Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 13:35, курсовая работа
«Литературный язык – это высшая, образцовая, обработанная и нормированная форма общенародного языка. Общенародный язык – это необработанный, сырой язык, частью которого являются и литературный язык, и диалекты, и жаргонизмы, и профессионализмы, и индивидуальная речь каждого. Норма – это вырабатываемые в языке при участии образцовой литературы единые и обязательные для всех «правила» произношения и правописания слов, образования их форм и построения предложений.
Введение……………………………………………………………………………3
§1.Определение ключевых понятий в рамках темы исследования……………6
§2.Теоретические основы формирования орфографического навыка…….....10
§3. Анализ УМК по русскому языку образовательной системы «Гармония» с позиции формирования орфографического навыка……………………………17
§4. Апробация данной методики на уроках русского языка по образовательной системе « Гармония»………………………………………................................29
Заключение………………………………………………………………………..32
Литература………………………………………………………………………..34
Приложение 1……………………………………………………………………….36
Приложение 2……………………………………………………………………….41
На втором этапе алгоритм выглядит так:
Таким образом, проанализировав УМК по русскому языку образовательной системы "Гармония", можно сделать вывод, что с помощью таких орфографических упражнений как диктант и списывание, у детей формируется прочный орфографический навык, а списывание широкое применение находит на первой ступени (первое полугодие 1 класса) и используется оно с целью научить детей списывать предложенный текст без ошибок.
§4. Анализ учебных занятий по теме исследования во время практики пробных уроков
В рамках исследования был проанализирован 1 урок русского языка, проведенный учителем начальных классов Хабиной Еленой Николаевной, и проведен пробный урок русского языка в 1А классе МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №8» г. Вологды.
Первый урок был проведён 3.04.2012. Главной целью урока было знакомство с работой и ролью переводчиков. Одна из задач урока была направлена на развитие орфографической зоркости.
В начале урока Елена Николаевна подвела детей к выводу, что в одной стране живут разные народы. Затем учитель создает проблемную ситуацию: просит перевести с английского языка на русский некоторые слова. Дети приходят к выводу, что в этом случае им может помочь переводчик. Так происходит знакомство с работой и ролью переводчиков. Елена Николаевна читает рассказ о переводчиках. Затем учитель готовит детей к списыванию предложения (К.И.Чуковский, С.Я. Маршак – писатели-переводчики), задает вопрос: Что за большие буквы перед фамилиями писателей? Дети отвечают –имена, отчества - имена собственные. Зтем дети хором читали предложение, всматриваясь в слова, стараясь запомнить буквы, списывали это предложение, используя алгоритм для выделения безударных гласных:
1.Поставить ударение.
2. Найти все безударные гласные.
3. Обозначить их точкой.
В завершении работы над предложением сосчитали, сколько в нем собственных имен, поставили под ними черточки.
Анализируя просмотренный урок, можно сделать вывод, что дети обучены алгоритму списывания, хорошо им владеют. Первоклассники видят в словах "ошибкоопасные" места, следовательно достаточно развита орфографическая зоркость. Учащиеся сделали минимальное количество ошибок при списывании (некоторые неправильно поставили ударение).
Через неделю в этом же классе был проведен пробный урок русского по образовательной системе «Гармония».
Тема урока: Разграничение предлогов и приставок (без терминов). Запись слов и предложений.
Цель урока: учить применять способы разграничения слов - помощников и частей слов при выполнении упражнений.
Задачи:
На этапе урока «введение в тему» на доске были напечатаны слова: уточки, удочки, улица. Детям предлагалось проанализировать слова с точки зрения лексического значения. Затем слова были изменены: у точки, у дочки, у лица. Дети пришли к выводу, что при изменении написания слова поменялось и его значение. На этапе урока «изучение нового материала» дети отгадали загадку (Речка по трубе прибегает в дом к тебе) и назвали, сколько в предложении слов - помощников. Дальше изучался первый способ разграничения слов - помощников и частей слов. Дети узнали, что перед словами, которые называют действия, нет слов - помощников. Изучая второй способ разграничения, учащиеся пришли к выводу, что слово пишется раздельно в употреблении с той или инной буквой, если такое слово в языке существует, если такого слова нет, то писать нужно слитно. Затем первоклассники читали памятку 1 «Как списывать?» Списывали словосочетания, учитывая, что после слов - помощников опасное место. Дальше изучали третий способ разграничения. Он гласит, что в том месте, где возникло сомнение, надо попробовать вставить другое слово. Если слово вставить можно, значит есть слово - помощник и его нужно писать отдельно, если слово вставить не получается, значит писать нужно слитно. На этапе «закрепления материала» детям предлагалось списать предложение. (А роза упала на лапу Азора). Перед записью уточнили, что Азор - это кличка собаки. Используя полученные на уроке знания, объяснили, почему а роза и на лапу написано раздельно. Учащиеся, пользуясь алгоритмом списывания, записали это предложение в тетрадь. Этап рефлексии показал, что большинство детей усвоили тему урока и готовы рассказать родным, друзьям, учителю, как правильно писать слова.
Таким образом, можно сделать вывод, что такие орфографические упражнения как списывание и письмо под диктовку, алгоритмы обучения которым предложены Мариной Сергеевной Соловейчик, на первых порах требуют значительного времени и кропотливой работы со стороны учителя и обучающихся. Но их регулярное применение дает положительные результаты как в плане развития орфографической зоркости, так и в плане решения грамматико-орфографических задач.
Заключение
Формирование орфографического навыка традиционно вызывает некоторые сложности у обучающихся, которые можно объяснить трудностью самой орфографии, разрозненностью изучаемых правил, отсутствием мотивации к орфографической деятельности, невнимательным отношением учащихся к слову, родной речи.
Разрешение
объективных затруднений в
Нужно четко представлять структуру орфографического действия и наметить этапы его формирования. В обобщенном виде в структуре орфографического действия выделяют два этапа:
1. постановка орфографической задачи;
2. её решение;
Нельзя приступать к формированию орфографического навыка с заучивания правил, т.к. пропускается целый этап, связанный с обнаружением орфограмм и определением их типов.
Автор учебников по русскому языку в образовательной системе «Гармония» Марина Сергеевна Соловейчик на первом этапе обучения большое внимание уделяет развитию орфографической зоркости. Наряду с традиционным набором орфограмм первого года обучения включает работу по обнаружению орфограмм слабых позиций, а именно безударных гласных, парные по глухости - звонкости согласных, как самых частотных в языке. Это умение формируется в процессе выполнения орфографических упражнений, главными из которых в первом классе являются диктант и списывание. Современная методика обучения орфографии базируется на идеях грамматического направления, когда орфографический навык формируется как действие осознанное, когда ребенок умеет обнаруживать орфограммы в словах и объяснять их правописание. Большое внимание уделяется овладению алгоритмом списывания (6 этапов) и письма под диктовку (7 этапов).
Во время посещения урока русского языка в образовательной системе «Гармония» в 1А классе МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №8» г. Вологды и проведения пробного урока мы убедились, данный алгоритм детьми усвоен. Они умеют обнаружить в слове опасные места, определить тип орфограммы и на основе этого применить то или иное правило, если оно к данному моменту изучено.
Из беседы с учителем начальных классов Хабиной Еленой Николаевной были выявлены следующие положительные результаты авторской методики: у детей появляется желание узнать, есть ли «опасные места» в том или ином слове, они успешно находят их и определяют тип орфограммы, после чего применяют правило.
Таким образом, задачи курсовой работы решены. Результаты исследования могут быть использованы в работе студентами специальности Преподавание в начальных классах и учителями начальных классов, для которых данная методика является новой.
Список литературы
Приложение 1
Конспект урока русского языка, проведённого в 1А классе МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №8» г. Вологды 3.04.2012 года
Учитель: Хабина Елена Николаевна.
Тема: Зачем нужны переводчики.
Цель: Познакомить
с работой и ролью
Задачи:
Оборудование: Схема речи. Карточка со словом – переводчик.
Ход урока:
Организация начала урока.
Основная часть.
Итоги урока. |
+
- +
- +
+
+
+
+ -
+ - +
- +
-
+
-
+
- +
-
+
+
- + +
+
- +
- +
+
+
- +
+
- + +
- + - + + - +
|
Здравствуйте, дети. Тихонько садитесь. На прошлом уроке вы нашли ответ на вопрос, какие бывают языки. Какие же? Родной и иностранные. Помните, на одном из уроков каждый из вас рассказывал, какие первые слова он сказал. А на каком языке вы произнесли свои первые слова? На русском, родном и т.д. Я просила
вас посоветоваться с А теперь представьте себе, что вы попали в другую стану, например, в Англию, где живет Том. Там все говорят на иностранном для вас языке, на английском. И вот кто-то к вам обращается (На доске схема речи). Что обозначает эта схема, как она читается? Это схема речи. Когда один человек обращается к другому, возникает речь. Вспомните, какой должна быть речь? Она должна быть понятной, вежливой. Думаю, что к вам обратились вежливо, но понятная ли? Проверим. Откройте стр.35 учебника и посмотрите на рисунки. Представьте, что кто-то просит вас показать:a boy, a table, a girl, children. (Учитель по - английски произносит слова: мальчик, стол, собака, девочка, ребята.) Вы сразу сможете показать нужные рисунки? Почему нет? Мы не знаем английского языка. А теперь, представьте, что вы решили о чем-то спросить? Вам сразу ответят на ваш вопрос? Почему? Нет. Потому что собеседник не знает нашего языка. Конечно, вас не поймут, потому что не знаете английского языка. Как же быть? Можно выучить английский, объяснить жестами. Но на изучение языка нужно время. Жестами и мимикой не все скажешь. Значит, нужен кто – то, кто выручит. Но кто? Переводчик. Правильно. Давайте вернемся к картинкам, я переведу вам с английского на русский слова, которые сказала, а вы отнесете их в два столбика, распределив по вопросам: кто? что? Перевожу первое слово, которое я сказала: мальчик. В какой столбик его отнесете? Кто? (Аналогичная работа с остальными словами). Вы смогли отнести слова, которые я произнесла по-английски только после того, как я перевела их на русский язык. Как вы объясните тем, кто не знает, кто такие переводчики и почему у них важная работа. Откройте стр. 36. Найдите в одном из предложений над картинкой слово, выделенное жирным шрифтом: шепотом прочитайте его. Переводчики. Предположите, о ком рассказ? Проверим ваше предположение. Я буду читать, а вы следите, где я остановлюсь, помогайте и вслух дочитывайте. Правильное ли предположение вы сделали? О ком мы прочитали? Назовите фамилии писателей – переводчиков. К .И.Чуковский, С. Я.Маршак. А как вы понимаете, что это за большие буквы перед фамилиями? Это имена собственные. Вам предстоит трудное задание: списать вторую часть отрывка. Хором читаем предложение, всматриваясь в слова и стараясь запомнить буквы. Действуем по знакомому плану. (Поэтапно вывешиваются карточки – подсказки, под наблюдением учителя дети готовятся и пишут.) Посчитайте, сколько
в предложении собственных 3. Поставьте над ними галочки. А сколько слов – помощников? Подчеркните их. Как бы вы ответили коротко на вопрос: О ком был отрывок? О писателях - переводчиках. О ком вы сегодня узнали? Объясните, кого называют переводчиком. Переводчик – тот, кто… Переводит. Как сказать иначе? Пересказывает, передает. Что для вас было самым интересным на уроке? Кому вы хотели бы об этом рассказать? Родителям. Урок окончен. Тихонько идите на перемену. |
|