Служебные части речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 17:28, лекция

Краткое описание

Служебные части речи – это предлог ,союз ,частица .В отличие от самостоятельных частей речи они не называют ни предметов, ни признаков ,ни действий ,ни количество и не бывают членами предложения.
Самостоятельные части речи употребляются без служебных и вместе со служебными частями речи. Служебные части речи в предложениях употребляются только вместе с самостоятельными частями речи.

Вложенные файлы: 1 файл

русский язык.docx

— 105.18 Кб (Скачать файл)

 

В предложении Савельич так  поражен был моими словами, что  всплеснул руками и остолбенел (П.) придаточная часть обозначает степень  проявления признака. В предложении  Он наловил столько рыбы, что трудно было перечесть придаточная указывает  на меру действия, обозначенного в  главной части предложения.

Придаточные образа действия, меры и степени присоединяются к  главной посредством союзов что (в соотношении с так, до того, настолько, сколько, таким образом, до такой степени), чтобы (в соотношении  с так, таким образом), словно, точно (в соотношении с так, таким  образом), а также союзного слова  как (в соотношении с так).

 

Придаточные с союзом что  осложняются следственным оттенком значения: Потом он встал, потянулся  так, что хрустнули кости... (М. Г.); Вчера мы до того были утомлены, что  даже не осмотрелись как следует (Арс.); Грей так задумался, что позабыл  о хозяине (Грин).

 

Придаточные с союзом чтобы (при сослагательном наклонении) имеют  дополнительный целевой оттенок  значения: Надо только стать таким  образом, чтобы Полярная звезда очутилась  как раз над колокольней св. Георгия (Купр.).

 

Придаточные с союзами  словно, точно приобретают сравнительный  оттенок значения: Мать остановила его вопрос движением руки и продолжала так, точно она сидела перед лицом  самой справедливости (М. Г.).

 

Тот же оттенок значения заключается и в предложениях с соотношением так... как: Земля запахла  так, как она всегда пахнет перед  дождем в июне (Троян.). Усиливается  сравнительный оттенок, приобретающий  характер уподобления, частицами, помещенными  при наречии так: До сих пор  думалось так же легко, как ехалось  до узловой станции (Никул.).

 

Сложноподчиненные предложения  с придаточной степени обычно имеют соотношение «такой+существительное», «такой+прилагательное», «такой+наречие» (в главной части) и союзы что, будто, словно, как будто (в придаточной). Общее значение степени качества в таких случаях осложняется  дополнительными оттенками: следственным - Иногда я чувствую в душе такое  мстительное чувство, что даже боюсь  за себя (Фад.); Пантелеев всю дорогу молчал с таким видом, что ни у кого не возникало желания с ним заговорить (Сим.); На дворе за окнами стало тихо, - так тихо, что где-то в двух шагах, в темноте, соловей вдруг залился громкой, беззаботной трелью (Купр.); сравнительным - День казался таким высоким, будто небо распахнулось до самой глубины (Пауст.).

 

Сложноподчиненные предложения  с придаточной частью меры и степени  могут быть местоименно-соотносительными в том случае, если придаточная  присоединяется к главной части  союзными словами насколько, сколько, поскольку (в соотношении с настолько, столько, постольку). Например: Она выработала себе схему практики, а теории лишь постольку интересовали ее, поскольку  могли сгладить перед братом ее сухое, скептическое отношение к жизни  и людям (М. Г.); Он потратил столько  времени, сколько нужно было, чтобы  хорошо подготовить задание.

План беседы:

1)Сложнопочиненные предложении  с придаточной степени обычно  имеют соотношение?

2)Что такое сложнопочиненные  предложения с придаточными образа  действий

3)На какие вопросы отвечают?

 Упражнение. Спишите сложноподчиненные  предложения с придаточными образа  действия,вставляя вместо точек  подходящие по смыслу союзы.

  1. ….счастьем дышишь,его не замечаешь.2.Прошло четыре недели …, …Пьер был в плену.3. … он не увидел Наташу,лицо его просияло.4. …. Не стихли шаги,ни гость,ни хозяйка не сказали друг другу ни слова.5.Миша разглядывал Шурика, … чья-то рука опустилась на его плечо.6.Это письмо было привезено в дом Пьера, … он находился на Бородинском поле.7.Все же это был настоящий лес ,и Музрук в первый раз …, … покинул сторожку Андреевича ,почувствовал себя хорошо.

Упражнение .Заменяя выделенные части простых предложений придаточными времени ,составьте сложноподчиненные предложения.

 

Проверь себя!

 

 

1.  Укажите неверное  утверждение.

А.   Части СПП связаны подчинительной связью.

Б.    При однородном подчинении каждая часть отделяется запятой.

В.    Придаточное  предложение может стоять впереди  главного, после него, может разрывать главное.

Г.    В СПП выделяются главное и придаточное предложение.

2. Найдите СПП (знаки препинания не расставлены).

А.   Все березы на дожде  как бы радостно плачут.

Б.    Перед восходом солнца в лесу стало еще холоднее.

В.    Так как сильно лил дождь мы не могли выйти из палатки.

Г. Часы только что глухо пробили один раз.

3. Укажите СПП, в которых союзное слово связывает придаточное предложение с главным.

А.   В лугах росистых, в лугах зеленых течет речонка, что мне мила.

Б.    Мы знали, что трудно выполнить эту работу.

В.    Когда включили свет, комната показалась большой и нарядной.

Г.    Посмотри, какая мгла в глубине долин легла.

Д.   Вспомни, что не все еще спето.

4.  Найдите СПП с пунктуационными ошибками.

А.   Собаки услышав, что  кто-то идет, с лаем бросились нам навстречу.

Б.    В темноте  я проверил, опущены ли шторы затемнения, и зажег свет.

В.    Я приду и, если вы что-нибудь не поняли, объясню вам.

Г.    Я надел перчатки, чтобы не обжечь руки, и сняв кастрюлю с керосинки, слил воду.

Д.    Я сказал, что  пошутил, и, подойдя к своей постели, юркнул с головой под одеяло.

5  Найдите СПП с несколькими придаточными.

А.  Лодка едва двигалась  по воде, и это было заметно лишь по тому, как тихо плыли в обратную сторону зеленые берега.

Б.    И где бы ни жил я, что бы ни делал, пред Родиной  вечно в долгу.

В.    В жаркие июльские дни, когда город, окруженный со всех сторон степями, изнывал от солнца и  уличной трескотни, здесь приятно  чувствовалась тишина и прохлада.

Г.    О соловьях рассказано так много, что трудно сказать  новое, никому не известное.

6. Укажите СПП с однородным подчинением.

А.   Тут Чичиков вспомнил, что если приятель приглашает к себе в деревню за пятнадцать верст, то в ней есть верных тридцать.

Б.    Чем ближе  подходит катер, тем светлее казалась ему ночь, хотя всякий назвал бы эту  темноту кромешной.

В.    Я хочу, чтобы  слышала ты, как тоскует мой  голос живой.

Г.    Пишут мне, что  ты, тая тревогу, загрустила шибко  обо мне, что ты часто ходишь на дорогу в старомодном ветхом шушуне.

7.Укажите предложение, соответствующее схеме:

А.   Была минута, в которую  он так сильно вздрогнул, что Ольга  вскрикнула, думая, что он сорвется.

Б.Но судьба послала мне человека, который случайно открыл мне, что ты воспитываешься у Палицына, что он богат, доволен, счастлив.

В.Сережа догадывался, что его пытаются разглядеть через окно, и нарочно встал так близко к двери, чтобы его нельзя было увидеть.

Г. Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно, то с кустов посыплется роса.

8.  Укажите правильный ответ.

А.Ей было негде встать, и она решила не входить в комнату.

Б.Ей было негде встать, и она решила не входить в комнату.

В.Ей было негде встать, и она решила не входить в комнату.

Г. Ей было негде встать, и она решила не входить в комнату.

9.                   Выберите правильный ответ. Укажите  столбик: а), б), в) или г), в котором  последовательно расположенные  буквы соответствуют пропущенным  в словах буквам:

 

                                    а)            б)             в)          г)

Ко..ентатор                  м             мм          м             мм

Гости..ая                      нн          н             н             нн

Пе..имист                     сс            сс            с              сс

Э..ект                            ф             фф          фф          ф

10.  Укажите сложноподчиненное предложения с придаточными места предложение.

А.   Он быстрыми шагами спустился в овраг, где протекал небольшой гремучий ручей, который безмолвно сливался с Сурою.

Б. Он в испуге схватил  сына за руку и смотрел ему в  глаза, стараясь убедиться, что это  он, что это не лукавый призрак.

В.    Все, что построено  на земле, принадлежит тем, кто строил.

Г.    Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне.

 

.

 
   


Информация о работе Служебные части речи