершенствования коммуникативных
процессов………………………………………………………………………..….34
Заключение………………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…

Вложенные файлы: 1 файл

коммуникации (2).docx

— 80.51 Кб (Скачать файл)

Метод моделирования,  широко используемый в коммуникативистике, позволяет не только объяснить содержание коммуникативных процессов, выполняя при этом функцию познания объективной коммуникативной реальности, но, и ориентирован на управленческие задачи. Так, упрощенное схематизированное представление реального коммуникативного процесса необходимо как инструмент управления: прогнозирования и проектирования реального коммуникативного пространства.

Модель коммуникации – это схематизированное, упрощенное отражение реального коммуникативного процесса, необходимый инструмент изучения и управления коммуникативным процессом.

Таким образом, коммуникативный процесс можно представить в виде структуры, отраженной  в модели коммуникации. В настоящее время в коммуникативистике имеется ряд моделей реально существующих явлений: предметные, знаковые, структурные, поведенческие. Каждая из них по-своему отражает структуру, элементы и динамику процесса коммуникации. Далее рассмотрим наиболее важные из них с точки зрения изучения коммуникативного процесса.

 

1.2 Сущность коммуникации в системе государственного управления, виды, функции коммуникаций

       В зарубежной литературе коммуникация и государственное управление зачастую противопоставляются. В соответствии с одним из взглядов на данную проблему, эффективно управлять можно только воплощая свою тактику управления, не отвлекаясь на чужое мнение. На наш взгляд, это неправильно, ведь коммуникация нужна даже для воплощения в жизнь тоталитарных режимов, деспотичной власти. Другой вопрос, что тогда она будет сильно затруднена.

Для того чтобы раскрыть сущность коммуникации в системе государственного управления, я считаю целесообразным уделить внимание понятия и термины, используемые для анализа коммуникативного процесса и его элементов.

В коммуникативных актах задействованы участники коммуникации - коммуниканты (отправитель и получатель), порождающие и интерпретирующие сообщения.

Коммуникантами могут быть человеческие индивиды и общественные институты (правительства, партии, фирмы и т.п.). В последнем случае мы имеем дело с определенной абстракцией, ведь конечным отправителем и получателем всегда является единичный человек. В то же время в юриспруденции, политике, бизнесе, образовании и других общественных сферах коммуникации весьма часто ответственным отправителем признается коллегиальный или институционализированный отправитель.

Обычно сообщения - это высказывания или тексты. Но в невербальной коммуникации сообщением может быть изображение (дорожный знак поворота или фотография встречи политических лидеров), физический предмет (цветок на окне явочной квартиры как сообщение о провале или архитектурное сооружение как сообщение о его предназначении, подарок как знак признательности или черная метка как знак приговора). Сообщениями можно также признать поступки (например, знаковые поступки политических деятелей или шаги фирмы по продвижению товара).

Государственные органы и институты вступают в коммуникацию для того, чтобы информировать, воздействовать, убеждать субъект коммуникации либо с целью описать текущую обстановку. Исходной причиной, по которой люди нуждаются в коммуникации, служат потребности человека или группы людей. Цели коммуникации обслуживают те или иные потребности: выживание, сотрудничество с другими людьми, личные потребности, поддержание отношений с другими людьми, убеждение других действовать или думать каким-либо образом, осуществление власти над другими людьми (сюда относится и пропаганда), объединение обществ и организаций в одно целое, получение и сообщение информации, осознание мира и нашего опыта в нем, во что мы верим, что думаем о себе, об отношениях с другими людьми, о том, что является истинным), проявление творческой натуры и воображения.2

Таким образом, коммуникация является важным объектом управления, являясь не только процессом обмена информации, задачами, ценностей, но и своеобразным зеркалом происходящего в государстве. Управляя коммуникацией, активно воздействуя на её компоненты, государство реализует свои сильные стороны и нейтрализует слабые. Только своевременно налаженная коммуникация позволяет ориентироваться в государственных процессах и воздействовать на них.

Теперь коснёмся функций коммуникации в системе государственного управления системно. Опираясь на научную литературу по данной тематике, можно выделить следующее:

-обеспечение эффективного обмена  информацией между субъектами  и объектами управления.

-совершенствование отношений между  субъектами коммуникации на различном  уровне в процессе обмена информацией.

-создание информационных каналов  для обмена информацией между  отдельными сотрудниками и группами  и координации их задач и  действий.

-регулирование и рационализация  информационных потоков.

Кроме того, в литературе существует и другая классификация функций государственных коммуникаций. В соответствии с ней, функции подразделяются на следующие:

-консервативную, направленную на сохранение статус-кво государственной системы, способствующей стабильному существованию социального организма;

-координирующую, призванную обеспечивать  координацию властных воздействий  субъекта управления в соответствии  с параметрами объекта управления, и их возможными изменениями;

-интегрирующую, связанную с осуществлением  такой государственной политики, которая бы учитывала интересы  всех элементов общественной  системы, способствовала выработке  и принятию согласованных управленческих  решений;

-мобилизационную, направленную на  обеспечение легитимности существующего  общественного порядка, получение  поддержки и одобрения общества  по поводу принимаемых управленческих  решений;

-социализирующую, связанную с усвоением  в процессе информационного обмена  социально-политических норм, ценностей  и традиций государства, повышением  уровня политической компетентности  граждан;

-управленческая функция.

Рассуждая о различных типах коммуникации в системе государственного управления, мы говорим о горизонтальных (на одном уровне, к примеру, Республика Бурятия - Российская Федерация) и вертикальных (на разном уровне, Премьер-Министр - Министр труда и социальной защиты) коммуникациях. Функционирование вертикальной коммуникации невозможно без восходящих и нисходящий потоков информации, от высшего уровня к низшему и наоборот. Всё это свидетельствует о грамотном подходе к управлению, о чётком и сбалансированном обмене информацией как руководству к действию в государстве.

Коммуникация в системе государственного управления преследует ряд целей и задач, а также выполняет различные функции.

Во-первых, это информационно-коммуникативная функция. Её особенность заключается в том, что информация не просто передается - принимается, но и формируется, что является важным моментом для творческого продуктивного общения. Эта функция позволяет выразить своё согласие либо несогласие, что является непременным условием для существования правового государства, ведь только в таких государствах право на свободу слова и мнения закреплено конституционно. Благодаря информационно-коммуникативной функции происходит выравнивание различий в исходной информированности партнеров.

Во-вторых, важнейшей функцией коммуникации в системе государственного управления является регулятивно-управляющая функция. Благодаря данной функции коммуникации, можно регулировать не только собственное поведение, но и поведение других людей. Кроме того, данная функция позволяет координировать действия целого, позволяет работать, как одна команда, а также оказывать управляющее воздействие на человека, глубина которого зависит от индивидуальных свойств партнеров общения.

Говоря о функциях коммуникации в системе государственного управления, необходимо упомянуть и идеологическую функцию. Грамотно налаженная обратная связь с населением располагает граждан к доверию действующей власти. Если вспомнить наше государство, то одним из примеров такой коммуникации является служба "Одно окно" и правовая информатизация, о которой я расскажу во второй части своей работы.

Однако наше сообщение о сущности коммуникации будет неполным, если не вспомнить и коммуникативные барьеры, препятствия, возникающие перед субъектами коммуникации.

К таким барьерам относится целый ряд элементов и категорий. Это и языковой барьер, разница в уровне субъектов коммуникации, перенасыщенность информацией, неправильный адресат, отсутствие обратной связи. Обобщая, отмечу, что есть преграды, зависящие от носителя информации, и, напротив, от получателя. К примеру, если Приказ министерства Торговли попадёт на месте к чиновникам, которые не разбираются в экономике, не исключена неверная интерпретация руководства к действию и, как следствие, неверное их воплощение. Увы, с такими явлениями приходилось сталкиваться любому обществу и государству на протяжении всего времени их существования. Эти и многие другие факторы могут свести на нет работу государственных органов по налаживанию коммуникации, обратить позитивные шаги вспять. Именно поэтому барьерам коммуникации необходимо уделять повышенное внимание.

Как отмечается в научной литературе, превращение информации в лимитирующий фактор производства меняет характер хозяйственной власти: объектами собственности, дающими их субъектам хозяйственную власть, становятся информация и знания. "Информация и знания имеют принципиально иную природу по сравнению с традиционными символами хозяйственной власти, они более демократичны, чем земля или капитал. Если земля и капитал конечны, то знания могут генерироваться и накапливаться беспредельно; если земля и капитал имеют ограниченное число пользователей, то знания доступны одновременно любому их числу..."

 

1.3 Роль информационных технологий в совершенствовании       коммуникационного процесса

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) необходимо для удовлетворения образовательных потребностей современного общества и его устойчивого социально-экономического развития. Впервые в истории информация и научное знание становятся не просто средствами совершенствования современного общества, а главными продуктами его экономической деятельности. Более того, знания представляют собой основные ресурсы и продукцию информационного общества, от которых непосредственно зависят его дальнейшее экономическое благосостояние и социальное развитие.

Использование ИКТ является одним из важнейших условий этого развития. Целью развития ИКТ и информационного общества в целом является создание, приобретение, распределение, распространение и оценка знаний. ИКТ служат средством доступа к обучению и способом обеспечения его непрерывности, что необходимо для успешного вовлечения всех групп населения в информационное общество.

Информационная грамотность и культура стали залогом успешной профессиональной деятельности человека. Чем раньше учащиеся узнают о возможностях ИКТ, тем быстрее они смогут воспользоваться новейшими методами получения информации и преобразования ее в знания. Научный и технический прогресс, глобальное распространение технологий, создаваемых в наиболее развитых странах мира, являются одними из главных аргументов в пользу ведущей роли образования в XXI веке. Уровень технологического развития – сегодня показатель не только экономического потенциала и уровня жизни населения в той или иной стране, но также места и роли этой страны в глобальном сообществе, масштаба и перспектив ее общемировой экономической и политической интеграции. В то же время уровень развития и использования современных технологий в разных странах определяется не столько их материальным благосостоянием, сколько способностью данного общества производить и применять новые знания. Это, в свою очередь, тесно связано с уровнем развития образования. Важно отметить, что движущей силой этих процессов в значительной степени служат информационные и коммуникационные технологии, благодаря которым научное знание и информация начинают играть определяющую роль в поиске новых путей роста благосостояния и более эффективного искоренения бедности.

Во исполнение распоряжения Правительства Республики Бурятия от 25.08.2005г. № 516-р Управлением документальной связи, информатизации и информационных ресурсов Администрации Президента и Правительства Республики Бурятия проводится ежегодная инвентаризация информационно-коммуникационных ресурсов (далее –ИК-ресурсов) в Республики Бурятия и местного самоуправления в Республике. 

Ежегодная инвентаризация информационно-коммуникационных ресурсов проводится для оптимизации бюджетных расходов на информатизацию, рационального использования и интеграции ИКТ-ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, осуществления единой политики в сфере информатизации Республики Бурятия. Материалы инвентаризации информационно-коммуникационных ресурсов также используются при подготовке данных для ежегодно проводимого Федеральным агентством по информационным технологиям мониторинга состояния и развития информационных технологий в субъектах Российской Федерации за текущий год.3

Для проведения инвентаризации направляется  инвентаризационная ведомость информационно-коммуникационных ресурсов. Запрашиваемые показатели призваны отразить наличие и состав компьютерной техники, информационных ресурсов, определить потребности в компьютерной технике, запасных частях и расходных материалах в органах исполнительной власти и местного самоуправления республики.

Информация о работе Коммуникация в органах государственного управления