Теории коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 23:13, шпаргалка

Краткое описание

Коммуникация, лат. слова «communico» означает «совместный, общий, объединяющий, взаимный, обоюдный, предполагающий обмен знаниями и ценностями». Коммуникация (сommunication – обмен, связь, разговор) – 1) процесс передачи информации; 2) составляющая актов общения, связи между людьми посредством передачи знаков и символов. Целью является взаимопонимание партнеров.
Сегодня во многих психологических, социологических и философских работах коммуникация рассматривается как важнейший фактор совместной деятельности людей, предполагающий активность его участников.

Вложенные файлы: 1 файл

лекции 11.docx

— 76.45 Кб (Скачать файл)

 

 

Особенности общения того или иного народа сконцентрированы прежде всего в  языке.

Язык – особая система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самосознание личности. Язык – специфическое средство хранения и передачи информации, социального опыта, культурных норм и традиций. Через язык осуществляется и управление человеческим поведением.

Семиотика (наука о знаках) классифицирует знаки на натуральные, образные и  конвенциональные. Натуральные, или  естественные, знаки имеют естественное происхождение (следы зверей, коллекции  минералов, звездное небо). Они обозначают реально существующую совокупность вещей или явления природы.

Образные  знаки связаны с понятием символа (указательный знаки, язык танца, пантомимы, живопись, жесты, мимика).

Конвенциональные  знаки основаны на договоренности, являются основой для построения естественных и формальных языков, а также систем записи, напр., ноты.

Все знаковые системы изучаются с трех точек  зрения: семантики, синтактики и прагматики. Семантика изучает смысловое  содержание знаков и их комбинаций. Синтактика – правила построения знаков и комбинации их составления, синтаксис знаковой системы. Прагматика изучает особенности использования  знаков в коммуникации, устанавливает  правила действия получателя знака  в контексте определенной знаковой ситуации.

Средством коммуникации в животном мире являются звуки (пение петуха, мяуканье кошки  и т.п.), это средства передачи информации в условиях определенной среды обитания. Звуковая коммуникация животных носит приспособительный характер. Человек, в отличие от животного, сам создает знаки и знаковые системы для обозначения классов предметов и явлений, что возможно благодаря способности человека к обобщению (оно полностью отсутствует у животных).

Естественный  язык является наиболее сложной и  развитой знаковой системой. Язык –  это система знаков, единицы которой  и отношения между ними образуют иерархически упорядоченную структуру. Он не только обладает огромным набором  знаков, но и способностью передавать смысловую информацию в любой  области знаний. Как средство общения  язык – явление социальное.

Одним из основных средств коммуникации является речь как реализация системы языка, когда для языковых сообщений  используется прежде всего вокально-слуховой канал.

Основные функции языка:

  • Коммуникативная (установление канала связи (контакта));
  • Познавательная (когнитивная) (участие языка в процессах предметного восприятия и формирования представлений, понятий; хранение и передача общественно-исторического опыта людей от поколения к поколению);
  • Регулятивная (аппелятивная) (регуляция поведения адресата, путем побуждения к действию, запрета действия и т.д.);
  • Эмоционально-экспрессивная (эмотивная) (выражение субъективно-психологического отношения адресата к тому, о чем он говорит, его самооценки, переживаний);
  • Фатическая (контактоустанавливающая);
  • Метаязыковая (речевой комментарий речи);
  • Эстетическая   (организация текста, которая в чем-то обновляет, преобразует привычное словоупотребление и тем самым нарушает автоматизм повседневной речи).

 

Язык и Речь.

Речевая деятельность как один из видов деятельность человека характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных фаз: ориентирование, планирование в форме внутреннего программирования, реализация и контроль. В соответствии с этими фазами осуществляется каждое отдельное речевое действие.

Исходным  моментом любого речевого действия является коммуникативная ситуация, т.е. стечение обстоятельств, которое побуждает  человека к речевому действию (напр., необходимость ответить на вопрос, написать письмо, побеседовать с клиентом и т.д.).

Коммуникативная ситуация – это динамическая совокупность всех обстоятельств, в которых протекает  общение: место и время встречи, наличие предварительной договоренности или ситуация неожиданная, конфиденциальная или публичная, легальная или  конспиративная; срок, степень и характер знакомства ее участников, социальная и/или возрастная дистанция между ними и др.

В реализации речевого действия выделяются следующие этапы.

    • Подготовка высказывания. Успех этого речевого действия зависит от того, насколько у человека сформированы речевые навыки и умения.
    • Структурирование высказывания, при котором осуществляется выбор слов, расположение их в нужной последовательности и грамматическое оформление. В оперативной речевой памяти действует механизм «оценки» подбираемых слов.
    • Переход к внешней речи, когда осуществляется звуковое или графическое оформление высказывания. При нарушении перехода от внутренней речи к внешней по каким-либо причинам, речь нам кажется бессвязной, труднопонимаемой. О результате речевого действия судят по его восприятию, т.е. обратной связи.

Восприятие речи (процесс слушания/чтения) включает следующие стадии: переход с акустического/графического кода на код внутренней речи; расшифровка синтаксических структур и грамматических форм; понимание общего плана высказывания; оценка полученной информации; понимание выбора формы и языковых средств.

Понимание как составная часть процесса восприятия включает два уровня – языковой и содержательный. Полное понимание на том или ином уровне достигается не всегда. Обратная связь (=реакция на высказывание) – важный элемент контроля речевого действия, позволяющий оценить его результат. Наиболее полно такая связь осуществляется в диалоге.

В зависимости  от выявленности речевой деятельности различают два вида речи – внешнюю речь и внутреннюю.

Внешняя речь – это процесс речевой деятельности, включающий различные механизмы кодирования и декодирования информации. Это то, что мы произносим, пишем (продуктивная речь), слышим, читаем (рецептивная речь).

Внутренняя речь – языковое оформление мысли без ее высказывания, устного или письменного. Здесь языковые значения используются вне процесса реальной коммуникации. Этот процесс скрыт от непосредственного наблюдения и поэтому далеко еще не изучен. Считается, что процесс внутренней речи протекает с большей скоростью и сама внутренняя речь различается степенью языковой оформленности в зависимости от условий.

По формам речевой коммуникации различают устную и письменную. Устная речь, в свою очередь, предполагает такие формы, как монолог, диалог, полилог.

Монолог как форма речевой коммуникации преследует несколько целей: информировать слушателей (информационная речь – отчет, доклад, выступление на митинге),  побудить определенные чувства и эмоции (убеждающая речь – реклама, торжественная речь, поздравительная, поминальная и др.), побудить к определенным действиям (речь протеста, политическая речь). Монологическая речь всегда публична. Это речь для слушателей. Говорящий предъявляет как текст, так и самого себя аудитории, следит за реакцией слушающих, вносит коррективы по ходу выступления с учетом меняющейся ситуации. При этом положение слушателей по-своему сложное, поскольку по этикету они на протяжении всего выступления должны молчать и не вмешиваться в речь говорящего. Кроме того, аудитория заинтересована, чтобы ее присутствие не было напрасной тратой времени, а пошло ей на пользу. Слушатели выражают не безропотно психологически с помощью невербальный или паралингвистических средств отношение к тому, что говорит выступающий. Сигналы обратной связи, контрдействия аудитории выражаются благодарным или скучающим взглядом, поддакивающими кивками, свистом, хохотом, гробовой тишиной, откровенной зевотой, гулом недовольства, громом рукоплесканий, демонстративным уходом из зала.

Диалог как форма речевой коммуникации представляет процесс взаимного общения, когда сиена реплик отражает постоянную смену инициативы, ролей: говорящий становится слушающим, а слушающий – говорящим. Коммуникативные роли «я» и «ты» взаимообратимы, но отправным пунктом служит говорящий как фактический зачинатель разговора. 

Разновидности диалогической коммуникации: бытовой  разговор, деловая беседа, собеседование, интервью, переговоры, спор и т.д. В диалоге большое значение имеет интонация, сопровождающие речь мимика и телодвижения говорящего.

Полилог предполагает наличие нескольких активных учакстников речевой коммуникации.

Виды устной коммуникации – говорение и слушание. В ходе специальных исследований было установлено, что в среднем человек тратит 29,5% времени на слушание, 21,5%  - на говорение, 10% - на письмо. В ситуации делового общения администратор тратит 45% на слушание, 30% - на говорение, 16% - на чтение. (А студент?).

Говорение – процесс формирования и формулирования мысли в момент произнесения высказывания. Главным инструментом говорения является голос (высота, сила, тембр звуков). Участники коммуникации должны уметь выбирать уместно интенсивность, темп и четкость произношения в зависимости от того, где, с кем и для чего говорят. Главным оценочным критерием произношения является правильность/неправильность. Отступление от нормы считается неприличным и осуждается общественностью.

Высшим  уровнем говорения является спонтанная, динамичная речь. Говорящий не только передает слушателям информацию, но и  сообщает всое отношение к ней и воздействует на восприятие слушателями фактов, определений, дополняя их своими рассуждениями.

Слушание представляет собой рецептивный вид речевой деятельности, связанный со слуховым восприятием звучащей речи. В процессе слушания необходимо различат два аспекта: а) слух как физиологическую характеристику и б) слушание как процесс осознанного познавательного действия, ведущего к интерпретации и пониманию. Не случайно в языках существует два глагола - слушать и слышать.

Умение  слушать – одно из основных умений в речевой коммуникации; оно является одним из критериев коммуникабельности человека. Большинству людей свойственны  следующие недостатки при традиционном слушании: 1) бездумное восприятие (напр., слушание радио при других занятиях); 2) наблюдение за собеседником, вместо того чтобы внимательно слушать  и выделять полезную информацию; 3) внимание не к словам говорящего, а к своим  мыслям, нередко ошибочно предвосхищая содержание информации. Барьеры коммуникации связаны чаще всего с неправильным слушанием партнера.

Факторы, определяющие эффективность слухового восприятия:

  • объективные факторы (шумы и помехи, акустические характеристики помещения, микроклимат в помещении – температура, влажность и т.д.);
  • субъективные факторы (возраст и пол слушателя, темперамент, интеллектуальные способности);
  • основные (слуховая способность, способность к прогнозированию и др.);
  • дополнительные (способность к запоминанию, к концентрации внимания);
  • вспомогательные (уровень общей культуры, словарный запас).

Современный человек – двоякоговорящий: устно и письменно. Письменное общение – это продуктивный вид речевой деятельности, который отличается большей подготовленностью, независимостью от времени и условий протекания общения. Это дистанционное общение, в котором, в отличие от устного общения, где налицо непосредственный контакт коммуникантов здесь и сейчас, на виду друг у друга, участники письменного общения недосягаемы, разрыв в общении связан с длительными промежутками времени и значительными расстояниями, они не рассчитано на незамедлительную ответную реакцию.

Письмо представляет собой процесс создания текста с последующей его графической фиксацией. В письме выделяются техника и содержание, оформление которого связано с овладением правописанием – орфографией и пунктуацией, разновидностями письменной речи (жанры).

Письменный текст обладает рядом содержательных и формальных качеств: языковой материал соответствует нормам употребления; текст содержит речевые клише, обороты, типичные для той или иной формы письменной коммуникации; изложение информации характеризуется точностью и доступностью для адресата (читателя). В письменном общении важно учитывать, что письменный текст воспринимается сначала зрительно, а потом формально (композиция, доступность, четкость). Для каждой сферы общения характерны определенные жанры письменной речи:

  • научная сфера (объяснение и оценка фактов действительности): статья, реферат, аннотация, рецензия, отзыв, монография и т.д.
  • официально-деловая сфера (информирование, инструктирование): доверенность, расписка, заявление, справка, характеристика, отчет, протокол собрания, решение собрания, деловое письмо, инструкции, объявление, афиша и т.д.
  • общественно-политическая сфера (убеждение, влияние на поступки людей): репортаж, интервью, выступление с сообщением (докладом, лекцией), очерк, заметка, статья в газету, письмо в редакцию и др.
  • литературно-художественная сфера (воздействие на чувства, сопереживание): рассказ, повесть, басня, сказка, стихотворение, роман, загадка, сценарий и т.д.

Особый  вид коммуникации – деловая переписка при трудоустройстве. Ищущий работу вступает в коммуникативные контакты непосредственно с работодателем либо посредниками, которые проводят подбор кадров, так называемый рекрутинг. Общение происходит опосредованно с опорой на представленные письменные данные.

Резюме – представляет краткие, но исчерпывающие сведения о кандидате в социальном контексте и его профессиональной компетенции. Используются критерии, принятые в западном обществе, ориентированные на конкурентные отношения, состязательность. Все сведения подаются в позитивном плане, неуместна самокритика. Обязательно следует указать, как претенденту стало известно о вакансии и причину, которая побудила его обратиться в фирму. Важно избегать речевых клише, канцеляризмов, избитых фраз, придать живость документу.

Информация о работе Теории коммуникации