Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 13:35, курсовая работа
«Литературный язык – это высшая, образцовая, обработанная и нормированная форма общенародного языка. Общенародный язык – это необработанный, сырой язык, частью которого являются и литературный язык, и диалекты, и жаргонизмы, и профессионализмы, и индивидуальная речь каждого. Норма – это вырабатываемые в языке при участии образцовой литературы единые и обязательные для всех «правила» произношения и правописания слов, образования их форм и построения предложений.
Введение……………………………………………………………………………3
§1.Определение ключевых понятий в рамках темы исследования……………6
§2.Теоретические основы формирования орфографического навыка…….....10
§3. Анализ УМК по русскому языку образовательной системы «Гармония» с позиции формирования орфографического навыка……………………………17
§4. Апробация данной методики на уроках русского языка по образовательной системе « Гармония»………………………………………................................29
Заключение………………………………………………………………………..32
Литература………………………………………………………………………..34
Приложение 1……………………………………………………………………….36
Приложение 2……………………………………………………………………….41
Приложение 2
Конспект пробного урока русского языка, проведённого в 1а классе МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №8» г. Вологды 10.04.2012 года
Учитель: Хабина Елена Николаевна.
Практикант: Старцева Алена Александровна.
Методист: Житова Елена Павловна.
Тема: Разграничение предлогов и приставок (без терминов). Запись слов и предложений.
Цель: Учить применять способы разграничения слов - помощников и частей слов при выполнении упражнений.
Задачи:
Ход урока:
Организация начала урока.
Введение в тему урока.
Изучение нового материала.
Изучение первого способа разграничения.
Изучение второго способа разграничения.
Изучение третьего способа разграничения.
Закрепление материала.
Итоги урока.
Рефлексия.
|
+
+
+
+ - +
+ - +
+
+
- +
- +
+
+ - + - + - + - + - + - +
+ - + - +
-
+
- + - + +
+
+
+
- +
+ - +
+ - +
- + - +
- + - +
- +
+ -
+
+
+
+
+ +
-
+
+ +
|
Здравствуйте, дети. Тихонько садитесь. Меня зовут Алена Александровна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. (на доске напечатаны слова: удочки, уточки, улица). Ребята, прочитайте слова. Скажите, что они обозначают. Анализируют слова с точки зрения лексического значения. Посмотрите, что я сейчас сделаю: удочки – у дочки. Прочитайте, будьте внимательны, поменялось ударение. Что получилось? Поменялось значение слова. Послушайте, я с этим словом составлю предложение. ( У дочки красивая кукла). Попробуйте вы составить предложение. У дочки любимая кукла. Давайте попробуем изменить слова уточки, улица. ( Аналогичная работа). Посмотрите, как бывает в русском языке: У - бывает частью слова и отдельным словом. Такие слова мы называем слова - помощники. Послушайте загадку и отгадайте ее: речка по трубе прибегает в дом к тебе. Водопровод. Молодцы! А сколько в этом предложении слов – помощников? По, в, к. Правильно, но в русском языке еще много тайн. Одну из них вам предстоит сейчас открыть. Откройте учебник: станица 49, упражнение 61. Прочитайте первое сочетание слов. Какая буква выделена жирным шрифтом? В Как она написана с первым словом? Слитно. А со вторым? Раздельно. Скажите, есть ли такое слово – влетел? Да. А кто может влететь в окно? Муха, птичка и т.д. Что это слово называет? Действие. Ребята, а сейчас я вам открою тайну: все слова, которые обозначают действие, пишутся слитно. А есть ли слово – вокно? Нет. А какое слово есть? Окно. Значит, какой можно сделать вывод? Когда писать букву в составе слова, а когда раздельно? Если слово обозначает действие и в употреблении с той или иной буквой такое слово существует – раздельно, если такого слова не существует – слитно. Правильно! Давайте вспомним этапы работы при списывании. Дети читают памятку – 1. Прочитайте вслух так, как написано. Влетел в окно, забежал за дом. Повторите, не глядя в учебник. Проговорите все опасные места, заметьте, что после слова – помощника опасное место. Напишите по памяти, диктуя себе, отметьте опасные места. А сейчас мы будем работать в парах. Прочитайте каждый про себя 2 пару слов в первой строке. А затем, совещаясь в парах, ответьте на следующие вопросы: Какой слог является и частью слова, и может быть целым словом? Как называется слово – за? Антон вас внимательно слушал, и у него возник вопрос: а как же узнавать, когда буквы, слоги входят в слово, а когда они сами целые слова? Что бы вы ему ответили? Посмотрет,ь есть ли такое слово. Правильно, но есть еще один способ. ( на доске: в наше окно, за большой дом.) Может кто-нибудь догадался, что это за способ. Галочка – это знак вставки. Надо в этом месте, где возникло сомнение, попробовать вставить слово. Прочитайте, что получилось? В наше окно, за большой дом. Если слово можно вставить, как здесь, значит, есть слово – помощник и его нужно писать отдельно. Попробуйте вставить другие слова. В большое окно, за деревянный дом и т.д. Давайте потренируемся в других случаях (на доске напечатаны слова: слез с дерева) Попробуйте после выделенной буквы вставить слово в первом случае? Не получается. Значит, пишем слитно. Во втором случае? С большого дерева. Пишем отдельно. Рассмотрите картинку на стр. 45. Узнаете героев? Это Буратино и Мальвина. Что они делают? Мальвина обучает Буратино грамоте. Прочитайте предложение. С какой буквы написано слово – Азор? С заглавной. Ребята, это кличка собаки, поэтому это слово написано с заглавной буквы. Как написана буква а со словом роза? Почему? Можно между ними вставить слово. А красная роза. Ребята, мы тоже попробуем написать это предложение под диктовку. Закройте учебник. Послушайте это предложение. Запишите предложение схемой, выделяя слова. Запишите схему предложения. Проговаривайте себе предложение и пишите слова слоговыми дугами. Поставьте ударение и отметьте «опасные места». Послушайте предложение еще раз, следите, в двух местах я подскажу, как написать буквы. Диктуя себе, пишите предложение. Не забудьте проверить предложение. Ребята, какое открытие мы сегодня сделали? Объясните, как же узнавать, когда буквы входят в слово, а когда они целые слова. Попробовать вставить между ними слово, посмотреть, что обозначает слово, посмотреть, есть ли такое слово. Ребята, поднимите руки, кто понял тему сегодняшнего урока. Поднимите руки, у кого возникли трудности. Ребята, урок окончен. Тихонечко идите на перемену. |
|