Модели Корпоративной Социальной Ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 20:53, реферат

Краткое описание

В последнее время в международном бизнесе уделяется особое внимание к принципам и этики бизнеса. При этом наиболее обсуждаемый принцип – это принцип корпоративной социальной ответственности (КСО). С момента теоретического обоснования КСО (середина XX века) происходило стремительное развитие основ социальной ответственности. Данное развитие было обусловлено множеством факторов (поиск новых конкурентных преимуществ в условиях высокой конкуренции на мировом рынке, более жесткие требования к ведению бизнеса, обострение экологических проблем в мировом рынке и так далее). Благодаря внедрению принципов КСО роль предприятий в мире изменилась. Бизнес рассматривается не только как возможность получить прибыль и выгоду, но и как институт, активно занимающийся социальной стабильностью и социальным развитием в обществе.

Содержание

Введение.............................................................................................................................3
Американская модель корпоративной социальной ответственности.................4
Европейская модель корпоративной социальной ответственности....................7
Британская модель корпоративной социальной ответственности........................9
Японская модель корпоративной социальной ответственности........................12
Российская модель корпоративной социальной ответственности.....................16
Заключение........................................................................................................................22
Список использованной литературы..............................................................................23

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

(ФГБОУ ВПО «РГУТиС»)

 

 

Экономический факультет

Кафедра менеджмента и бизнес-технологий

 

 

 РЕФЕРАТ 

по дисциплине: Корпоративная социальная ответственность 

 

на тему: « Модели Корпоративной Социальной Ответственности»

 

                                                                                                                                                                                      

    Выполнил(а):

                                                                                       студентка группы  МТДб 12-1 А

                                                                            Туманова Анастасия Дмитриевна                     

                                                                                                                                   (Ф.И.О.)

                                                               

                                 Проверил(а):

                                                                                        к. э. н. доцент И.А. Дуборкина

                                                                              (ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.)

 

 

Москва

2014г.

 

Содержание

Введение.............................................................................................................................3

  1. Американская модель корпоративной социальной ответственности.................4
  2. Европейская модель корпоративной социальной ответственности....................7
  3. Британская модель корпоративной социальной ответственности........................9
  4. Японская модель корпоративной социальной ответственности........................12
  5. Российская модель корпоративной социальной ответственности.....................16

Заключение........................................................................................................................22

Список использованной литературы..............................................................................23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последнее время в международном бизнесе уделяется особое внимание к принципам и этики бизнеса. При этом наиболее обсуждаемый принцип – это принцип корпоративной социальной ответственности (КСО). С момента теоретического обоснования КСО (середина XX века) происходило стремительное развитие основ социальной ответственности. Данное развитие было обусловлено множеством факторов (поиск новых конкурентных преимуществ в условиях высокой конкуренции на мировом рынке, более жесткие требования к ведению бизнеса, обострение экологических проблем в мировом рынке и так далее).  Благодаря внедрению принципов КСО роль предприятий в мире изменилась. Бизнес рассматривается не только как возможность получить прибыль и выгоду, но и как институт, активно занимающийся социальной стабильностью и социальным развитием в обществе. При этом особый интерес стоит уделить рассмотрению моделей социальной ответственности бизнеса в различных странах, так как специфика национальных моделей КСО имеет большое значение в функционировании и деятельности местных предприятий.

В мире существует несколько устоявшихся моделей КСО, каждая из которых отражает тот общественно-экономический уклад, который исторически сложился в той или иной стране, то устройство общества, которое сформировалось в условиях развитой демократии, понятной и открытой государственной машины, функционирующих гражданских институтов, системы разрешения споров и свободы слова и выбора.

 Анализ существующих  в мировой практике моделей  КСО отражает, каким образом регулируются  отношения между корпорациями  и обществом (регулирование таких  отношений на законодательном уровне, либо осуществляется самостоятельно). В первом случае мы видим следующую картину: государство устанавливает взаимодействие между бизнесом и обществом, в котором государство наравне с общественными организациями создают необходимые условия для активного участия бизнеса в жизни общества. Во втором случае происходит следующее: государство под давлением общественных инициатив устанавливает эффективные механизмы, которые стимулируют корпорацию осуществлять вклад в развитие этого общества. В итоге достигается рабочая модель управления обществом, в которой закреплены роли  сторон, доля их участия и взаимосвязи. Однако наша задача на сегодня понять, какая из моделей наиболее успешна на практике?  Рассмотрим каждую из них отдельно для наглядного определения положительных и отрицательных моментов, и сделаем вывод о том, какая из моделей может служить примером для остальных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Модель КСО в Америке

Американская модель наиболее богата своими традициями из-за природы американского предпринимательства, которое основывается на  свободе субъектов, многие сферы общества остаются до сегодняшнего дня саморегулируемыми [1].

США признается первой страной (с точки зрения исторического развития), где началось использование ряда общепринятых на сегодняшний день принципов социально-ответственного поведения бизнеса. Еще в XIX веке в США практиковалась безвозмездная и добровольная помощь со стороны крупных предприятий другим слоям общества.  И в настоящее время многие сферы общественного развития в США основываются на принципе свободы действий субъекта, заинтересованного в чем-то, и являются саморегулируемыми.  При этом государственное регулирование в этих сферах затрагивает лишь основные неотъемлемые права членов общества. Ввиду этого можно утверждать, что все инициативы в области социальной ответственности являются для корпорации абсолютно добровольными.

 Существует широкое  разнообразие механизмов участия  бизнеса в социальном развитии  и поддержке общества. Вот самые  главные из них:

1) большое количество различных корпоративных фондов, которые решают различные социальные проблемы за счет бизнес-корпораций;

2) спонсирование частным  сектором образования;

3) добровольные высокие  взносы предприятий в различные  пенсионные и страховые сферы;

4) оказание помощи социально слабозащищенным слоям населения .

  Для США основным является минимальное вторжение государства в деятельность бизнес-сообщества. США общеизвестно с точки зрения постоянного участия бизнеса в финансировании  различных некоммерческих проектов.

Нынешняя ситуация с КСО в США сложилась не сразу - это процесс исторического развития. В начале своей деятельности любая бизнес-структура ориентируется на прибыль и уплату соответствующих налогов. Государство в свою очередь должно использовать налоговые поступления на реализацию различных социальных программ. Но в начале 70-х годов прошлого столетия в США резко возросло общественное недовольство негативными последствиями быстрых темпов производства, и правительство пересмотрело свою социальную политику.

 В этих условиях  в США правительство, бизнес и  некоммерческий сектор объединили  все свои усилия для социальной  ориентированности находящегося  под угрозой социального слоя  населения. При этом правительство  общественное мнение большую  роль за социальную несправедливость и неравенство возложили на бизнес. Общественное мнение стало меньше доверять крупных предприятиям (корпорациям), ввиду чего появилось общественное давление на бизнес для регулирования его деятельности. В дальнейшем уже бизнес самостоятельно оказывал влияние на социальное ответственное поведение общества, так как рано или поздно с социальной ситуацией придется что-то делать. Именно в этих условиях возникла концепция социально ответственного бизнеса.

Согласно теории разумного эгоизма, КСО - это хороший бизнес, поскольку сокращает долгосрочные потери прибыли. Тратя деньги на социальные и филантропические программы, корпорации сокращают свою текущую прибыль, но в долгосрочной перспективе создают благоприятное социальное окружение и, таким образом, устойчивую прибыль в будущем.

 Благотворительность  в Америке считалась средством  приобретения определенного социального  статуса и вхождения в элиту.  И это касалось как отдельных  личностей, так и компании в  целом. На сегодняшний день социально ответственное поведение бизнеса рассматривается в США как должное. При этом создается впечатление, что получение прибыли не является основной целью и все бизнесмены сосредотачиваются на том, как помощь ликвидировать бедность и бездомность, создать достойное образование и жилье и так далее.

 Однако под внешней  безграничностью филантропических  программ скрывается точный деловой  расчет. Благотворительность позволяет  экономить деньги, принося новые  деньги. Корпоративная благотворительность  сама стала бизнесом и никакому западному предпринимателю в голову не придет выдавать деньги на лечение инвалиду. Филантропия стала стратегической и теперь намертво привязана к маркетингу и деловой повседневной активности. Проявление социальной ответственности позволяет улучшить имидж корпорации, отношения в коллективе, привлечь новых клиентов, увеличить объемы продаж своей продукции и стоимость акций корпорации на рынке.

Ввиду вышесказанного мы может определить основные характеристики американской модели.

 

 

   Таблица 1. Основные характеристики американской модели КСО.

Уровни ответственности

США

Экономическая ответственность

Направленность на соответствие с передовыми принципами корпоративного управления, достойного вознаграждения и защиты потребителя.

Юридическая ответственность

Невысокий уровень законодательно закрепленных правил поведения корпораций.

Этическая ответственность

Тенденции преобладания поддержки местного сообщества.

Благотворительность (филантропия)

Спонсирование искусства, культуры и университетского образования.


 

Таким образом, в американской модели инициатива поступает от самих компаний и предусматривает самостоятельность предприятий в определении своего общественного вклада. Также такая модель КСО законодательно поощряет социальные инвестиции в выгодные для общества сферы через соответствующие налоговые льготы и зачеты, при этом государственное регулирование КСО минимально.

 

  1. Европейская модель КСО

Европейская модель КСО характеризуется наличием государственного регулирования, ввиду этого модель относится к скрытым формам КСО. Например, во многих странах законодательно закреплены следующие положения: обязательное медицинское страхование и охрана здоровья работников, пенсионное урегулирование и ряд других социально значимых аспектов. Также государственное регулирование значительно превосходит североамериканскую систему [4].

В последнее время появился новый термин для обозначения европейского варианта КСО - корпоративная способность к социальному реагированию. Несмотря на существенные различия стран в применении концепции КСО, схожего между ними больше. Это проявляется в том, что европейские политики придаают большое значение поддержке разносторонних инициатив в области КСО. Европейская Комиссия определила КСО как «концепцию, в рамках которой компании на благотворительных началах объединяют свои усилия со стейкхолдерами для решения социальных вопросов и реализации природоохранных мероприятий». Таким образом, европейская модель КСО в большей степени представляет собой систему мер государственного регулирования [3].

Европейские корпорации более обширно действуют в ограничениях собственной ответственности перед обществом.  Европейская модель корпоративной социальной ответственности является закрытой линией поведения компании. Корпоративная деятельность регулируется нормами, стандартами и законами собственных государств. Следуя модели корпоративной социальной ответственности, рассматривающей экономическую, юридическую, этическую ответственность компаний и их благотворительную деятельность, мы можем выделить следующие отличия континентальной модели корпоративной социальной ответственности от других:

- Экономическая ответственность  сфокусирована на прибыльности  бизнеса и на ответственности  предприятия перед ее акционерами, работниками предприятия и местными  сообществами;

- Юридическая ответственность  является основой для любой  формы социальной ответственности  в Европе. Европейский бизнес  рассматривает государство как  институт, который исполняет принятые  правила поведения;

- Социальные проблемы  европейцы относят к сфере этической ответственности. Они в принципе не очень склонны доверять частному сектору. Этим и объясняется более высокий уровень внимания к бизнесу со стороны общественности, чем в каких-либо других странах;

- Благотворительность не  очень распространена в Европе. Это происходит из-за высоких налогов. В итоге, европейские компании принимают участие в филантропических акциях преимущественно через юридически закрепленные механизмы.

Информация о работе Модели Корпоративной Социальной Ответственности