Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 13:35, курсовая работа
«Литературный язык – это высшая, образцовая, обработанная и нормированная форма общенародного языка. Общенародный язык – это необработанный, сырой язык, частью которого являются и литературный язык, и диалекты, и жаргонизмы, и профессионализмы, и индивидуальная речь каждого. Норма – это вырабатываемые в языке при участии образцовой литературы единые и обязательные для всех «правила» произношения и правописания слов, образования их форм и построения предложений.
Введение……………………………………………………………………………3
§1.Определение ключевых понятий в рамках темы исследования……………6
§2.Теоретические основы формирования орфографического навыка…….....10
§3. Анализ УМК по русскому языку образовательной системы «Гармония» с позиции формирования орфографического навыка……………………………17
§4. Апробация данной методики на уроках русского языка по образовательной системе « Гармония»………………………………………................................29
Заключение………………………………………………………………………..32
Литература………………………………………………………………………..34
Приложение 1……………………………………………………………………….36
Приложение 2……………………………………………………………………….41
ДЕПАРТАМЕНТ
ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ
БОУ СПО ВО «ВОЛОГОДСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Формирование орфографического навыка в 1классе
на примере образовательной системы «Гармония»
Курсовая работа
по методике преподавания русского языка
Специальность 050709 Преподавание в начальных классах
Студентки 4 курса
русского языка
Вологда
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
§1.Определение ключевых понятий в рамках темы исследования……………6
§2.Теоретические основы формирования орфографического навыка…….....10
§3. Анализ УМК по русскому языку образовательной системы «Гармония» с позиции формирования орфографического навыка……………………………17
§4. Апробация
данной методики на уроках русского языка
по образовательной системе «
Гармония»………………………………………......
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложение
1……………………………………………………………………….
Приложение
2……………………………………………………………………….
Введение
Одной из главных задач преподавания русского языка в школе является изучение норм литературного языка. Как известно, характерной чертой любого литературного языка, в отличие от других разновидностей общенародного языка, является наличие определенных норм.
«Литературный язык – это высшая, образцовая, обработанная и нормированная форма общенародного языка. Общенародный язык – это необработанный, сырой язык, частью которого являются и литературный язык, и диалекты, и жаргонизмы, и профессионализмы, и индивидуальная речь каждого. Норма – это вырабатываемые в языке при участии образцовой литературы единые и обязательные для всех «правила» произношения и правописания слов, образования их форм и построения предложений. Соблюдение норм ведёт к точности и ясности, способствует лучшему восприятию содержания речи»[8;87]. Различают произносительные, лексические, грамматические, орфографические и другие нормы. Орфографические нормы представляют специфику письменной формы литературного языка. «Выразительные возможности русского литературного языка как одного из могущественных языков мира почти безграничны: его грамматическая система сложна и многогранна, его лексический и фразеологический состав неисчерпаем, его жанрово-стилистические разновидности многочисленны, тонко разработаны, многие орфографические и пунктуационные правила его трудны и сложны для усвоения »[8; 83].
Важность формирования орфографической грамотности у учащихся обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры человека, она обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания при письменном общении.
Общепризнанным является то, что хорошо развитые речевые навыки, точная и грамотная устная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо воспринимают как признак воспитанности и образованности личности и в значительной мере определяют общественную и профессиональную активность человека.
Орфографическая грамотность представляет для школьников некоторые трудности, так как представлена в большем объеме, который необходимо не только усвоить, но безошибочно применять на практике. Объем этот определен официальной программой и составленными на её основе школьными учебниками русского языка. В пределах этого объема учащиеся должны научиться выделять орфограммы, находить их опознавательные признаки и в соответствии с ними применять то или иное орфографическое правило. Но выучить формулировку правила и освоить правописание с помощью правила не одно и то же. Как известно, есть учащиеся, которые, зная правило, не могут применять его на практике. Поэтому и ученые, и учителя ищут новые, более эффективные подходы в организации процесса работы по формированию орфографического навыка. Проблема формирования орфографической грамотности младших школьников не нова, многие лингвисты и методисты работали над ее решением. Проблемой формирования грамотного письма занимался известный педагог К.Д.Ушинский. Он внёс большой вклад в развитие методики орфографии. Велика заслуга в этой области также А.Х. Востокова, Ф.И. Буслаева, И.И. Срезневского, Н.С.Рождественского, Д.Н. Богоявленского, Т.Г. Рамзаевой, М.Р. Львова, М.С.Соловейчик и многих других.
Этот вопрос заинтересовал нас и помог определиться с темой курсовой работы - «Формирование орфографического навыка в 1 классе на примере образовательной системы «Гармония».
Объектом исследования является процесс формирования орфографического навыка на уроках русского языка в начальной школе.
Предметом - овладение этапами
Цель исследовательской
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить ключевые понятия по теме исследования.
2. Описать теоретические основы формирования орфографического навыка.
3. Проанализировать УМК по русскому языку в образовательной системе «Гармония» с целью изучения методики формирования орфографического действия у обучающихся 1 класса.
4. Апробировать данную методику на уроках русского языка по образовательной системе « Гармония» в период практики пробных уроков.
Для реализации перечисленных задач были использованы такие методы исследования как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, изучение психолого-педагогической и методической литературы, опытно-практическая работа.
§1.Определение ключевых понятий в рамках темы исследования
Орфография – совокупность правил правописания, разработанная на основе морфологии и словообразования . В разных источниках существуют разные определения орфографии. В большой советской энциклопедии сказано, что «орфография – правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи (слов и грамматических форм) на письме»[7; 465]. В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой дается два определения орфографии: «правила написания слов и их форм» и «само такое правильное написание» [6; 243]. Общественная функция орфографии проявляется в том, что единообразное написание слов, независимо от индивидуальных и диалектных особенностей произношения, облегчает пользование письменной речью.
«Орфография – совокупность правил правописания. В лингвистике различают пять основных разделов орфографии:
- передача буквами фонемного состава слова (морфем);
- слитные,
раздельные и дефисные
- употребление заглавных букв;
- правила аббревиации, т.е. сокращение слов;
-употребление прописных и строчных букв» [4; 298].
В начальных классах изучают 4 первых раздела, более половины важнейших правил орфографии. Но применение правил обычно ограничивается доступными случаями, без осложнений, на доступной детям лексике.
Основной единицей правописания в современной методике служит орфограмма, то есть написание, требующее проверки. «Орфограмма – такое написание слова, которое выбирается из ряда возможных при одном и том же произношении, и отвечают определенному правилу» [5; 128]. Главным признаком орфограммы следует считать наличие вариантов написания, лишь один из которых правильный. Орфограммой может быть отдельная буква в слове, сочетание букв, морфем, стык морфем, пробел между словами, место разделения слова для переноса, выбор строчной или заглавной буквы. В орфограмме всегда есть не менее двух предполагаемых написаний. Обоснованный выбор правильного написания – есть решение грамматико-орфографической задачи. Орфограмма «работает» в процессе письма лишь в том случае, если пишущий её моментально замечает. Целенаправленное обучение нахождению орфограмм в словах, в текстах, должно быть в центре внимания учителя с первых шагов обучения письму в 1 классе. В тексте орфограммы расположены неравномерно: в некоторых словах их нет, в некоторых 2-3.
Для проверки
орфограммы требуется определённое
пространство – так называемое орфографическое
поле. При проверке падежного окончания
имени прилагательного
Основанием проверки орфограмм служит умение увидеть орфограмму, опознать ее, т.е. соотнести с правилом, с грамматической основой. Умение обнаруживать в слове орфограммы называется орфографической зоркостью.
Для этой операции нужны значительный объем памяти, ее готовность, четкое знание грамматики и орфографических правил. Узнавание орфограммы, соотнесение ее с правилом должны протекать с большой скоростью, чтобы не задерживать письма, не отвлекать школьника от содержания того, что он пишет. Зоркость формируется на протяжении многих лет. «Обследование уровня зоркости детей дает неутешительные результаты: она колеблется от 20 до 60% (учитывались только изученные орфограммы) и лишь у отдельных учащихся достигает 90%. Поэтому слабость орфографической зоркости принято считать важнейшей причиной ошибок школьников в письменных работах» [3;88]
«Орфографическое правило – это описание последовательных операций, которые выполняет пишущий, для того, чтобы привести звучание в положение, по которому устанавливается письменный знак, то есть для того, чтобы найти сильную позицию звука (фонемы) гласного или согласного» [2;178]. Орфографические правила могут успешно применяться лишь на основе определенного уровня владения фонетической, грамматической системой языка, словарем, ибо орфографический навык – составная часть языковых умений, речевой деятельности. В начальных классах используются следующие типы орфографических правил:
А) Указание или запрещение: оно не ведет к рассуждению, сложному действию, например правописание жи - ши, ча- ща и т.д.
Б) Указание для выбора на основе смысла написания из двух или нескольких вариантов.
В) Правило - указание для наблюдения за языком, например «Общая часть родственных слов или корень, пишется одинаково»
Г) Грамматические правила, приводящие ученика к правильному написанию. Они не дают орфографических указаний, но подводят ученика к выводу.
Д) Правило
- предписание к процедуре
Вывод правила и построение алгоритма обычно проходит 3 ступени:
Работа с орфографическими правилами способствуют умственному развитию учащихся: она требует постоянного анализа и синтеза, сопоставления и противопоставления, обобщения и конкретизации, рассуждения и доказательства.
«Как всякое психическое образование, орфографическое действие обладает определенной структурой. Например, М.Р. Львов считает, что при его выполнении необходимо пройти шесть ступеней:
В обобщенном виде в орфографическом действии выделяют две ступени: постановка орфографической задачи (выделение орфограммы) и её решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом).
В области орфографии школьники овладевают умениями и навыками.
«Умение – это вид опыта личности, этап овладения новым способом деятельности: оно формируется на основе теории, правила, инструкции, а так же на основе подражания по принципу «делай, как я». Закрепленное, автоматизированное умение принято называть навыком, что особенно важно для правописания» [5; 176].
«Навыки – автоматизированные действия, вырабатывающиеся в результате длительных организованных упражнений »[3; 103].
Итак, орфографический навык – сложный навык. Он создаётся в процессе длительных упражнений и основывается на наиболее простых навыках и умениях таких как: навык письма, умение анализировать слово с фонетической стороны, умение выделять морфемный состав слова, умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило и осуществить проверку. В рамках исследования мы будем оперировать понятиями, определения которых приведены в данном параграфе.
§2.Теоретические основы формирования орфографического навыка
«Методика обучения грамотному письму формировалась в 18 – 19 веках первоначально на традициях письма, постепенно накапливалась теория, создавались научно – лингвистические основы. Первые шаги в этом важном деле сделал М.В. Ломоносов. Он систематизировал правила, приспособил их к возможностям учащихся, установил нормы, обсудил спорные вопросы. Великая заслуга в этой области также А.Х. Востокова, Ф.И. Буслаева, И.И. Срезневского.