Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 23:13, шпаргалка
Коммуникация, лат. слова «communico» означает «совместный, общий, объединяющий, взаимный, обоюдный, предполагающий обмен знаниями и ценностями». Коммуникация (сommunication – обмен, связь, разговор) – 1) процесс передачи информации; 2) составляющая актов общения, связи между людьми посредством передачи знаков и символов. Целью является взаимопонимание партнеров.
Сегодня во многих психологических, социологических и философских работах коммуникация рассматривается как важнейший фактор совместной деятельности людей, предполагающий активность его участников.
Теория коммуникации.
Коммуникация, лат. слова «communico» означает «совместный, общий, объединяющий, взаимный, обоюдный, предполагающий обмен знаниями и ценностями». Коммуникация (сommunication – обмен, связь, разговор) – 1) процесс передачи информации; 2) составляющая актов общения, связи между людьми посредством передачи знаков и символов. Целью является взаимопонимание партнеров.
Сегодня
во многих психологических, социологических
и философских работах коммуник
Коммуникация
сегодня изучается многими
Информационный обмен в обществе возможен только при выполнении ряда условий (законов коммуникации):
Кодирование информации – процесс преобразования сообщения из одной знаковой формы представления в другую в соответствии с правилами кода (код – система условных знаков, правил, в речевой коммуникации – это язык или его вариант (стиль, диалект, сленг), который используют участники данного коммуникативного акта). Напр., письменность кодирует устно произносимые слова путем написания символов, что позволяет хранить информацию.
Декодирование – этап коммуникации, включающий расшифровку принятой информации. С учетом опыта адресата и его знания интерпретация сигнала в результате различных помех может быть более или менее адекватной. Содержание сигналов может быть представлено с помощью различных физических носителей информации и различных кодов. Воспринятые тем или иным приемником сигналы поступают к определенным мозговым центрам в живом организме. Последние с помощью местных источников энергии усиливают управляющие сигналы до необходимой величины в соответствии с соотношением их состояний. Источником сообщения является важное событие для адресата. Сообщение кодируется. В канале связи могут появиться посторонние сигналы, создающие помехи (напр., плохое произношение, невнятная речь, плохая дикция, ошибки в ударении). Достигнув зоны приемника, закодированный сигнал подвергается обработке. Во-первых, он отделяется от помех, шума. Затем происходит выделение информационного содержания из сигнала – декодирование. В тех случаях, когда адресант не желает раскрывать правило декодирования для всех, кому в руки попадает закодированное сообщение, говорят о шифровании. (Особый интерес представляет расшифровка древних письменных документов, правила кодирования которых утеряны за давностью лет, напр., Фестский диск с острова Крит, над прочтением которого ломают головы лучшие специалисты по дешифровке). Коммуникация лишь тогда будет успешной, когда кодовая система построена по согласованным правилам, доступным для использования и автором и получателем сообщения, обладать определенной избыточностью, строиться на общепринятой знаковой системе. Если эти требования нарушены, сообщение становится зашифрованным. (Процесс извлечения информации индивидуален, напр., художник любуется особым оттенком в цвете глаз натурщицы, а врач усматривает в этих же оттенках цвета глаз признаки опасного заболевания). Выбор языкового кода зависит от ряда факторов: образовательного и культурного уровня коммуникантов, объема коммуникативных средств и каналов коммуникации, тематики и жанра публикаций и т.д. Информация лишь тогда усваивается участниками коммуникации, когда она представлена доступно.
Эффективной
коммуникация становится тогда, когда
достигается адекватное смысловое
восприятие и адекватная интерпретация
передаваемого сообщения. Правильная
интерпретация считается
Функции коммуникации
ФК – это роль и соответствующее назначение форм общения в жизнедеятельности людей.
Выделяются следующие функции коммуникации:
Коммуникация представляет собой неоднородный процесс, поскольку в нем используются различные коммуникативные средства и способы актуализации их коммуникативной функции. Поэтому классификация коммуникации проводится по разным основаниям.
Выделяются различные типы коммуникации:
Модель коммуникативного акта
Согласно общепсихологической теории деятельности Алексея Николаевича Леонтьева, в процессе речевого общения коммуниканты, регулируя поведение друг друга, осуществляют совместную деятельность. Действие – целенаправленно, а деятельность (совокупность действий) мотивирована (ради чего говорят).
Цель коммуникации – мысленное предвосхищение результата коммуникативной деятельности. Разграничивают два типа целей, которые отражают существенные мотивы человеческого поведения: желание реализовать свое намерение (быть эффективным) и необходимость приспособиться к ситуации. Цели могут быть первостепенными, когда говорящий инициирует коммуникативный процесс и управляет речевыми действиями.
К основным целям К. относят:
а) обмен и передачу информации; б) формирование умений и навыков для успешной социокультурной деятельности;
в) формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом;
г) обмен деятельностью, инновационными приемами, технологиями;
д) изменение мотивации поведения;
е) обмен эмоциями.
Второстепенные цели могут быть связаны с самооценкой говорящего, с сохранением лица партнера, стремлением говорящего сохранить и приумножить значимые для него ценности, желанием говорящего управлять ситуацией и избежать отрицательных эмоций.
В современной теории речевого общения модель коммуникативного акта, основные составляющие которой были определены еще Романом Осиповичем Якобсоном, включает:
Для анализа речевых стратегий важно то, что каждый из элементов модели обладает воздействующим потенциалом и может использоваться для решения стратегических и тактических задач. Напр., для оптимизации речевого воздействия используется стратегия самопрезентации, для сокрытия коммуникативного намерения используется «дипломатический» язык, нечестные приемы полемики и другие манипуляции.
В межличностной коммуникации эффективность возможна лишь при достижении полного взаимопонимания между коммуникантами. Важна реакция собеседников друг на друга, действия, которыми они подтвердили адекватность восприятия информации в обратной связи.
В процессе коммуникации кроме обмена информацией происходит коммуникативное воздействие на поведение партнеров. Влияние происходит лишь тогда, когда адресант, направляющий информацию, и адресат, принимающий ее, обладают единой или сходной, согласованной системой кодирования и декодирования сообщения. Помимо знания языка общения коммуниканты должны обладать одинаковым или близким понимание коммуникативной ситуации (социальные позиции, социальные роли, правила и нормы, регулирующие отношения участников в данном социуме, индивидуальные отношения между участниками общения; ситуация включает и жанр события (семинар или переговоры), тему (предмет общения), обстановку (время, место и пр.) и т.д.
Различают вербальную и невербальную коммуникации.
Вербальная – общение с помощью слов, невербальная – это передача информации с помощью различных несловесных символов и знаков (взгляд, мимика, жесты, движения тела, поза, общения с помощью рисунков, предметов (цветы) и т.д.).
Вербальная коммуникация может быть устной и письменной.
В зависимости
от ряда признаков различаются
Речевая деятельность представляет собой систему мотивированных речевых действий участников коммуникации в социально значимых ситуациях и включает четыре основных аспекта, которые принять называть видами речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение. Поскольку говорение и письмо требуют творческих усилий при порождении, их классифицируют как активные виды речевой деятельности, и, соответственно, аудирование (слушание) и чтение – как репродуктивные.
Механизмы кодирования информации действуют при говорении и письме; механизмы декодирования – при слушании и чтении. При говорении и слушании участник коммуникации оперирует акустическими сигналами, а при письме и чтении – графическими знаками. От степени сформированности навыков этих видов речевой деятельности зависит успешность коммуникации. Уровень овладения этими навыками определяет критерии оценки степени владения языком, т.е. коммуникативную компетентность.