Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:41, курсовая работа
Цель данной работы состоит в исследование основных этапов направления русской рекламной графики периода XVIII – начала XX века, а также знакомство с творчеством отдельных выдающихся его представителей.
Введение. 3
Глава I. Период проторекламы. XVIII – первая половина XIX века. 4
§1.1. Время петровских реформ и потребности в рекламной коммуникации. 4
§1.2. Истоки рекламной графики. Гравюра и лубок – главные формы распространения рекламной информации. 5
§1.3. Образная интерпретация лубком информации рекламного характера. 6
§1.4. Новшества в печатном деле и их значение для развития рекламы в первой половине XIX века. 7
§1.5. Первые книгоиздательские плакаты. 8
Глава II. Эволюция российской рекламы в середине XIX –начала XX века 9
§2.1. Развитие хромолитографии и понятие графических искусств. 9
§2.2. Истоки художественной образности в рекламе конца XIX – начала XX века. 15
§2.3. Искусство акцидентного набора и шрифт в печатной рекламе. 16
§2.4. Плакат и малые формы рекламной графики. 21
Глава III. Пути развития советской рекламы в 1920-х – начале 1950-х годов. 23
§3.1. Особенности рекламной графики 1920 - 1930-х годов 23
§3.2. Реклама как институт тоталитарной власти. Принципы станковизма (середина 1930-х – начало 1950-х годов). 25
Заключение. 27
Список используемой литературы. 29
Заключение.
В качестве точки отсчета истории рекламной графики мы избрали начало XVIII – первой половины XIX века – период предыстории. Оценивая в целом ранние проявления рекламной графики на протяжении XVIII – первой половины XIX века, можно с полным основанием сказать что социальные и культурные потребности способствовали ее в трех формах и материалах, которые были характерны для того времени. В период Петровских реформ и позднее власти сохраняли приверженность идее обязательной маркировки товара с помощью клейм. Этому способствовали традиции ремесленных цехов, веками выработанные цеховая атрибутика и символика. Здесь нельзя не отметить влияние многовековой корпоративной культуры Западной Европы, традиции которой несколькими путями укоренились на российской почве. В этом монтексте зарождались ранние формы корпоративной культуры в России, намечался путь к индивидуализации товара, выстраиванию ассоциативного образного ряда, призванного подчеркнуть отличие каждой отрасли, каждого производителя и его товара от множества других.
В ранней рекламе уже можно отметить коммерческую направленность, то есть агитацию к покупке конкретного товара, информацию о нем, будь то продукты или услуги, и даже художественную обработку или услуги, и даже художественную обработку этой информации. Однако в ней еще не было и не могло быть осознания рекламной индустрии как самостоятельного явления общественной жизни.
Если в петровское время массовое тиражирование информации прикладного назначения – а это один из критериев принадлежности к рекламе – обеспечивалось только гравюрой и лубком (оттисками в технике офорта или ксилографии), то уже в начале следующего столетия новые технические возможности значительно расширили область применения и жанровое многообразие графики прикладного назначения. Появились новые виды художественной литографской продукции, выделившиеся на рубеже XIX – XX веков в самостоятельный вид художественного творчества, который впоследствии стали определять как «декоративную графику» или «графическое искусство».
Распространение печатной рекламы в России на рубеже XIX – XX веков было вполне закономерным и безусловным шагом вперед в развитии экономической жизни страны. Но не только для многих, прежде всего для большей части городского населения, далекой от участия в художественной жизни, рекламная графика явилась неким промежуточным звеном, пусть порой и не вполне удачным, в приобщении к искусству в целом. Богатство форм и многообразие проявлений рекламной графики позволяют сегодня говорить о том, что развитие печатной рекламы обогатило и дополнило панораму художественной жизни России конца XIX – начала XX века.
В 1920-х годах продолжилась
разработка новых способов передачи
информации, мастера- рекламисты стали
интереснейшим образом
Особенно много для осмысления искусства рекламы было сделано художниками-конструктивистами. Они первыми обозначили принципиально новый подход в проектировании рекламы с опорой на различные технические приемы, орудия производства и социальную функцию, и это сделало их творческое наследие достоянием европейской и мировой культуры.
С начала 1930-х годов
и в течение двух следующих
десятилетий, в печатной рекламе
властвует тяготение к
Реклама просто перестала выполнять свойственные ей функции, став одним из звеньев идеологической пропаганды в тоталитарном государстве. Формально-художественные завоевания остались в прошлом, понятие «художник-конструктор» забылось, сущность рекламы как общественного и социального феномена оказалась размыта, и прервалось ее художественно-критическое и теоретическое осмысление.
С точки зрения стиля можно сказать, что эволюция рекламной графики на протяжении всего рассмотренного периода (начиная с XVIII столетия) происходила на фоне общехудожественных тенденций в изобразительном искусстве и архитектуре. В печатной рекламе активно осваивались и использовались художественно-композиционные приемы и средства других видов творчества.
Развитие новых концепций формообразования не всегда сопровождалось отказом от предшествующей стилистики: так, в рекламной графике рубежа XIX – XX веков соседствовали эклектика, модерн и русский стиль. Однако позднее эстетика конструктивизма полностью вытеснила их новыми механизмами формообразования, а затем тоталитарное искусство успешно осуществило селекцию приемов и наработок предыдущих периодов в своих целях. Мы имели возможность наблюдать, как на разных исторических этапах происходила формализация и известная унификация средств художественной выразительности. С одной стороны, она определялась общим художественным стилем эпохи, с другой – конкретными пожеланиями заказчика и техническими возможностями типографии и ее персонала.
С точки зрения истории особенно важно представить рекламу как культурный феномен в контексте других художественных явлений времени, и в этом может помочь издание альбомов, воспроизведение старых плакатов, проведение комплексных тематических выставок. Подлинное, более полное знакомство с историей рекламной графики по-прежнему впереди. Несмотря на то, что рекламная графика долгое время оставалась за пределами музейного собирательства и большая ее часть оказалась безвозвратно утрачена, ее ценность в нашем историко-культурном художественном наследии не подлежит сомнению. Уже совершенно очевидно место и значение феномена печатной рекламы, сегодня мы на вполне законных основаниях осознаем ее как часть широкой панорамы российского историко-культурного пространства XVIII – XX веков.
Список используемой литературы.
1 Искусство. Книга для чтения. Живопись. Графика. Архитектура. - М.: Просвещение, 1969. - 544 с.
2 Шицгал А.Г. Русский гражданский шрифт.1708-1958. М. 1959. с.126
3 Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. Москва «Книга», 1986.
4 Популярная художественная энциклопедия. Кн.II.м-я. М.,1986. с.124.
5 Савельева О. Лубок и русская реклама. // Экономика и жизнь. 1998. № 10
6 Глинтерник Э. М. «Реклама в России XVIII — первой половины ХХ века». Издательство «Аврора». Санкт-Петербург: 2007. – 360 с.
7 Федько В. П. Товарный знак. - М., Издат-во ПРИОР, 1998
8 Семенова Т. Графика и жизнь. // Творчество. – 1968.
9 Рудер Эмиль. Типографика. М., 1981.
10 Гизе М. Э. Очерки истории художественного конструирования в России ХVIII – начала ХХ века.– Л.: 1978.– 280 с.
11 Фритц Г. Руководство по литографии в настоящем состоянии развития этой техники / Пер. с нем. Под ред. М. Д. Рудометова. Вып. 1. СПб., 1899. С. 12.
12 Каутш, д-р. Литография как искусство// Печатное искусство. 1902. №3. С. 174.
13 Томашунас Ю. И. Справочная книжка печатника. Пг., 1914. С. 64.
14 Кричевский В. Г. Типографика в терминах и образах. Т. 1-2.- М.: 2000.
15 Сытин И. Д. Жизнь для книги. М., 1962, С. 92
16 Рудер Эмиль. Типографика. М., 1981.
17 Глинтерник Э. М. «Реклама в России XVIII — первой половины ХХ века». Издательство «Аврора». Санкт-Петербург: 2007. – 360 с.
18 Птахова И. Простоая красота буквы. – Санкт-Петербург: «Русская графика»,1997.
19 Глинтерник Э. М. «Реклама в России XVIII — первой половины ХХ века». Издательство «Аврора». Санкт-Петербург: 2007.
20 Серебровский В. Что такое «модерн» // Наука и жизнь. - 1992. - №2.
21 Шицгал А.Г. Русский типографический шрифт. М., 1985.
22 Шицгал А.Г. Русский типографический шрифт. М., 1985.
23 Трубановская М. Печатная графика малых форм конца ХIХ – начала ХХ века /Альманах „Петергоф“.– СПб., 1992.
24 Бабурина Н. И. Русский плакат (конец XIX - начало XX века). Л.: Художник РСФСР. 1988г. 192 с
25 Билибин И.Я. Статьи. Письма. Воспоминания. – Л., 1970.
26 Крусанов А.В. Русский авангард: 1907-1932. Т. 1. СПб., 1996
27 Лаврентьев А.Н. Лаборатория конструктивизма. М., 2002 г.
28 Великая утопия. Русский и советский авангард 1915-1932. М., 1993
29 Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М.,1993
30 Сидоров А. А. Русская графика начала ХХ века: Очерки истории и теории.– М.: 1969.– 250 с.
31 Лаврентьев А.Н. Лаборатория конструктивизма. М., 2002 г
32 Россия – ХХ век. История страны в плакате. Авт – сост. Н.Бабурина М, 1993
Информация о работе Рекламная графика России в XVIII – нач. XX вв.