Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 22:08, дипломная работа
В современных условиях качество продукции входит в число основных проблем современного общества. Самые развитые страны уделяют большое внимание поиску путей решение этой проблемы. Лидирующее положение в мировой экономике, в социальном и культурном развитии достигают лишь те страны, которые способны обеспечивать качество продукции и услуг. Поэтому вопросы качества продукции и его постоянное повышение сейчас находятся в центре внимание во всем мире.
На сегодняшний день существует довольно большое количество определений системы менеджмента качества, разработанных ISO. Если их объединить, то можем получить следующее определение термина система менеджмента качества по ИСО – это система, созданная в организации для формирования политики в области качества и достижения поставленных задач.
Назначение системы менеджмента качества заключается в том, чтобы обеспечить качество продукции, производимой предприятием. Качество продукции должно соответствовать ожиданиям потребителей или быть максимально приближенным к ним. На сегодняшний день нет необходимости проверять каждую единицу продукции, выпускаемой на заводе. Для контроля над качеством, достаточно настроить систему таким образом, чтобы обеспечивалась бесперебойная и безошибочная работа, как оборудования, так и рабочего персонала. Ведь именно причинами низкого качества продукции или оказываемой услуги являются неправильные действия со стороны руководства предприятия и работников. Для того, чтобы избежать данных последствий, достаточно разработать инструкции, которые позволят добиться высокого качества продукции либо услуг, и выполнять их.[14]
Система менеджмента качества на предприятии – это один из современных стандартов, а точнее, система стандартов, внедряемых в организации с целью выйти на уровень производства, который соответствует мировым стандартам. Система – это составная часть общей системы управления предприятием, которая должна обеспечить стабильность качества продукции или услуг. Методологически, СМК – это система мер, направленных на управление качеством продукта организации. Зная, что на предприятии внедрена система менеджмента качества, потребитель имеет возможность ознакомиться с сертификатом на систему менеджмента, из которого видно, что он, потребитель, реагирует на управление качеством. Риск получить продукцию ненадлежащего качества стремится к нулю. А производитель нацелен на постоянное улучшение качества. Тактика СМК ее выражается в следующих действиях. Во-первых, выявляются и устраняются дефекты, недочеты, слабые места, предупреждается их появление. Во-вторых, в работу по улучшению качества вовлекается каждый сотрудник, их нацеливают на периодический самоконтроль. В-третьих, разрабатывается четкая стратегия управления. В-четвертых, для улучшения качества продукции, все процессы постоянно совершенствуются. В-пятых, к решению задач применяют научный подход. В-шестых, происходит регулярная самооценка.[22]
Система
менеджмента качества также должна обладать
определенной структурой. Данная система
должна содержать в себе следующие элементы:
организация, документы, процессы, ресурсы.
Первым элементом является организация,
которая заключается в том, что на предприятии
действует определенная группа сотрудников,
обладающим специальными познаниями в
сфере данной деятельности, следовательно,
идет дифференциация полномочий и обязанностей,
их взаимоотношений. Следующим обозначенным
элементом является документация. Сегодня
без ведения бухгалтерской и иной документации
просто невозможно представить деятельность
любой организации. Помимо этого в систему
менеджмента качества также входят иные
документы, носящие организационно-
Внедрением системы менеджмента качества занимаются специалисты, которые работают в соответствии с принятым сейчас в РФ стандартом ISO 9001. Внедрение СМК проходит поэтапно. Начиная с диагностического аудита предприятия с точки зрения менеджмента, затем выработки СМК для данного предприятия, определения методики внедрения, затем занимаются обучением персонала, вводят внутренний аудит, постоянно контролируют и консультируют. Заканчивается эта процедура получением сертификата.
Основными преимуществами внедрения СМК являются:
Успешное управление качеством продукции возможно при соблюдении следующих условий:
- наличия программы, обоснованно устанавливающей цель управления и методы ее достижения;
- наличия
материальных и
- наличия
стимулов, обеспечивающих
Управление качеством, как любая система, состоит из объекта и субъекта управления. Объект управления – качество продукции на всех стадиях его формирования. Субъект управления – административно-технический аппарат, работающий в соответствии с утвержденной нормативно – технической документацией.[15]
Система управления качеством включает:
- исполнительную
часть, которая в соответствии
с требованиями нормативно –
технической документации
- контрольную
часть, которая складывается из
линейно-функционального и
Линейно – функциональный контроль есть контроль качества труда непосредственных исполнителей через их руководителей. Качество работы каждого исполнителя влияет на весь производственный процесс, количество, качество и себестоимость производственной продукции.
Качество производственных процессов складывается из качества предметов труда, средств труда и качества трудовой деятельности исполнителей, т. е. комплексного качества труда работников.
Качество труда работников складывается из уровня техники и технологии, состояния технологической и трудовой дисциплины, научной организации труда и производства, степени, квалификации, мастерства, объема получаемой информации. Т.е. качество продукции начинается с рабочего места, условий труда и умения человека четко, рационально организовывать свою работу.[16]
Целями создания и функционирования СМК являются:
- достижение
и поддержание качества
- гарантированное
выполнение норм
- обеспечение
конкурентоспособности
- соблюдение требований по охране здоровья работников, охране труда и окружающей среды;
- обеспечение
уверенности руководства в том,
что планируемое качество
- достижение понимания всеми работниками завода, что от качества работы каждого зависит успех общего дела, личное благосостояние.[24]
СМК создана и внедрена как средство, обеспечивающее проведение установленной политики и достижения поставленных целей в области качества, она разработана с учетом всех этапов жизненного цикла продукции.
Основной принцип, реализуемый в СМК – обеспечить уверенность потребителей в том, что требования, относящиеся к продукции, изучены и выполнен их анализ до принятия руководством обязательства поставлять продукцию потребителю, а возможные проблемы качества заранее предупреждаются, решаются, а не устраняются после возникновения.[11]
При создании СМК работники используют современные методы создания систем качества, опираясь на следующие принципы:
- ориентация на потребителя;
- лидерство руководителя;
- вовлечение работников;
- процессный подход;
- системный подход к менеджменту;
- постоянное улучшение;
- принятие решений, основанное на фактах;
- взаимовыгодные отношения с поставщиками.
В рамках СМК:
- определены процессы, необходимые для СМК;
- определены
последовательность и
- определены
показатели, необходимые для обеспечения
результативности при
- обеспечивается
наличие ресурсов и информации,
необходимых для
- осуществляется мониторинг, измерение и анализ процессов СМК;
- принимаются
меры, необходимые для достижения
запланированных результатов и
постоянного улучшения
В перечень процессов СМК включены:
Определена документация, необходимая для разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии СМК и результативного выполнения процессов.
Документация разработана с учетом законодательных и обязательных требований потребителей и других заинтересованных сторон.
- документация СМК включает:
- политику в области качества и охраны окружающей среды;
- цели в области качества;
- руководство качеством;
- документированные процедуры, описания процессов;
- другие
документы (положения о подразделениях,
должностные инструкции, организационно-
СМК осуществляет мониторинг и измерение продукции с целью проверки и подтверждения выполнения требований потребителей к продукции по следующим направлениям:
а) входной контроль сырья, материалов и комплектующих в соответствии;
б) контроль в процессе производства продукции;
в) окончательный контроль и испытания;
г) внутренний аудит готовой продукции на складе готовой продукции.
При контроле качества продукции и анализе несоответствий и дефектов используются статистические методы обработки данных.[27]
Статистические методы управления качеством продукции включают:
– статистический анализ качества продукции и выполняемых работ в процессе производства и эксплуатации (диаграммы, гистограммы);
– статистическую оценку качества и эксплуатационной надежности продукции (источником информации о надежности продукции является подконтрольная эксплуатация);
– статистический анализ состояния техпроцессов (анализ точности и стабильности технологических процессов);
–статистическое регулирование технологических процессов (контрольные карты);
– статистический приемочный контроль качества продукции.
Применение этих статистических методов управления позволяет решать следующие задачи:
Потребители выпускаемой продукции становятся более требовательными и ожидают высокий уровень качества по низким ценам. В то же время покупателей не устраивают лишь заявления производителя об уровне качества продукции. Им необходимо подтверждение и гарантия тому, что качество соблюдено. И таким видом гарантии становится сертификат, подтверждающий наличие на предприятии внедренной системы качества.