Телевидение в идеологии Белорусского Государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 21:50, реферат

Краткое описание

Средства массовой информации, включая радио, телевидение, и напечатанные СМИ, - самые эффективные носители идеологии. Работа всех средств массовой информации, независимо от собственности, должна быть нацелена на укрепление идеологических основ общества. СМИ должны не только сконцентрироваться на положительных достижениях правительства, но и на его промахах, обеспечивать конструктивную критику. Однако, так как репортеры играют ключевую роль в формировании общественного мнения, журналистика должна быть профессией, управляемой правительством.

Содержание

Введение


Телевидение – воображение народа


3. Телевидение как концепт идеологии постмодерна

4. СМИ в идеологических процессах


5. Телевидение и идеология

Заключение


7. Используемая литература

Вложенные файлы: 1 файл

Курбан Алеси.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

Информационная функция  состоит в получении и распространении  сведений о наиболее важных для граждан  и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая масс-медиа информация включает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку. Конечно, далеко не все распространяемые СМИ сведения (например, прогнозы погоды, развлекательные, спортивные и другие подобные сообщения) носят политический характер. К политической информации относятся те сведения, которые имеют общественную значимость и требуют внимания со стороны государственных органов или оказывают на них воздействие. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества. Особенно велика роль СМИ в формировании мнения людей по вопросам, не находящим непосредственного отражения в их повседневном опыте, например, о других странах, о политический лидерах и т.п.

Информационная деятельность СМИ позволяет людям адекватно  судить о политических событиях и  процессах лишь в том случае, если она выполняет и образовательную  функцию. Эта функция проявляется  в сообщении гражданам знаний, позволяющих объективно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников, правильно ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации.

Образовательная роль СМИ  тесно связана с их функцией социализации и по существу перерастает в нее. Однако если политическое образование предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности, то политическая социализация означает интернализацию, усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности.

В демократическом обществе важнейшая политико-социализационная задача СМИ – массовое внедрение  основанных на уважении закона и прав человека ценностей, обучение граждан мирно разрешать конфликты, не ставя под сомнение общественный консенсус по основополагающим вопросам государственного устройства. Информационная. Образовательная социализационная деятельность позволяют СМИ выполнять функцию критики и контроля. Эту функцию в политической системе осуществляют не только масс-медиа, но и оппозиция, а также специализированные институты прокурорского, судебного и иного контроля. Однако критика СМИ отличается широтой или даже неограниченностью своего объекта. Их контрольная функция основывается на авторитете общественного мнения. Хотя СМИ в отличие от государственных и хозяйственных органов контроля не могут применять административные или экономические санкции к нарушителям, их контроль часто не менее эффективен и даже более строг, поскольку они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам. СМИ не только критикуют недостатки в политике и обществе, но и выполняют конструктивную функцию артикуляции различных общественных интересов, конституирования и интеграции политических субъектов. Они обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы. Артикуляция политических интересов осуществляется в обществе не только СМИ, но и другими институтами, прежде всего партиями и группами интересов, обладающими разнообразными ресурсами политического влияния. Однако без использования СМИ и они обычно не в состоянии выявить и сплотить своих сторонников, мобилизовать их на единые действия.

Все рассмотренные выше функции СМИ прямо или косвенно служат осуществлению ими мобилизационной  функции. Она выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию), в их вовлечении в политику. СМИ обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения.

Круг политических функций  СМИ не исчерпывается вышеназванными. Некоторые политологи выделяют такие  их функции, как инновационная, проявляющаяся  в инициировании политических изменений  путем широкой и настойчивой постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности; оперативная – обслуживание СМИ политики определенных партий и ассоциаций; формирование общественного мнения, т.е. получение необходимой реакции со стороны значительной части населения на то или иное явление в выгодном для властей свете.

Наличие развитых, демократически организованных СМИ, объективно освещающих политические события, - одна из важнейших  гарантий стабильности демократического государства, эффективности управления обществом, реализации установок государственной идеологии. Но при этом нужно учитывать, что свобода СМИ не должна означать вседозволенность и абстрактную независимость, оторванность от граждан, интересы и мнения которых они должны выражать. В противном случае печатные электронные издания превращаются в орудие политического влияния их владельцев и руководителей, а простые граждане лишаются свободы слова.

Информационное поле Республики Беларусь разнообразно, представляет собой устойчивую совокупность социальных и политических связей и отношений, в которых массовая информация выступает как социальный и политический ресурс, а особенно СМИ – как социальный и политический институт.

Как правило, выделяют следующие  социальные типы СМИ:

1.Государственные СМИ,  создаваемые и финансируемые  органами государственной власти  и управления.

2.Государственно-общественные  СМИ.

3.СМИ организаций и  структур гражданского общества, открыто отстаивающие и пропагандирующие  их позиции и выходящие на  их средства.

4.Альтернативные СМИ,  которые финансируются негосударственными  структурами и деятельность которых  направлена на формирование общественного  мнения, взглядов, оценок, отличающихся  от официально принятых.

5.СМИ коммерческого  характера, создаваемые ради получения прибыли.

6.СМИ неполитических  структур и организаций, имеющих  «узкую» специализацию и специфическую  аудиторию. 

Быстрыми темпами в  Беларуси развивается телевещание. Так, за 2004 г.в деятельности Белтелерадиокомпании, ЗАО «Второй национальный телеканал» и ЗАО «Столичное телевидение» наблюдаются тенденции к увеличению объема программ собственного производства, расширению спектра общественно-политического и информационного вещания, которое является ключевым в вещательной политике телерадиоканалов. Также возросло количество программ социальной и гуманитарной направленности, значительное внимание уделяется освещению проблем молодежи, усилено вниманию подбору фактического материала.

Такое многообразие в  сфере СМИ является гарантией  реализации конституционного права граждан нашей страны на свободу слова, получение полной и достоверной информации о событиях, происходящих в стране и за рубежом. Оно предоставляет возможность общественным движениям и отдельным гражданам донести свою точку зрения по любому волнующему их вопросу до жителей Беларуси.

Много дискуссий и  споров возникает вокруг проблемы взаимоотношений  прессы и власти. Некоторое их противостояние носит объективный характер, так  как вытекает из монополии властных структур на так называемую официальную информацию и стремление журналистов любым способом получить эксклюзивно интересующие общество сведения. В итоге власть пытается управлять журналистами через дозированность и избирательность предоставления сведений СМИ, а журналисты стремятся навязать свои правила игры тем, кто необходимой информацией обладает. При этом и СМИ, и органы власти, конкурируя друг с другом, все же находятся в сильнейшей зависимости от общественного мнения. 

Необходима сбалансированная система взаимоотношений и взаимодействия государства и СМИ. Ее базовым элементом в Беларуси является Министерство информации, на которое возложены функции государственного регулирования в области производства и распространения массовой информации. Кроме того, взаимодействие СМИ и органов государственной власти и управления координируют (в пределах своей компетенции) пресс-служба главы государства, государственное учреждение

«Национальный пресс-центр  Республики Беларусь», республиканское  предприятие «Международный центр  интеграционной информации. Общественный пресс-центр, пресс-службы министерств и ведомств, исполнительных комитетов.

Наличие и эффективное  функционирование подобной системы  предполагает, что идеология белорусского государства должна строиться не на противопоставлении, а на взаимодополняемости государственной политики в сфере СМИ и общенациональной политики в области свободы информации. Плюрализм СМИ предполагает, что все возможные взгляды, не выходящие за рамки конституционных норм, не только могут, но и должны быть представлены обществу, быть доступными самым различным сегментам массовой аудитории. Правилом идеологически ориентирующей деятельности белорусских СМИ должно быть соблюдение социальной, национальной, политической, культурной толерантности – терпимости к взглядам других и настроенности на конструктивное взаимодействие.

 

                                          5. Телевидение и идеология

 

          Телевидение – особый вид СМИ, но и оно формировалось на Западе в 
условиях завоеванной всеми СМИ свободы информации. Вообще говоря, в самой социальной философии либерализма скрыт запрет на свободу сообщений для телевидения. Однако нередко идеология вступает в противоречие с философией. В идеологии неолиберализма заложено как постулат, что информация – товар, а движение товаров должно быть свободным. Аргументация проста: принципом рынка 
является свобода потребителя (покупателя товара) заключать или не заключать сделку о купле-продаже; свобода каждого потребителя ТВ гарантируется тем, что он в любой момент может нажать кнопку и перестать «потреблять» данное сообщение.  
Как и в случае наркотиков, человек, потребляя современную, 
освобожденную от контроля этики телепрограмму, не может рационально оценить характер ее воздействия на его психику и поведение. Более того, поскольку он становится «зависимым» от телевидения и продолжает потреблять его продукцию даже в том случае, если отдает себе отчет в ее пагубном воздействии. Отсюда в рамках постулатов рыночной экономики и либерального общества следует, что продукция телевидения не может поставляться на рынок (в эфир) бесконтрольно. Государство обязано, защищая свободу потребителя, накладывать на этот рынок 
ограничения, попросту говоря, цензуру. Если оно этого не делает, то оно по 
какой-то причине становится соучастником одной стороны, что, по определению, является коррупцией. Обычно суть этой коррупции в том, что ТВ «платит» государству своей поддержкой с помощью доступной ему манипуляции общественным сознанием. 
 В наше время телевидение на ряду с другими СМИ, играют ключевую роль в политической борьбе между  президентом и оппозицией, разными партиями и блоками, "являясь свободным и независимым, объективно отражает  существующую в стране и в мире действительность". Телевидение является очень важной частью нашей жизни.  Но то, какая это будет жизнь, зависит от нас. И от всех нас зависит, будет ли развиваться наша культура или нет. 

 

                                                    6. Заключение  

 

Но все равно советское  телевидение было по-своему идеологически эффективным. Прежде всего потому, что не было другого (разве что в западных регионах Украины время от времени ловилось польское или венгерское TV). Но не только поэтому. Оно обращалось к той аудитории, которую также и формировало в свое время: КВН в той системе координат был альфой и омегой развлекательного жанра; шпионские боевики и ленты «о войне» — вершиной приключенческого жанра; а лирические кинокомедии, где позволялась только бытовая сатира и высмеивание «отдельных недостатков» — образцом юмористического стиля (исключения, созданные мастерами, только подтверждают правило). И, конечно, у советского человека формировалось чувство «общей отчизны», когда Чукотка — это было словно что-то близкое и родное, а Польша или Словакия (которые включают в себя определенные фрагменты украинских этнических земель) — это уже что-то значительно более отдаленное, хотя и наше (социалистическое), но не совсем (за пределами СССР).

Современное отечественное  телевидение радикально изменилось. Оно окончательно утвердилось как  главный источник информации, средство развлечения, способ организации досуга массовой аудитории. Создавая «вторую реальность», телевидение моделирует наше отношение к миру действительному, предлагает интеллектуальные, эмоциональные и поведенческие образцы, в той или иной степени управляющие человеком. Для реализации своих социальных функций это средство массовой информации наделено мощным ресурсом технико-технологических и выразительных средств.

Отечественное телевидение  все больше приобретает черты  киберпространства, хотя остается самым  современным и самым перспективным способом передачи информации.

Поэтому, нравится нам  всем или нет, но телевидение в  любой стране является идеологическим инструментом. Тем более в моменты  исторических переломов. Тем более — накануне президентских выборов, которые вынуждены существенно изменить общую ситуацию и систему управления в государстве. Тем более, когда в ближайшие год-два будет решаться проблема геополитической ориентации страны. Поэтому не стоит делать вид, что в случае с телевидением, речь идет только о неком чистом искусстве — чистом от идеологии или объективного информирования населения. Другое дело, что идеологии бывают разные. Крайние случаи — демократические и тоталитарные. Но и демократических идеологий немало, и тоталитарных, и, главное, тех, которые лежат в промежутке между ними.

                                 7. Используемая литература

1. Алёшина, И.В. Сила и слабость современных СМИ Текст. / И.В. Алёшина. СПб., 2002.

2. Березин, В.М. Нравственные аспекты телевизионной коммуникации Текст. / В.М. Березин. М., 2003.

3. Березин, В.М. Сущность и реальность массовой коммуникации Текст. / В.М. Березин. М., 2002.

4. Брайант, Д. Основы воздействия СМИ Текст. / Д. Брайант. М.,2004.

5. Козляков В. Е.  Основы идеологии белорусского  государства, Минск 2005.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Телевидение в идеологии Белорусского Государства