Теории коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 23:13, шпаргалка

Краткое описание

Коммуникация, лат. слова «communico» означает «совместный, общий, объединяющий, взаимный, обоюдный, предполагающий обмен знаниями и ценностями». Коммуникация (сommunication – обмен, связь, разговор) – 1) процесс передачи информации; 2) составляющая актов общения, связи между людьми посредством передачи знаков и символов. Целью является взаимопонимание партнеров.
Сегодня во многих психологических, социологических и философских работах коммуникация рассматривается как важнейший фактор совместной деятельности людей, предполагающий активность его участников.

Вложенные файлы: 1 файл

лекции 11.docx

— 76.45 Кб (Скачать файл)

Теория коммуникации.

 

Коммуникация,  лат. слова «communico»  означает «совместный, общий, объединяющий, взаимный, обоюдный, предполагающий обмен знаниями и ценностями». Коммуникация (сommunication – обмен, связь, разговор) – 1) процесс передачи информации; 2) составляющая актов общения, связи между людьми посредством передачи знаков и символов. Целью является взаимопонимание партнеров.

Сегодня во многих психологических, социологических  и философских работах коммуникация рассматривается как важнейший фактор совместной деятельности людей, предполагающий активность его участников.

Коммуникация  сегодня изучается многими науками. Так, технические дисциплины изучают возможности и способы передачи, обработки и хранения информации. Психология и психолингвистика рассматривают причины, барьеры, затрудняющие процесс коммуникации, мотивированность вербального и невербального поведения коммуникантов,   пути оптимизации данного процесса. Лингвистика изучает проблемы вербальной коммуникации, выявляет закономерности становления, развития и функционирования естественного языка. Семиотика (наука о знаковых системах) – выявляет закономерности известных знаковых систем, их структурной организации, функционирования и развития. Социология рассматривает коммуникацию как вид информационного обмена (средство информации, передача информации, воздействие информации).

Информационный  обмен в обществе возможен только при выполнении ряда условий (законов коммуникации):

    • Для обмена разного рода информацией необходимо наличие не менее двух сторон – участников коммуникативного взаимодействия.
    • Коммуникация как информационное взаимодействие основана на принципе обратной связи (закон обратной связи). Обратная связь предполагает ответную реакцию получателя на сообщение отправителя.
    • Коммуникация осуществляется посредством определенной системы знаков разной природы.
    • Для осуществления коммуникации необходимо наличие хотя бы одного общего основания для источника информации и ее приемника в виде системы знаков, договоренности о правилах кодирования и декодирования информации (закон минимального основания).
    • Коммуникация возможна лишь при несовпадении (неполном совпадении) информационных потенциалов участников коммуникации (закон гетерогенности коммуникативных систем).

 

Кодирование информации – процесс преобразования сообщения из одной знаковой формы представления в другую в соответствии с правилами кода (код – система условных знаков, правил, в речевой коммуникации – это язык или его вариант (стиль, диалект, сленг), который используют участники данного коммуникативного акта). Напр., письменность кодирует устно произносимые слова путем написания символов, что позволяет хранить информацию.

Декодирование – этап коммуникации, включающий расшифровку принятой информации. С учетом опыта адресата и его знания интерпретация сигнала в результате различных помех может быть более или менее адекватной. Содержание сигналов может быть представлено с помощью различных физических носителей информации и различных кодов. Воспринятые тем или иным приемником сигналы поступают к определенным мозговым центрам в живом организме. Последние с помощью местных источников энергии усиливают управляющие сигналы до необходимой величины в соответствии с соотношением их состояний. Источником сообщения является важное событие для адресата. Сообщение кодируется. В канале связи могут появиться посторонние сигналы, создающие помехи (напр., плохое произношение, невнятная речь, плохая дикция, ошибки в ударении). Достигнув зоны приемника, закодированный сигнал подвергается обработке. Во-первых, он отделяется от помех, шума. Затем происходит выделение информационного содержания из сигнала – декодирование. В тех случаях, когда адресант не желает раскрывать правило декодирования для всех, кому в руки попадает закодированное сообщение, говорят о шифровании. (Особый интерес представляет расшифровка древних письменных документов, правила кодирования которых утеряны за давностью лет, напр., Фестский диск с острова Крит, над прочтением которого ломают головы лучшие специалисты по дешифровке). Коммуникация лишь тогда будет успешной, когда кодовая система построена по согласованным правилам, доступным для использования и автором и получателем сообщения, обладать определенной избыточностью, строиться на общепринятой знаковой системе. Если эти требования нарушены, сообщение становится зашифрованным. (Процесс извлечения информации индивидуален, напр., художник любуется особым оттенком в цвете глаз натурщицы, а врач усматривает в этих же оттенках цвета глаз признаки опасного заболевания). Выбор языкового кода зависит от ряда факторов: образовательного и культурного уровня коммуникантов, объема коммуникативных средств и каналов коммуникации, тематики и жанра публикаций и т.д. Информация лишь тогда усваивается участниками коммуникации, когда она представлена доступно.

Эффективной коммуникация становится тогда, когда  достигается адекватное смысловое  восприятие и адекватная интерпретация  передаваемого сообщения. Правильная интерпретация считается состоявшейся, если адресат понимает основную идею сообщения в соответствии с замыслом адресанта.

 

Функции коммуникации

ФК – это роль и соответствующее  назначение форм общения в жизнедеятельности  людей.

Выделяются следующие функции коммуникации:

    1. Информационная функция – обмен сообщениями между коммуникантами;
    2. Социальная ф. – формирование и развитие культурных навыков взаимоотношения;
    3. Экспрессивная ф. – стремление выразить и понять эмоциональные переживания друг друга;
    4. Прагматическая ф. – регламентация поведения и деятельности участников коммуникации, координация их совместных действий;
    5. Интерпретативная ф. – понимание партнера по коммуникации, его намерений, установок, состояний.

 

Коммуникация представляет собой неоднородный процесс, поскольку  в нем используются различные коммуникативные средства и способы актуализации их коммуникативной функции. Поэтому классификация коммуникации проводится по разным основаниям.

Выделяются различные типы коммуникации:

    • по степени репрезентативности аудитории – межличностная, внутригрупповая, массовая, публичная;
    • по форме – устная, письменная;
    • по каналу восприятия и передачи информации – аудитивная, визуальная, тактильная и др.;
    • по способу установления и поддержания контакта – прямая (непосредственная) и опосредованная (дистантная) коммуникация;
    • по социальным параметрам – горизонтальная и вертикальная коммуникация (горизонтальная предполагает процесс интерактивных информационных обменов с равноправным соучастием получателя и отправителя информации; передача информации на одном иерархическом уровне (социальном, производственном); вертикальная – передача информации сверху вниз и снизу вверх в иерархических социальных системах; однолинейный процесс информационного обмена от адресанта к адресату с тенденцией к монополизации роли отправителя информации);
    • в зависимости от использования знаковых систем – вербальная (с помощью языка) и невербальная (с опорой на пара- и экстралингвистические компоненты: жесты, мимика, позы, походка, нормирование пространственной и временной организации общения);
    • с точки зрения взаимоотношений участников коммуникации и коммуникативной ситуации – коммуникацию частную, публичную и официальную;
    • с точки зрения личностных оценок при соблюдении/нарушении социального равновесия – кооперативная и конфликтная коммуникация.

 

Модель коммуникативного акта

 

Согласно общепсихологической  теории деятельности Алексея Николаевича  Леонтьева, в процессе речевого общения  коммуниканты, регулируя поведение друг друга, осуществляют совместную деятельность. Действие – целенаправленно, а деятельность (совокупность действий) мотивирована (ради чего говорят).

Цель коммуникации – мысленное предвосхищение результата коммуникативной деятельности. Разграничивают два типа целей, которые отражают существенные мотивы человеческого поведения: желание реализовать свое намерение (быть эффективным) и необходимость приспособиться к ситуации. Цели могут быть первостепенными, когда говорящий инициирует коммуникативный процесс и управляет речевыми действиями.

К основным целям К. относят:

а) обмен и передачу информации; б) формирование умений и навыков  для успешной социокультурной деятельности;

в) формирование отношения  к себе, к другим людям, к обществу в целом;

г) обмен деятельностью, инновационными приемами, технологиями;

д) изменение мотивации поведения;

е) обмен эмоциями.

Второстепенные  цели могут быть связаны с самооценкой говорящего, с сохранением лица партнера, стремлением говорящего сохранить и приумножить значимые для него ценности, желанием говорящего управлять ситуацией и избежать отрицательных эмоций.

 

В современной теории речевого общения модель коммуникативного акта, основные составляющие которой были определены еще Романом Осиповичем Якобсоном, включает:

    • отправителя (адресанта),
    • само сообщение с его языковым кодом,
    • канал связи (посредник),
    • получателя (адресата),
    • обратную связь,
    • коммуникативный контекст,
    • помехи или шумы.

Для анализа речевых стратегий  важно то, что каждый из элементов  модели обладает воздействующим потенциалом  и может использоваться для решения  стратегических и тактических задач. Напр., для оптимизации речевого воздействия используется стратегия  самопрезентации, для сокрытия коммуникативного намерения используется «дипломатический» язык, нечестные приемы полемики и другие манипуляции.

 

В межличностной  коммуникации эффективность возможна лишь при достижении полного взаимопонимания  между коммуникантами. Важна реакция собеседников друг на друга, действия, которыми они подтвердили адекватность восприятия информации в обратной связи.

В процессе коммуникации кроме обмена информацией  происходит коммуникативное воздействие  на поведение партнеров. Влияние  происходит лишь тогда, когда адресант, направляющий информацию, и адресат, принимающий ее, обладают единой или  сходной, согласованной системой кодирования  и декодирования сообщения. Помимо знания языка общения коммуниканты должны обладать одинаковым или близким понимание коммуникативной ситуации (социальные позиции, социальные роли, правила и нормы, регулирующие отношения участников в данном социуме, индивидуальные отношения между участниками общения; ситуация включает и жанр события (семинар или переговоры), тему (предмет общения), обстановку (время, место и пр.) и т.д.

Различают вербальную и невербальную коммуникации.

Вербальная – общение с помощью слов, невербальная – это передача информации с помощью различных несловесных символов и знаков (взгляд, мимика, жесты, движения тела, поза, общения с помощью рисунков, предметов (цветы) и т.д.).

Вербальная  коммуникация может быть устной и  письменной.

В зависимости  от ряда признаков различаются следующие виды коммуникации:

    1. Условия коммуникации: а) Прямая, или непосредственная коммуникация с активной обратной связью (диалог) или с отсроченной обратной связью (напр., письменной распоряжение); б) Опосредованная (дистантная) коммуникация (напр., выступление на ТВ, в СМИ).
    2. Количество участников: монолог, диалог, полилог.
    3. Цель коммуникации: информировании, убеждение, развлечение.
    4. Характер ситуации: деловая коммуникация (доклад, дискуссия), публичная (СМИ, митинг, собрание), бытовая (светские разговоры, сплетни, чат и т.д.).

Речевая деятельность представляет собой систему мотивированных речевых действий участников коммуникации в социально значимых ситуациях и включает четыре основных аспекта, которые принять называть видами речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение. Поскольку говорение и письмо требуют творческих усилий при порождении, их классифицируют как активные виды речевой деятельности, и, соответственно, аудирование (слушание) и чтение – как репродуктивные.

Механизмы кодирования информации действуют  при говорении и письме; механизмы  декодирования – при слушании и чтении. При говорении и слушании участник коммуникации оперирует акустическими  сигналами, а при письме и чтении – графическими знаками. От степени  сформированности навыков этих видов речевой деятельности зависит успешность коммуникации. Уровень овладения этими навыками определяет критерии оценки степени владения языком, т.е. коммуникативную компетентность.

Информация о работе Теории коммуникации