Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 17:28, лекция
Служебные части речи – это предлог ,союз ,частица .В отличие от самостоятельных частей речи они не называют ни предметов, ни признаков ,ни действий ,ни количество и не бывают членами предложения.
Самостоятельные части речи употребляются без служебных и вместе со служебными частями речи. Служебные части речи в предложениях употребляются только вместе с самостоятельными частями речи.
При сочетании в подлежащем
существительного в именительном падеже
с существительным в
При наличии слов Вместе, совместно Сказуемое обычно ставится в единственном числе: Брат вместе С Сестрой уехал в деревню.
Упражнение№20. Дополните словосочетаний. Определите способы связи.
а) Обидеться... – обида...…;
б) образоваться... – образован...…;
в) обосновываться... – обоснование...…;
г) наполнить... – наполнять... …;
д) уверенность…... – увериться...
Проверь себя!
1. Какой ответ является неправильным?
По цели
высказывания предложения
а) повествовательные
б) вопросительные
в) восклицательные
г) побудительные
2. Какое из предложений является побудительным?
а) Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном.
б) Приезжайте к нам в Москву!
в) Лишь сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет струна!
г) Сможем ли мы попасть на выставку?
3. Какое из предложений является повествовательным?
a) He отрекайтесь от мечты!
б) Что день грядущий нам готовит?
в) Пушку
осмотреть да хорошенько
г) Однако как зыбка в наш поразительный век грань между возможным и невозможным!
4. Какое из предложений
является риторическим
а) — Печорин! Давно ли здесь?
б) Какой упоительный аромат!
в) — Есть ли у тебя возле дома деревья?
г) Какой
русский не любит быстрой езды?
5. Какой вариант отражает
правильную характеристику
Пусть сбудутся все ваши мечты!
а) повествовательное, восклицательное
б) побудительное, восклицательное
в) повествовательное, невосклицательное
г) побудительное, невосклицательное
6. Какое предложение является простым?
а) Десять лет прошло, и все изменилось.
б) Что день грядущий нам готовит?
в) Только теперь я понял, чтό для него значила эта вещь.
г). Старик был так поражен его словами, что всплеснул руками.
7. Найдите сложноподчиненные предложения.
А) Гора, высившаяся над городом, сверкала вся, как глазированный кулич.
Б) Во времена Владимира Мономаха половцев отогнали от южных границ Руси, однако и позднее не раз приходилось русичам отражать их набеги.
В) Из чащобы все время доносились неясные шорохи, и поэтому мальчики долго не могли успокоиться.
Г) Охотник, вздрогнув, быстро оглянулся, потому что в кустах он услышал какой-то шум.
Д. Мы вышли к реке, когда начался дождь, скоро превратившийся в ливень.
8. Укажите предложения, в которых придаточное с главным связано с помощью союзного слова.
А) Чем ближе к югу, тем чаще встречались казачьи сторожевые вышки с пикетами.
Б) Макар и не заметил, что стало светать.
В.) Обратите внимание на почки ивы, которые слегка набухли.
Г) Только теперь я понял, чтό для него значила эта вещь.
Д) Старик был так поражен его словами, что всплеснул руками.
9. В каких предложениях придаточное стоит в середине сложноподчиненного? (Знаки препинания не проставлены.)
А) Впервые я услышал как шелестит лист падающий поздней осенью с дерева.
Б) Нынче в пять часов утра когда я открыл глаза в окно моей комнаты повеяло запахом цветов.
В) Должно быть каждый из нас подумал о лесных ручьях которые бегут под буреломом о мерцающих звездах.
Г) Слышно было как мать звенела стаканами разливая чай.
Д) Летят к вербе пчелы бабочки потому что их привлекают душистые сережки.
10. Найдите сложноподчиненные предложения.
А) В прошлом году, как рассказывал мне дед, лавиной снесло домик у дороги.
В) По мере того, как мальчишки взрослели и привыкали к воде, им разрешалось садиться на весла.
Г) Ученый должен был узнать много ли сохранилось предметов, найденных в кургане.
Д) К полудню опять появились тучи и начал капать дождь, мелкий, теплый, не приносящий прохлады.
Тема №45. Дополнение. Дополнение прямое и косвенное.
. Дополнение – это
второстепенный член
Пишу письмо; слушаю музыку.объект – адресат действия; Пишу другу.объект – орудие или средство действия; Пишу ручкой.объект, на который распространяется состояние; Мне грустно.объект сравнения и др.
родительный падеж – кого? чего? Выбор профессии.
дательный падеж – кому? чему? Пишу другу.
винительный падеж – кого? что? Пишу письмо.
творительный падеж – кем? чем? Пишу ручкой.
предложный падеж – о ком? о чем? Думаю о друге.
3. Дополнение может относиться к:
глаголу-сказуемому; Пишу письмо.
главному или второстепенному члену, выраженному существительным; Потеря коня; надежда на счастье.
главному или второстепенному члену, выраженному прилагательным или причастием; Строгий к детям; думающий о детях.
главному или второстепенному члену, выраженному наречием. Незаметно для других.
Способы выражения дополнения:
1. Имя существительное Пишу письмо, строгий к детям.
2. Местоимение Пишу ему, незаметно для других, знал что-то.
3. Имя прилагательное, причастие в значении существительного Не возвратить сделанного.
4. Инфинитив Приказал (что?) уехать; дал (что?) подумать.
5. Цельное словосочетание и фразеологизм Выпил несколько чашек; думал о каждом из нас; любовался анютиными глазками.
Примечания:
1) Сочетания являются
единым членом предложения –
дополнением в тех же случаях,
в каких единым членом
2) Инфинитив при спрягаемом
глаголе является дополнением,
а не основной частью
3) Поскольку вопросы и
формы именительного и
4. По форме выражения
выделяют две разновидности
прямое дополнение – форма винительного падежа без предлога; Пишу (что?) письмо; стираю (что?) бельё; слушаю (что?) музыку.
косвенное дополнение – все остальные формы, включая форму винительного падежа с предлогом. Борьба (за что?) за свободу; отдал (кому?) мне.
Примечания:
1) В отрицательных предложениях
форма винительного падежа
2) Дополнение, выраженное
инфинитивом, не имеет формы
падежа (Я просил его уехать). Поэтому
такие дополнения не
План разбора дополнения:
1)Указать тип дополнения (прямое – косвенное).
2)Указать, какой морфологической формой выражено дополнение.
Образец разбора:Я прошу вас говорить по существу дела (М. Горький).
Вас – прямое дополнение, выраженное местоимением в винительном падеже без предлога. Говорить – дополнение, выраженное инфинитивом. Дела – косвенное дополнение, выраженное существительным в родительном падеже.
Ночь не принесла прохлады (А.Н. Толстой).
Прохлады – прямое дополнение, выраженное существительным в родительном падеже без предлога (при отрицании – не принесла). Ср.: Ночь принесла (что?) прохладу (В. п.).
План беседы:
1)Что обозначает дополнение?
2)На какие вопросы отвечает дополнение?
3)Что такое косвенное дополнение?
Упражнение№22. Выделите грамматические основы предложений. Найдите дополнения и разберите их.
1.Он углубился в чтение моего пространного заявления (Гайдар). 2. Помню я эту осень отлично (Паустовский). 3. Не видал я до той поры такой осени (Паустовский). 4. Барышня взяла книгу и прочла несколько строк (Пушкин). 5. Он приказал мне выехать на полигон (Федосеев). 6. Разноплемённая толпа обычна для южных приморских городов (Шолохов). 7. Он расспрашивал чуть ли не о каждой из вещей (Тургенев). 8. Митя посоветовал Мирону закупить в деревнях муку и продавать рабочим (М. Горький).
Тема№46.Определение.
Определение - второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? Определения бывают согласованные и несогласованные.
1.Согласованные определения
связаны с определяемым словом
по способу согласования, то есть
совпадают в формах рода, числа,
падежа; при изменении формы
Бежевый свитер. Бежевый - согласованное определение, так как совпадает в формах рода, числа, падежа с определяемым словом свитер (мужской род, единственное число, именительный падеж); при изменении формы определяемого слова (например, в падеже) аналогично меняется форма определения (бежевого свитера, бежевому свитеру).
2.Несогласованные определения
связаны с определяемым словом
по способу управления или
примыкания, то есть совпадение
форм определяемого слова и
определения не предполагается;
при изменении форм
Свитер цвета беж. Цвета
беж - несогласованное определение,
так как совпадения форм нет и
при изменении определяемого
слова форма определения
План беседы:
1)Что такое определение?
2)Каким членом предложения он является?
3)Какие виды определения вы знаете?
Упражнение№22.Выпишите из текста
согласованные определения.
Казахстан расположен в Центральной Азии, на стыке Европы и Азии. Это страна размером с Западгую Европу и население Голландии.На западной границе страны- Каспийское море, богатое нефтяными месторождениями.
Это- второстепенный член предложения ,который отвечает на вопросы: где? куда? откуда? когда? как? почему?
Различаются следующие виды обстоятельств по значению: | |||
1)места |
Где? Куда ?Откуда? |
Жить а Казахстане,идти вперед,приехал из столицы | |
2)времени |
Когда?с каких пор?до каких пор? |
Приеду завтра,работал с утра до вечера | |
3)образа действия |
Как?каким образом? |
Выучить наизусть,выполнить без труда,говорить волнуясь | |
4)причины и цели |
Почему?зачем?с какой целью? |
Закричать от страха,сделать назло,остоновились отдохнуть |
План беседы:
1)Что такое обстоятельство?
2)На какие вопросы отвечает обстоятельство?
3)На какие виды делятся обстоятельства?
Упражнение№23.Спешите
1.Отвели бы мне
участок в шесть соток