Формирование орфографического навыка в 1классе на примере образовательной системы «Гармония»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 13:35, курсовая работа

Краткое описание

«Литературный язык – это высшая, образцовая, обработанная и нормированная форма общенародного языка. Общенародный язык – это необработанный, сырой язык, частью которого являются и литературный язык, и диалекты, и жаргонизмы, и профессионализмы, и индивидуальная речь каждого. Норма – это вырабатываемые в языке при участии образцовой литературы единые и обязательные для всех «правила» произношения и правописания слов, образования их форм и построения предложений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
§1.Определение ключевых понятий в рамках темы исследования……………6
§2.Теоретические основы формирования орфографического навыка…….....10
§3. Анализ УМК по русскому языку образовательной системы «Гармония» с позиции формирования орфографического навыка……………………………17
§4. Апробация данной методики на уроках русского языка по образовательной системе « Гармония»………………………………………................................29
Заключение………………………………………………………………………..32
Литература………………………………………………………………………..34
Приложение 1……………………………………………………………………….36
Приложение 2……………………………………………………………………….41

Вложенные файлы: 1 файл

кусовая работа последний вариант.docx

— 113.17 Кб (Скачать файл)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ 

БОУ СПО ВО «ВОЛОГОДСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

Формирование орфографического навыка в 1классе

на примере образовательной системы «Гармония»

Курсовая работа

по методике преподавания русского языка

Специальность 050709 Преподавание в  начальных классах

 

 

                          

                             Студентки 4 курса

                                                        Старцевой Алены Александровны

                                         Научный руководитель:

                                          преподаватель методики

                          русского языка

                                         Житова Елена Павловна

 

 

 

 

 

Вологда

2012

 

 

 

Содержание 

 

Введение……………………………………………………………………………3

§1.Определение  ключевых понятий в рамках темы исследования……………6

§2.Теоретические  основы формирования орфографического навыка…….....10

§3. Анализ УМК  по русскому языку образовательной системы «Гармония» с позиции формирования орфографического навыка……………………………17

§4. Апробация  данной методики на уроках русского языка  по образовательной системе «  Гармония»………………………………………................................29

Заключение………………………………………………………………………..32

Литература………………………………………………………………………..34

Приложение 1……………………………………………………………………….36

Приложение 2……………………………………………………………………….41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одной из главных задач преподавания русского языка в школе является изучение норм литературного языка. Как известно, характерной чертой любого литературного языка, в отличие от других разновидностей общенародного языка, является наличие определенных норм.

«Литературный язык – это высшая, образцовая, обработанная и нормированная  форма общенародного языка. Общенародный язык – это необработанный, сырой  язык, частью которого являются и литературный язык, и диалекты, и жаргонизмы, и  профессионализмы, и индивидуальная речь каждого. Норма – это вырабатываемые в языке при участии образцовой литературы единые и обязательные для  всех «правила» произношения и правописания слов, образования их форм и построения предложений. Соблюдение норм ведёт  к точности и ясности, способствует лучшему восприятию содержания речи»[8;87]. Различают произносительные, лексические, грамматические, орфографические и другие нормы. Орфографические нормы представляют специфику письменной формы литературного языка. «Выразительные возможности русского литературного языка как одного из могущественных языков мира почти безграничны: его грамматическая система сложна и многогранна, его лексический и фразеологический состав неисчерпаем, его жанрово-стилистические разновидности многочисленны, тонко разработаны, многие орфографические и пунктуационные правила его трудны и сложны для усвоения »[8; 83].

Важность формирования орфографической  грамотности у учащихся обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры человека, она обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания при письменном общении.

Общепризнанным является то, что  хорошо развитые речевые навыки, точная и грамотная устная речь в различных  ситуациях общения, грамотное письмо воспринимают как признак воспитанности  и образованности личности и в значительной мере определяют общественную и профессиональную активность человека.

Орфографическая грамотность представляет для школьников некоторые трудности, так как представлена в большем  объеме, который необходимо не только усвоить, но безошибочно применять на практике. Объем этот определен официальной программой и составленными на её основе школьными учебниками русского языка. В пределах этого объема учащиеся должны научиться выделять орфограммы, находить их опознавательные признаки и в соответствии с ними применять то или иное орфографическое правило. Но выучить формулировку правила и освоить правописание с помощью правила не одно и то же. Как известно, есть учащиеся, которые, зная правило, не могут применять его на практике. Поэтому и ученые, и учителя ищут новые, более эффективные подходы в организации процесса работы по формированию орфографического навыка. Проблема формирования орфографической грамотности младших школьников не нова, многие лингвисты и методисты работали над ее решением. Проблемой формирования грамотного письма  занимался известный педагог К.Д.Ушинский. Он внёс большой вклад в развитие методики орфографии. Велика заслуга в этой области также А.Х. Востокова, Ф.И. Буслаева, И.И. Срезневского, Н.С.Рождественского, Д.Н. Богоявленского, Т.Г. Рамзаевой, М.Р. Львова, М.С.Соловейчик и многих других.

Этот вопрос заинтересовал нас  и помог определиться с темой  курсовой работы - «Формирование орфографического навыка в 1 классе на примере образовательной системы «Гармония».

Объектом исследования является процесс  формирования орфографического навыка на уроках русского языка в начальной  школе.

Предметом - овладение этапами орфографического действия в 1 классе на примере образовательной системы «Гармония».

Цель исследовательской деятельности - описать методику обучения первоклассников  постановке и решению орфографических  задач.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

1. Определить ключевые понятия по теме исследования.

2. Описать теоретические основы формирования орфографического навыка.

3. Проанализировать УМК по русскому языку в образовательной системе «Гармония» с целью изучения методики формирования орфографического действия у обучающихся 1 класса.

4. Апробировать данную методику на уроках русского языка по образовательной системе « Гармония» в период практики пробных уроков.

Для реализации перечисленных задач  были использованы  такие методы исследования  как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, изучение психолого-педагогической и методической литературы, опытно-практическая работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1.Определение ключевых понятий в рамках темы исследования

Орфография  – совокупность правил правописания, разработанная на основе морфологии и словообразования . В разных источниках существуют разные определения орфографии. В большой советской энциклопедии сказано, что «орфография – правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи (слов и грамматических форм) на письме»[7; 465]. В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой дается два определения орфографии: «правила написания слов и их форм» и «само такое правильное написание» [6; 243]. Общественная функция орфографии проявляется в том, что единообразное написание слов, независимо от индивидуальных и диалектных особенностей произношения, облегчает пользование письменной речью.

«Орфография – совокупность правил правописания. В лингвистике различают пять основных разделов орфографии:

- передача буквами фонемного состава слова (морфем);

- слитные,  раздельные и дефисные написания;

- употребление  заглавных букв;

- правила  аббревиации, т.е. сокращение слов;

-употребление прописных и строчных букв» [4; 298].

В начальных  классах изучают 4 первых раздела, более  половины важнейших правил орфографии. Но применение правил обычно ограничивается доступными случаями, без осложнений, на доступной детям лексике.

Основной  единицей правописания в современной  методике служит орфограмма, то есть написание, требующее проверки. «Орфограмма – такое написание слова, которое выбирается из ряда возможных при одном и том же произношении, и отвечают определенному правилу» [5; 128]. Главным признаком орфограммы следует считать наличие вариантов написания, лишь один из которых правильный. Орфограммой может быть отдельная буква в слове, сочетание букв, морфем, стык морфем, пробел между словами, место разделения слова для переноса, выбор строчной или заглавной буквы. В орфограмме всегда есть не менее двух предполагаемых написаний. Обоснованный выбор правильного написания – есть решение грамматико-орфографической задачи. Орфограмма «работает» в процессе письма лишь в том случае, если пишущий её моментально замечает. Целенаправленное обучение нахождению орфограмм в словах, в текстах, должно быть в центре внимания учителя с первых шагов обучения письму в 1 классе. В тексте орфограммы расположены неравномерно: в некоторых словах их нет, в некоторых 2-3.

Для проверки орфограммы требуется определённое пространство – так называемое орфографическое  поле. При проверке падежного окончания  имени прилагательного минимальное орфографическое поле - сочетание имя прилагательное + имя существительное. Проверяя орфограммы, учащиеся постоянно пользуются орфографическим полем, не осознавая этого.

Основанием  проверки орфограмм служит умение увидеть  орфограмму, опознать ее, т.е. соотнести  с правилом, с грамматической основой. Умение обнаруживать в слове орфограммы называется орфографической зоркостью.

Для этой операции нужны значительный объем  памяти, ее готовность, четкое знание грамматики и орфографических правил. Узнавание  орфограммы, соотнесение ее с правилом должны протекать с большой скоростью, чтобы не задерживать письма, не отвлекать школьника от содержания того, что он пишет. Зоркость формируется на протяжении многих лет. «Обследование уровня зоркости детей дает неутешительные результаты: она колеблется от 20 до 60% (учитывались только изученные орфограммы) и лишь у отдельных учащихся достигает 90%. Поэтому слабость орфографической зоркости принято считать важнейшей причиной ошибок школьников в письменных работах» [3;88]

«Орфографическое правило – это описание последовательных операций, которые выполняет пишущий, для того, чтобы привести звучание в положение, по которому устанавливается письменный знак, то есть для того, чтобы найти сильную позицию звука (фонемы) гласного или согласного» [2;178]. Орфографические правила могут успешно применяться лишь на основе определенного уровня владения фонетической, грамматической системой языка, словарем, ибо орфографический навык – составная часть языковых умений, речевой деятельности. В начальных классах используются следующие типы орфографических правил:

А) Указание или запрещение: оно не ведет к  рассуждению, сложному действию, например правописание жи - ши, ча- ща и т.д.

Б) Указание для выбора на основе смысла написания  из двух или нескольких вариантов.

В) Правило - указание для наблюдения за языком, например «Общая часть родственных  слов или корень, пишется одинаково»

Г) Грамматические правила, приводящие ученика к правильному  написанию. Они не дают орфографических  указаний, но подводят ученика к  выводу.

Д) Правило - предписание к процедуре проверки» [4; 311].

Вывод правила и построение алгоритма обычно проходит 3 ступени:

  1. Осознание цели проверки.
  2. Грамматическое ориентирование, моделирование проверки.
  3. Операционная ступень: решение грамматико- орфографической задачи по алгоритму.

Работа  с орфографическими  правилами  способствуют умственному развитию учащихся: она требует постоянного  анализа и синтеза, сопоставления  и противопоставления, обобщения  и конкретизации, рассуждения и  доказательства.

«Как всякое психическое образование, орфографическое действие обладает определенной структурой. Например, М.Р. Львов считает, что при его выполнении необходимо пройти шесть ступеней:

  1. Найти орфограмму.
  2. Определить ее тип.
  3. Наметить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы.
  4. Определить последовательность шагов решения задачи
  5. Выполнить намеченную последовательность действий.
  6. Написать слово в соответствии с решением орфографической задачи» [9; 189]

В обобщенном виде в орфографическом действии выделяют две ступени: постановка орфографической задачи (выделение орфограммы) и её решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом).

В области  орфографии школьники овладевают умениями и навыками.

«Умение – это вид опыта личности, этап овладения новым способом деятельности: оно формируется на основе теории, правила, инструкции, а так же на основе подражания по принципу «делай, как я». Закрепленное, автоматизированное умение принято называть навыком, что особенно важно для правописания» [5; 176].

«Навыки – автоматизированные действия, вырабатывающиеся в результате длительных организованных упражнений »[3; 103].

Итак, орфографический навык – сложный навык. Он создаётся в процессе длительных упражнений и основывается на наиболее простых навыках и умениях таких как: навык письма, умение анализировать слово с фонетической стороны, умение выделять морфемный состав слова, умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило и осуществить проверку. В рамках исследования мы будем оперировать понятиями, определения которых приведены в данном параграфе.

 

 

 

 

 

 

 

 

§2.Теоретические основы формирования орфографического навыка

«Методика обучения грамотному письму формировалась в 18 – 19 веках первоначально на традициях письма, постепенно накапливалась теория, создавались научно – лингвистические основы. Первые шаги в этом важном деле сделал М.В. Ломоносов. Он систематизировал правила, приспособил их к возможностям учащихся, установил нормы, обсудил спорные вопросы. Великая заслуга в этой области также А.Х. Востокова, Ф.И. Буслаева, И.И. Срезневского.

Информация о работе Формирование орфографического навыка в 1классе на примере образовательной системы «Гармония»