Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 23:13, шпаргалка
Коммуникация, лат. слова «communico» означает «совместный, общий, объединяющий, взаимный, обоюдный, предполагающий обмен знаниями и ценностями». Коммуникация (сommunication – обмен, связь, разговор) – 1) процесс передачи информации; 2) составляющая актов общения, связи между людьми посредством передачи знаков и символов. Целью является взаимопонимание партнеров.
Сегодня во многих психологических, социологических и философских работах коммуникация рассматривается как важнейший фактор совместной деятельности людей, предполагающий активность его участников.
Межличностная коммуникация
Межличностная коммуникация определяется как взаимный обмен субъективным опытом людей, находящихся в пространственной близости, имеющих возможность видеть, слышать друг друга, легко осуществлять обратную связь.
Особенности межличностной коммуникации: неизбежность коммуникации – обмен информацией для человека является важнейшей потребностью; необратимость коммуникации – невозможность уничтожить сказанное; непосредственная обратная связь; многоканальность – слух, зрение, обоняние сообщают дополнительную информацию о партнере; межличностные отношения, которые складываются в результате деловых и творческих контактов – неофициальных, в результате эмпатии. Не характер таких отношений влияют условия коммуникации: анонимный обмен информацией (между незнакомыми людьми в поезде, зрительном зале и т.п.); функционально-ролевое общение (между членами профессионального коллектива); личное, или интимное, общение (в группе друзей, в семье).
Сущность и функции
Помимо
базовых функций коммуникации (информационной,
экспрессивной и
Мотивационные
теории можно объединить в
две группы: мотивационные теории
равновесия и мотивационные
Мотивационные теории равновесия (баланса – дисбаланса0
Теория Ф.Хейдера о когнитивном балансе базируется на двух постулатах: 1) наличие общечеловеческой тенденции к совместимости; 2) реакция говорящего на кого-либо/что-либо варьируется в пределах позитивного/негативного (нравится – не нравится). В такой трехчастной модели [Я – Другой - Третий] не учитываются постоянно меняющиеся ситуативные условия, которые влияют на создание гармонии и на возникновение конфликта в межличностном общении.
Теория Л.Фестингера, так называемая теория когнитивного диссонанса, связана с конфликтными ситуациями, обусловленными несогласованностью когнитивных структур коммуникантов.
Теория
«управления впечатлением»
Мотивационные теории удовлетворения потребностей.
Мотивационная теория психолога А.Маслоу основывается на росте удовлетворения личных потребностей.
Диаграмма иерархии человеческих потребностей
по Абрахаму Маслоу.
Ступени (снизу вверх):
1.Физиологические
2.Безопасность
3.Любовь/Принадлежность к чему-либо
4.Уважение
5.Познание
6.Эстетические
7.Самоактуализация
Причем последние три уровня:
«познание», «эстетические» и «самоактуализация»
в общем случае называют «Потребностью
в самовыражении» (Потребность в личностном
росте)
Потребности в порядке их очередности:
Физиологические потребности Состоят из основных, первичных потребностей человека, иногда даже неосознанных. Иногда, в работах современных исследователей, их называют биологическими потребностями.
Потребность в безопасности После удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности другого уровня, которые в самом общем виде можно объединить в категорию безопасности (потребность в безопасности; в стабильности; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях; другие потребности).
Потребность в принадлежности и любви Человек жаждет теплых, дружеских отношений, ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, которая приняла бы его как своего.
Потребность в признании Каждый человек (за редкими исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя. Удовлетворение потребности в оценке, уважении порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходим в этом мире. Потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение». Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы. Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации или в престиже (мы определяем эти понятия как уважение окружающих), потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы.
Потребность в самоактуализации Ясно, что музыкант должен заниматься музыкой, художник — писать картины, а поэт — сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации. Очевидно, что у разных людей эта потребность выражается по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать. Похоже, что на этом уровне мотивации очертить пределы индивидуальных различий почти невозможно.
Можно назвать ряд социальных условий, необходимых для удовлетворения базовых потребностей; ненадлежащее исполнение этих условий может самым непосредственным образом воспрепятствовать удовлетворению базовых потребностей. К ним относятся познавательные и эстетические потребности.
Потребность в познании и понимании
Эстетические потребности Эстетические потребности тесно переплетены и с конативными, и с когнитивными потребностями, и потому их четкая дифференциация невозможна. Такие потребности, как потребность в порядке, в симметрии, в завершенности, в законченности, в системе, в структуре.
Потребности одного типа должны быть
удовлетворены полностью
Теория социального обмена американских социологов Дж.Хоманса и Р.Эмерсона утверждает, что люди взаимодействуют друг с другом на основании своего опыта, учитывая при этом необходимые затраты и возможные вознаграждения. Процесс коммуникативного взаимодействия рассматривается как постоянный обмен «выгодами». Конечно, в межличностной коммуникации учитывается социальный опыт, мотивированность межличностных отношений не укладывается в рамки модели «обмен выгодами».
Теория речевой деятельности, разработанная на основе общепсихологической теории деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, И.А.Зимняя), определяет ключевые факторы коммуникации как речевой деятельности – мотив (неосознанный) и цель.
На основе изучения функций межличностной коммуникации ее сущность может быть определена как речевое общение дух индивидов, вы процессе которого они регулируют речевое поведение друг друга для осуществления взаимодействия и воздействия в соответствии с их основной целью и мотивами в условиях совместной деятельности.
Степень эффективности коммуникации определяется по результатам актуализации двух функций – взаимодействия и воздействия. Эти результаты зависят от трех основных условий, определяющих характер общения: 1)типов коммуникативных личностей; 2) восприятия смысловой и оценочной информации; 3) целенаправленного воздействия друг на друга.
Для эффективной коммуникации наиболее оптимальны условия, обеспечивающие эффективность межличностной коммуникации, вариантами этих условий являются:
Совместимость партнеров как коммуникативных личностей даже при различии коммуникативных установок способствует установлению контакта. Сигналом для контакта могут быть как вербальные, так и невербальные средства;
Восприятие
(=понимание и оценка человека человеком)
– сложный процесс приема, переработки
смысловой и оценочной
Воздействие
через убеждение, механизмы которого
изучены пока недостаточно. Способы
и частные приемы воздействия
могут быть эксплицитными и имплицитными,
непосредственными и
Пространственные
отношения играют важную роль при
МВ. Они предполагают выбор позиции
по отношению к собеседнику, четкое
определение временных и
Речевое
воздействие понимается чаще всего
как целенаправленное речевое общение,
которое обусловлено
Участники
процесса общения стараются
Под коммуникативной стратегией понимается совокупность реализуемых в коммуникативном акте ходов, запланированных говорящим заранее и направленных на достижение коммуникативной цели. Коммуникативная цель – стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт.
Коммуникативная тактика – совокупность практических ходов в реальном процессе речевого взаимодействия, она соотносится с набором коммуникативных намерений (задач).
Речевые стратегии (специфические способы речевого поведения) определяют семантически, стилистический и прагматический выбор говорящего. Разграничивают общие и частные стратегии. Напр., общая стратегия дискредитации реализуется в частных стратегиях обвинения, оскорбления, насмешки.
Степень
зависимости различных тактик определяется
знанием коммуникативной
О.С.Иссерс выделяет следующие параметры, определяющие выбор речевой тактики и коммуникативных ходов на этапе планирования: общие знания о коммуникативной ситуации (уместность/неуместность определенного речевого акта); знание о соответствующем речевой акте (ритуальный, стереотипный, нестереотипный, вообще не имеющий прецедента в индивидуальном опыте); знания о собеседнике (как личности, как партнере).
Основные стратегии (императивные, манипулятивные, развивающие); вспомогательные (прагматические, диалоговые, риторические).
Вспомогательные стратегии
Прагматические – мотивированы целью: стратегии самопрезентации (коммуникативный ход «игра на повышение» (себя) и «игра на понижение» (партнера); речевая тактика похвалы, лести, комплимента/тактика оскорбления, издевки, обвинения, ссоры), а также статусные и ролевые, вызывают эмоциональный настрой. Диалоговые стратегии используются для контроля над темой, инициативой и степенью понимания в процессе общения. Риторические стратегии связаны с техникой эффективного воздействия на адресата.
Основные стратегии
Императивная стратегия предполагает кратковременное подчинение адресата, она уместна и эффективна в экстремальной ситуации, где требуется оперативное принятие и исполнение важных решений в условиях временного дефицита, а также при регламентации иерархических отношений в системах «закрытого» типа. При этом главной является установка на доминирование в межличностных отношениях. Налицо стремление распоряжаться, получить одностороннее преимущество. Императивное воздействие проявляется открыто, без маскировки – от насилия и подавления до внушения и приказа.
Манипулятивная стратегия реализуется в основном с помощью приемов подсознательного стимулирования, маскировочных техник, выстраиванием новой модели мира. Воздействие скрытое, с опорой на стере6отипы, чаще всего – это провокация, обман, интрига, намек. Одним из видов манипуляции может быть соперничество, при котором партнер по коммуникации представляется опасным и непредсказуемым, с которым приходится считаться. Тогда используются некоторые виды «тонко» манипуляции, джентльменские или временные тактические соглашения.