Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 17:28, лекция
Служебные части речи – это предлог ,союз ,частица .В отличие от самостоятельных частей речи они не называют ни предметов, ни признаков ,ни действий ,ни количество и не бывают членами предложения.
Самостоятельные части речи употребляются без служебных и вместе со служебными частями речи. Служебные части речи в предложениях употребляются только вместе с самостоятельными частями речи.
Кто живёт без печали и гнева, тот не любит отчизны своей (Н. А. Некрасов) — средство связи — союзное слово кто, выступающее в функции подлежащего.
Он не такой, каким мы хотели его видеть — средство связи — союзное слово каким, являющееся определением.
Всё кажется хорошим, что было прежде (Л. Н. Толстой) — средство связи — союзное слова что, являющееся подлежащим.
Отличие придаточных местоименно-
Придаточное определительное
замещает синтаксическую позицию определения
или сказуемого; в комплексе 2 ему
соответствуют придаточные
Тема№59.Сложноподчиненные
предложения с придаточными
1. Придаточные изъяснительные
отвечают на падежные вопросы.
Они относятся к членам
Ирина Петровна сказала (что сказала?), что завтра уезжает в Ленинград.
Недаром говорится (что говорится?), что дело мастера боится.
Попросим Виктора (о чём попросим?), чтобы он принёс альбом с марками.
Мне показалось (что показалось?),
будто в комнате запахло
Придаточные изъяснительные
прикрепляются к поясняемым словам
союзам "и что", "чтобы", "как",
"будто". Когда нужно выделить
то, о чём сообщается в придаточном
предложении, к поясняемому слову
в главном предложении
Докладчик горячо говорил о том, что в первую очередь надо повысить производительность труда.
II. Придаточные изъяснительные могут относиться не только к глаголам, но и к другим словам, например:
Я рад (чему рад?), что вы успешно закончили свою работу.
Он пришёл довольный тем (чем довольный?), что получил за сочинение отличную отметку.
Сообщение о том (о чём?),
что космический корабль
Она дала слово, что придёт утром. (Ср.: Она заверила, что придёт утром.)
Особую группу составляют придаточные изъяснительные, которые прикрепляются не союзами, а союзными словами, например:
Дети чувствуют (что чувствуют?), кто их любит.
Мне очень хотелось узнать (что узнать?), что лежит в этой коробочке.
Я всё скрывал (что скрывал?), отчего сестрица простудилась.
Примечания
1. В эту группу придаточных входят косвенные вопросы , например:
Я спросил Серёжу, когда он придёт к нам. (Ср. с прямым вопросом: Я спросил Серёжу: „Когда ты придёшь к нам?").
Косвенные вопросы могут присоединяться к главному союзом-частицей "ли", например:
Я спросил Серёжу, придёт ли он к нам.
2. Придаточные изъяснительные
с союзными словами "кто"
или "что" (Счастлив, кто строит
новую жизнь; Я слышал, что вы
прошептали) переходят в определительные,
если в главное предложение
вводится указательное слово
"тот", которое выступает в
роли подлежащего или
Счастлив mom, кто строит новую жизнь (ср.: Счастлив mom человек, который строит новую жизнь)
Я слышал то, что вы прошептали (ср.: Я слышал то слово, которое вы прошептали).
3. Одни придаточные
Вера сказала (что сказала?), что её бригада выполнила план.
Другие придаточные
Мне кажется (что кажется?), что погода скоро изменится.
Тема№60.Сложноподчиненные
предложения с придаточными
Общие понятия
Придаточные обстоятельственные предложения делятся на:
придаточные степени и образа действия (они распространяют словосочетание),
придаточные сравнительные,
придаточные места,
придаточные времени,
придаточные цели,
придаточные причины,
придаточные условные,
придаточные уступительные,
придаточные следствия (они распространяют главное предложение).
Тема№61.Сложноподчиненные
предложения с придаточными
1. Вопросы: придаточные места отвечают на вопросы где? куда? откуда?
2. Средства связи: придаточные
места прикрепляются к
3. Место в предложении:
придаточные места могут
Например:
Нет величия там [где?], где нет правды (Л. Толстой).
[ указ. слово], (где – союз. слово).
[Куда?] Куда иголка, туда и нитка (пословица).
(куда – союз. слово), [указ. слово ].
Он выехал оттуда [откуда?], откуда съезжали во двор лошади (А.Н. Толстой).
[ указ. слово], (откуда – союз. слово).
Обратите внимание!
1) Где, куда, откуда не
могут быть союзами. Это
2) Эти союзные слова (где, куда, откуда) могут использоваться в придаточных определительных и дополнительных. Средством разграничения типов придаточных является вопрос, а также синтаксическая функция указательных слов в главном предложении.
Ср.: Он едет туда [куда?], где никто не бывал – придаточное места; Он приехал в тот город [какой?], где никогда не бывал – придаточное определительное; Я не знаю [чего?], где буду ночевать – придаточное изъяснительное.
К придаточным предложениям,
которые относятся ко всему
главному предложению,
придаточные сравнительные, придаточные времени, придаточные причины, придаточные цели, придаточные условия, придаточные уступительные, придаточные следствия.
Тема№62.Сложноподчиненные предложения с придаточными времени.
Придаточные времени отвечают на вопросы когда ?как долго ?с каких пор ?до каких пор?
Придаточные времени обозначают время действия того ,о чем говориться в главном предложении ,и присоединяются к нему при помощи союзов когда ,пока ,как только ,с тех пор как ,до тех пор пока ,в то время как ,едва .Например :Когда он в первый раз открыл глаза(когда?),его улыбка встретила гроза.
1.На какие вопросы
отвечают сложноподчиненные
2.Что обозначают придаточные времени?
3.При помощи каких союзов
присоединяются к главному
Упражнение .Спишите ,раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.
1.Эту легенду я
(вспомнить)когда(думать) о нашем
удивительном писателе
Упражнение .Закончите сложноподчиненные предложения ,добавляя главные предложения.
1.Когда я собираюсь
в школу, ….. .2. …., пока я отсутствовал.
3. Как только она вошла, …
.4. ….,когда зашло солнце.5… ..,
Тема№63.Сложноподчиненные предложения с придаточными цели.
Придаточные цели отвечают на вопросы зачем ?для чего ?с какой целью ?Они называют цель того ,о чем говориться в главном предложении ,и присоединяются к нему при помощи союзов чтобы ,для того чтобы ,с тем чтобы .Например :Чтобы сделать что-нибудь великое ,нужно все силы души устремить в одну точку.
Союз
чтобы пишется слитно и
1.На какие вопросы отвечают придаточные цели?
2.При помощи каких союзов присоединяются к главному предложению?
Упражнение . Спешите ,раскрывая скобки и употребляя глаголы в нужной форме .Выделите грамматические основы.
1.Чтобы (понимать)людей
,нужно любить их.2.Я работаю ради того
,наконец ,чтобы человек был прекрасен
,прост и умен.3.Чтобы(достичь)Магадана
на корабле ,надо(пересечь) с юга на север
Охотское море.4.Она (поглядеть) в зеркало
и несколько раз (мотнуть)головой ,чтобы(зазвучать)бусы.5.Не
для того же(пахать) он и (сеять),чтобы нас
ветер осенний(развеять).6.Чтобы(
Тема№64.Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия.
Придаточные следствия указывают результат того ,о чем говорится в главном предложении ,и присоединяются к нему при помощи союзов так что .Например :Дождь лил как из ведра ,так что на крыльцо нельзя было выйти.
1.На что указывают
придаточное следствия в
2.При помощи какого союза присоединяется к главному предложению?
Упражнение .Ответьте на вопросы ,употребляя сложноподчиненные предложения.
1.Когда Соня Раскольникова
за руку и преклонили голову
к его плечу?2.Почему
Упражнение .Перестройте предложения, преобразовав сложноподчиненные предложения с придаточными причины в сложноподчиненные предложения с придаточными следствия ,и наоборот.
1.Лес стоял темный и молчаливый потому что главные певцы улетели.2.Я нанялся ему в подмастерья ,так как жить было начем.3.За пять часов мы не проехали и двадцати верст ,потом что дорога была скверная.4.Солома была гнилая и рыхлая ,так что волчиха едва не проволилась.5.В комнате воцарилась тишина ,так что его шепот был слышен всем.
Кем быть?
Работать над собой, формируя
характер, силу воли, развивая профессиональные
способности, никогда не
Обдумывая выбор будущей
профессии, вы начинаете
Первый шаг в этой работе
— составление перечня тех
качеств, которые нужно в себе
укреплять и развивать, а
Итак, чтобы научиться управлять
собой, надо познавать себя, осознанно
относиться к своим
(По материалам периодической печати)128 слов
Тема№65.Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени.
Сложноподчиненные предложения могут иметь общее значение качественно-количественное. Придаточные части в таком случае конкретизируют это значение либо как значение образа или способа действия (на переднем плане качественный оттенок), либо как значение меры или степени (на переднем плане количественный оттенок). Качественно-количественные значения часто бывают малодифференцированными.
Сложноподчиненные предложения
с придаточными образа действия, меры
и степени имеют в главной
части местоименные слова, значение
которых конкретизируется придаточной,
присоединяемой обычно при помощи союзов.
Поэтому предложения с
В предложении Трое офицеров, бывших в столовой, поздоровались с ним сухо и заговорили между собой вполголоса, так, чтоб он не слышал (Купр.) придаточная часть содержит указание на качество действия.